Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

хорошо известны тесты, более точные и специально предназначенные для определения емкости гликолиза, например тест Маргарин (1964, 1966), позволяющий оценить накопление молочной кислоты при предельной физической нагрузке продолжительностью 40 — 60 с. Этот тест обладает высокой прогностической информативностью, и, поскольку он проводится в стандартных условиях, его надежность гораздо выше надежности результатов измерения лактата на финише гонки.

Таким образом, концентрацию лактата в крови у лыжников и биатлонистов имеет смысл измерять на финише гонки только при условии, что известны: динамика («раскладка») скорости по дистанции, рельеф трассы и мак-

 

симальный уровень лактата у данного спортсмена. Но и при выполнении этого условия педагогическая оценка результатов измерений лактата остается весьма сложной.

Интерпретация результатов контроля значительно облегчается, если использовать .метод имитационного моделирования (см. Лыжный спорт, вып. 2, 1981, с. 36 — 39). В процессе имитационного моделирования на электронно-вычислительной машине многократно воспроизводятся возникающие по ходу гонки изменения дистанционной скорости и основных показателей энергетики спортсмена. В итоге становятся более ясными причины, по которым концентрация лактата в крови достигла того или иного значения.

 

Педагогическая оценка концентрации лактата в крови на финише равнинного отрезка дистанции или равномерного подъема (скорость постоянна)

Что оценивается

Относительная мощность упражнения (скорость бега)

Предельное время выполнения упражнения

Уровень лактата на финише

низкий

высокий

Состояние спортсмена

Состояние спортсмена

Тренировочный эффект

Субмаксимальная

Большая

Умеренная

До 5 мин

5 — 30 мин

Свыше 30 мин

Плохо

Хорошо

Незначительный

Хорошо

Плохо

Значительный

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ С УЧЕТОМ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ

   
П. В. Головкин, ГЦОЛИФК, Москва
 

Эффективность спортивной тренировки как сложного педагогического процесса во многом зависит от выявления ведущих факторов, лимитирующих уровень спортивных достижений. Наряду с психологической, технической и тактической подготовкой лыжников-гонщиков одним из основных факторов, влияющих на повышение результатов в лыжных гонках, является функциональная подготовка спортсменов. В этой связи вопрос повышения уровня функциональной подготовленности гонщиков является одним из главных в работе тренеров. Преодоление на тренировках разных по длине подъемов в широком скоростном диапазоне не только развивает физические качества (выносливость, силу, быстроту), но и повышает уровень аэробных и анаэробных источников энергетического обеспечения.

Анализ современных лыжных трасс, на которых проводятся всесоюзные соревнования, показал, что все подъемы, преодолеваемые с максимальной скоростью, в зависимости от

 

характера энергетического обеспечения организма лыжников условно можно разделить па три группы: короткие (время преодоления до 20 с), где работа осуществляется в основном за счет анаэробных алактатных процессов; средние (время преодоления до 1 мин), где преобладают анаэробные гликолитические процессы, и длинные (время преодоления до 2,5 мин), на которых анаэробная гликолитическая производительность достигает своего максимума и одновременно растет роль аэробных источников энергии.

Таким образом, учет работы на подъемах в общем объеме тренировочной нагрузки представляется нам одной из важных сторон успешной подготовки лыжников-гонщиков. Вместе с тем при анализе научной и методической литературы обращает на себя внимание тот факт, что рекомендации по проведению тренировочных занятий лыжников на разнообразной по рельефу местности не учитывают длину подъемов и общий объем работы на

Library   27   Up


Contents

 

Home
 

них. На практике, как правило, специалисты в качестве показателя тренировочных нагрузок используют общий объем выполненной работы в километрах без учета времени, затраченного на прохождение различных по длине подъемов, несмотря на то, что энергетическая характеристика их различна. Так, при прохождении длинных подъемов с максимальной скоростью средние значения показателей анаэробной производительности па 10 — 12% выше, чем при прохождении средних. Во время преодоления длинных и средних подъемов со скоростью 90% от максимальной различия в показателях потребления кислорода достигают 6 — 7%, а анаэробной производительности 17 — 19%. При прохождении вышеназванных подъемов со скоростью 80% от максимальной разница в параметрах потребления кислорода равняется 4 — 5%, а анаэробного обмена — 13 — 15%.

Рациональное варьирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки па различном рельефе, повышающее уровень спортивной работоспособности, вызывает адаптационные изменения в функциональных системах организма, которые заключаются в повышении энергетического потенциала, способности к быстрой мобилизации энергетических систем и возможности экономного использования энергетических ресурсов. И хотя конечная цель спортивной тренировки заключается в достижении спортивных результатов, задачей отдельного тренировочного занятия является не достижение наивысших показателей работоспособности, а воздействие на определенную функцию организма.

Вместе с тем ранее проведенными исследованиями установлено, что уровень энергетического обмена организма лыжников-гонщиков при прохождении тренировочных и соревновательных трасс зависит от интенсивности преодоления подъемов и их длины. Следовательно, время преодоления различных по длине подъемов с разной скоростью должно планироваться в зависимости от того, какое качество лыжнику необходимо в данный момент развивать.

Таким образом, можно отметить, что поскольку уровень аэробного и анаэробного обмена зависит как от скорости прохождения подъемов, так и от их длины, то преодоление в тренировочных занятиях средних и длинных подъемов в различных скоростных режимах способствует избирательному воздействию на различные стороны функциональной подготовки лыжников. С учетом этого должно планироваться и время работы на- подъемах. Следовательно, в процессе занятий по повышению функционального уровня лыжников-гонщиков необходимо учитывать как суммарное время прохождения всех подъемов относительно общего тренировочного времени, так и затраченное на преодоление средних и длинных подъ-

 

емов в отдельном занятии, микро- и мезоциклах.

В связи с тем что преодоление коротких, средних и длинных подъемов вызывает неадекватные сдвиги в системе энергетического обеспечения организма, возникает вопрос: каким должно быть оптимальное сочетание рельефов местности в тренировочном процессе лыжников-гонщиков?

На заключительном этапе подготовительного периода и в начале соревновательного в тренировке лыжников-гонщиков старших разрядов рекомендуется следующее соотношение времени преодоления подъемов: короткие — 10 — 12%, средние — 65 — 67% и длинные — 24 — 26.%. Соотношение интенсивности и времени, затраченного на преодоление подъемов различной длины, в микроцикле данного этапа подготовки тренировочной нагрузки будет следующим.

1-й день. Развитие скоростно-силовой выносливости. Развивающий режим, интенсивность передвижения 85 — 90% от соревновательной. Объем работы па подъемах: короткие — 2 — 3%, средние — 21 — 23%, длинные — 9 — 11%. Подъемы и участки равнины (100 — 150 м) после ипх преодолеваются со скоростью 95 — 100% от максимальной для данного подъема при ЧСС 190 уд/мни и выше.

2-й день. Развитие общей выносливости. Поддерживающий режим, интенсивность передвижения 80 — 85% от соревновательной. Объем работы на подъемах: короткие — 3 — 4%, средние — 25 — 27% и длинные — 10 — 12%. Преодоление подъемов и участков равнины (150 — 200 м) после них со скоростью 80 — 85% от максимальной при ЧСС 160 — 170 уд/мин.

3-й день. Развитие специальной выносливости. Развивающий режим, интенсивность передвижения 85 — 90% от соревновательной. Объем работы па подъемах: короткие — 2 — 3%, средние — 21 — 23%, длинные — 8 — 10%. Преодоление подъемов и участков равнины (100 — 150 м) после них со скоростью 85 — 90% от максимальной при ЧСС 170 — 180 уд/мин.

4-й день. Активный отдых.

5-й день. Развитие специальной выносливости. Развивающий режим, интенсивность передвижения 85 — 90% от соревновательной. Объем работы на подъемах: короткие — 5 — 6%, средние — 24 — 26%, длинные — 11 — 13%. Преодоление подъемов и участков равнины (100 — 150 м) после них со скоростью 90 — 95% от максимальной при ЧСС 180 — 190 уд/мин.

6-й день. Участие в соревнованиях.

7-й день. Активный отдых.

Вся тренировочная работа выполняется методом непрерывной циклической нагрузки, где интенсивность передвижения задается по скорости, рассчитанной от соревновательной на

 
Library   28   Up


Contents

 

Home
 

дистанции 15 км, которая принимается за 100%.

Предлагаемый учет нагрузки по степени воздействия на различные энергетические факторы на определенном этапе подготовки позволит более целенаправленно осуществлять учебно-тренировочный процесс, повышать уровень

 

функциональных возможностей организма лыжников-гонщиков. Вместе с тем данные рекомендации по содержанию микроциклов тренировочной нагрузки являются ориентировочными и зависят от уровня мастерства спортсменов и их индивидуальных особенностей на каждом из этапов подготовки.

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ

   
В. Л. Ростовцев, ВНИИФК, Москва
 

Как правило, об оптимальности того или иного варианта скользящего шага на лыжах судят по частным критериям. Такими критериями могут быть модельные характеристики времени выполнения фаз лыжного хода, углы постановки палки, положения ног и т. п. В этом случае, как и в любом случае использования модели, которая имеет допуск — верхнюю и нижнюю границу модельного параметра, — затруднен индивидуальный подход к совершенствованию технического мастерства. Более того, модель, составленная по данным относительно небольшой группы ведущих спортсменов, может не подходить для лыжников со своеобразной конституцией тела или, например, для новичков, физические качества которых недостаточно развиты.

Другим, более адекватным методом оптимизации технического мастерства является метод, основанный на использовании энергетических критериев (см., например, статью В. В. Зайцевой «Лыжный спорт», вып. 2, 1981, с. 27).

Наиболее оптимальным (экономичным) вариантом передвижения считается ход с минимальными значениями.

     ЧСС
ПП = ———— .
     60 · V

где  ПП — пульсовая стоимость,

ЧСС — частота сердечных сокращений,

V — скорость передвижения.

Для нескольких уровней ЧСС, заданных кардиолидером с точностью до ±3 уд/мин, определяются соответствующие скорости и затем по наименьшему значению ПП выбирается наиболее экономичная скорость, соответствующая определенному уровню тахикардии.

Несмотря на выявление наиболее экономичной скорости, трудно быть уверенным в том, что спортсмен будет передвигаться на этой скорости наиболее энергетически выгодным, экономичным способом. Действительно, если лыжник во всех режимах при тестировании двигался со свойственными ему техническими ошибками, то и после тестирования он оста-

 

нется в неведении относительно этих погрешностей.

Указанным методом можно определить наиболее экономичную скорость, т. е. скорость, при которой ПП = min; можно также определить длину и частоту шагов спортсмена при передвижении с этой скоростью, по невозможно отыскать погрешности в технике хода, указать на них лыжнику, найти способы их устранения и обучить спортсмена более оптимальному варианту бега на лыжах.

Известно, что высококвалифицированный спортсмен самостоятельно может достаточно точно выбрать наиболее энергетически выгодный режим передвижения. Ошибка в выборе такого варианта, как правило, составляет 4 — 5%. Поэтому использование кардиолидера не может быть признано лучшим способом для повышения экономичности передвижения (пульс задается с точностью 3 — 5%).

Таким образом, задача обучения заключается в нахождении наиболее экономичного варианта передвижения в зоне отклонения от истинного не более чем 4 — 5%.

Мы считаем, что использование специальной обучающей программы, контроля за двигательными действиями спортсмена по интегративному критерию, объективной , срочной информации по интегративному и частным биомеханическим критериям о степени оптимизирующей перестройки движений в процессе обучения даст возможность повысить разрешающую способность оценки эффективности собственных двигательных действий и решить поставленную задачу.

Для обеспечения эффективного обучения должны быть выполнены следующие' условия:

1. Обучение проводится по заранее разработанным обучающим программам — алгоритмам обучения.

Алгоритмы обучения представляют собой ряд предписаний с шагом (время смены предписаний) 2 — 3 мин, вынуждающих лыжника идти используя различные варианты, например, попеременного двухшажного хода: с боль-

Library   29   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало