|
||||
них. На практике, как правило, специалисты в качестве показателя тренировочных нагрузок используют общий объем выполненной работы в километрах без учета времени, затраченного на прохождение различных по длине подъемов, несмотря на то, что энергетическая характеристика их различна. Так, при прохождении длинных подъемов с максимальной скоростью средние значения показателей анаэробной производительности па 10 — 12% выше, чем при прохождении средних. Во время преодоления длинных и средних подъемов со скоростью 90% от максимальной различия в показателях потребления кислорода достигают 6 — 7%, а анаэробной производительности 17 — 19%. При прохождении вышеназванных подъемов со скоростью 80% от максимальной разница в параметрах потребления кислорода равняется 4 — 5%, а анаэробного обмена — 13 — 15%. Рациональное варьирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки па различном рельефе, повышающее уровень спортивной работоспособности, вызывает адаптационные изменения в функциональных системах организма, которые заключаются в повышении энергетического потенциала, способности к быстрой мобилизации энергетических систем и возможности экономного использования энергетических ресурсов. И хотя конечная цель спортивной тренировки заключается в достижении спортивных результатов, задачей отдельного тренировочного занятия является не достижение наивысших показателей работоспособности, а воздействие на определенную функцию организма. Вместе с тем ранее проведенными исследованиями установлено, что уровень энергетического обмена организма лыжников-гонщиков при прохождении тренировочных и соревновательных трасс зависит от интенсивности преодоления подъемов и их длины. Следовательно, время преодоления различных по длине подъемов с разной скоростью должно планироваться в зависимости от того, какое качество лыжнику необходимо в данный момент развивать. Таким образом, можно отметить, что поскольку уровень аэробного и анаэробного обмена зависит как от скорости прохождения подъемов, так и от их длины, то преодоление в тренировочных занятиях средних и длинных подъемов в различных скоростных режимах способствует избирательному воздействию на различные стороны функциональной подготовки лыжников. С учетом этого должно планироваться и время работы на- подъемах. Следовательно, в процессе занятий по повышению функционального уровня лыжников-гонщиков необходимо учитывать как суммарное время прохождения всех подъемов относительно общего тренировочного времени, так и затраченное на преодоление средних и длинных подъ- |
емов в отдельном занятии, микро- и мезоциклах. В связи с тем что преодоление коротких, средних и длинных подъемов вызывает неадекватные сдвиги в системе энергетического обеспечения организма, возникает вопрос: каким должно быть оптимальное сочетание рельефов местности в тренировочном процессе лыжников-гонщиков? На заключительном этапе подготовительного периода и в начале соревновательного в тренировке лыжников-гонщиков старших разрядов рекомендуется следующее соотношение времени преодоления подъемов: короткие — 10 — 12%, средние — 65 — 67% и длинные — 24 — 26.%. Соотношение интенсивности и времени, затраченного на преодоление подъемов различной длины, в микроцикле данного этапа подготовки тренировочной нагрузки будет следующим. 1-й день. Развитие скоростно-силовой выносливости. Развивающий режим, интенсивность передвижения 85 — 90% от соревновательной. Объем работы па подъемах: короткие — 2 — 3%, средние — 21 — 23%, длинные — 9 — 11%. Подъемы и участки равнины (100 — 150 м) после ипх преодолеваются со скоростью 95 — 100% от максимальной для данного подъема при ЧСС 190 уд/мни и выше. 2-й день. Развитие общей выносливости. Поддерживающий режим, интенсивность передвижения 80 — 85% от соревновательной. Объем работы на подъемах: короткие — 3 — 4%, средние — 25 — 27% и длинные — 10 — 12%. Преодоление подъемов и участков равнины (150 — 200 м) после них со скоростью 80 — 85% от максимальной при ЧСС 160 — 170 уд/мин. 3-й день. Развитие специальной выносливости. Развивающий режим, интенсивность передвижения 85 — 90% от соревновательной. Объем работы па подъемах: короткие — 2 — 3%, средние — 21 — 23%, длинные — 8 — 10%. Преодоление подъемов и участков равнины (100 — 150 м) после них со скоростью 85 — 90% от максимальной при ЧСС 170 — 180 уд/мин. 4-й день. Активный отдых. 5-й день. Развитие специальной выносливости. Развивающий режим, интенсивность передвижения 85 — 90% от соревновательной. Объем работы на подъемах: короткие — 5 — 6%, средние — 24 — 26%, длинные — 11 — 13%. Преодоление подъемов и участков равнины (100 — 150 м) после них со скоростью 90 — 95% от максимальной при ЧСС 180 — 190 уд/мин. 6-й день. Участие в соревнованиях. 7-й день. Активный отдых. Вся тренировочная работа выполняется методом непрерывной циклической нагрузки, где интенсивность передвижения задается по скорости, рассчитанной от соревновательной на |
|||
28 |
|
||||
дистанции 15 км, которая принимается за 100%. Предлагаемый учет нагрузки по степени воздействия на различные энергетические факторы на определенном этапе подготовки позволит более целенаправленно осуществлять учебно-тренировочный процесс, повышать уровень |
функциональных возможностей организма лыжников-гонщиков. Вместе с тем данные рекомендации по содержанию микроциклов тренировочной нагрузки являются ориентировочными и зависят от уровня мастерства спортсменов и их индивидуальных особенностей на каждом из этапов подготовки. |
|||
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ |
||||
В. Л. Ростовцев, ВНИИФК, Москва |
||||
Как правило, об оптимальности того или иного варианта скользящего шага на лыжах судят по частным критериям. Такими критериями могут быть модельные характеристики времени выполнения фаз лыжного хода, углы постановки палки, положения ног и т. п. В этом случае, как и в любом случае использования модели, которая имеет допуск — верхнюю и нижнюю границу модельного параметра, — затруднен индивидуальный подход к совершенствованию технического мастерства. Более того, модель, составленная по данным относительно небольшой группы ведущих спортсменов, может не подходить для лыжников со своеобразной конституцией тела или, например, для новичков, физические качества которых недостаточно развиты. Другим, более адекватным методом оптимизации технического мастерства является метод, основанный на использовании энергетических критериев (см., например, статью В. В. Зайцевой «Лыжный спорт», вып. 2, 1981, с. 27). Наиболее оптимальным (экономичным) вариантом передвижения считается ход с минимальными значениями.
ЧСС где ПП — пульсовая стоимость, ЧСС — частота сердечных сокращений, V — скорость передвижения. Для нескольких уровней ЧСС, заданных кардиолидером с точностью до ±3 уд/мин, определяются соответствующие скорости и затем по наименьшему значению ПП выбирается наиболее экономичная скорость, соответствующая определенному уровню тахикардии. Несмотря на выявление наиболее экономичной скорости, трудно быть уверенным в том, что спортсмен будет передвигаться на этой скорости наиболее энергетически выгодным, экономичным способом. Действительно, если лыжник во всех режимах при тестировании двигался со свойственными ему техническими ошибками, то и после тестирования он оста- |
нется в неведении относительно этих погрешностей. Указанным методом можно определить наиболее экономичную скорость, т. е. скорость, при которой ПП = min; можно также определить длину и частоту шагов спортсмена при передвижении с этой скоростью, по невозможно отыскать погрешности в технике хода, указать на них лыжнику, найти способы их устранения и обучить спортсмена более оптимальному варианту бега на лыжах. Известно, что высококвалифицированный спортсмен самостоятельно может достаточно точно выбрать наиболее энергетически выгодный режим передвижения. Ошибка в выборе такого варианта, как правило, составляет 4 — 5%. Поэтому использование кардиолидера не может быть признано лучшим способом для повышения экономичности передвижения (пульс задается с точностью 3 — 5%). Таким образом, задача обучения заключается в нахождении наиболее экономичного варианта передвижения в зоне отклонения от истинного не более чем 4 — 5%. Мы считаем, что использование специальной обучающей программы, контроля за двигательными действиями спортсмена по интегративному критерию, объективной , срочной информации по интегративному и частным биомеханическим критериям о степени оптимизирующей перестройки движений в процессе обучения даст возможность повысить разрешающую способность оценки эффективности собственных двигательных действий и решить поставленную задачу. Для обеспечения эффективного обучения должны быть выполнены следующие' условия: 1. Обучение проводится по заранее разработанным обучающим программам — алгоритмам обучения. Алгоритмы обучения представляют собой ряд предписаний с шагом (время смены предписаний) 2 — 3 мин, вынуждающих лыжника идти используя различные варианты, например, попеременного двухшажного хода: с боль- |
|||
29 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |