|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1 Распределение классификационных очков в отдельных видах горнолыжного спорта по группам
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||
булаке укоротила алма-атинскую трассу скоростного спуска. Организовать же тренировки в верхней части склонов Талгарского перевала без кресельного подъемника очень сложно. Параметры трасс спуска в Кировске неполномерны, так же как и в Славске. Трасса на севере Чегета не доделана. Выход из создавшегося положения находят в проведении соревнований по скоростному спуску на укороченных трассах по двум попыткам. И что досадно — из исключения это перешло в правило. Если это еще как-то приемлемо для детей, то для взрослых спортсменов подобное упрощенчество никак не подходит. Анализ результатов 1978 — 1981 гг. выявил увеличение разности очков в I группе слалома, уплотнение во II и относительную стабилизацию в III группе. .Заметный разрыв в I группе, думается, можно объяснить значительной разницей в мастерстве спортсменов — участников Кубка мира и слаломистов-разрядников. При общем росте числа хороших слаломистов до обидного мало оказывается отличных! В слаломе-гиганте в 1978 — 1981 гг. плотность очков довольно стабильна во всех трех группах. Меньшее количество стартов по сравнению со слаломом, наибольший удельный вес свободных спусков на тренировках (они по скорости и «кривизне» близки к слалому-гиганту) способствовали этой стабилизации, которую нельзя считать положительным явлением. Уплотнение очков в группах — лучшая иллюстрация обострения спортивной борьбы, стимулирующей повышение мастерства. Таблица 2 иллюстрирует удельный вес ДСО и ведомств в классификационных списках. Общества разделены на две группы. Для участия во всесоюзных соревнованиях в первую группу включены лишь те организации, в которых число спортсменов, входящих в первые три группы, более десяти. В первой графе таблицы показано общее количество классифицируемых спортсменов в каждом обществе. В последующих графах указаны их число в I, II и III группах и сумма мест во всех трех группах. Сумма мест в первых трех группах по отдельным видам составляет показатель троеборья (здесь термин «троеборье» использован как собирательный, а не как обозначение вида спорта). Таблица довольно наглядна и не нуждается в особых комментариях. Подчеркнем лишь главное: количество спортсменов в первых трех группах (их очки близки к нормативу мастера спорта) — наиболее яркий показатель качества ра- |
боты по подготовке спортсменов высокого класса. Стабильность положения лидеров в таблице свидетельствует о напряженной работе тренеров этих организаций, лучшем использовании материальных возможностей и более правильной методике тренировки. Таблицы дают объективную картину соотношения сил и положения дел в горнолыжном спорте. Сопоставление этих таблиц с таблицами Р15 расширит рамки анализа и может оказать помощь в разработке программы его дальнейшего развития. Например, данные по возрастному составу квалификационных списков показывают тенденцию к омоложению в горнолыжном спорте, а количество мастеров спорта в списке наводит на мысль о необходимости пересмотра квалификационных требований. Так, в списке 1981 г. имеется 211 мастеров спорта. И это при 135 вакансиях во всех трех группах слалома, гиганта и спуска. Не многовато ли их, если учесть несоответствие процентного соотношения мастеров спорта СССР и количества мастеров спорта международного класса (их в списках 1981 г. всего 13 человек, а подтвердивших этот норматив и того меньше) ? Резкое увеличение количества классифицируемых спортсменов в 1981 г. объясняется тем, что в списке стало много имеющих более 100 очков — около 300 человек. В основном это молодежь, втянутая в орбиту всесоюзных соревнований для взрослых. Хорошо ли это, покажет время. Но пока протоколы соревнований свидетельствуют о том, что расходы, связанные с участием их в соревнованиях, далеко не всегда бывают оправданны — слишком велик процент нефинишировавших или дисквалифицированных. Вообще число стартов детей должно быть разумно регламентировано. В основном, нам кажется, их следует проводить в рамках регионов и внутри союзных республик. Украина в этом отношении идет в авангарде. Незавидная картина в обществах «Енбек» и «Калмеурне». А ведь эти общества представляют республики, в которых раньше готовились кадры самой высокой квалификации, — здесь были созданы первые в стране горнолыжные центры. Настоящая статья — первая попытка использовать метод статистического анализа в горнолыжном спорте с учетом его специфики. И хотя предложенные таблицы далеко не исчерпывают всех возможностей такого анализа, они все же дают толчок к дальнейшим размышлениям о положении дел в горнолыжном спорте. |
|||
57 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представительство спорторганизаций
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗВЕЗДЫ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА История горных лыж связана с именами таких выдающихся спортсменов, как Зайлер, Килли, Шранц, Тене, Стенмарк и др. Своим почерком они определяют уровень и стиль горнолыжного спорта сегодняшнего дня, закладывают фундамент техники завтрашней. Ниже мы публикуем подборку материалов о выдающихся горнолыжниках современности: И. Стенмарке, А.-М. Мозер-Прелль, М.-Т. Надиг, составленную по материалам зарубежной прессы Ю. Цениным и Н. Оди-наковой. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вот что рассказывает о Стенмарке его первый тренер Герман Ноглер: — В 1969 году я согласился тренировать шведских лыжников. Сборная Швеции состоя- |
ла практически из двух опытных лыжников, Эрика Грана и Олле Колена, которые уже достигли своего зенита и ничего в перспективе не обещали. Я попросил подобрать мне груп- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 в классификационных списках
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пу хорошо катающихся подростков в возрасте 13 — 15 лет. Их собрали в Риксгренце, горном местечке недалеко от границы с Норвегией. Примерно неделю мы отрабатывали технику, занимались физической подготовкой, а в конце недели я сказал президенту альпийского комитета Калу Вриянду: «Среди этих парней я вижу будущего чемпиона мира». Он с недоверием посмотрел на меня, очевидно удивляясь моему апломбу, а я показал на одного из самых юных членов команды — Ингемара Стенмарка. Ему было 13 лет. Меня сразу поразили манера его катания, независимая работа ног, обеспечивавшая ему исключительное равновесие, точность ведения поворотов, удивительная способность контролировать свои движения. Отличался он от своих товарищей и морально-волевыми качествами: скромностью, неутомимой работоспособностью, |
жаждой непрерывно совершенствоваться. Кроме того, он обладал отличными для своего возраста атлетическими данными. Стенмарк и его друзья Странд и Рингбранд (все из местечка Тернаби) сразу объединились в неразлучное трио. Они не расставались друг с другом и всегда были готовы тут же выполнять все, о чем бы их ни попросили. И удивительно скромные! Чувствовалось, что они росли в окружении простых людей и живой природы, — видно, их местечко тогда еще не подверглось губительному влиянию «туристской цивилизации». Действительно, деревня Тернаби с населением 800 человек находится на берегу небольшого живописного озера, в 300 километрах от столицы, на дороге, ведущей в Норвегию. Ее жители внешне сдержанны, почти суровы, но в то же время доброжелательны и приветливы. Ингемар вполне унаследовал эти качества своих земляков. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |