Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

19,2 с при р < 0,05. Причем для получения относительно объективных данных трассы лыжных гонок во всех случаях прокладывались на местности без спусков и подъемов.

В результате наблюдений мы пришли к выводу, что в горной местности при использовании повторного и интервального методов тренировки необходимо несколько укорачивать длину отрезков и увеличивать интервалы отдыха между упражнениями по сравнению с такими же тренировками на равнине соответственно на 7 — 8 и 11 — 14%. Убедились мы и в том, что подготовка лыжниц в непривычных для них условиях проходит более эффективно, когда применяются 2 — 3-дневные тренировочные микроциклы, состоящие из 2 — 3-разовых занятий в день. Укороченные тренировочные микроциклы позволяют оперативно вносить нужные изменения и дополнения в подготовку спортсменок с учетом их функционального и психологического состояния, а также специальной подготовленности.

Реадаптация к привычным условиям жизнедеятельности проходит значительно легче и быстрее, чем адаптация к условиям среднегорья и новому суточному режиму. Это подтверждается динамикой показателей, полученных при выполнении спортсменками тестов из дозированных физических упражнений, а также данными стабилизации и синхронизации

 

деятельности физиологических систем организма.

Специальная работоспособность лыжниц в период реакклиматизации имеет фазовый характер, изменяется по фазам биоритмического цикла, что также необходимо учитывать при построении тренировочного процесса после возвращения с гор и переезда из отдаленных поясно-географических зон. На сроки реадаптации к прежним условиям жизнедеятельности существенное влияние оказывает продолжительность нахождения в непривычных условиях. Чем больше эта продолжительность, тем длиннее сроки реадаптации.

Мы убедились, что успешная подготовка спортсменок в условиях среднегорья, а также при смене временного пояса возможна лишь при соблюдении постоянного медико-биологического и педагогического контроля, выполнении в процессе занятий оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом индивидуальной устойчивости и переносимости условий гипоксии при рациональном отдыхе, распорядке дня и правильном режиме питания, использовании естественных и фармакологических средств восстановления. Без соблюдения всего этого процесс подготовки лыжниц как в условиях горного климата, так и при смене временного пояса проходит неэффективно.

 

 

О НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПРЫЖКАМ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА

   
В. К. Насимович, С. А. Сахарнов, Горький
 

В этой статье мы хотим поделиться опытом работы с начинающими прыгунами. Многие из них, пройдя горьковскую школу обучения, успешно выступали как у нас в стране, так и за рубежом (М. Веретенников, Г. Напалков, С. Сусликов и др.).

Как же строится начальная подготовка прыгуна? Если есть возможность отбора, то лучше всего его проводить зимой. Несколько спусков с гор на гоночных лыжах дадут возможность отобрать наиболее подготовленных ребят. В последнее время к тренерам по прыжкам на лыжах с трамплина попадают чаще всего уже отсеянные в «престижных» видах спорта ученики, а также городские ребята, знакомые с лыжами по урокам физкультуры в школе. С таким контингентом приходится начинать в буквальном смысле слова с азов.

В начале учебного года преобладает работа по общей физической подготовке. Это в первую очередь занятия легкой атлетикой, различными играми, греблей, гимнастикой, акробатикой. Наряду с развитием быстроты, ловкости, силы, выносливости большое внимание уделяется технике перечисленных видов

 

спорта — это дает возможность привить куль туру движений, пополнить запас двигательных навыков, улучшить координацию, что обеспечит в последующем более эффективное освоение техники прыжка на лыжах.

Обучение с самого начала должно быть построено на высоких требованиях к качеству выполнения осваиваемых движений. Они разучиваются быстрее и с большей точностью при выполнении не в полную силу. При этом лучше воспринимаются мышечные ощущения, что служит хорошей основой для последующего совершенствования качества движений, шлифовки тончайшей спортивной техники (А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов, 1960).

В работе с детьми и подростками необходимо обращать большое внимание на эмоциональность занятий. Однообразие средств, методов и приемов снижает качество занятий. Игры же, эстафеты, соревновательные элементы, включенные в тренировку, способствуют росту активности обучающихся и лучшему усвоению материала.

Общеразвивающие упражнения в группах начальной подготовки (9 — 11 лет) должны

Library   17   Up


Contents

 

Home
   

способствовать укреплению мышц, связок, суставов, развивать двигательные качества и функциональные возможности детей. Если на первых порах упражнения заимствуются из других видов спорта, то по мере их освоения должна учитываться специфика прыжков на лыжах с трамплина.

Выносливость (общая) в этом возрасте развивается благодаря применению ходьбы, бега, умеренных по дозировке различных упражнений, проводимых во время воскресных выходов за город пеших и велосипедных походов, лыжных прогулок. Для развития быстроты включают упражнения с большой частотой движений, ускорениями (спринтерский бег и др.). Ловкость развивается в спортивных и подвижных играх, в упражнениях в жонглировании, при работе на спортивных снарядах (перекладина, брусья, батут).

Скоростно-силовые качества повышаются при выполнении прыжковых упражнений (с места, с разбега, типа тройного и т. п.), прыжков с небольшой высоты. При этом грунт должен быть мягким (опилки, песок, густая трава). Постепенно включаются и силовые упражнения, причем сначала отягощения незначительные (собственный вес, вес партнера, камни, диски и гриф штанги), гребля, ходьба, прыжки и бег в гору, упражнения на гимнастических снарядах.

Особое место занимают упражнения и приемы, воспитывающие смелость, решительность, настойчивость: прыжки в воду с разной высоты, с обрыва на крутой и мягкий склон, падение спиной вперед с высоты до 1,5 метра (не сгибаясь и не поворачивая головы в сторону) на руки партнерам, спуски на лыжах с крутых гор и гор приземления больших

 

Рис. 1

трамплинов, преодоление неровностей склона при спусках на различной скорости. Выполнение перечисленных упражнений не должно быть связано с риском для здоровья, опасностью.

Большое место в учебно-тренировочной работе занимает специальная подготовка, помогающая успешно развивать специальные двигательные навыки, изучать и совершенствовать технику прыжка на лыжах. Специальные упражнения прыгуна должны быть близки к естественным движениям (в прыжках на лыжах можно добиться относительной схожести) по форме, характеру и величине мышечных напряжений и расслаблений, их чередованию в определенные отрезки времени. Для новичков детского возраста они подбираются на основе подводящих упражнений. Специальные упражнения облегчают процесс разучивания прыжка, способствуют устранению ошибок.

Наряду с общеизвестными специальными упражнениями (на подкидных и пружинящих досках, батуте, с партнером и др.) можно рекомендовать прыжки с роликовой тележки, с возвышения или подкидного мостика партнеру на руки, на маты (с помощью партнера и без него), из стойки разгона в положение полета с ограничителем и др. (см. рисунок).

Большое значение для прыгуна имеет умение сохранять равновесие. В занятиях нужно уделять внимание упражнениям на устойчивость, особенно на динамическое равновесие: ходьбе и выполнению различных движений на горизонтально натянутом канате, тросе, брев-

Library   18   Up


Contents

 

Home
 

не, упражнениям на узкой опоре, ходьбе и бегу с поворотами на 90 — 360°, прыжкам и соскокам с поворотами и вращениями, упражнениям на батуте и водных лыжах, элементам акробатики и снарядовой гимнастики, на допинге и др.

Специальные упражнения прыгуна включаются в основную часть каждого занятия (5 — 6 раз в неделю), им отводится до 20 — 25 мин. На раздел «Совершенствование (обучение) техники и тактики прыжков на лыжах с трамп-

 

лина» в программе шестилетней давности для ДЮСШ и ДЮШОР планируется в группах начальной подготовки 34 ч в год, т. е. по 3 ч в месяц, а на первые три года в учебно-тренировочных группах — по 8 — 10 ч в месяц. Этого количества часов явно недостаточно для освоения азов сложной техники прыжков на лыжах. Ниже приводятся контрольные нормативы по физической подготовке юных прыгунов на лыжах с трамплина 9 — 11 лет.

 

Общая физическая подготовка (на конец 1 — 2-го годов обучения)

Скоростно-силовые качества, быстрота и выносливость

Баллы

Прыжки в длину с места (см)

Бег на 30 м с низкого старта

Кросс

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

1-й год (500 м)

2-й год (1 км)

5

4

3

170

160

150

185

175

160

5,5

5,8

6,0

5,3

5,5

5,8

2,00

2,10

2,25

4,15

4,25

4,35

Силовая подготовка, гибкость

Баллы

Подтягивание (кол. раз)

Упражнение «пистолет» на двух ногах, кол. раз

Гибкость

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

5

4

3

6

4

3

8

6

4

10

8

5

15

12

8

Не сгибая ног, коснуться пальцами пола

«Мост» из положения лежа

 

Специальная физическая подготовка

Упражнения

Оценка

1-й год

2-й год

В конце осени (оценка из 10 баллов):

   

1. Принятие стойки разгона на возвышении (70 — 80 см) и прыжок с фиксацией положения в полете на руки партнера (рис. 1, б)

5 — 6

6,5 — 7

2. Прыжок вверх с небольшого возвышения с приземлением в стойку с выпадом (рис. 1, е)

5 — 6

6,5 — 7

Зимой (первые три упражнения — перед прыжками с трамплина, оценка из 10 баллов):

   

1. Принятие стойки разгона при спуске по пологому склону, прыжок вверх и приземление в стойку с выпадом

5 — 6

6,5 — 7

2. Преодоление небольших неровностей склона при спуске в стойке с выпадом

5 — 6

6,5 — 7

3. Прыжок на лыжах (5 — 6 м) с уступа на склоне

5 — 6

4. Прыжок на лыжах с трамплина, Р = 10 — 15 м (оценка тремя судьями из 20 баллов)

35 — 36

37 — 38

5. Лыжная гонка 1 км

7.30

7.00

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

В зимнее время с первых занятий проводится всесторонняя лыжная подготовка — изучаются способы ходьбы на лыжах и горнолыжная техника. Освоению техники в значительной мере помогают игры на лыжах: «Пятнашки», «]Между флажками», «Самый мет-кип» и др.

По мере освоения материала нужно давать упражнения для изучения техники прыжка. Разученные в подготовительном периоде элементы техники требуют значительного усовершенствования непосредственно на снегу, в движении, в условиях, максимально приближенных к собственно прыжкам.

Сначала выполняются спуски в стойке разгона, во время которых прыгун принимает свободное, ненапряженное положение, равномерно распределяя вес тела на ступнях, затем стойка принимается несколько раз подряд. Это же упражнение можно видоизменить, если установить на склоне ворота из палок или веток. Следующий элемент прыжка — отталкивание целесообразно разучивать вместе с приземлением.

Рекомендуются следующие упражнения. Во время спуска по пологому склону — имитация толчка без подпрыгивания, то же, но несколько раз подряд, имитация толчка в определенном месте, толчок и приземление в стойку с выпадом, то же, но на склоне с профилем 5 — 8-метрового трамплина, спуски в стойке с выпадом. Эта стойка должна стать настолько привычной, что спортсмен мог бы, как говорят, с закрытыми глазами выполнить в стойке прыгуна спуск с любого склона.

В это же время в занятия включаются упражнения на выработку устойчивости и привычки к скорости: спуски на скорость с подготовленных склонов и по накатанной лыжне, с горы приземления трамплина, прохождение короткой трассы типа слалома-гиганта, прыжки с естественных уступов, бугров, кочек, спуски на одной лыже и в затрудненных условиях (раскатанный склон, разбитая лыжня, глубокий снег), прохождение трассы слалома с несколькими воротами без палок и др.

После освоения перечисленных упражнений можно смело переходить к прыжкам с учебных трамплинов. Главное внимание вначале обращается на правильное выполнение тех элементов, которые обеспечивают безопасность прыжка: своевременный толчок, взятие носков

 

лыж в воздухе на себя, приземление с выпадом.

Труднее других элементов на начальном этапе дается изучение приземления. Залогом успеха здесь служит правильное положение тела в конце полета (небольшой общий наклон вперед), носков лыж (приподняты), ног (расстояние 10 — 15 см друг от друга, прямые в коленных суставах). Выпад должен выполняться четко и почти в самый момент касания лыжами снега.

Чтобы лучше подготовить мышцы ног к выполнению приземления, необходимо чаще совершать спуски с преодолением бугров, контруклонов, выкатов, когда выполняется уступающая работа. Переднезадняя устойчивость совершенствуется при спусках со склонов с разным скольжением, различной крутизны, в неодинаковых стойках (низкая — высокая, передняя — задняя, основная — с выпадом и др.).

Большое значение в работе с новичками, как известно, имеет своевременное исправление ошибок. Если они являются следствием непонимания каких-нибудь элементов техники, необходимо вернуться к специальным упражнениям, выполнению прыжка или отдельного его элемента в облегченных условиях без лыж, на лыжах, на склоне. При скованном, напряженном выполнении прыжка дать упражнения, помогающие освоиться с необычной обстановкой, скоростью, безопорным положением, дополнительными нагрузками при приземлении.

За зиму юные спортсмены свободно могут выполнить на учебном трамплине 400 — 450 прыжков. Если в декабре — январе прыжкам отводится 3 занятия в неделю (еще 2 посвящаются гонкам и горнолыжному спорту), то в феврале — марте — 4. Периодически нужно устраивать контрольные тренировки и соревнования: по прыжкам на лыжах за зимний сезон — 5 — 6 раз, по лыжным гонкам — 4 — 5, по слалому — 3 — 4.

Со второго года обучения летом и осенью проводятся спуски с горы приземления 25 — 40-метровых трамплинов с искусственным покрытием и прыжки с кочки (до 180 — 200 раз), построенной там же.

Круглогодичная многоборная направленность в работе с юными прыгунами должна осуществляться по крайней мере еще 2 — 3 года, но об этом разговор особый.

 
Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало