Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ОТБОРА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

 

   
В. К. Кузнецов, кандидат педагогических наук, А. Т. Константинов, С. В. Брянкин
 

Настоящая статья имеет несколько назначений. Во-первых, привлечь внимание специалистов к ряду проблем, которые до настоящего времени оставались малоисследованными, во-вторых, обобщить опыт тренеров-практиков, методистов, преподавателей и организаторов лыжного спорта (гонки) по проведению отбора спортсменов и, в-третьих, предложить решения некоторых проблем, касающихся отбора.

Исходным материалом для исследования послужили научно-методические работы по отбору, официальные документы, собственные экспериментальные и эмпирические исследования и результаты опроса около 100 специалистов высокой квалификации.

Выбор или отсев? Исследования показали целесообразность применения такой формы отбора, как выбор.

При выборе объект не знает, что его оценивают. Такая форма отбора позволяет оценивать способности детей в течение относительно длительного периода времени на уроках физкультуры, школьных соревнованиях. Специалист, проводящий отбор, имеет возможность ознакомиться с медицинскими картами детей, побеседовать с родителями и учителями. В результате он получит объективную информацию, необходимую для правильной оценки пригодности школьника к занятиям лыжным спортом.

Агитация. Короткий срок приемных экзаменов в ДЮСШ, отсутствие точных методик и критериев отбора снижают его эффективность. Отчислять «непригодных» детей, самостоятельно пришедших на конкурс, с обще-педагогических позиций нежелательно. Выбор же детей тренером на уроках физкультуры, школьных соревнованиях, в пионерских лагерях сводит к минимуму отчисление юных спортсменов в первые годы их спортивной подготовки.

Конечным этапом процесса отбора в форме выбора является агитация детей. Специалисты отбора предпочитают личную и очную агитацию детей и их родителей как наиболее действенную. Это вызвано тем, что конкуренция со стороны других видов деятельности (техника, искусство), а также конкуренция между различными видами спорта может значительно снизить приток детей в лыжные отделения спортшкол. В таких условиях специалисты предпочитают выбор проводить параллельно с очной и личной агитацией детей.

 

Специалист по отбору. На практике при отборе требуется кропотливая систематическая работа, с которой тренеру, имеющему многочисленные обязанности, справиться будет трудно. На наш взгляд, эту работу необходимо возложить на особого специалиста, который должен отвечать за ведение постоянного отбора (в форме выбора). В его обязанности должно входить: посещение уроков физкультуры, школьных соревнований; проведение встреч и бесед с учителями, медицинскими работниками, родителями; агитация и пропаганда среди детей и их родителей; связь с другими спортивными школами родственного профиля; обеспечение и организация специальных обследований, тестовых испытаний, копт-рольных соревнований, а также мероприятие, необходимых для проведения отбора и ориентации.

Отборочный, испытательный срок. Многие авторы, в том числе П. З. Сирис (1969, 1970), И. Г. Огольцов (1971, 1973) и другие, указывали на недостаточность разовой оценки спортивных способностей. Многие специалисты придерживаются подобного мнения и предлагают создать в спортивных школах общеподготовительные (отборочные) отделения со сроком обучения 2 — 4 года. Тогда будут созданы условия для многоразовой оценки способностей, видна будет динамика развития отдельных качеств у юных спортсменов. Средствами тренировки должны быть упражнения из видов спорта, близких по характеру к лыжным гонкам. Так, летом — это различные виды бега, велоспорт, гребля, специальные упражнения лыжника в бесснежный период и др. Зимой — лыжи, бег, гимнастические упражнения, коньки. При этом удельный вес лыжной подготовки с каждым годом должен возрастать при общей направленности на разностороннюю физическую подготовку.

После прохождения обучения на общеподготовительном отделении наиболее способные зачисляются на специализированные отделения, где учебно-воспитательный процесс направлен на достижение высоких спортивных результатов в зрелом возрасте.

Не прошедшим отбор рекомендуются подходящие для них виды спорта или самостоятельные занятия в школьных секциях, платных группах и т. д.

Реализация на практике указанной проблемы позволит избежать узконаправленной под-

Library   5   Up


Contents

 

Home
 

готовки юных спортсменов, будет способствовать развитию высокой общефизической подготовленности, предохранит занимающихся от пресыщения однообразными упражнениями, создаст благоприятный эмоционально-психологический фон для занятий конкретным видом спорта. Но она требует определенной реорганизации ДЮСШ для создания общеподготовительных и специализированных отделений с соответствующим материально-техническим оснащением, учебными программами, подготовленными тренерами-педагогами и т. д.

В каком возрасте целесообразнее принимать детей в ДЮСШ? Отдельные успехи юных спортсменов во многих видах спорта заставляют задуматься над вопросом, для детей какого возраста следует организовывать отбор в ДЮСШ?

В соответствии с постановлением Спорткомитета СССР от 5 июня 1975 г. спортшколы проводят наборы детей в отделения лыжного спорта в возрасте 9 — 11 лет.

Изучение специальной литературы показало, что в настоящее время нет достаточных данных, подтверждающих снижение или увеличение возраста начала занятий лыжным спортом. В то же время в литературе имеются данные о значительном притоке в лыжный спорт спортсменов из других видов спорта (В. М. Волков с соавт., 1974 г.).

На наш взгляд, необходимо расширить возрастной диапазон детей, которые будут приняты в начальные группы ДЮСШ для занятий лыжами с 2 до 5 лет. Широкий возрастной диапазон необходим для естественного протекания переориентации и уменьшения потерь среди способных «переростков».

Можно рекомендовать проведение отборов на общеподготовительные отделения в 9 — 14 лет, на специализированные отделения с 13 — 15 лет.

Юные спортсмены, пришедшие из других видов спорта, и «опоздавшие» на отбор переростки в зависимости от подготовленности, возраста и других условий могут зачисляться на общеподготовительные или сразу же на специализированные отделения.

Где целесообразно проводить отбор? Существует точка зрения, что поиск молодых талантов необходимо вести в первую очередь среди сельской молодежи и в небольших городах (В. Н. Плохой, 1977). Видимо, имеющиеся различия в укладе жизни города и села определяют перспективность контингента из сел и небольших городов. Развитие лыжного спорта на селе встречает ряд трудностей. Одна из них — относительная малочисленность отдельных сельских поселений для создания в каждом из них ДЮСШ по лыжному спорту. Вместе с тем необходимо организовать работу так, чтобы, не открывая множества спортивных школ, охватить лыжным спортом сельскую молодежь.

 

В настоящее время, видимо, целесообразно развивать лыжный спорт в небольших городах и поселках. Это, с одной стороны, позволит создать достаточно крупные, хорошо обеспеченные спортшколы, а с другой — охватить сельскую молодежь. Подобные крупные спортивные школы могут иметь несколько филиалов в отдаленных селах. Организация крупных ДЮСШ создаст предпосылки для расширения штатов специалистов в них. Например, введение таких должностей, как специалист по отбору, врач и другие.

Осуществление подобной перестройки потребует более рационального распределения средств на развитие лыжного спорта между городом и селом.

«Золотой» возраст спортсменов. Наивысших достижений в лыжном спорте, по мнению многих специалистов, можно достигнуть в возрасте от 19 до 35 лет. Исследования В. И. Чудинова также свидетельствуют об этом. Так, возрастной диапазон первых шести призеров Олимпийских игр 1963 — • 1980 гг. составляет более 10 лет. Как правило, на международной арене успешно выступают спортсмены не моложе 22 лет. Широкий возрастной диапазон победителей и призеров крупнейших соревнований на протяжении многих лет позволяет заключить, что при формировании команд для участия в крупных соревнованиях нет необходимости жестко нормировать возраст претедентов, а при создании моделей сильнейших спортсменов — возраст, при котором достигаются высшие результаты («золотой» возраст). Поэтому стремление некоторых руководителей к искусственному омоложению своих команд следует признать необоснованным.

Мы согласны со специалистами, утверждающими, что потери юных спортсменов при переходе в разряд взрослых есть результат игнорирования биологических закономерностей развития организма спортсмена. Часто это вызвано издержками в оценке работы тренеров. Поскольку тренеров оценивают по результатам, показанным их воспитанниками, то многие из них сознательно интенсифицируют тренировку для быстрого достижения высоких показателей. Форсированная тренировка ведет к истощению физического и психического потенциала юных спортсменов.

Очевидно, настала пора пересмотреть некоторые критерии оценки работы спортивных школ и отдельных тренеров. При этом нужно исходить из стратегической задачи юношеского спорта: подготовки резерва сборной команды СССР. В противном случае мы сами будем программировать отсев юных спортсменов.

Положение об отборе. Отбор спортсменов к участию в крупных соревнованиях всесоюзного и международного масштаба, как правило, не лимитируется и поэтому волевым усилием некоторых руководителей может из-

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

меняться. Отсутствие точно сформулированных критериев отбора существенно мешает тренерам и спортсменам эффективно планировать и осуществлять подготовку к главным стартам.

По нашему мнению и мнению большинства опрошенных специалистов, отбор высококвалифицированных спортсменов должен быть заранее спланирован, возведен в статус обязательного положения и точно выполнен. В положении об отборе необходимо оговорить все детали этого мероприятия: отборочные соревнования; критерии, по которым будет осуществляться отбор; время проведения отбора и дата окончательного решения; возможные освобождения выдающихся спортсменов от участия в отборе для выполнения индивидуальных тренировочных программ; случаи, когда после проведения окончательного отбора возможны замены спортсменов основного состава. Принятие положения обеспечит эффективное проведение отбора, позволит спортсменам спокойно осуществить заключительную часть подготовки, ликвидирует возможные конфликты, когда отбор не лимитирован.

Время проведения отбора. Отбор спортсменов в команды для участия в крупных соревнованиях целесообразнее проводить на 3 — 4 отборочных соревнованиях. Однако если на членство в команде претендует много спортсменов, то количество отборочных соревнований может доходить до 4 — 5. Отбор при меньшем числе соревнований удобен при централизованной подготовке спортсменов и при немногочисленном составе претендентов.

Однако при любом количестве отборочных соревнований главным должно быть только одно. Все остальные соревнования вспомогательно-подтверждающие. В связи с этим целесообразно ввести минимально-допустимый уровень результатов, обеспечивающий место в основном составе команды. Приведем одну из возможных формулировок принципа проведения отбора. «В основной состав команды зачисляются спортсмены, занявшие (указать ка-

 

кие) места на отборочном соревновании (например, всесоюзном чемпионате) при условии, что на трех других соревнованиях (точно обозначить каких) они займут места не ниже, например, восьмого». Таким образом, подобный принцип отбора, с одной стороны, будет гарантировать стабильность результатов спортсменов, а с другой — не заставит их постоянно показывать предельный результат.

Как надо проводить предсоревновательный отбор? Окончательный отбор спортсменов должен осуществляться на крупном официальном соревновании. Необходимо, чтобы оно по формуле проведения, по времени, географическим условиям было приближенной моделью соревнования, ради которого осуществляется отбор. Такая организация отборочного соревнования обеспечит проверку готовности спортсменов основного состава к ведению борьбы в условиях жесткой конкуренции и будет одновременно эффективным средством подготовки к ному.

Отбор на мелких соревнованиях не создаст нужной эмоциональной и психологической напряженности, характерной для крупных соревнований, и поэтому свою задачу не выполнит.

Когда проводится отбор? Согласно результатам опроса специалистов, наиболее целесообразно проводить окончательный отбор за 2 — 4 недели до основного соревнования.

На наш взгляд, основным доводом при определении срока окончательного отбора должно быть условие полноценной предсоревновательной (после отбора) подготовки. В содержание такой подготовки в основном входят восстановительные и подводящие тренировочные циклы на трассах предстоящих соревнований.

Окончательно сформированный состав команды можно изменять только в случаях, строго обозначенных в положении об отборе.

 

 

МЕТОД ОЦЕНКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ПРЫГУНОВ

   
С. М. Сусликов, мастер спорта СССР международного класса
 

Прыжки на лыжах с трамплина — один из немногих видов спорта, в которых сравнение результатов двух или нескольких соревнований представляется проблематичным. Существующие показатели спортивно-технического результата — общая оценка, оценка длины и техники прыжков — величины переменные и находятся в зависимости от мощности трамплина и его конструкции, метеорологических

 

условий и климатических особенностей. Данное обстоятельство затрудняет проводить сравнительный анализ результатов спортсменов в отдельных стартах.

Отмеченные факты явились основанием для выявления более объективных критериев оценки отдельных сторон специальной подготовленности лыжников-прыгунов.

С этой целью нами были разработаны оце-

Library   7   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало