|
ведения объяснить учащимся, что занятия лыжным спортом, прогулки на лыжах, катания с гор — прекрасная форма проведения свободного времени.
В сельских интернатах, на курсах лыжной подготовки можно в популярной форме и соответственно возрасту учащихся рассказать об истории зимнего туризма и показать несколько способов ходьбы на лыжах. Короткий фильм или 20-минутный просмотр видеозаписи после урока помогут ученикам лучше усвоить основы техники передвижения на лыжах.
На основе критического обсуждения, связанного с тематикой лыжного спорта, уроки родного языка также могут способствовать приобретению учащимися знаний, которые они получат, прочитав текст или просмотрев снимки перед началом занятий. Такая совместная работа многих дисциплин (так же и неназванных) позволит развивать и закреплять у учащихся необходимые умения и навыки, способствующие лучшему усвоению техники передвижения на лыжах за короткое время обучения.
Отдельные методические предложения. Цели обучения технике передвижения на горных лыжах и беговых лыжах на начальных этапах совпадают. Общепризнанная активность при занятиях на горных лыжах на начальной стадии обучения в значительной мере характерна и для беговых лыж. Овладение техникой спуска на беговых лыжах способствует скорейшему освоению техники передвижения на горных лыжах. Обучение равновесию при скоростном спуске предусматривает последовательные прыжки по линии склона. Для этого используется небольшой склон с контруклоном. Ворота, поставленные на трассе спуска позволяют отработать передвижения в передней, средней и задней стойках. Это достигается на спуске при помощи попеременного наклона туловища вперед или назад, а также при помощи поворотов за счет закантовки лыж с носка к пятке.
Изменение направления поворота во время спуска представляет собой дальнейшую подготовку к умению правильно перемещать вес тела при прохождении поворотов на горных лыжах. К этому можно добавить поворот к склону переступанием на выкате и объезд стоек ворот в гигантском слаломе.
Для того чтобы достигнуть достаточно интенсивной и соответствующей данному возрасту нагрузки, рекомендуется проводить эстафеты с включением элементов слалома с подъемом, но группы при проведении таких эстафет должны быть меньшими, чем в основной школе. При этом учитель должен представить себе простейшую взаимосвязь между нагрузкой, количеством учеников в группе и длиной трассы.
Передвижения на местности с небольшим склоном способствуют развитию умения пра-
|
|
вильно перемещать центр тяжести в зависимости от положения туловища, а также выполнять поворот «коньковым ходом» и «разножкой».
Спуск с включением работы палок вызывает положительные эмоции, но вместе с тем резко увеличивает нагрузку. Попеременные кистевые уклоны-касания палками во время спуска способствуют ощущению опоры на них и ускорению движения вперед.
Наряду с эстафетами и играми, включающими в себя элементы слалома с разнообразными поворотами, «езда с трюками» также является существенным стимулом для повышения интереса учащихся к занятиям. Специально подобранные для выполнения на беговых лыжах несложные трюковые упражнения помогут в значительной мере разнообразить занятия. Такие задания, например, как спуск на одной или на двух лыжах, спуск на одной лыже с партнером в сочетании с различными гимнастическими элементами, вызывают у школьников большой интерес и способствуют совершенствованию умения сохранять равновесие.
В разминке, для того чтобы нагрузить другие группы мышц, а также разнообразить занятия и активизировать лыжно-двигательные умения и навыки, можно соорудить ряд небольших бугорков (трамплинчиков) высотой 30 — 40 см, находящихся один от другого на расстоянии приблизительно 12 м. Спуск по цепочке таких бугорков на одной лыже (вторая лыжа в это время слегка приподнята) улучшает координацию и воспитывает умение регулировать темп спуска. Спуск по цепочке бугорков на двух лыжах позволяет овладеть навыком выхода из поворота. Здесь также решается задача правильного переноса веса тела на лыжи.
При спуске по цепочке бугорков подъем на бугорок способствует энергичному отталкиванию. Небольшие прыжки через бугорки с использованием различных способов приземления, развивают чувство равновесия.
Резкая остановка перед контруклоном может быть выполнена прыжком с опорой на палки, а также прыжком или торможением «плугом». Последнее подготавливает новичков к овладению поворотом «плугом», который после поворота переступанием может быть выполнен в различных вариантах (как вторичное изменение направления) при помощи ритмически меняющихся попеременных упоров и уколов палками.
Полезными для совершенствования ранее приобретенных навыков передвижения на простых лыжах в этом возрасте являются лыжные походы по различной местности и с разным состоянием снежного покрова.
Тот, кто в возрасте 10 — 12 лет уверенно овладел элементарными навыками скольжения, равновесия и прохождения простейших пово-
|
|