Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

отношением суммы результатов каждого участника в серии к произведению лучшего результата на количество стартов. Однако этот показатель будет менее объективен.

Статистический анализ результатов ряда международных соревнований типа «турне», проведенный по данному показателю, свидетельствовал, что лидеры соревновании имеют высокие показатели стабильности результатов, т. е. их разброс незначителен (см. таблицу). Данный факт позволяет считать отмеченный показатель, как характеризующий одну из сторон состояния специальной подготовленности. Вслед за лидерами идет группа спортсменов, выступившая наименее успешно, хотя в отдельных стартах у нее были отмечены высокие результаты.

Таким образом, можно заключить, что для более объективной оценки подготовленности лыжников-прыгунов следует использовать наряду с традиционными показателями (общин результат оценки за длину и технику прыжков) коэффициенты стабильности зачетных прыжков в отдельном старте (Кст) и вариативность результатов в серии стартов (С). Данные показатели могут определяться как на тренировках, так и на контрольных соревнованиях, предшествующих основным.

Пользуясь приведенной методикой, нами был проведен анализ результатов V зимней Спартакиады народов СССР. Так, по показателям стабильности зачетных прыжков (Кст) выявлена динамика, аналогичная отмеченной на международных соревнованиях. А именно, лидеры соревнований имели наиболее высокие значения (96%), а последующая за ними группа отличалась существенным спадом значений данного показателя (94%). Что же касается

 

абсолютных значений, то они оказались достоверно более низкими (в первых трех группах), чем на международных соревнованиях. При этом коэффициент равный 94% свидетельствует о различии длины в двух прыжках на 6 — 7 м. Установлено также отсутствие достоверных различии в значениях данного показателя у лидеров и аутсайдеров.

Для анализа соревновательной деятельности по показателю вариативности результатов в серии, состоящей из трех стартов, были суммированы результаты каждого участника, после чего определялось занятое по сумме место (см. табл.). Значения коэффициента вариативности (С) группы лидеров (5,7%) были достоверно выше установленных на международных многотуровых соревнованиях (2,2%), т. е. наблюдался значительный разброс показателей на протяжении серии стартов. Если это выразить в оценке техники, то разброс ее у одного участника в среднем составлял 10 баллов (за два прыжка) против 4, отмеченных у лидеров международных стартов. У некоторых ведущих мастеров подобные колебания составляли 13 — 20 баллов. Можно полагать, что участникам Спартакиады не удалось полностью справиться с таким фактором, как соревновательная нагрузка.

Опуская вопрос об уровне подготовленности, можно заключить, что участники Спартакиады в большинстве своем не смогли показать результаты, которые они демонстрировали в отдельных прыжках, обусловленные всей предшествующей подготовкой. По-видимому, одной из причин можно считать нерациональную подготовку спортсменов на завершающем предсоревновательном этапе.

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ I СПОРТИВНОГО РАЗРЯДА

   
И. В. Еремин
 

Тренировочный процесс лыжников-гонщиков, обучающихся в вузе, предусматривает две цели: укрепление здоровья и повышение общей работоспособности; постепенный рост - спортивных результатов в основных средствах тренировочного процесса (летом — бег по пересеченной местности и лыжероллеры, зимой — лыжи).

Сочетать напряженную учебу в вузе и серьезное отношение к тренировкам удается далеко не каждому студенту. Многие из них на протяжении всей учебы так и не могут самоорганизоваться и регулярно посещать тренировки в течение всего учебного года. Как показывает наш опыт, сочетать учебу и спорт могут те студенты, которые приобрели этот

 

навык еще в общеобразовательной школе. Трудности занятий спортом усложняются еще и тем, что далеко не все вузы имеют рядом с институтом учебно-тренировочную базу с освещенной вечерней трассой. Порой на дорогу приходится тратить более часа. Даже при благоприятных условиях студент всегда поставлен в условия жесткого дефицита времени, особенно это касается учебно-тренировочных занятий. Тратить ежедневно по 3 — 4 часа непосредственно на тренировки студент не может.

Однако для роста спортивных результатов спортсменов 1 разряда и кандидатов в мастера спорта предусматриваются именно такие требования.

Library   9   Up


Contents

 

Home
 

При анализе методических рекомендаций специалистов в области лыжного спорта по суммарным показателям тренировочных занятий оказывается, что для спортсменов I разряда необходимо преодолеть на лыжах 5000 — 6000 км в год и только после этого можно быть уверенным в дальнейшем росте спортивных результатов. Для мастеров спорта необходимо выполнить уже 7000 — 8000 км. Таким образом, средний объем за месяц должен быть в среднем 650 — 750 км, что составляет за одну тренировку не менее 25 — 30 км, а в пересчете на время — 2 — 2,5 часа. Если к этому добавить еще время, затрачиваемое на развитие физических качеств (силу, быстроту, ловкость, координацию, скоростно-силовую подготовку, технику и т. д.), т. е. еще около 60 мин, то тренировочное занятие будет длиться более 3 часов. Студент, как правило, таким временем не располагает.

Опыт работы со студентами технических вузов показывает, что в среднем целесообразно планировать студентам продолжительность занятия до 2 часов при качественно организованном тренировочном процессе. Взяв за основу рекомендации И. Г. Огольцова о построении структуры микроцикла и выборе величины тренировочной нагрузки, мы спланировали тренировочный микроцикл следующим образом:

Воскресенье — развивающая нагрузка, скорость 90%, объем — 100% (работа прекращается, когда занимающийся не в состоянии дольше поддерживать запланированную скорость).

Понедельник — отдых.

Вторник — восстановительная нагрузка. Скорость 90%, объем — 50% (от развивающей нагрузки). Дополнительно развитие силы и силовой выносливости со средними отягощениями.

Среда — отдых.

 

Четверг — поддерживающая нагрузка. Скорость 90%, объем 75 — 80%. Дополнительно совершенствование в технике и развитие скоростно-силовых качеств при выполнении специальных упражнений.

Пятница — восстановительная нагрузка. Скорость 90%, объем 50% (см. вторник). Дополнительно развитие силы и силовой выносливости мышц туловища и рук средствами общей и специальной подготовки.

Суббота — отдых.

На этапе непосредственной предсоревновательной подготовки тренировочные нагрузки выполняются со скоростью 95% от соревновательной на дистанции 5 или 10 км.

Анализ планирования работы со студентами показывает, что для спортсменов I спортивного разряда объем циклических упражнений за год составляет 3500 — 4500 км, т. е. меньше, чем в приведенных выше рекомендациях, на 1500 — 2000 км.

На наш взгляд, планировать режим нагрузок по интенсивности необходимо следующим образом:

объем работы со скоростью 100% и выше составляет 8 — 10%,

объем работы со скоростью 95% — 18 — 20%,

объем работы со скоростью 90% — 35 — 45%.

объем работы со скоростью ниже 90% — 25 — 30%.

Три четверти всей нагрузки, выполненной в циклических упражнениях, осуществляется на околосоревновательной скорости при ЧСС 160 — 190 уд/мин. Такие нагрузки способствуют формированию соревновательной деятельности.

На наш взгляд, предлагаемое планирование является наиболее эффективным и прогрессивным не только для студентов вузов, но и для лыжников ДЮСШОР, коллективов ФК и сборных команд ДСО и ведомств.

 

 

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ДВОЕБОРЦЕВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

   
И. А. Козлов, Э. И. Дубровский,
заслуженный тренер РСФСР,
А. А. Петухов, кандидат педагогических наук
 

В связи с переходом на большие, интенсивные нагрузки бюджет свободного времени у юных спортсменов весьма ограничен. Одна из проблем, с которой сталкиваются спортивные наставники в школе-интернате, — это нахождение правильного сочетания тренировочных нагрузок с учетом времени обучения юных двоеборцев в общеобразовательной школе.

 

В связи с этим особое значение приобретает рациональное построение и чередование тренировочных нагрузок в микроцикле, особенно в летний период подготовки юных двоеборцев, когда они свободны от занятий и находятся в спортивном лагере (июнь — июль).

В этот период осуществляется закладка фундамента будущих результатов, и от того,

Library   10   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало