|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постоянно возрастающая конкуренция в лыжных гонках требует поиска дополнительных путей повышения эффективности в системе подготовки спортсменов. Специалисты (Блинов В. М., 1972; Евстратов В. Д., 1977, и др.) считают, что дальнейший рост спортивных результатов будет предопределяться рациональным сочетанием нагрузок различной интенсивности. Однако анализ научно-методической литературы и изучение опыта работы тренеров показали, что вопросы планирования тренировочной нагрузки по интенсивности у лыжников-гонщиков . изучены недостаточно. Так, например, обстоятельного ответа на вопрос, как надо рационально чередовать нагрузку разной интенсивности непосредственно в ходе тренировочного занятия, нет. Мы поставили перед собой задачу разработать планирование тренировочной нагрузки по интенсивности в подготовительном периоде. Спортивные достижения в лыжных гонках во многом зависят от уровня развития специальной выносливости. При воспитании этого качества значительное место отводится длительной непрерывной работе с большой (ЧСС 160±5 уд/мин) и субмаксимальной (ЧСС 180±5 уд/мин) интенсивностью. По данным Т. И. Раменской, Н. А. Корягина (1969) и др., у лыжников-гонщиков циклической работе с частотой пульса до 160 уд/мин соответствует тренировочная скорость на уровне 80 — 85% от соревновательной. При ЧСС до 180 уд/мин она равна 90 — 100%. Исследования Е. Г. Терехина (1967), В. А. Миронова |
(1970) и других показывают, что с превышением соревновательной скорости на 5 — 10% при прохождении коротких отрезков дистанции 1000 м ЧСС достигает 180 уд/мин. При соревновательной скорости 90 — 100% отрезок дистанции должен быть значительно больше (5 — 10 км и более). Отсюда следует: чередование нагрузки с большой и субмаксимальной интенсивностью в течение занятия может быть в двух вариантах, так как нагрузка с субмаксимальной интенсивностью при одном и том же общем объеме может иметь вид отдельных километровых отрезков ила целого отрезка в несколько километров. В нашу задачу входило установить эффективность вариантов чередования большой и субмаксимальной интенсивности на занятиях лыжников-гонщиков. В эксперименте приняли участие лыжники I спортивного разряда. Методом несопряженных пар по результатам контрольных испытаний они были разделены на две относительно равнозначные группы (см. табл.). Для этих групп была разработана семимесячная программа тренировки (июнь — декабрь). В течение всей экспериментальной подготовки в недельном микроцикле обеих групп (А и Б) основным был непрерывный режим работы. В группе А нагрузка с большой и субмаксимальной интенсивностью концентрировалась на отдельных отрезках дистанции, причем работа с субмаксимальной интенсивностью планировалась на отрезке 3 — 5 км и более с тренировочной скоростью в 90±3% (лыжи) от соревновательной на дистанции 10 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица Результаты контрольных испытаний у лыжников-гонщиков, М±м
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
|
||||
В группе Б подобная нагрузка равномерно рассредоточивалась, причем работа с субмаксимальной интенсивностью планировалась на отрезках в 1 км со скоростью 105±3% от соревновательной на дистанции 10 км (см. рис.). Работа с большой интенсивностью в обеих группах планировалась со скоростью в кроссе 80±3%, на лыжах 85±3% от соревновательной на дистанции 10 км. Из рисунка видно, что в группе А при выполнении 90% работы от максимальной нагрузка с большой интенсивностью составляет 90% от общего объема данного занятия, остальные 10% приходятся на нагрузку с субмаксимальной интенсивностью, которая сосредоточивается в конце основной части тренировки. При выполнении 70% работы от максимальной нагрузка с большой интенсивностью равняется 70% от общего объема данного занятия, оставшиеся 30% составляют нагрузку с субмаксимальной интенсивностью, которая осуществляется в середине основной части тренировки. При выполнении максимальной работы нагрузке с большой интенсивностью отводится 50% от общего объема, другие 50% составляет нагрузка с субмаксимальной интенсивностью, которая выполняется в начале основной части тренировки. Бег «до отказа» проводился через день после контрольного старта на 10 км на той же трассе при ЧСС 160±5 уд/мин (зона большой интенсивности). В группе Б сочетание нагрузок по объему с большой и субмаксимальной интенсивностью было такое же, как в группе А. Однако характер чередования интенсивности отличался, так как нагрузка с субмаксимальной интенсивностью в группе Б предусматривала про- |
хождение отдельных километровых отрезков, равномерно рассредоточенных между отрезками дистанции с большой интенсивностью на протяжении основной части тренировки (см. рисунок). Эффективность тренировочных программ испытуемых определялась по спортивно-техническим результатам, а также по данным врачебного контроля. Через пять месяцев подготовки до появления снега в группах были отмечены положительные сдвиги в результатах контрольных испытаний (см. табл.). Лыжники обеих групп имели более высокий уровень развития специальной выносливости, чем в начале подготовки. Причем спортсмены группы А заметно превосходили спортсменов группы Б по урон-ню развития данного качества (р<0,05). В последние два месяца испытуемые приступили к занятиям на лыжах. Выступления групп в конце подготовительного периода оценивались по результатам трех официальных гонок на 15 км, которые проходили с недельным интервалом. В этих соревнованиях преимущество было на стороне испытуемых группы А (р<0,05). При анализе спортивных результатов в лыжных гонках на 15 км мы пришли к выводу, что превосходство над спортсменами группы Б не случайно и является следствием неодинаковых подходов к развитию специальной выносливости в течение подготовительного периода. По данным врачебного контроля, отклонений в состоянии здоровья испытуемых не наблюдалось. Итак, наибольший эффект на занятиях подготовительного периода лыжников-гонщиков |
|||
37 |
|
||||
приносит длительная работа при ЧСС 160±5 и 180±5 уд/мин. Нагрузку, выполненную с субмаксимальной интенсивностью на заданном отрезке и в определенном месте основной части тренировочно- |
го занятия, можно рассматривать как вариант тактической подготовки, когда речь идет об эстафетном беге со старта, отрыве от противника на дистанции, финишном ускорении и прочих сложных соревновательных ситуациях. |
|||
|
||||
A. А. Карпушкин, В. В. Зайцева, B. С. Мартынов, В. Л. Уткин |
||||
Из всех известных способов количественной оценки профиля лыжной трассы наиболее совершенен способ, предложенный Л. Е. Спиридоновой (1977). По ее предложению все трассы делятся на пять зон сложности в зависимости от средней крутизны подъемов и коэффициента гармоничности, представляющего отношение общей длины спусков к общей длине подъемов (рис. 1). Недостаток этого способа состоит в том, что он дает обобщенную характеристику трассы, в то время как для оптимизации учебно-тренировочного процесса нужны более конкретные сведения о трассах предстоящих соревнований. Например, средняя крутизна подъемов в 6° может наблюдаться в том случае, когда большинство подъемов на трассе умеренной крутизны или когда часть подъемов очень пологая, а часть — очень крутая. В статье приводятся результаты статистического анализа современных лыжных трасс, выполненного известными способами (см. таблицу) . Кроме того, предлагается новый способ анализа профиля лыжной трассы, отличающийся от известных ранее. Подготовка исходных данных в предлагаемом способе обычна: профиль трассы делят на отрезки, в которых уклон трассы неизменен (рис. 2, А). Затем строят графики, показывающие, сколько подъемов различной крутизны (а также спусков и равнинных участков) встретится спортсмену на трассе. Полученные при этом результаты можно изобразить так, как это показано на рис. 2, Б. Однако более удобны двухмерные графики распределения, дающие наглядное представление о количестве участков трассы с различными сочетаниями длины и уклона (рис. 3, А). При построении таких графиков удобно горизонтальную ось (крутизна подъема или спуска) делать линейной, а вертикальную (длина участ- |
ка трассы) — логарифмической. Располагая таким графиком при подготовке к ответственному старту, можно построить тренировочный процесс так, чтобы уделять преимущественное внимание приобретению навыка оптимального преодоления наиболее характерных для данной трассы и наиболее сложных участков. Сказанное относится к подъемам, поскольку в современных лыжных гонках они занимают до половины всей протяженности трассы и на их преодоление гонщики затрачивают до 70% всего времени гонки. Предлагаемый способ достаточно гибок и позволяет сделать более целенаправленной не только тактику подготовки к отдельному соревнованию, но и стратегию подготовки к серии ответственных стартов. В этом случае для каждой трассы нужно построить графики распределения длин и уклонов (см. рис. 3, А), а затем «наложить» их друг на друга и подсчитать суммарное число участков трасс, попавшее в каждый прямоугольник. Далее необходимо подсчитать общее число учтенных участков трасс, принять его за 100% и определить вероятность каждого возможного сочетания протяженности участка и уклона. Например, если подсчитано 1000 однородных участков трассы и в их числе имеется 35 подъемов с крутизной 5° и длиной от 100 до 200 м, то вероятность (а точнее говоря, относительная частота) таких подъемов в данной В расчетах, приведенных на рис. 2 и 3, учитываются только подъемы. При необходимости получить информацию о спусках и равнинных участках трасс используются те же графики, но их горизонтальная ось (уклон трассы) продлевается через ноль в область отрицательных значений уклона. |
|||
38 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |