Как правило, об оптимальности того или иного варианта скользящего шага на лыжах судят по частным критериям. Такими критериями могут быть модельные характеристики времени выполнения фаз лыжного хода, углы постановки палки, положения ног и т. п. В этом случае, как и в любом случае использования модели, которая имеет допуск — верхнюю и нижнюю границу модельного параметра, — затруднен индивидуальный подход к совершенствованию технического мастерства. Более того, модель, составленная по данным относительно небольшой группы ведущих спортсменов, может не подходить для лыжников со своеобразной конституцией тела или, например, для новичков, физические качества которых недостаточно развиты.
Другим, более адекватным методом оптимизации технического мастерства является метод, основанный на использовании энергетических критериев (см., например, статью В. В. Зайцевой «Лыжный спорт», вып. 2, 1981, с. 27).
Наиболее оптимальным (экономичным) вариантом передвижения считается ход с минимальными значениями.
ЧСС
ПП = ———— .
60 · V
где ПП — пульсовая стоимость,
ЧСС — частота сердечных сокращений,
V — скорость передвижения.
Для нескольких уровней ЧСС, заданных кардиолидером с точностью до ±3 уд/мин, определяются соответствующие скорости и затем по наименьшему значению ПП выбирается наиболее экономичная скорость, соответствующая определенному уровню тахикардии.
Несмотря на выявление наиболее экономичной скорости, трудно быть уверенным в том, что спортсмен будет передвигаться на этой скорости наиболее энергетически выгодным, экономичным способом. Действительно, если лыжник во всех режимах при тестировании двигался со свойственными ему техническими ошибками, то и после тестирования он оста-
|
|
нется в неведении относительно этих погрешностей.
Указанным методом можно определить наиболее экономичную скорость, т. е. скорость, при которой ПП = min; можно также определить длину и частоту шагов спортсмена при передвижении с этой скоростью, по невозможно отыскать погрешности в технике хода, указать на них лыжнику, найти способы их устранения и обучить спортсмена более оптимальному варианту бега на лыжах.
Известно, что высококвалифицированный спортсмен самостоятельно может достаточно точно выбрать наиболее энергетически выгодный режим передвижения. Ошибка в выборе такого варианта, как правило, составляет 4 — 5%. Поэтому использование кардиолидера не может быть признано лучшим способом для повышения экономичности передвижения (пульс задается с точностью 3 — 5%).
Таким образом, задача обучения заключается в нахождении наиболее экономичного варианта передвижения в зоне отклонения от истинного не более чем 4 — 5%.
Мы считаем, что использование специальной обучающей программы, контроля за двигательными действиями спортсмена по интегративному критерию, объективной , срочной информации по интегративному и частным биомеханическим критериям о степени оптимизирующей перестройки движений в процессе обучения даст возможность повысить разрешающую способность оценки эффективности собственных двигательных действий и решить поставленную задачу.
Для обеспечения эффективного обучения должны быть выполнены следующие' условия:
1. Обучение проводится по заранее разработанным обучающим программам — алгоритмам обучения.
Алгоритмы обучения представляют собой ряд предписаний с шагом (время смены предписаний) 2 — 3 мин, вынуждающих лыжника идти используя различные варианты, например, попеременного двухшажного хода: с боль- |