Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица 2

Показатели силы отталкивания (кг) лыжников-гонщиков при передвижении
на лыжероллерах

Лыжный ход

Части тела

руки

ноги

Больший показатель, М±м

Меньший показатель, М±м

Больший показатель, М±м

Меньший показатель, М±м

Попеременный двухшажный

Одновременный одношажный

Одновременный бесшажный

8,9±0,42

 15,2±0,42

 18,3±0,38

7,5±0,38

14,2±0,41

 16,9±0,45

126,7±1,57

 120.9±.2.25

119,8±1,60

115,3±1,41

Примечание. Больший показатель — среднее значение больших из симметричных показателей, меньший показатель — среднее значение меньших из симметричных показателей.

 

 

Одновременный бесшажный ход. В нем наблюдаются наибольшие значения силы отталкивания палками в результате особенностей испытуемых. Наибольшая величина опорной реакции в данном ходе равнялась 20,2 кг, наименьшая — 15 кг. Причина таких различий заключается не только в физическом развитии и весе лыжников, но и в эффективности техники отталкивания.

 

Следует отметить наличие у отдельных лыжников выраженной асимметрии величины опорной реакции слева и справа во всех исследованных способах передвижения. Асимметрия, наблюдаемая при отталкивании руками и ногами, в циклических видах спорта нежелательна так же (П. Дж. Себастьян, 1971; А. В. Коробов, 1979, и др.), как и в лыжных гонках (Б. И. Бергман, 1965; Н. И. Кузьмин, 1969, и др.). Считают, что асимметрия является следствием неравного физического развития правых и левых конечностей и асимметричных двигательных навыков спортсменов. Выраженная степень асимметрии отрицательна влияет на ритмичность и экономичность ци-

 

клических двигательных действий (А. А. Поцелуев, 1951 — 1965, и др.).

Величина асимметрии, по нашим данным, в различных лыжных ходах неоднозначна. Наибольшая степень выраженности асимметрии опорных реакций наблюдается при отталкивании руками и ногами в попеременном двухшажном ходе, несколько меньшая — в одновременном одношажном ходе. Наименее заметны различия в силе отталкивания руками в одновременном бесшажном ходе (табл. 2). Отмеченный в одновременных ходах более выраженный навал туловища на определенную палку во время отталкивания, вероятно, является попыткой компенсировать существующее различие в силе рук и способствует уменьшению асимметрии опорных реакций и повышению ритмичности движений.

Полученные нами данные о динамических характеристиках основных способов передвижения на лыжероллерах позволяют более целенаправленно использовать их для технической или физической подготовки лыжников путем акцентированного использования лыжных ходов в тренировочном занятии.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

   
Р. А. Абатуров, Кировский политехнический институт, И. Г. Огольцов, ГЦОЛИФК
 

В видах спорта, характеризующихся преимущественным проявлением выносливости, предусматривается выполнение большой по объему нагрузки в течение относительно длительного подготовительного периода. Планомерное и последовательное увеличение объема нагрузки имеет свой предел. Практика показывает,

 

что погоня за увеличением объема нагрузки зачастую не приносит желаемого результата Вследствие больших объемов нагрузок организм спортсмена не успевает восстанавливаться и проделанная работа оказывается малоэффективной или даже приносит вред организму.

Library   35   Up


Contents

 

Home
 

Постоянно возрастающая конкуренция в лыжных гонках требует поиска дополнительных путей повышения эффективности в системе подготовки спортсменов. Специалисты (Блинов В. М., 1972; Евстратов В. Д., 1977, и др.) считают, что дальнейший рост спортивных результатов будет предопределяться рациональным сочетанием нагрузок различной интенсивности. Однако анализ научно-методической литературы и изучение опыта работы тренеров показали, что вопросы планирования тренировочной нагрузки по интенсивности у лыжников-гонщиков . изучены недостаточно. Так, например, обстоятельного ответа на вопрос, как надо рационально чередовать нагрузку разной интенсивности непосредственно в ходе тренировочного занятия, нет.

Мы поставили перед собой задачу разработать планирование тренировочной нагрузки по интенсивности в подготовительном периоде.

Спортивные достижения в лыжных гонках во многом зависят от уровня развития специальной выносливости. При воспитании этого качества значительное место отводится длительной непрерывной работе с большой (ЧСС 160±5 уд/мин) и субмаксимальной (ЧСС 180±5 уд/мин) интенсивностью.

По данным Т. И. Раменской, Н. А. Корягина (1969) и др., у лыжников-гонщиков циклической работе с частотой пульса до 160 уд/мин соответствует тренировочная скорость на уровне 80 — 85% от соревновательной. При ЧСС до 180 уд/мин она равна 90 — 100%. Исследования Е. Г. Терехина (1967), В. А. Миронова

 

(1970) и других показывают, что с превышением соревновательной скорости на 5 — 10% при прохождении коротких отрезков дистанции 1000 м ЧСС достигает 180 уд/мин. При соревновательной скорости 90 — 100% отрезок дистанции должен быть значительно больше (5 — 10 км и более). Отсюда следует: чередование нагрузки с большой и субмаксимальной интенсивностью в течение занятия может быть в двух вариантах, так как нагрузка с субмаксимальной интенсивностью при одном и том же общем объеме может иметь вид отдельных километровых отрезков ила целого отрезка в несколько километров.

В нашу задачу входило установить эффективность вариантов чередования большой и субмаксимальной интенсивности на занятиях лыжников-гонщиков. В эксперименте приняли участие лыжники I спортивного разряда. Методом несопряженных пар по результатам контрольных испытаний они были разделены на две относительно равнозначные группы (см. табл.). Для этих групп была разработана семимесячная программа тренировки (июнь — декабрь). В течение всей экспериментальной подготовки в недельном микроцикле обеих групп (А и Б) основным был непрерывный режим работы. В группе А нагрузка с большой и субмаксимальной интенсивностью концентрировалась на отдельных отрезках дистанции, причем работа с субмаксимальной интенсивностью планировалась на отрезке 3 — 5 км и более с тренировочной скоростью в 90±3% (лыжи) от соревновательной на дистанции 10 км.

 

Таблица

Результаты контрольных испытаний у лыжников-гонщиков, М±м

Контрольные испытания

Группы

Время (мин)

Время (%)

Июнь

Октябрь

Прирост скорости

Июнь

Октябрь.

Прирост скорости

Кросс 10 км

А

39,53±0,34

37,14±0,27

2,39

р < 0,05

101

107,7

6,7

Б

40,19±0,37

38,00±0,31

2,19

р < 0,05

100

105,7

5,7

Разница

0,26

р > 0,05

0,46

р < 0,05

0,20

р = 0,05

1

2

1

Бег до «отказа» при ЧСС 1б0±5 уд/мин

А

21,0±0,7

35,4±1,6

14,4

р < 0,05

101 '

170,2

69,2

Б

20,8±0,7

31,8±0,8

11,0

р < 0,05

100

152,9

52,9

Разница

0,2

р > 0,05

3,6

р > 0,05

3,4

р < 0,05

1

17,3

16,3

 

Library   36   Up


Contents

 

Home
   

В группе Б подобная нагрузка равномерно рассредоточивалась, причем работа с субмаксимальной интенсивностью планировалась на отрезках в 1 км со скоростью 105±3% от соревновательной на дистанции 10 км (см. рис.). Работа с большой интенсивностью в обеих группах планировалась со скоростью в кроссе 80±3%, на лыжах 85±3% от соревновательной на дистанции 10 км.

Из рисунка видно, что в группе А при выполнении 90% работы от максимальной нагрузка с большой интенсивностью составляет 90% от общего объема данного занятия, остальные 10% приходятся на нагрузку с субмаксимальной интенсивностью, которая сосредоточивается в конце основной части тренировки. При выполнении 70% работы от максимальной нагрузка с большой интенсивностью равняется 70% от общего объема данного занятия, оставшиеся 30% составляют нагрузку с субмаксимальной интенсивностью, которая осуществляется в середине основной части тренировки. При выполнении максимальной работы нагрузке с большой интенсивностью отводится 50% от общего объема, другие 50% составляет нагрузка с субмаксимальной интенсивностью, которая выполняется в начале основной части тренировки. Бег «до отказа» проводился через день после контрольного старта на 10 км на той же трассе при ЧСС 160±5 уд/мин (зона большой интенсивности).

В группе Б сочетание нагрузок по объему с большой и субмаксимальной интенсивностью было такое же, как в группе А. Однако характер чередования интенсивности отличался, так как нагрузка с субмаксимальной интенсивностью в группе Б предусматривала про-

 

хождение отдельных километровых отрезков, равномерно рассредоточенных между отрезками дистанции с большой интенсивностью на протяжении основной части тренировки (см. рисунок).

Эффективность тренировочных программ испытуемых определялась по спортивно-техническим результатам, а также по данным врачебного контроля.

Через пять месяцев подготовки до появления снега в группах были отмечены положительные сдвиги в результатах контрольных испытаний (см. табл.). Лыжники обеих групп имели более высокий уровень развития специальной выносливости, чем в начале подготовки. Причем спортсмены группы А заметно превосходили спортсменов группы Б по урон-ню развития данного качества (р<0,05).

В последние два месяца испытуемые приступили к занятиям на лыжах. Выступления групп в конце подготовительного периода оценивались по результатам трех официальных гонок на 15 км, которые проходили с недельным интервалом. В этих соревнованиях преимущество было на стороне испытуемых группы А (р<0,05). При анализе спортивных результатов в лыжных гонках на 15 км мы пришли к выводу, что превосходство над спортсменами группы Б не случайно и является следствием неодинаковых подходов к развитию специальной выносливости в течение подготовительного периода. По данным врачебного контроля, отклонений в состоянии здоровья испытуемых не наблюдалось.

Итак, наибольший эффект на занятиях подготовительного периода лыжников-гонщиков

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

приносит длительная работа при ЧСС 160±5 и 180±5 уд/мин.

Нагрузку, выполненную с субмаксимальной интенсивностью на заданном отрезке и в определенном месте основной части тренировочно-

 

го занятия, можно рассматривать как вариант тактической подготовки, когда речь идет об эстафетном беге со старта, отрыве от противника на дистанции, финишном ускорении и прочих сложных соревновательных ситуациях.

 

 

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ТРАСС В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

   
A.  А. Карпушкин, В. В. Зайцева,
B.  С. Мартынов, В. Л. Уткин
 

Из всех известных способов количественной оценки профиля лыжной трассы наиболее совершенен способ, предложенный Л. Е. Спиридоновой (1977). По ее предложению все трассы делятся на пять зон сложности в зависимости от средней крутизны подъемов и коэффициента гармоничности, представляющего отношение общей длины спусков к общей длине подъемов (рис. 1).

Недостаток этого способа состоит в том, что он дает обобщенную характеристику трассы, в то время как для оптимизации учебно-тренировочного процесса нужны более конкретные сведения о трассах предстоящих соревнований. Например, средняя крутизна подъемов в 6° может наблюдаться в том случае, когда большинство подъемов на трассе умеренной крутизны или когда часть подъемов очень пологая, а часть — очень крутая.

В статье приводятся результаты статистического анализа современных лыжных трасс, выполненного известными способами (см. таблицу) .

Кроме того, предлагается новый способ анализа профиля лыжной трассы, отличающийся от известных ранее.

Подготовка исходных данных в предлагаемом способе обычна: профиль трассы делят на отрезки, в которых уклон трассы неизменен (рис. 2, А). Затем строят графики, показывающие, сколько подъемов различной крутизны (а также спусков и равнинных участков) встретится спортсмену на трассе. Полученные при этом результаты можно изобразить так, как это показано на рис. 2, Б.

Однако более удобны двухмерные графики распределения, дающие наглядное представление о количестве участков трассы с различными сочетаниями длины и уклона (рис. 3, А). При построении таких графиков удобно горизонтальную ось (крутизна подъема или спуска) делать линейной, а вертикальную (длина участ-

 

ка трассы) — логарифмической. Располагая таким графиком при подготовке к ответственному старту, можно построить тренировочный процесс так, чтобы уделять преимущественное внимание приобретению навыка оптимального преодоления наиболее характерных для данной трассы и наиболее сложных участков. Сказанное относится к подъемам, поскольку в современных лыжных гонках они занимают до половины всей протяженности трассы и на их преодоление гонщики затрачивают до 70% всего времени гонки.

Предлагаемый способ достаточно гибок и позволяет сделать более целенаправленной не только тактику подготовки к отдельному соревнованию, но и стратегию подготовки к серии ответственных стартов. В этом случае для каждой трассы нужно построить графики распределения длин и уклонов (см. рис. 3, А), а затем «наложить» их друг на друга и подсчитать суммарное число участков трасс, попавшее в каждый прямоугольник. Далее необходимо подсчитать общее число учтенных участков трасс, принять его за 100% и определить вероятность каждого возможного сочетания протяженности участка и уклона. Например, если подсчитано 1000 однородных участков трассы и в их числе имеется 35 подъемов с крутизной 5° и длиной от 100 до 200 м, то вероятность (а точнее говоря, относительная частота) таких подъемов в данной
                                                      35
серии соревнований составит —— •100%=3,5%
                                                     1000
(рис. 3, Б).

В расчетах, приведенных на рис. 2 и 3, учитываются только подъемы. При необходимости получить информацию о спусках и равнинных участках трасс используются те же графики, но их горизонтальная ось (уклон трассы) продлевается через ноль в область отрицательных значений уклона.

Library   38   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало