Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГОРНОЛЫЖНИКА В ЛЕТНЕ-ОСЕННЕМ ПЕРИОДЕ

   
А. Ф. Кузнецов, Южно-Сахалинск
 

Совершенствование в горнолыжном спорте неразрывно связано с постоянным повышением объема специальной тренировочной работы, выполняемой на лыжах. И поэтому весьма важным звеном в круглогодичной тренировке горнолыжника является летне-осенний этап подготовительного периода. Именно в это время приобретаются и совершенствуются технические навыки, создается необходимый уровень общей и специальной физической подготовленности спортсмена.

Общеизвестна эффективность тренировок на снегу, однако имеется довольно многочисленная группа спортсменов, которая в силу различных причин не участвует в летне-осенний период в длительных сборах в высокогорных лагерях, оснащенных подготовленными трассами и быстроходными подъемниками. Для этой группы горнолыжников весьма важное значение приобретает эффективный подбор средств специальной физической подготовки,

 

компенсирующих отсутствие достаточных объемов снежной подготовки высоким уровнем развития двигательных качеств, необходимых в горнолыжном спорте.

Как правило, для этого спортсмены и тренеры используют набор комплексов упражнений для совершенствования каждого конкретного двигательного качества. Так, для воспитания быстроты применяются повторные ускорения на 30 — 100 м, выносливости — кроссы на 1,5 — 5 км, силы — многоскоки и упражнения с отягощениями, ловкости — спортивные игры. А затем в процессе вкатывания спортсмены пытаются воплотить развитые таким образом качества в структуре горнолыжной техники.

В таблице, составленной на основе анализа дневников тренировок мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта, представлено распределение объемов тренировочной работы в летне-осенний период (июнь — октябрь).

Физические качества

Упражнения

Объем, %

Ловкость

1. Спортивные игры

28

Выносливость

2. Кроссы

20

Силовая выносливость

3. Упражнения для развития силы мышц туловища, рук, гибкости

20

Быстрота

4. Спринт и темповые беговые упражнения

13

Скоростно-силовые качества

5. Прыжки и многоскоки

8

Координация

6. «Лесной» слалом, бег по склонам, имитация

5

Сила

У. Упражнения с отягощением для развития силы мышц ног

3

Ловкость

8. Другие упражнения (акробатика, гимнастика, водные лыжи)

3

 

Нетрудно заметить, что удельный вес упражнений, направленных на преимущественное развитие скоростно-силовых качеств, составляет около 30% (упражнения 4, 5, 6, 7), а на долю упражнений, несущих в себе элементы техники горнолыжного спорта, приходится всего 16% объема выполняемой работы.

Современная же система специальной физической подготовки предусматривает сопряженное, одновременное развитие ведущих двига-

 

тельных качеств и совершенствование техники; при этом удельный вес средств специальной силовой подготовки в подготовительном периоде достигает 80 — 90% всего объема.

Чехословацкие горнолыжники в конце подготовительного периода используют средства специальной силовой подготовки общим объемом до 78%. Французские же горнолыжники на летнем этапе подготовительного периода применяют средства специальной силовой под-

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

готовки, аналогичные используемым прыгунами тройным и спринтерами, т. е. выполняют специальные упражнения, сходные по характеру нервно-мышечных усилий.

Таким образом, приведенное в таблице распределение объема средств эффективно лишь на начальных этапах подготовительного периода, когда решается задача создания высокого уровня общей, а не специальной физической подготовленности.

Для повышения эффективности предсезонной подготовки горнолыжника можно рекомендовать: существенное увеличение объема специальных упражнений в соответствии со структурой горнолыжной техники и подбор средств специальной подготовки с учетом соответствия их горнолыжной технике по величине, длительности и направлению, мышечных усилий.

Предлагаемые ниже упражнения специальной подготовки позволяют существенно разнообразить и повысить эффективность тренировочного процесса в летне-осеннем периоде подготовки.

1. «Лесной слалом». Изменение условий выполнения достигается применением мешка с песком 3 — 4 кг на поясе.

A.   Упражнение выполняется под уклон 3 — 5°, на котором расставлены древки, позволяющие двигаться без резких изменений скорости. Задача — принимать угловое положение в направлении добавочного ориентира, сгибаясь и «провожая» ориентир руками (рис. 1). В работе рук и сгибании тела должно быть больше естественности и простоты.

Б. Упражнение выполняется под уклон 3 — 5°. Задача — приземляться только на внешнюю ногу после перепрыгивания через неширокое препятствие в повороте (рис. 2).

B.  Упражнение выполняется с лыжными палками под уклон 3 — 5°. Задача — наносить свое-

Рис. 1

   

 

Рис. 2

временный короткий укол, контролируя правильность положения туловища у древка.

2.  Бег и прыжки вверх и вниз по лестнице с акцентом на максимально быстром отталкивании.

3.  Повторные прыжки в глубину с высоты 45 — 60 см из различных исходных положений с последующим отталкиванием в различных направлениях.

4.  Предельно быстрые перемещения в центральном круге баскетбольной площадки в течение 30, 60, 90 с и с различными отягощениями (мешок с песком 3 — 4 кг и т. п.). (рис. 3).

5.  Бег с вращениями с «блином» весом 15 — 20 кг в руках на отрезках 30 — 40 м.

6.  Бег с тормозом, изготовленным из автомобильной покрышки, которая привязывается к широкому поясному ремню шнуром длиной 6 — 3 м: ускорения вверх и вниз по склону — 30 — 50 м, бег — 200 — 400 м; ускорения приставными шагами, скрестным бегом вверх и вниз по склону 3 — 5° — 30 — 50 м.

Для варьирования величины нагрузки достаточно перейти на другой грунт.

7.  Выпад в сторону со штангой весом 60-80 кг на плечах.

 

Рис. 3

 
Library   52   Up


Contents

 

Home
   

Рис. 4

8.  Предельно быстрые выпрыгивания из полуприседа со штангой весом 20% от максимального.

9.  Прыжки в группировке через несколько барьеров высотой 91 см толчком двумя или одной ногой (расстояние между барьерами — пять ступней).

10.  Запрыгивание на куб 50x60x40 см толчком двух ног в течение 90 с — максимальное количество раз (рис. 4).

11.  Бег толчками и подскоки с мешком 3 — 4 кг на поясе на отрезках 30 — 50 м.

 

12.  Кратковременное удержание штанги? 100 — 140 кг в полуприседе на наклонной плоскости 30 — 45°, стоя боком к скату (3 — 4 с).

13.   Опускание в полуприсед со штангой 100 — 140 кг и фиксация положения в течение 3 — 4 с с последующим освобождением от штанги.

14.  Сбегание по извилистой трассе длиной 400 — 600 м на быстроту на склоне 8 — 10°, желательно по тропе в лесу или в других условиях ограниченной видимости.

Следует помнить, что необходимо широко варьировать средства специальной физической подготовки и применять возможно большее число этих средств, так как техника горнолыжного спорта не имеет ярко выраженной цикличности и поэтому скоростно-силовые качества необходимо развивать в возможно более широком диапазоне, обеспечивающем реализацию их в разнообразных условиях.

Эффективное использование средств специальной скоростно-силовой подготовки возможно только на базе высокой разносторонней физической подготовленности, для чего применяются традиционные средства: кроссы, спортивные игры, прыжки и т. д. Средства специальной скоростно-силовой подготовки с конца первой половины подготовительного периода необходимо интенсивно включать в тренировку горнолыжника.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, ПРЕДЛАГАЕМ, СПОРИМ


НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГОРНОЛЫЖНИКОВ

   
С. Ф. Николаенко
 

Существует несколько методик обучения горнолыжников, две из них — австрийская и французская — считаются классическими.

С нашей точки зрения, расширив комплекс применяемых тренировочных средств, можно ускорить подготовку начинающих горнолыжников. В связи с этим нами была разработана методика обучения горнолыжников на основе систематизации элементов и упражнений.

Чтобы выявить эффективность обучения по вновь разработанной методике по сравнению с классическими, мы провели педагогический эксперимент — начальное обучение горнолыжников. Цель обучения во всех методиках — освоение поворотов на параллельных лыжах (вход в поворот маховый). Для сравнения результатов обучения по разным методикам необходимо было определить наиболее объективные и информативные критерии оценки результатов. Первым критерием мы приняли правильность (безошибочность) выполнения основных технических приемов, вторым —

 

время, затраченное на достижение цели (освоение программы начального обучения).

Педагогический эксперимент проводился на базе дмитровской ДЮСШ. Были созданы две экспериментальные группы начинающих горнолыжников, в которые вошли школьники первых и вторых классов (девочки и мальчики 7 — 8 лет). Комплектование групп проводилось по программным нормам, принятым у нас в стране для ДЮСШ. Физическая подготовленность детей в группах была в основном одинаковая. Обе группы были обеспечены одинаковым и полноценным для обучения горнолыжным инвентарем.

Опытная группа С занималась по вновь предлагаемой методике, контрольная группа А — по австрийской. Занятия в обеих группах проходили на учебной горке длиной от 40 до 50 м с перепадом высот от 10 до 15 м и разнообразным, но несложным рельефом. Учебные занятия в группах проводились 3 раза в неделю по 2 ч.

Library   53   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало