|
||||
В зимнее время с первых занятий проводится всесторонняя лыжная подготовка — изучаются способы ходьбы на лыжах и горнолыжная техника. Освоению техники в значительной мере помогают игры на лыжах: «Пятнашки», «]Между флажками», «Самый мет-кип» и др. По мере освоения материала нужно давать упражнения для изучения техники прыжка. Разученные в подготовительном периоде элементы техники требуют значительного усовершенствования непосредственно на снегу, в движении, в условиях, максимально приближенных к собственно прыжкам. Сначала выполняются спуски в стойке разгона, во время которых прыгун принимает свободное, ненапряженное положение, равномерно распределяя вес тела на ступнях, затем стойка принимается несколько раз подряд. Это же упражнение можно видоизменить, если установить на склоне ворота из палок или веток. Следующий элемент прыжка — отталкивание целесообразно разучивать вместе с приземлением. Рекомендуются следующие упражнения. Во время спуска по пологому склону — имитация толчка без подпрыгивания, то же, но несколько раз подряд, имитация толчка в определенном месте, толчок и приземление в стойку с выпадом, то же, но на склоне с профилем 5 — 8-метрового трамплина, спуски в стойке с выпадом. Эта стойка должна стать настолько привычной, что спортсмен мог бы, как говорят, с закрытыми глазами выполнить в стойке прыгуна спуск с любого склона. В это же время в занятия включаются упражнения на выработку устойчивости и привычки к скорости: спуски на скорость с подготовленных склонов и по накатанной лыжне, с горы приземления трамплина, прохождение короткой трассы типа слалома-гиганта, прыжки с естественных уступов, бугров, кочек, спуски на одной лыже и в затрудненных условиях (раскатанный склон, разбитая лыжня, глубокий снег), прохождение трассы слалома с несколькими воротами без палок и др. После освоения перечисленных упражнений можно смело переходить к прыжкам с учебных трамплинов. Главное внимание вначале обращается на правильное выполнение тех элементов, которые обеспечивают безопасность прыжка: своевременный толчок, взятие носков |
лыж в воздухе на себя, приземление с выпадом. Труднее других элементов на начальном этапе дается изучение приземления. Залогом успеха здесь служит правильное положение тела в конце полета (небольшой общий наклон вперед), носков лыж (приподняты), ног (расстояние 10 — 15 см друг от друга, прямые в коленных суставах). Выпад должен выполняться четко и почти в самый момент касания лыжами снега. Чтобы лучше подготовить мышцы ног к выполнению приземления, необходимо чаще совершать спуски с преодолением бугров, контруклонов, выкатов, когда выполняется уступающая работа. Переднезадняя устойчивость совершенствуется при спусках со склонов с разным скольжением, различной крутизны, в неодинаковых стойках (низкая — высокая, передняя — задняя, основная — с выпадом и др.). Большое значение в работе с новичками, как известно, имеет своевременное исправление ошибок. Если они являются следствием непонимания каких-нибудь элементов техники, необходимо вернуться к специальным упражнениям, выполнению прыжка или отдельного его элемента в облегченных условиях без лыж, на лыжах, на склоне. При скованном, напряженном выполнении прыжка дать упражнения, помогающие освоиться с необычной обстановкой, скоростью, безопорным положением, дополнительными нагрузками при приземлении. За зиму юные спортсмены свободно могут выполнить на учебном трамплине 400 — 450 прыжков. Если в декабре — январе прыжкам отводится 3 занятия в неделю (еще 2 посвящаются гонкам и горнолыжному спорту), то в феврале — марте — 4. Периодически нужно устраивать контрольные тренировки и соревнования: по прыжкам на лыжах за зимний сезон — 5 — 6 раз, по лыжным гонкам — 4 — 5, по слалому — 3 — 4. Со второго года обучения летом и осенью проводятся спуски с горы приземления 25 — 40-метровых трамплинов с искусственным покрытием и прыжки с кочки (до 180 — 200 раз), построенной там же. Круглогодичная многоборная направленность в работе с юными прыгунами должна осуществляться по крайней мере еще 2 — 3 года, но об этом разговор особый. |
|||
20 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |