Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

рельефе во многом зависит от средства подготовки. Спуски на лыжах и лыжероллерах преодолеваются быстрее, чем в беге, времени на восстановление здесь меньше. Однако темп восстановления в этих средствах несколько выше, так как лыжник-гонщик во время спуска находится в более пассивном состоянии.

Так, величина Т при передвижении на лыжах с интенсивностью 70% равна 50 уд/мин2, с интенсивностью 100% — 28 уд/мин2, при передвижении на лыжероллерах соответственно 68 и 31 уд/мин2. В беге с имитацией в беге снижение Т проявляется в меньшей степени. Темп восстановления ЧСС в беге с имитацией с интенсивностью 70% равен 31 уд/мин2, при интенсивности 100% — 15 уд/мин2, в беге соответственно 34 и 24 уд/мин2. Следовательно, наибольшие возможности для развития данного качества имеются в передвижении на лыжах и лыжероллерах. Соответствующее воздействие будет максимальным, если в тренировках подъемы преодолевать с ускорением, а спуски относительно пассивно.

Таким образом, можно утверждать, что темп восстановления отражает специфическое качество лыжника, которое необходимо развивать, но этот показатель следует определять в специальных тестах, где молено устранить влияние многочисленных помех.

Многочисленные экспериментальные данные, полученные в исследованиях, позволяют высказать предположение, что максимальная величина ЧСС, которую в состоянии достичь организм спортсмена в процессе предельной работы, является важной характеристикой его тренированности. Более того, есть основания считать ЧССмакс довольно консервативной, сохраняющейся в течение длительного времени (несколько месяцев) величиной, если, ко-

 

нечно, резко не меняется тренировочный режим.

Оба предположения, однако, нуждаются в подтверждении и более полном обосновании.

Дело в том, что при определении ЧССмакс возникают существенные ошибки из-за сложности в обеспечении необходимой высокой мотивации в определении ЧСС порядка 200 уд/мин, а также из-за быстрого снижения ЧСС даже при кратковременном прекращении работы и т. д.

Выяснилось, что среднедистанционная величина ЧСС также является характеристикой тренированности лыжника. Она примерно одинакова во всех средствах подготовки и составляет 92±1% от ЧССмакс. С увеличением длины соревновательной дистанции среднедистанционная величина ЧСС уменьшается.

При помощи радиотелеметрической аппаратуры можно тестировать тренированность спортсмена, если определять среднедистанционную ЧСС или сумму пульсовых ударов на контрольной трассе, при передвижении с заданной скоростью. При этом скорость передвижения не обязательно задавать слишком строго, так как можно очень аккуратно найти изменения в среднедистанционной величине ЧСС при отклонениях от заданной скорости. Точность теста ограничивается возможностями обеспечения стандартных условий.

Чем меньше среднедистанционная ЧСС при заданной скорости, тем лучше состояние лыжника. Высокая специфичность теста позволяет рекомендовать его применение на практике, и прежде всего перед ответственными соревнованиями, когда важно знать истинное состояние спортсмена, а использование контрольных стартов может привести к отрицательным последствиям.

 

 

ТЕХНИКА НА СЛУЖБЕ СПОРТА


ТРЕНАЖЕРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

   
Н. Г. Балабошко, Л. В. Шумиловская
 

Для определения силовой подготовленности лыжников используется много показателей, получаемых как с помощью специальных приспособлений, так и упражнений силового характера. Тем не менее эта важная сторона подготовленности тестируется пока неудовлетворительно, показатели силовых тестов слабо коррелируют с результатами лыжников. Иными словами, пока не удается вычленить специфические особенности силовой деятельности

 

лыжников. Это относится и к известной методике Коробкова-Черняева, описывающей общую силовую подготовленность, и даже к методике Кузнецова, в которой фиксируются максимальные однократные усилия, но затруднена необходимая стандартизация теста. Единственным исключением являются, пожалуй, тренажеры, разработанные в ГДР. В последнее время аналоги этих тренажеров сконструированы в ВИСТИ. Однако их нельзя было

Library   35   Up


Contents

 

Home
   

37489-23.jpg

 

Конструкция тренажера:
1 — защитная шайба, 2 — узел крепления возвратной пружины к неподвижному валу, 3 — возвратная пружина, 1 — левый стакан, 5 — магниты датчика, 6 — геркон датчика, 7 — рама, 8 — шарикоподшипники левого стакана, 9 — рукоятка левой лыжной палки, 10 — шнур, 11 — узел крепления возвратной пружины ленточного тормоза. 12 — колесо, 13 — корпус ленточного тормоза, 14 — штифт крепления ленты, 15 — лента ленточного тормоза, 16 — рабочее колесо ленточного тормоза, 17 — клинья обгонной муфты, 18 — неподвижный вал, 19 — шарикоподшипники рабочего колеса ленточного тормоза, 20 — рукоятка установки усилия, 21 — трос механизма регулировки усилия, 22 — вал механизма регулировки усилия

использовать с целью тестирования, так как в литературе отсутствовали сведения о соответствующих измерительных устройствах. Авторы настоящей статьи предлагают следующий способ определения силы рук лыжника-гонщика.

Упрощенный чертеж левой части тренажера приведен на рисунке. Для работы с тренажером его раму закрепляют неподвижно с помощью струбцин. Лыжник берет рукоятки в руки и имитирует попеременный двухшажный ход. При вытягивании шнура 10 стакан 4 начинает вращаться и через клинья обгонной муфты 17 передает движение рабочему колесу 16 ленточного тормоза, который создает усилие, препятствующее движению шнура. Величина усилия задается установкой рукоятки 20 в соответствующее положение отградуированной шкалы. Рукоятка 20 поворачивает вал 22 с закрепленным на нем тросом 21, который прижимает ленту 15 ленточного тормоза к его рабочему колесу 16. При обратном движении шнура 10 клинья обгонной муфты 17 скользят по колесу 12, а необходимое для намотки шнура 10 на стакан 4 усилие созда-

 

ется возвратной пружиной 3, закрученной при вытягивании шнура. Таким образом, усилие при обратном движении определяется свойствами возвратной пружины и может быть выбрано во много раз меньшим, чем при прямом движении. Это свойство рассматриваемого тренажера определяет его основное преимущество перед тренажерами с амортизаторами и блоками, в которых усилия на прямом и обратном ходах одинаковы, — большое соответствие создаваемых при тренировке усилий реальным силовым нагрузкам в лыжном ходе. Преимуществом тренажера является также большая компактность и мобильность по сравнению с тренажерами блочного типа.

Конструктивные особенности тренажера с ленточным тормозом позволили автоматизировать измерение работы, производимой руками.

Поскольку сила F, развиваемая ленточным тормозом, может быть задана, то для измерения выполненной работы достаточно определить суммарную длину шнура, вытянутого спортсменом на прямых ходах l, а затем работу по формуле A = Fl.

Измерение l осуществляется с помощью датчика, содержащего кольцо с двумя магнитами 5, закрепленное на стакане 4, и геркон (6), установленный в держатель, приклеенный к корпусу 13 ленточного тормоза. При вращении стакана дважды за каждый оборот происходит замыкание контактов геркона 6 под действием поля магнитов 5. Для регистрации результатов измерений используется один из самых массовых отечественных калькуляторов «Электроника», к контактам клавиша «=» которого через разъем, установленный на корпусе калькулятора, подключены нормально разомкнутые контакты геркона.

Измерение работы происходит следующим образом. Значение силы F в килограммах, установленное по шкале механизма регулировки усилия или с помощью динамометра, умножается на калькуляторе на коэффициент 0,05 (для диаметра стакана 56 мм). Измерение начинается нажатием клавиша калькулятора «+». На табло калькулятора будет индицироваться величина работы, выполненной левой рукой спортсмена. Для определения характеристик правой руки достаточно выполнить те же действия, но расположившись с противоположной стороны тренажера или оснастив датчиком правый стакан тренажера.

Основные технические
характеристики тренажера

Усилие прямого хода — 1,5 — 20 кг

Максимальная скорость движения — 2 м/с шнура

Максимальная величина хода — 1,5 м Погрешность измерения — 2,5%

 
Library   36   Up


Contents

 

Home
 

Следует отметить, что максимальная скорость движения шнура определяется характеристиками калькулятора и количеством магнитов датчика. Уменьшив количество магнитов до одного, можно удвоить эту скорость, но при этом погрешность измерения возрастет до 5%. Рассмотренный способ автоматизации измерения выполненной спортсменом работы может быть с успехом применен и в блочных тренажерах, величина усилия в которых задается весом груза. Датчик в этом случае устанавливается на один из блоков, через которые перемещается шнур. Рассматриваемый тренажер дает возможность проводить тестирование и может быть использован как средство контроля за интенсивностью работы спортсмена на тренировке.

Мы провели на тренажере ряд экспериментов, в ходе которых меняли усилия (от 2 до 10 кг) и частоту движений руками при имитации попеременного двухшажного хода (от 1 до 2,5 раза в секунду), которая задавалась метрономом. Испытуемыми были лыжники I спортивного разряда. Оказалось, что наибольшую работу спортсмены способны выполнить при усилиях и частоте движений, близких к реальным в лыжных ходах. Поэтому рекомендуется при тестировании частота движений 100 в 1 мин, а усилие — 2,5 и 3,75 кг для девушек и 3,75 и 5 кг для юношей Два значения усилий мы предлагаем для того, чтобы обеспечить сравнимость результатов лыжников разной подготовленности.

Время работы при тестировании на тренажере — 1 мин. За это время лыжник успевает сообщить максимальную скорость рабочему колесу тренажера, для чего энергично вытягивает шнур при работе руками. Оказалось, что данный тест четко регистрирует различие в силовой подготовленности и дает хорошо воспроизводимые повторные результаты. Для тестирования одновременного хода необходимы два тестирующих устройства, так как из-за усреднения усилий информация дублирует данные для попеременных ходов.

 

Для проведения тестирования необходимо выполнять ряд условий:

1) шнур вытягивать на расстояние 1 м;

2) отталкивание выполнять плавно, без рывков, при полной амплитуде движения с максимальным усилием.

Дальнейшее использование возможностей тренажера мы связываем с автоматизацией измерений выполненной спортсменом работы с привязкой ко времени, а также с усложнением алгоритмов обработки получаемой информации. Это даст возможность организовать так называемый лидер-режим, когда ритм тренировки задается автоматическим путем индикации на табло разности выполненной работы и работы, которую к этому моменту спортсмен должен выполнить. Реализации таких возможностей позволит существенно поднять обучение техническим приемам и эффективность тренировок.

При исследовании энергетических возможностей спортсменов более удобной характеристикой является мгновенная мощность и характер ее изменения за время тренировки. Эта зависимость отражает нелинейный характер накопления работы во времени и позволяет исследовать на больших временных интерпалах тренированность спортсменов, проявление утомления и т. п.

Для измерения мощности производят те же действия, но при отключенном разъеме геркона. Затем вставляют разъем и включают секундомер. Зафиксировав необходимый промежуток времени Т, отключают разъем и делят с помощью калькулятора полученный результат на Т. Данные заносят в таблицу через заданные промежутки. Указанные измерения легко организовать так, что спортсмен не будет информирован о моментах замеров, тем самым исключается субъективный фактор в исследованиях. Кроме того, с помощью простейшей коммутации, используя только один калькулятор, можно реализовать контроль за группой тренирующихся спортсменов.

 

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ ЛЫЖНИКОВ НА ЛЫЖЕРОЛЛЕРНОМ ТРЕДБАНЕ

   
В. Л. Ростовцев, В. А. Артамонов,
А. И. Головачев, Э. Л. Бутулов,
Е. В. Дмитриев, Москва
 

В настоящее время вывод об уровне технического мастерства лыжника может быть сделан в лучшем случае на основании сравнения единичных значений биомеханических параметров с модельными. Так как модели сос-

 

тавляются по данным элитных спортсменов, то это не всегда может подходить спортсменам других классов подготовки.

Нам представляется более правильным использовать методы оценки техники по энерге-

Library   37   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало