![]() |
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Динамика величины теста PWC170
у лыжников-гонщиков
Примечание. Данные о возрасте спортсменов получены при первом обследовании, проведенном в начале подготовительного периода.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 с (с 60 до 90 с отдыха); f2 — ЧСС, определенная на 3-й мин отдыха (со 120 по 150 с отдыха); f3 — ЧСС, определенная на 4-й мин отдыха (со 180 по 210 с отдыха). Для облегчения расчета индекса Гарвардского степ-теста можно пользоваться специальной таблицей. Как видно из табл. 2, наименьшая величина PWC170 отмечена в начале подготовительного периода — 1515 кгм/мин у мужчин и 972 кгм/мин у женщин. В конце подготовительного периода величина PWC170 приблизилась к максимуму, зарегистрированному в соревновательный период. Величины PWC170 в течение годичного тренировочного цикла изме- |
нились на 15,9% У мужчин и на 19,4% У женщин. Следует заметить, что в подготовительном периоде у некоторых спортсменов не отмечалось выраженного нарастания величины физической работоспособности, а в соревновательном — наблюдалось ее снижение. В одних случаях это можно связать с многочисленными стартами и утомлением спортсмена, в других — с нарушениями режима в связи с частыми переездами к месту соревнований, в третьих — с заболеваниями и травмами. Во всех этих случаях отмечалось, что лыжники-гонщики не проводили систематических тренировок в соревновательном периоде. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Динамика величины индекса Гарвардского степ-теста у лыжников-гонщиков различной квалификации в подготовительном периоде (средние данные,
Примечание. Данные о возрасте, росте, весе спортсменов получены при их обследовании, проведенном в начале подготовительного периода. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
28 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
На наш взгляд, это также было важной причиной снижения их физической работоспособности в этом периоде. В итоге результаты, показанные ими в гонках, оказались сниженными В тех случаях, когда нет возможности провести тестирование на вслоэргометре, можно воспользоваться простым и доступным Гарвардским степ-тестом. Нами изучалась динамика величины индекса Гарвардского степ-теста у лыжников-гонщиков различной квалификации на протяжении подготовительного периода. Как видно из табл. 3, увеличение индекса Гарвардского степ-теста к концу подго- |
товительного периода составляет в группе спортсменов III и II разрядов 13,1%. в группе, включающей спортсменов I разряда, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта, — 13,4%. В группе женщин II разряда индекс Гарвардского степ-теста увеличился на 14,2%, у лыжниц I разряда и кандидатов в мастера спорта — на 16,1%. Проведенное исследование позволило изучить динамику физической работоспособности лыжников-гонщиков в годичном цикле подготовки и получить ориентиры для оценки этого показателя в различные тренировочные периоды. |
|||
|
||||
А. В. Кондрашов |
||||
Диапазон тренировочных скоростей в лыжных гонках сравнительно невелик. Если за 100% принять среднюю соревновательную скорость спортсмена, то все тренировочные нагрузки выполняются им в диапазоне 80 — 110%. Какие же изменения происходят в структуре лыжного хода в этом диапазоне скоростей, есть ли различия в технике передвижения на лыжах при скоростях ниже соревновательных? Этот вопрос требует ответа, так как значительную часть общей циклической нагрузки лыжник выполняет с интенсивностью ниже соревновательной. Для определения влияния скорости передвижения на структуру основного попеременного двухшажного хода на участках дистанции различной крутизны было проведено исследование. В нем принимали участие лыжники-гонщики I разряда. В стандартных условиях скольжения испытуемые преодолевали с различной скоростью короткие (до 50 м) отрезки дистанции различной крутизны. Съемка производилась кинокамерой «Красногорск-3» с частотой 48 кадров в 1 с во время тренировочных занятий спортсмена. С целью проверки достоверности полученных результатов осуществлялся постоянный контроль за показателями техники (скорости, длины и частоты шагов) на многочисленных соревнованиях и тренировках. Эти данные убедительно подтверждают надежность результатов эксперимента. При изменении крутизны склонов общие показатели техники (скорость и ее составляющие) имеют характерные зависимости, достаточно точно описываемые уравнениями линейной регрессии. Увеличение скорости передвижения в приведенном интервале на участке определенной крутизны происходит за счет пропорционального увеличения длины (L) и |
частоты ( Совокупность двух видов зависимостей — l (а), l (V) и
l = 2,04 + 0,0076 V — 0,143 а.
|
|||
![]() |
29 |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |