|
||||
отношением суммы результатов каждого участника в серии к произведению лучшего результата на количество стартов. Однако этот показатель будет менее объективен. Статистический анализ результатов ряда международных соревнований типа «турне», проведенный по данному показателю, свидетельствовал, что лидеры соревновании имеют высокие показатели стабильности результатов, т. е. их разброс незначителен (см. таблицу). Данный факт позволяет считать отмеченный показатель, как характеризующий одну из сторон состояния специальной подготовленности. Вслед за лидерами идет группа спортсменов, выступившая наименее успешно, хотя в отдельных стартах у нее были отмечены высокие результаты. Таким образом, можно заключить, что для более объективной оценки подготовленности лыжников-прыгунов следует использовать наряду с традиционными показателями (общин результат оценки за длину и технику прыжков) коэффициенты стабильности зачетных прыжков в отдельном старте (Кст) и вариативность результатов в серии стартов (С). Данные показатели могут определяться как на тренировках, так и на контрольных соревнованиях, предшествующих основным. Пользуясь приведенной методикой, нами был проведен анализ результатов V зимней Спартакиады народов СССР. Так, по показателям стабильности зачетных прыжков (Кст) выявлена динамика, аналогичная отмеченной на международных соревнованиях. А именно, лидеры соревнований имели наиболее высокие значения (96%), а последующая за ними группа отличалась существенным спадом значений данного показателя (94%). Что же касается |
абсолютных значений, то они оказались достоверно более низкими (в первых трех группах), чем на международных соревнованиях. При этом коэффициент равный 94% свидетельствует о различии длины в двух прыжках на 6 — 7 м. Установлено также отсутствие достоверных различии в значениях данного показателя у лидеров и аутсайдеров. Для анализа соревновательной деятельности по показателю вариативности результатов в серии, состоящей из трех стартов, были суммированы результаты каждого участника, после чего определялось занятое по сумме место (см. табл.). Значения коэффициента вариативности (С) группы лидеров (5,7%) были достоверно выше установленных на международных многотуровых соревнованиях (2,2%), т. е. наблюдался значительный разброс показателей на протяжении серии стартов. Если это выразить в оценке техники, то разброс ее у одного участника в среднем составлял 10 баллов (за два прыжка) против 4, отмеченных у лидеров международных стартов. У некоторых ведущих мастеров подобные колебания составляли 13 — 20 баллов. Можно полагать, что участникам Спартакиады не удалось полностью справиться с таким фактором, как соревновательная нагрузка. Опуская вопрос об уровне подготовленности, можно заключить, что участники Спартакиады в большинстве своем не смогли показать результаты, которые они демонстрировали в отдельных прыжках, обусловленные всей предшествующей подготовкой. По-видимому, одной из причин можно считать нерациональную подготовку спортсменов на завершающем предсоревновательном этапе. |
|||
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ I СПОРТИВНОГО РАЗРЯДА |
||||
И. В. Еремин |
||||
Тренировочный процесс лыжников-гонщиков, обучающихся в вузе, предусматривает две цели: укрепление здоровья и повышение общей работоспособности; постепенный рост - спортивных результатов в основных средствах тренировочного процесса (летом — бег по пересеченной местности и лыжероллеры, зимой — лыжи). Сочетать напряженную учебу в вузе и серьезное отношение к тренировкам удается далеко не каждому студенту. Многие из них на протяжении всей учебы так и не могут самоорганизоваться и регулярно посещать тренировки в течение всего учебного года. Как показывает наш опыт, сочетать учебу и спорт могут те студенты, которые приобрели этот |
навык еще в общеобразовательной школе. Трудности занятий спортом усложняются еще и тем, что далеко не все вузы имеют рядом с институтом учебно-тренировочную базу с освещенной вечерней трассой. Порой на дорогу приходится тратить более часа. Даже при благоприятных условиях студент всегда поставлен в условия жесткого дефицита времени, особенно это касается учебно-тренировочных занятий. Тратить ежедневно по 3 — 4 часа непосредственно на тренировки студент не может. Однако для роста спортивных результатов спортсменов 1 разряда и кандидатов в мастера спорта предусматриваются именно такие требования. |
|||
9 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |