Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

приносит длительная работа при ЧСС 160±5 и 180±5 уд/мин.

Нагрузку, выполненную с субмаксимальной интенсивностью на заданном отрезке и в определенном месте основной части тренировочно-

 

го занятия, можно рассматривать как вариант тактической подготовки, когда речь идет об эстафетном беге со старта, отрыве от противника на дистанции, финишном ускорении и прочих сложных соревновательных ситуациях.

 

 

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ТРАСС В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

   
A.  А. Карпушкин, В. В. Зайцева,
B.  С. Мартынов, В. Л. Уткин
 

Из всех известных способов количественной оценки профиля лыжной трассы наиболее совершенен способ, предложенный Л. Е. Спиридоновой (1977). По ее предложению все трассы делятся на пять зон сложности в зависимости от средней крутизны подъемов и коэффициента гармоничности, представляющего отношение общей длины спусков к общей длине подъемов (рис. 1).

Недостаток этого способа состоит в том, что он дает обобщенную характеристику трассы, в то время как для оптимизации учебно-тренировочного процесса нужны более конкретные сведения о трассах предстоящих соревнований. Например, средняя крутизна подъемов в 6° может наблюдаться в том случае, когда большинство подъемов на трассе умеренной крутизны или когда часть подъемов очень пологая, а часть — очень крутая.

В статье приводятся результаты статистического анализа современных лыжных трасс, выполненного известными способами (см. таблицу) .

Кроме того, предлагается новый способ анализа профиля лыжной трассы, отличающийся от известных ранее.

Подготовка исходных данных в предлагаемом способе обычна: профиль трассы делят на отрезки, в которых уклон трассы неизменен (рис. 2, А). Затем строят графики, показывающие, сколько подъемов различной крутизны (а также спусков и равнинных участков) встретится спортсмену на трассе. Полученные при этом результаты можно изобразить так, как это показано на рис. 2, Б.

Однако более удобны двухмерные графики распределения, дающие наглядное представление о количестве участков трассы с различными сочетаниями длины и уклона (рис. 3, А). При построении таких графиков удобно горизонтальную ось (крутизна подъема или спуска) делать линейной, а вертикальную (длина участ-

 

ка трассы) — логарифмической. Располагая таким графиком при подготовке к ответственному старту, можно построить тренировочный процесс так, чтобы уделять преимущественное внимание приобретению навыка оптимального преодоления наиболее характерных для данной трассы и наиболее сложных участков. Сказанное относится к подъемам, поскольку в современных лыжных гонках они занимают до половины всей протяженности трассы и на их преодоление гонщики затрачивают до 70% всего времени гонки.

Предлагаемый способ достаточно гибок и позволяет сделать более целенаправленной не только тактику подготовки к отдельному соревнованию, но и стратегию подготовки к серии ответственных стартов. В этом случае для каждой трассы нужно построить графики распределения длин и уклонов (см. рис. 3, А), а затем «наложить» их друг на друга и подсчитать суммарное число участков трасс, попавшее в каждый прямоугольник. Далее необходимо подсчитать общее число учтенных участков трасс, принять его за 100% и определить вероятность каждого возможного сочетания протяженности участка и уклона. Например, если подсчитано 1000 однородных участков трассы и в их числе имеется 35 подъемов с крутизной 5° и длиной от 100 до 200 м, то вероятность (а точнее говоря, относительная частота) таких подъемов в данной
                                                      35
серии соревнований составит —— •100%=3,5%
                                                     1000
(рис. 3, Б).

В расчетах, приведенных на рис. 2 и 3, учитываются только подъемы. При необходимости получить информацию о спусках и равнинных участках трасс используются те же графики, но их горизонтальная ось (уклон трассы) продлевается через ноль в область отрицательных значений уклона.

Library   38   Up


Contents

 

Home
   

Рис. 1. Пять зон сложности трассы и средне-дистанционная скорость на них в % от скорости на равнине (по Л. Е. Спиридоновой, 1977)

Рис. 2. Пример обработки профиля лыжной трассы:
А — профиль олимпийской трассы 1984 г. в Сараево (мужчины, эстафета 4x10 км); Б — диаграмма, показывающая число и длину подъемов различной крутизны0

 
Library   39   Up


Contents

 

Home
 

Таблица

Характеристика современных лыжных трасс
(сводные данные по результатам собственных расчетов)

Название соревнований,
место и год проведения

Пол

Протяженность

Коэффи-
циент гармонич-
ности

Средняя крутизна в °

Зона сложности

трассы, км

подъемов,
м и %

спусков,
м и %

Чемпионат мира, Лахти — 1978

М

4x10

3808 38

4044 40

1,06

8,6

4

М

15

5124 34

4662 31

0,91

4,7

2

Ж

5

1814 36

1406 28

0,78

7,0

4

Предолимпийская неделя, Лейк-Плэсид — 1979

М

15

4500 30

6900 46

1,53

4,9

1

Раубичи — 1980

М

30

9000 30

13800 46

1,15

6,3

2

М

15

4950 33

4240 28

1,17

6,2

2

Чемпионат СССР, Красноярск — 1980

М

15

4000 26

4860 32

1,22

7,0

2

Красногорск — 1981

М

15

6271 42

6965 47

1,11

6,7

2 — 3

Кубок мира, Фалун — 1981

Ж

5

1997 40

2552 51

1,28

14,0

5

М

4x10

3925 39

4607 46

1,17

7,3

3

Ж

20

8308 42

8736 44

1,05

7,9

4

V Спартакиада народов СССР, Красноярск — 1982

М

15

6015 40

6204 41

1,16

5,6

2

Чемпионат мира, Холмен-коллен — 1982

М

15

6115 41

6533 44

1,07

7,3

3

Ж

5

2716 54

1744 35

0,64

3,2

3

Ж

10

3888 39

4034 40

1,04

12,1

5

М

4x10

4918 51

3664 38

0,74

3,7

3

М

30

12576 43

12606 43

0,90

5,0

2

Ж

20

9297 46

9840 49

1,06

4,0

2

М

50

18912 39

20972 44

1,11

2,2

2

Олимпийские игры, Сараево — 1984

М

15

62259 40

6360 41

1,06

5,5

2

М

4x10

4003 39

3815 37

0,95

5,4

2

М

30

12166 40

12558 42

1,03

2,4

2

М

50

18030 36

21334 43

1,08

5,7

2

Кубок СССР, Бакуриани — 1976

М

15

8308 55

5584 37

0,67

7,22

4

Кубок СССР, Рыбинск — 1979

М

15

6697 45

6020 40

0,89

9,9

5

Чемпионат СССР, Сыктывкар — 1979

М

15

7019 47

6459 43

0,92

8,5

4 — 5

Кавголовские игры — 1981.

М

15

6531 46

6506 46

0,99

6,1

3

Кубок мира, Ле Брассу — 1982

М

15

6748 45

6714 45

0,99

4,4

2

 

 
Library   40   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 3. Пример графического представления информации о рельефе лыжных трасс:
А — результат анализа 15-километровой трассы в Сараево; Б — усредненные данные о 15-километровых трассах ряда соревнований по лыжным гонкам (Сараево, Лахти, Холменколлен, Фалун, Красногорск. Раубичи); числа в клетках означают относительную частоту (в %) подъемов указанной крутизны и протяженности, знак О соответствует частотам ниже 2%

 

 

АДЕКВАТНОСТЬ МОДЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

   
Ю.-Х. А. Кальюсто, кандидат педагогических наук, Тарту
 

Разработанная нами и опубликованная в 1972 г. модель спортивного результата в лыжных гонках имеет вид следующего математического уравнения:

2 • l • ПКс — МКД • Vс
t =
————————————— ,
2 • k • МПК • Vс

где t — ожидаемый результат в минутах, l — длина дистанции (м), ПКс — потребление кислорода (мл/кг/мин) в устойчивом состоянии при скорости передвижения Vс (м/мин), МПК — максимальное потребление кислорода (мл/кг/мин), МКД — максимальный кислородный долг на финише (мл/кг), к — коэффициент дистанционного ПКс относительно МПК.

Восемь лыжников высокой квалификации преодолели дистанции 5, 10, 20 и 30 км с соревновательной скоростью по кругу длиной 5050 м (сумма перепада высот 190 м). Показанный ими результат сравнивался с результатом, полученным по формуле. ПКс определялось трижды с тремя разными стандартными

 

скоростями передвижения на равнинной дистанции 1200 м. Забор выдыхаемого воздуха осуществлялся на последних 200 м по методу Дугласа — Холдена. Четвертый раз испытуемые проходили дистанцию 1200 м с максимально возможной скоростью для установления МПК. После разминки в состоянии готовности к старту определялся достартовый фон потребления кислорода. Условия скольжения измерялись по методике К. Н. Спиридонова (1959). После финиша непрерывно в течение 6 — 16 мин производился забор выдыхаемого воздуха для установления величин кислородного долги. На основе полученных величин ПКс. МПК и среднедистанционной скорости графически определялся коэффициент к. В таблице приводятся полученные данные некоторых испытуемых.

Рассчитанный по формуле результат оказался несколько лучше показанного лыжниками, что в некоторых случаях можно объяснить ухудшением скольжения, а также нецелесо-

Library   41   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало