|
||||
готовки, аналогичные используемым прыгунами тройным и спринтерами, т. е. выполняют специальные упражнения, сходные по характеру нервно-мышечных усилий. Таким образом, приведенное в таблице распределение объема средств эффективно лишь на начальных этапах подготовительного периода, когда решается задача создания высокого уровня общей, а не специальной физической подготовленности. Для повышения эффективности предсезонной подготовки горнолыжника можно рекомендовать: существенное увеличение объема специальных упражнений в соответствии со структурой горнолыжной техники и подбор средств специальной подготовки с учетом соответствия их горнолыжной технике по величине, длительности и направлению, мышечных усилий. Предлагаемые ниже упражнения специальной подготовки позволяют существенно разнообразить и повысить эффективность тренировочного процесса в летне-осеннем периоде подготовки. 1. «Лесной слалом». Изменение условий выполнения достигается применением мешка с песком 3 — 4 кг на поясе. A. Упражнение выполняется под уклон 3 — 5°, на котором расставлены древки, позволяющие двигаться без резких изменений скорости. Задача — принимать угловое положение в направлении добавочного ориентира, сгибаясь и «провожая» ориентир руками (рис. 1). В работе рук и сгибании тела должно быть больше естественности и простоты. Б. Упражнение выполняется под уклон 3 — 5°. Задача — приземляться только на внешнюю ногу после перепрыгивания через неширокое препятствие в повороте (рис. 2). B. Упражнение выполняется с лыжными палками под уклон 3 — 5°. Задача — наносить свое-
Рис. 1 |
Рис. 2 временный короткий укол, контролируя правильность положения туловища у древка. 2. Бег и прыжки вверх и вниз по лестнице с акцентом на максимально быстром отталкивании. 3. Повторные прыжки в глубину с высоты 45 — 60 см из различных исходных положений с последующим отталкиванием в различных направлениях. 4. Предельно быстрые перемещения в центральном круге баскетбольной площадки в течение 30, 60, 90 с и с различными отягощениями (мешок с песком 3 — 4 кг и т. п.). (рис. 3). 5. Бег с вращениями с «блином» весом 15 — 20 кг в руках на отрезках 30 — 40 м. 6. Бег с тормозом, изготовленным из автомобильной покрышки, которая привязывается к широкому поясному ремню шнуром длиной 6 — 3 м: ускорения вверх и вниз по склону — 30 — 50 м, бег — 200 — 400 м; ускорения приставными шагами, скрестным бегом вверх и вниз по склону 3 — 5° — 30 — 50 м. Для варьирования величины нагрузки достаточно перейти на другой грунт. 7. Выпад в сторону со штангой весом 60-80 кг на плечах.
Рис. 3 |
|||
52 |
|
||||
Рис. 4 8. Предельно быстрые выпрыгивания из полуприседа со штангой весом 20% от максимального. 9. Прыжки в группировке через несколько барьеров высотой 91 см толчком двумя или одной ногой (расстояние между барьерами — пять ступней). 10. Запрыгивание на куб 50x60x40 см толчком двух ног в течение 90 с — максимальное количество раз (рис. 4). 11. Бег толчками и подскоки с мешком 3 — 4 кг на поясе на отрезках 30 — 50 м. |
12. Кратковременное удержание штанги? 100 — 140 кг в полуприседе на наклонной плоскости 30 — 45°, стоя боком к скату (3 — 4 с). 13. Опускание в полуприсед со штангой 100 — 140 кг и фиксация положения в течение 3 — 4 с с последующим освобождением от штанги. 14. Сбегание по извилистой трассе длиной 400 — 600 м на быстроту на склоне 8 — 10°, желательно по тропе в лесу или в других условиях ограниченной видимости. Следует помнить, что необходимо широко варьировать средства специальной физической подготовки и применять возможно большее число этих средств, так как техника горнолыжного спорта не имеет ярко выраженной цикличности и поэтому скоростно-силовые качества необходимо развивать в возможно более широком диапазоне, обеспечивающем реализацию их в разнообразных условиях. Эффективное использование средств специальной скоростно-силовой подготовки возможно только на базе высокой разносторонней физической подготовленности, для чего применяются традиционные средства: кроссы, спортивные игры, прыжки и т. д. Средства специальной скоростно-силовой подготовки с конца первой половины подготовительного периода необходимо интенсивно включать в тренировку горнолыжника. |
|||
ОБСУЖДАЕМ, ПРЕДЛАГАЕМ, СПОРИМ |
||||
С. Ф. Николаенко |
||||
Существует несколько методик обучения горнолыжников, две из них — австрийская и французская — считаются классическими. С нашей точки зрения, расширив комплекс применяемых тренировочных средств, можно ускорить подготовку начинающих горнолыжников. В связи с этим нами была разработана методика обучения горнолыжников на основе систематизации элементов и упражнений. Чтобы выявить эффективность обучения по вновь разработанной методике по сравнению с классическими, мы провели педагогический эксперимент — начальное обучение горнолыжников. Цель обучения во всех методиках — освоение поворотов на параллельных лыжах (вход в поворот маховый). Для сравнения результатов обучения по разным методикам необходимо было определить наиболее объективные и информативные критерии оценки результатов. Первым критерием мы приняли правильность (безошибочность) выполнения основных технических приемов, вторым — |
время, затраченное на достижение цели (освоение программы начального обучения). Педагогический эксперимент проводился на базе дмитровской ДЮСШ. Были созданы две экспериментальные группы начинающих горнолыжников, в которые вошли школьники первых и вторых классов (девочки и мальчики 7 — 8 лет). Комплектование групп проводилось по программным нормам, принятым у нас в стране для ДЮСШ. Физическая подготовленность детей в группах была в основном одинаковая. Обе группы были обеспечены одинаковым и полноценным для обучения горнолыжным инвентарем. Опытная группа С занималась по вновь предлагаемой методике, контрольная группа А — по австрийской. Занятия в обеих группах проходили на учебной горке длиной от 40 до 50 м с перепадом высот от 10 до 15 м и разнообразным, но несложным рельефом. Учебные занятия в группах проводились 3 раза в неделю по 2 ч. |
|||
53 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |