Для достижения успеха в современном спорте спортсмен должен уметь в совершенстве управлять своими эмоциями, действиями, психическим состоянием, обладать навыками мгновенной концентрации и переключения внимания, поддержания предельной работоспособности в условиях утомления и воздействия сбивающих факторов.
Навыки волевой саморегуляции обеспечивают формирование предстартовой мобилизационной готовности, блокирование негативных (отрицательных) эмоций, а также способствуют преодолению трудностей соревновательной деятельности.
Хотя в различных видах лыжного спорта регуляторные процессы имеют ряд специфических особенностей (например, в прыжках с трамплина они в основном направлены на достижение уверенности, смелости, на реализацию технической программы деятельности, а в лыжных гонках — в основном на поддержание относительно равномерного, максимального темпа бега на протяжении всей дистанции), развитие навыков произвольной саморегуляции основывается на общих методических принципах и приемах самовоздействия. Совершенствоваться в специальных навыках волевой регуляции можно лишь хорошо их освоив.
В процессе формирования механизмов волевой регуляции у спортсменов следует исходить из того, что воля характеризуется диалектическим единством ума, моральных чувств и умения преодолевать трудности в соревновательных условиях. Поэтому для достижения волевой готовности спортсмен должен овладеть необходимым разнообразием технико-тактических навыков, основными средствами и способами произвольной регуляции (ПР), сформировать устойчивую мотивацию достижения, воспитать чувства долга, ответственности перед коллективом, верность спортивным традициям и т. п.
Овладеть навыками произвольной регуляции можно лишь при условии соблюдения следующих основных принципов:
1. Комплексное применение приемов самоуправления. Произвольная регуляция представляет собой систему вербальных (словесных), идеомоторных (мысленно выполняемых), дыхательных, перцептивных (на различных уровнях восприятия, направленности внимания), физиотерапевтических (использование различных видов массажа, водных процедур, электростимуляции, аэро-
|
|
ионотерапии и др.), ритмических, музыкальных, фармакологических и других воздействий. 2. Системность. В этой системе приемов ведущими являются словесные и идеомоторные (мысленно выполняемые) методы, основанные на специально подобранных словесных Формулировках для самовнушения, самоубеждения и самоприказов. Остальные приемы являются вспомогательными.
3. Сознательность и активность в овладении и применении приемов ПР с учетом поставленных целей, опыта, способностей, особенностей деятельности.
4. Мобилизованность психических и биологических возможностей организма на преодоление трудностей, препятствующих реализации поставленных целей.
5. Уверенность в эффективности применяемых приемов самовоздействия и в своих способностях.
6. Готовность к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию и проявлению волевых усилий.
7. Самоконтроль за состоянием функциональных систем организма, регулярное сличение их параметров с эталонными (модельными).
8. Индивидуализация в подборе и применении приемов ПР с учетом темперамента, способностей, интересов, опыта, мастерства и др.
Развитие навыков ПР спортсмена должно осуществляться в три этапа: 1) освоение общих приемов самоуправления, 2) овладение мастерством формирования мобилизационной готовности к соревнованиям; 3) развитие навыков самоуправления в процессе спортивного поединка.
Освоение общих приемов самоуправления следует начинать с развития навыков саморасслабления, восстановления, идеомоторных представлений и мобилизации. Для формирования навыков расслабления можно использовать словесные формулы примерно следующего содержания:
1. Я успокаиваюсь, отключаюсь от всего окружающего, ни о чем активно не думаю. Отключаю волю, расслабляюсь, отдыхаю^
2. Представляю свое лицо. Оно спокойное, безвольное. Мышцы лица расслаблены. Лоб разглажен, веки тяжелеют, опускаются. Расслаблены мышцы рта. Все лицо спокойное, расслабленное.
3. Дыхание ровное, медленное, плавное. Дышу легко, свободно, спокойно. |