|
|||||||||||||||||||
спорта КГИФКа в содружестве с кафедрой физиологии в течение многих лет проводились педагогические наблюдения и специальные исследования. Изучались динамика параметров двигательной деятельности и характер функциональной перестройки организма квалифицированных лыжниц в условиях среднегорья на высоте 1200 — 1800 м с учетом биоритмики, присущей женскому организму. Исследования проводились как в лабораторных, так и в естественных условиях во время тренировочных занятий и на соревнованиях квалифицированных лыжниц I разряда и мастеров спорта в возрасте от 18 до 26 лет. При этом применялись методы специфических и неспецифических тестов, физическая работоспособность оценивалась по гарвардскому степ-тесту. В процессе наблюдений было установлено, что тренировочные занятия с применением дозированных физических нагрузок преимущественной направленности в условиях среднегорья повышают уровень спортивной работоспособности лыжниц и позволяют положительно оценить функциональную работоспособность дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы организма во всех фазах специфического биологического цикла спортсменок. Наши данные свидетельствуют и о том, что применение повышенных физических нагрузок в условиях горной местности способствует эф- |
фективному развитию адаптационных возможностей у лыжниц к этим нагрузкам, что подтверждается урежением ЧСС и положительной реакцией сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку, определяемую по индексу физической работоспособности и результатам выступления спортсменок в соревнованиях. Особый интерес представляют изменения, которые были обнаружены в ряде функций организма лыжниц. Прежде всего это относится к положительному воздействию условий горного климата на возобновление и регулярное протекание специфического биологического цикла у тех спортсменок, у которых ранее наблюдалась длительная его задержка (от 2 до 7 месяцев). Среднегорье для таких спортсменок явилось как бы эффективным средством для нормализации жизнедеятельности организма. На наш взгляд, представляют определенный интерес данные о зависимости характера акклиматизации лыжниц к горной местности от того, в какой биоритмической фазе приезжают спортсменки в условия среднегорья. Как показывают наблюдения, легче и быстрее адаптируются к условиям горной местности и новому временному поясу лыжницы, которые оказываются в новых для них условиях при таких фазах биологического цикла, как постовуляторная и постменструальная (табл. 1). Процесс акклиматизации проходит у лыжниц тяжелее, когда они приезжают в |
||||||||||||||||||
Таблица 1 Скорость передвижения на лыжах (м/с) квалифицированных спортсменок на дистанции 5 км в дни акклиматизации с учетом фаз биоритмики организма
|
|||||||||||||||||||
новые для них районы в другие фазы биологического цикла. Особенно это относится к фазе I (менструации). Замечено также, что в условиях среднегорья лыжницы, находящиеся в фазах пониженной биологической активности, способны переносить значительно большие физические нагрузки скоростно-силового характера и на выносливость как по объему, так и по интенсивности, чем в условиях равнины. Это позволяет воспитывать у спортсменок адапта- |
ционные способности к выполнению значительных нормированных физических нагрузок преимущественной направленности. Данные специальных исследований и многолетние педагогические наблюдения над членами сборных команд Украины свидетельствуют о том, что процесс акклиматизации спортсменок в разных поясно-географических зонах имеет свои особенности. Он может быть продолжительным или кратковременным. По данным исследований, проведенных |
||||||||||||||||||
15 |
|
||||||||||
И. В. Соколовым и В. Н. Задоянным (1979), В. И. Пивоваровой (1980) и др., отмечается, что координация движений квалифицированных лыжников и лыжниц в первые дни пребывания на высоте 1000 — 2000 м нарушается. Но уже к 10 — 12-му дню координация становится такой же, какой была в условиях равнины. Нам удалось выяснить важную для практики закономерность: адаптация организма квалифицированных лыжниц к условиям горной местности по своим характерным свойствам во многом совпадает с адаптацией, которая наблюдается после смены временного пояса с разницей во времени 3 — 5 ч. Правда, временная адаптация, связанная с переездами в новые поясно-географические зоны, спортсменками переносится несколько легче и проходит быстрее, чем приспособление к условиям горной местности. Изменение данных, отражающих функциональное, техническое и психическое состояние лыжниц в новых поясно-географических зонах, а также в условиях горной местности, зависит, как правило, от спортивной квали- |
фикации и стажа выездов в горы и новые поясно-географические зоны. Воздействие переезда меньше отражается на спортсменках, имеющих высокую функциональную и специальную подготовленность. Общая продолжительность адаптационного периода при переезде в отдаленные поясно-географические зоны (с разницей во времени 3 — 5 ч) составляет около 12 — 15 дней и проходит в ярко выраженные два этапа: I — первые 3 — 5 дней и II — последующие 10 — 15 дней. Анализ показателей тестов позволил установить, что в первые дни временной адаптации физические качества и двигательные навыки лыжниц проявляются труднее, чем при адаптации к условиям среднегорья. Особенно в первые 2 — 5 дней, когда у лыжниц отмечается заметное понижение специальной выносливости. Восстановление показателей тестов по ОФП и СФП до фоновых величин, полученных перед выездом в горы и отдаленные поясно-географические зоны, происходит примерно на 12 — 14-й и 12 — 16-й день соответственно (табл. 2). |
|||||||||
Таблица 2 Скорость передвижения на лыжах квалифицированных спортсменок в разных условиях
|
||||||||||
На всех этапах адаптации к горной местности упражнения скоростно-силового характера выполняются лыжницами значительно эффективнее, чем при смене временного пояса. Особенно это заметно на I этапе. Комплексная подготовка, в которой сочетались ежедневные тренировочные занятия в базальных условиях с тренировками на лыжах на высоте 800 — 1400 м, оказывала наиболее положительное воздействие на организм лыжниц, что выражалось в повышении специальной работоспособности и функционального состояния. Отмечено, что процесс адаптации у спортсменок как в условиях среднегорья, так и при переездах в новые поясно-географические зоны проходит тяжелее, чем у лыжников-гонщиков. У женщин несколько позднее стабилизируется уровень работоспособности, особенно у тех лыжниц, которые находятся в фазах пониженной биологической активности. В ус- |
ловиях среднегорья и при смене временного пояса (с разницей 3 — 5 ч) спортсменки особенно тяжело переносят фазу овуляции (середина биологического цикла). Для теории и практики лыжного спорта определенный интерес представляет сопоставление данных, полученных при перемене географического пояса, с результатами, зарегистрированными в горных условиях на высоте 1200 — 1800 м над уровнем моря. В условиях среднегорья в первые 3 — 4 дня максимальная скорость прохождения километровой дистанции по сравнению с фоновой снижалась на 2,4 — 3,6 с, а в новых поясно-географических зонах — на 3,1 — 4,8 с при p < 0,05. Несколько иные результаты были получены при выполнении спортсменками упражнений, характеризующих выносливость. Так, при прохождении пятикилометровой дистанции у спортсменок было зарегистрировано снижение скорости соответственно на 12,7 — 16,3 и 15,4 — |
|||||||||
16 |
|
||||
19,2 с при р < 0,05. Причем для получения относительно объективных данных трассы лыжных гонок во всех случаях прокладывались на местности без спусков и подъемов. В результате наблюдений мы пришли к выводу, что в горной местности при использовании повторного и интервального методов тренировки необходимо несколько укорачивать длину отрезков и увеличивать интервалы отдыха между упражнениями по сравнению с такими же тренировками на равнине соответственно на 7 — 8 и 11 — 14%. Убедились мы и в том, что подготовка лыжниц в непривычных для них условиях проходит более эффективно, когда применяются 2 — 3-дневные тренировочные микроциклы, состоящие из 2 — 3-разовых занятий в день. Укороченные тренировочные микроциклы позволяют оперативно вносить нужные изменения и дополнения в подготовку спортсменок с учетом их функционального и психологического состояния, а также специальной подготовленности. Реадаптация к привычным условиям жизнедеятельности проходит значительно легче и быстрее, чем адаптация к условиям среднегорья и новому суточному режиму. Это подтверждается динамикой показателей, полученных при выполнении спортсменками тестов из дозированных физических упражнений, а также данными стабилизации и синхронизации |
деятельности физиологических систем организма. Специальная работоспособность лыжниц в период реакклиматизации имеет фазовый характер, изменяется по фазам биоритмического цикла, что также необходимо учитывать при построении тренировочного процесса после возвращения с гор и переезда из отдаленных поясно-географических зон. На сроки реадаптации к прежним условиям жизнедеятельности существенное влияние оказывает продолжительность нахождения в непривычных условиях. Чем больше эта продолжительность, тем длиннее сроки реадаптации. Мы убедились, что успешная подготовка спортсменок в условиях среднегорья, а также при смене временного пояса возможна лишь при соблюдении постоянного медико-биологического и педагогического контроля, выполнении в процессе занятий оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом индивидуальной устойчивости и переносимости условий гипоксии при рациональном отдыхе, распорядке дня и правильном режиме питания, использовании естественных и фармакологических средств восстановления. Без соблюдения всего этого процесс подготовки лыжниц как в условиях горного климата, так и при смене временного пояса проходит неэффективно. |
|||
|
||||
В. К. Насимович, С. А. Сахарнов, Горький |
||||
В этой статье мы хотим поделиться опытом работы с начинающими прыгунами. Многие из них, пройдя горьковскую школу обучения, успешно выступали как у нас в стране, так и за рубежом (М. Веретенников, Г. Напалков, С. Сусликов и др.). Как же строится начальная подготовка прыгуна? Если есть возможность отбора, то лучше всего его проводить зимой. Несколько спусков с гор на гоночных лыжах дадут возможность отобрать наиболее подготовленных ребят. В последнее время к тренерам по прыжкам на лыжах с трамплина попадают чаще всего уже отсеянные в «престижных» видах спорта ученики, а также городские ребята, знакомые с лыжами по урокам физкультуры в школе. С таким контингентом приходится начинать в буквальном смысле слова с азов. В начале учебного года преобладает работа по общей физической подготовке. Это в первую очередь занятия легкой атлетикой, различными играми, греблей, гимнастикой, акробатикой. Наряду с развитием быстроты, ловкости, силы, выносливости большое внимание уделяется технике перечисленных видов |
спорта — это дает возможность привить куль туру движений, пополнить запас двигательных навыков, улучшить координацию, что обеспечит в последующем более эффективное освоение техники прыжка на лыжах. Обучение с самого начала должно быть построено на высоких требованиях к качеству выполнения осваиваемых движений. Они разучиваются быстрее и с большей точностью при выполнении не в полную силу. При этом лучше воспринимаются мышечные ощущения, что служит хорошей основой для последующего совершенствования качества движений, шлифовки тончайшей спортивной техники (А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов, 1960). В работе с детьми и подростками необходимо обращать большое внимание на эмоциональность занятий. Однообразие средств, методов и приемов снижает качество занятий. Игры же, эстафеты, соревновательные элементы, включенные в тренировку, способствуют росту активности обучающихся и лучшему усвоению материала. Общеразвивающие упражнения в группах начальной подготовки (9 — 11 лет) должны |
|||
17 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |