Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

момент вращения на кг тощей массы при высокой угловой скорости, как мужчины. Торстенссон с соавт. обнаружили значительную корреляцию между максимальным моментом вращения при угловой скорости 180°/с, выраженным в процентах от максимального статического усилия, и процентным содержанием быстрых мышечных волокон, а также между максимальной скоростью сокращения и процентом быстрых волокон в мышце. По данным Коми с соавт., вертикальная скорость в тесте Маргарин значительно коррелирует с процентом быстрых волокон. Возможно, больший момент вращения при скорости 180°/с и большая мощность у мужчин также объясняются преимуществом в содержании быстрых мышечных волокон.

Различия в относительной мышечной выносливости у мужчин и женщин (горнолыжный спорт) невелики. Лыжники, способные длительно выполнять упражнение с меньшими

 

потерями мощности, показывают и лучшие результаты в соревнованиях, чем те, которые быстро устают. Так как скорость падения максимального усилия положительно коррелирует с процентом быстрых волокон, можно предположить, что лучшие слаломисты имеют более высокий процент медленных волокон. Было показано, что горнолыжники высокой квалификации при слаломе расходуют гликоген медленных волокон больше, чем быстрых.

Процент жира также весомо влияет на успех горнолыжников. Мужчины небольшого роста и с малым процентом жира имеют лучшие результаты в слаломе, в то время как лыжники с большим процентом жира успешнее выступают в скоростном спуске. Результаты в лыжных гонках выше у спортсменов с меньшим процентом жира.

Сокращенный перевод с английского
В. Зайцевой

 

 

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ В ФРГ

   
Армин Адер
 

Возрастные особенности детей при обучении технике передвижения на лыжах. На занятиях со школьниками 10 — 12-летнего возраста для улучшения основных двигательных навыков и специальной лыжной подготовки при интенсивных нагрузках могут быть с успехом использованы различные игры на лыжах, а также игры, рекомендуемые для спортивных школ.

Учитывая особенности этого возраста при обучении передвижению на беговых лыжах, подросткам необходимо разъяснить двигательную и техническую взаимозависимость.

Воспитание в процессе обучения теперь играет гораздо большую роль, чем это наблюдалось до сих пор. На первый план выдвигаются обоснованный поиск, апробация, находка. От учителя физкультуры требуется не столько быть руководителем или помощником в играх, сколько специалистом. Если он может по-деловому и компетентно отнестись к проблемам учащихся, то он может также убедить их в необходимости обучения технике способов передвижения, что отвечает непосредственно их интересам. Теперь ученики более осознанно понимают значение спорта.

Очень важно, чтобы учитель добивался от учащихся правильного выполнения техники передвижения на лыжах, не пренебрегая при этом творческим, эмоциональным или социальным процессом обучения.

Передвижение на лыжах, приносящее как оптимальную нагрузку, так и удовольствие, связано с определенными знаниями лыжной техники.

 

В процессе обучения нельзя полагаться только на творчество тренера, так как это потребовало бы слишком много времени. Необходима разработка нормативных основ технической подготовки.

Творчество тренера и ученика в сочетании с разработанными нормативными требованиями способствует лучшему обучению техническим приемам и при определенных возможностях может более ярко проявиться в разнообразной технике передвижения по местности («катание с трюками»).

Воспитательные аспекты. Реализация воспитательных целей обучения (восприятие природы, подвижность, работоспособность, общительность) способствует привитию любви к лыжному спорту на всю жизнь.

Перед тем как начать обучение разнообразным способам передвижения на местности, необходимо ознакомить школьников с правилами безопасности. Предотвращение несчастных случаев во время занятий требует заблаговременного усвоения многих правил поведения. Например, школьники, занимающиеся на той же лыжне, что и взрослые, всегда первыми должны уступать лыжню.

Для более глубокого усвоения материала основные теоретические занятия по лыжной подготовке должны быть разработаны во многих школьных дисциплинах в тесном сотрудничестве с учителями, ведущими два предмета.

На уроках биологии, например, можно подробно рассказать об оздоровительном значении лыжного спорта, а на уроках общество-

Library   53   Up


Contents

 

Home
 

ведения объяснить учащимся, что занятия лыжным спортом, прогулки на лыжах, катания с гор — прекрасная форма проведения свободного времени.

В сельских интернатах, на курсах лыжной подготовки можно в популярной форме и соответственно возрасту учащихся рассказать об истории зимнего туризма и показать несколько способов ходьбы на лыжах. Короткий фильм или 20-минутный просмотр видеозаписи после урока помогут ученикам лучше усвоить основы техники передвижения на лыжах.

На основе критического обсуждения, связанного с тематикой лыжного спорта, уроки родного языка также могут способствовать приобретению учащимися знаний, которые они получат, прочитав текст или просмотрев снимки перед началом занятий. Такая совместная работа многих дисциплин (так же и неназванных) позволит развивать и закреплять у учащихся необходимые умения и навыки, способствующие лучшему усвоению техники передвижения на лыжах за короткое время обучения.

Отдельные методические предложения. Цели обучения технике передвижения на горных лыжах и беговых лыжах на начальных этапах совпадают. Общепризнанная активность при занятиях на горных лыжах на начальной стадии обучения в значительной мере характерна и для беговых лыж. Овладение техникой спуска на беговых лыжах способствует скорейшему освоению техники передвижения на горных лыжах. Обучение равновесию при скоростном спуске предусматривает последовательные прыжки по линии склона. Для этого используется небольшой склон с контруклоном. Ворота, поставленные на трассе спуска позволяют отработать передвижения в передней, средней и задней стойках. Это достигается на спуске при помощи попеременного наклона туловища вперед или назад, а также при помощи поворотов за счет закантовки лыж с носка к пятке.

Изменение направления поворота во время спуска представляет собой дальнейшую подготовку к умению правильно перемещать вес тела при прохождении поворотов на горных лыжах. К этому можно добавить поворот к склону переступанием на выкате и объезд стоек ворот в гигантском слаломе.

Для того чтобы достигнуть достаточно интенсивной и соответствующей данному возрасту нагрузки, рекомендуется проводить эстафеты с включением элементов слалома с подъемом, но группы при проведении таких эстафет должны быть меньшими, чем в основной школе. При этом учитель должен представить себе простейшую взаимосвязь между нагрузкой, количеством учеников в группе и длиной трассы.

Передвижения на местности с небольшим склоном способствуют развитию умения пра-

 

вильно перемещать центр тяжести в зависимости от положения туловища, а также выполнять поворот «коньковым ходом» и «разножкой».

Спуск с включением работы палок вызывает положительные эмоции, но вместе с тем резко увеличивает нагрузку. Попеременные кистевые уклоны-касания палками во время спуска способствуют ощущению опоры на них и ускорению движения вперед.

Наряду с эстафетами и играми, включающими в себя элементы слалома с разнообразными поворотами, «езда с трюками» также является существенным стимулом для повышения интереса учащихся к занятиям. Специально подобранные для выполнения на беговых лыжах несложные трюковые упражнения помогут в значительной мере разнообразить занятия. Такие задания, например, как спуск на одной или на двух лыжах, спуск на одной лыже с партнером в сочетании с различными гимнастическими элементами, вызывают у школьников большой интерес и способствуют совершенствованию умения сохранять равновесие.

В разминке, для того чтобы нагрузить другие группы мышц, а также разнообразить занятия и активизировать лыжно-двигательные умения и навыки, можно соорудить ряд небольших бугорков (трамплинчиков) высотой 30 — 40 см, находящихся один от другого на расстоянии приблизительно 12 м. Спуск по цепочке таких бугорков на одной лыже (вторая лыжа в это время слегка приподнята) улучшает координацию и воспитывает умение регулировать темп спуска. Спуск по цепочке бугорков на двух лыжах позволяет овладеть навыком выхода из поворота. Здесь также решается задача правильного переноса веса тела на лыжи.

При спуске по цепочке бугорков подъем на бугорок способствует энергичному отталкиванию. Небольшие прыжки через бугорки с использованием различных способов приземления, развивают чувство равновесия.

Резкая остановка перед контруклоном может быть выполнена прыжком с опорой на палки, а также прыжком или торможением «плугом». Последнее подготавливает новичков к овладению поворотом «плугом», который после поворота переступанием может быть выполнен в различных вариантах (как вторичное изменение направления) при помощи ритмически меняющихся попеременных упоров и уколов палками.

Полезными для совершенствования ранее приобретенных навыков передвижения на простых лыжах в этом возрасте являются лыжные походы по различной местности и с разным состоянием снежного покрова.

Тот, кто в возрасте 10 — 12 лет уверенно овладел элементарными навыками скольжения, равновесия и прохождения простейших пово-

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

ротов при передвижении ига беговых лыжах по равнине и на спусках, хорошо подготовлен для занятий на беговых и горных лыжах. Навыки ходьбы на лыжах, заложенные в дошкольном возрасте, закрепленные в начальной школе и углубленные в 10 — 12-летнем возрас-

 

те, прививают любовь к лыжам на всю жизнь и способствуют правильной организации свободного времени.

Сокращенный перевод с немецкого
А. Карпова

 

 

ИНФОРМАЦИЯ


СЕМИНАР ТРЕНЕРОВ В ДАВОСЕ

   
Н. П. Аникин, заслуженный тренер СССР, заслуженный мастер спорта СССР
 

По решению Международной федерации лыжного спорта в Давосе с 9 по 12 июня 1982 г. состоялся очередной семинар тренеров по лыжным гонкам. На него прибыло 70 тренеров из 16 стран. По ранее обусловленной программе было прослушано 8 докладов по вопросам подготовки спортсменов высшего класса. После каждого доклада проходило обсуждение определенного вопроса в различных языковых группах в течение двух часов. Беседа между тренерами протекала в непринужденной деловой обстановке. Наиболее интересные сообщения были сделаны старшим тренером норвежской сборной Магнаром Лундемо, членом гоночного комитета ФИС финном Хейкки Кантолой, главным тренером сборной ГДР Томасом Пфюллером. Три доклада по технической подготовке гонщиков были проведены на основе соревнований чемпионата мира 1982 года в Осло с демонстрацией киноматериалов и диапозитивов.

Как правило, все выступавшие тренеры подчеркивали значительные изменения в методике подготовки спортсменов, которые произошли за последние 10 — 15 лет.

Остановимся на отдельных сообщениях докладчиков с точки зрения нового и полезного.

М. Лундемо подразделяет годичный период подготовки на четыре этапа. Во время первого этапа с 15 апреля по 15 мая спортсмены проводят активный отдых, выполняя слабые нагрузки, лучше всего на юге Европы.

Второй этап проходит с 15 мая по 15 августа. В начале этапа короткий сбор, проводимый на снегу, и участие в соревнованиях на лыжах.

В дальнейшем проводятся еще два сбора, на которых нагрузка постепенно возрастает как по объему, так и по интенсивности. Тренировка на лыжероллерах составляет до 35% от общего объема в циклических средствах подготовки. Постепенно растет объем скоростно-силовой тренировки, которая состоит из повторения упражнения — по 1 мин работы и 1 мин отдыха.

 

В августе вновь выезд на снег на уровне 1500 — 1600 м с задачей воспитания только выносливости. Объем тренировки значительно возрастает.

Третий этап продолжается до 30 ноября, тренеры избегают слишком больших перерывов между сборами на снегу. В решении этих задач им помогают глетчеры.

Скоростно-силовая тренировка, увеличиваясь со второго этапа, достигает максимума к середине третьего этапа и постепенно снижается к концу его. Во втором и третьем этапах проводятся интервальные тренировки — бег по пересеченной местности. Четвертый этап — самый важный.

Если объем снежной подготовки резко уменьшить, то слишком быстро спортсмены приобретают высокую спортивную форму. Лундемо считает возможным снижение объема на 30% к январю. Беговые тренировки проводятся один-два раза в неделю, зимой.

Тренировка в анаэробных условиях прекращается к концу декабря. Тренировка на скорость проводится в форме эстафет. Скоростно-силовая тренировка осуществляется в поддерживающем режиме. Зимой многочисленные поездки увеличивают риск заболеваний, поэтому перед главными стартами необходим длительный период стабильной подготовки.

Сообщение X. Кантолы было составлено вместе с главным тренером финской сборной И. Куцо и касалось тренировки в подготовительном периоде.

Во многих моментах подготовка финских спортсменов в этом периоде напоминает нашу систему подготовки как в организационных, так и в методических вопросах. Общим для скандинавов является стремление чаще выходить на снег в подготовительном периоде. Это необходимо для более эффективного использования всех форм и средств тренировки.

Из бесед с Лундемо, Куцо и другими тренерами можно заключить, что большие объемы нагрузки для молодежи (8000 км в год у юниоров и 7000 км у девушек) являются

Library   55   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало