Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
   

Рис. 4

8.  Предельно быстрые выпрыгивания из полуприседа со штангой весом 20% от максимального.

9.  Прыжки в группировке через несколько барьеров высотой 91 см толчком двумя или одной ногой (расстояние между барьерами — пять ступней).

10.  Запрыгивание на куб 50x60x40 см толчком двух ног в течение 90 с — максимальное количество раз (рис. 4).

11.  Бег толчками и подскоки с мешком 3 — 4 кг на поясе на отрезках 30 — 50 м.

 

12.  Кратковременное удержание штанги? 100 — 140 кг в полуприседе на наклонной плоскости 30 — 45°, стоя боком к скату (3 — 4 с).

13.   Опускание в полуприсед со штангой 100 — 140 кг и фиксация положения в течение 3 — 4 с с последующим освобождением от штанги.

14.  Сбегание по извилистой трассе длиной 400 — 600 м на быстроту на склоне 8 — 10°, желательно по тропе в лесу или в других условиях ограниченной видимости.

Следует помнить, что необходимо широко варьировать средства специальной физической подготовки и применять возможно большее число этих средств, так как техника горнолыжного спорта не имеет ярко выраженной цикличности и поэтому скоростно-силовые качества необходимо развивать в возможно более широком диапазоне, обеспечивающем реализацию их в разнообразных условиях.

Эффективное использование средств специальной скоростно-силовой подготовки возможно только на базе высокой разносторонней физической подготовленности, для чего применяются традиционные средства: кроссы, спортивные игры, прыжки и т. д. Средства специальной скоростно-силовой подготовки с конца первой половины подготовительного периода необходимо интенсивно включать в тренировку горнолыжника.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, ПРЕДЛАГАЕМ, СПОРИМ


НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГОРНОЛЫЖНИКОВ

   
С. Ф. Николаенко
 

Существует несколько методик обучения горнолыжников, две из них — австрийская и французская — считаются классическими.

С нашей точки зрения, расширив комплекс применяемых тренировочных средств, можно ускорить подготовку начинающих горнолыжников. В связи с этим нами была разработана методика обучения горнолыжников на основе систематизации элементов и упражнений.

Чтобы выявить эффективность обучения по вновь разработанной методике по сравнению с классическими, мы провели педагогический эксперимент — начальное обучение горнолыжников. Цель обучения во всех методиках — освоение поворотов на параллельных лыжах (вход в поворот маховый). Для сравнения результатов обучения по разным методикам необходимо было определить наиболее объективные и информативные критерии оценки результатов. Первым критерием мы приняли правильность (безошибочность) выполнения основных технических приемов, вторым —

 

время, затраченное на достижение цели (освоение программы начального обучения).

Педагогический эксперимент проводился на базе дмитровской ДЮСШ. Были созданы две экспериментальные группы начинающих горнолыжников, в которые вошли школьники первых и вторых классов (девочки и мальчики 7 — 8 лет). Комплектование групп проводилось по программным нормам, принятым у нас в стране для ДЮСШ. Физическая подготовленность детей в группах была в основном одинаковая. Обе группы были обеспечены одинаковым и полноценным для обучения горнолыжным инвентарем.

Опытная группа С занималась по вновь предлагаемой методике, контрольная группа А — по австрийской. Занятия в обеих группах проходили на учебной горке длиной от 40 до 50 м с перепадом высот от 10 до 15 м и разнообразным, но несложным рельефом. Учебные занятия в группах проводились 3 раза в неделю по 2 ч.

Library   53   Up


Contents

 

Home
 

Осенью 1978 г. были вновь созданы две экспериментальные группы начинающих горнолыжников, включившие школьников вторых и третьих классов (девочки и мальчики 8 — 9 лет). Комплектование групп и их материальное обеспечение производились на тех же условиях, что и в прошлом году. Занятия в обеих группах проходили на той же учебной горке 3 раза в неделю по 2 ч.

Опытная группа С занималась по вновь предлагаемой методике, контрольная группа В — по французской.

Обучение горнолыжников проходило в два этапа: 1) курс начального (основного) обучения; 2) курс совершенствования. В статье приводятся только программы начального обучения по всем трем методикам, так как нашей задачей было выявление его эффективности.

Курс начального обучения по австрийской методике мы вынуждены были удлинить за счет раздела из курса совершенствования, так как поворот на параллельных лыжах маховым входом — принятая нами цель начального обучения — согласно этой методике относится к курсу совершенствования.

Программа начального обучения по французской методике начинается с 6-го класса и заканчивается 2-м, т. е. включает 6,5, 4,3 и 2-й классы; 1-й и 0 (спортивный) классы относятся к курсу совершенствования.

Программа
начального (основного) обучения по австрийской методике

I.   Начальные приемы передвижения на лыжах: 1) скользящий шаг, 2) ходы, 3) подъемы, 4) повороты на месте.

II.   Прямой спуск: 1) спуск по прямой, 2) прыжки (преодоление неровностей).

III.   Повороты к склону: 1) косой спуск, 2) боковое соскальзывание, 3) поворот к склону.

IV.   Повороты от склона: 1) плуг, 2) поворот плугом, 3) поворот упором.

V.  Повороты из упора: 1) поворот из упора к склону, 2) поворот из упора от склона (основная форма).

VI.   Поворот от склона на параллельных лыжах: 1) вход в поворот угловинтовым движением на месте, с упором на палки; 2) поворот-остановка к склону с уколом нижней палкой; 3) гирлянда — серия поворотов к склону с уколом нижней палкой; 4) вход в поворот угловинтовым движением, 5) сопряжение поворотов.

Программа
начального (основного) курса обучения по
французской методике

Класс 6. Введение. Движение на месте, подъем и спуск.

 
 

Класс 5. Свободный спуск и движение в плуге.

Класс 4. Соскальзывания. Преодоление ям и бугров.

Класс 3. Христиания к склону и христиания-остановка.

Класс 2. Легкая христиания от склона.

Программа
начального (основного) курса обучения по
предлагаемой нами методике

I. Освоение начальных приемов передвижения на лыжах: 1) скользящий шаг, 2) повороты на месте, 3) подъемы в гору, 4) самостраховка (торможения и падения).

II. Освоение основных положений при выполнении прямых спусков: 1) стоя на месте, 2) на склонах разной крутизны (от пологих до крутых) с хорошим выкатом, 3) на неровном рельефе (ямки, бугорки), 4) переступанием.

III.   Освоение основных положений при выполнении косых спусков: 1) стоя на месте, 2) на склонах переменной крутизны, 3) на крутом склоне с «похлопыванием» задником горной (верхней) лыжи.

IV.   Освоение основных движений и положений при выполнении поворотов к склону: 1) повороты к склону переступанием, 2) повороты к склону из косых спусков, 3) веер — повороты к склону из одной точки с увеличивающейся крутизной спуска, 4) поворот к склону из прямого спуска.

V.   Освоение основных движений и положений при выполнении полных поворотов: 1) вход в поворот из упора; 2) вход в поворот с широкой лыжи; 3) вход в поворот толчковый на месте с упором на палки; 4) поворот-остановка к склону с упором (уколом) на нижнюю палку; 5) гирлянда — серия поворотов к склону (в обе стороны); 6) вход в поворот «толчковый»; 7) сопряжение поворотов.

В процессе учебно-тренировочных занятий с опытными группами С и контрольными группами А и В мы, основываясь на критерии

Таблица 1

Освоение программ начального (основного) обучения горнолыжников (1977/78 г.)

Экспериментальные
группы

Кол-во занятий для освоения программы начального обучения

мин.

средн.

макс.

Контрольная группа А

Опытная группа С

21

12

24

12

27

20

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Освоение программ начального (основного) обучения горнолыжников (1978/79 г.)

Экспериментальные группы

Кол-во занятий для освоения программы начального обучения

мин.

среди.

макс.

Контрольная группа В

Опытная группа С

24

10

27

18

30

20

 

правильности, руководствовались закономерностями двигательной деятельности в горнолыж-

 

ном спорте. Поэтому, естественно, результаты; обучения по всем трем методикам оказались по критерию правильности одинаковыми.

Время (количество учебно-тренировочных занятий), затраченное на освоение программ (достижение цели обучения) каждой группой, регистрировалось в журналах. Эти показатели представлены в табл. 1 и 2.

Основываясь на критерии времени, затраченного на освоение программ начального обучения горнолыжников, мы, сопоставив данные таблиц, установили, что время обучения в опытных группах С меньше, чем в контрольных группах А и В.

И значит, мы вправе сделать вывод, что вновь предлагаемая методика начального (основного) обучения горнолыжников более эффективна по сравнению с классическими методиками.

 

 

ЦИФРЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ

   
Л. Козлова, инструктор-методист ЦСКА,
Н. Ростовцева, ВНИИФК, Москва
 

Более десяти лет прошло с момента внедрения у нас классификационных списков горнолыжников. Казалось бы, зачем это нужно было делать, если они и так квалифицируются по спортивным разрядам по сей день? Однако жизнь потребовала более топкой оценки спортивного мастерства в отдельных видах: слаломе, слаломе-гиганте и скоростном спуске. Классификационные списки точнее отражают истинное соотношение сил спортсменов. А если сопоставить списки за несколько лет, становится виден вклад спортивных организаций в дело подготовки горнолыжников высших разрядов.

Главное назначение списков — объективная оценка мастерства, в соответствии с которой спортсмены разбиваются на группы для жеребьевки. И то, что в списки вносятся коррективы дважды в течение зимнего сезона, говорит об их мобильности — спортсмен успешными стартами может улучшить свое положение, а при неудачах за ним сохраняется статус-кво. И только в конце сезона он получает очки, соответствующие его новому уровню. Принимаются во внимание и травмы, полученные спортсменом (место в списке сохраняется за ним, но начисляются штрафные очки).

Вниманию читателей предлагаются две таблицы, построенные на анализе классификационных списков горнолыжников-мужчин за 1975 — 1981 гг.

Таблица 1 отражает динамику очков в первых трех группах, т. е. среди сильнейших 45

 

человек в каждом виде: слаломе, слаломе-гиганте и скоростном спуске. Цифры не отражают абсолютного изменения мастерства. Но по ним можно судить, как, например, в слаломе в 1975 — 1977 гг. происходило уплотнение результатов внутри каждой группы и в целом по трем группам. Так, если разность очков в I группе 1975 г. была 24,8, то стала 10,71 и соответственно во II группе была 17,32, стала 9,85, в III группе была 12,20, стала 9,71. Суммарно по трем группам в 1975 г. разность составляла 54,38, в 1977 г. стала 30,27 очка. В слаломе-гиганте наблюдалась такая же картина.

Надо полагать, что повышение общего уровня спортивного мастерства являлось основным фактором, влияющим на плотность таблицы, но этому способствовало и увеличение количества избираемых для классификации стартов — списки корректировались по лучшим из них.

В скоростном спуске наоборот — только в I группе произошло уплотнение, а во II и III возрос разрыв результатов. Причина кроется в общем снижении объема учебно-тренпровочной работы по скоростному спуску в прошлые годы. К сожалению, этот процесс продолжается по сей день.

Неблагополучно обстоят дела с базами для скоростного спуска. Из-за аварийного состояния кресельного подъемника трасса па Кохте-1 в Бакуриани не эксплуатируется, а трасса спуска с Кохты-II в Митарби до конца не оборудована. Постройка гостиницы на Чим-

Library   55   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало