Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

дистанции 15 км, которая принимается за 100%.

Предлагаемый учет нагрузки по степени воздействия на различные энергетические факторы на определенном этапе подготовки позволит более целенаправленно осуществлять учебно-тренировочный процесс, повышать уровень

 

функциональных возможностей организма лыжников-гонщиков. Вместе с тем данные рекомендации по содержанию микроциклов тренировочной нагрузки являются ориентировочными и зависят от уровня мастерства спортсменов и их индивидуальных особенностей на каждом из этапов подготовки.

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ

   
В. Л. Ростовцев, ВНИИФК, Москва
 

Как правило, об оптимальности того или иного варианта скользящего шага на лыжах судят по частным критериям. Такими критериями могут быть модельные характеристики времени выполнения фаз лыжного хода, углы постановки палки, положения ног и т. п. В этом случае, как и в любом случае использования модели, которая имеет допуск — верхнюю и нижнюю границу модельного параметра, — затруднен индивидуальный подход к совершенствованию технического мастерства. Более того, модель, составленная по данным относительно небольшой группы ведущих спортсменов, может не подходить для лыжников со своеобразной конституцией тела или, например, для новичков, физические качества которых недостаточно развиты.

Другим, более адекватным методом оптимизации технического мастерства является метод, основанный на использовании энергетических критериев (см., например, статью В. В. Зайцевой «Лыжный спорт», вып. 2, 1981, с. 27).

Наиболее оптимальным (экономичным) вариантом передвижения считается ход с минимальными значениями.

     ЧСС
ПП = ———— .
     60 · V

где  ПП — пульсовая стоимость,

ЧСС — частота сердечных сокращений,

V — скорость передвижения.

Для нескольких уровней ЧСС, заданных кардиолидером с точностью до ±3 уд/мин, определяются соответствующие скорости и затем по наименьшему значению ПП выбирается наиболее экономичная скорость, соответствующая определенному уровню тахикардии.

Несмотря на выявление наиболее экономичной скорости, трудно быть уверенным в том, что спортсмен будет передвигаться на этой скорости наиболее энергетически выгодным, экономичным способом. Действительно, если лыжник во всех режимах при тестировании двигался со свойственными ему техническими ошибками, то и после тестирования он оста-

 

нется в неведении относительно этих погрешностей.

Указанным методом можно определить наиболее экономичную скорость, т. е. скорость, при которой ПП = min; можно также определить длину и частоту шагов спортсмена при передвижении с этой скоростью, по невозможно отыскать погрешности в технике хода, указать на них лыжнику, найти способы их устранения и обучить спортсмена более оптимальному варианту бега на лыжах.

Известно, что высококвалифицированный спортсмен самостоятельно может достаточно точно выбрать наиболее энергетически выгодный режим передвижения. Ошибка в выборе такого варианта, как правило, составляет 4 — 5%. Поэтому использование кардиолидера не может быть признано лучшим способом для повышения экономичности передвижения (пульс задается с точностью 3 — 5%).

Таким образом, задача обучения заключается в нахождении наиболее экономичного варианта передвижения в зоне отклонения от истинного не более чем 4 — 5%.

Мы считаем, что использование специальной обучающей программы, контроля за двигательными действиями спортсмена по интегративному критерию, объективной , срочной информации по интегративному и частным биомеханическим критериям о степени оптимизирующей перестройки движений в процессе обучения даст возможность повысить разрешающую способность оценки эффективности собственных двигательных действий и решить поставленную задачу.

Для обеспечения эффективного обучения должны быть выполнены следующие' условия:

1. Обучение проводится по заранее разработанным обучающим программам — алгоритмам обучения.

Алгоритмы обучения представляют собой ряд предписаний с шагом (время смены предписаний) 2 — 3 мин, вынуждающих лыжника идти используя различные варианты, например, попеременного двухшажного хода: с боль-

Library   29   Up


Contents

 

Home
 

шим временем скольжения, с большим временем отталкивания; с отталкиванием с малым подседанием; с одновременным отталкиванием ногой и рукой и т. п.; с вниманием на расслабление мышц и т. п.

2.  Интегративным критерием достижения цели (повышения экономичности, т. е. уменьшения энерготрат на постоянной скорости передвижения) является минимум показателя энерготрат. Ввиду отсутствия прямых методов оценки затрат энергии эти затраты лучше всего определять по динамике изменения ЧСС при обучении. Это обусловлено возможностью точного (около 1%) определения уровня ЧСС посредством измерения каждого сердечного цикла (для исключения вариации ЧСС в результате физиологической аритмии в учет принимается среднее шести сердечных циклов) и передачи найденного показателя по цепи обратной связи для предъявления спортсмену срочной информации о целесообразности того или иного варианта движений.

Для точной оценки экономичности каждый из произвольных вариантов лыжного хода чередуется с естественным режимом передвижения. Производится сравнение ЧСС произвольного режима со средним двух соседних (или соответствующим значением уравнения регрессии, составленного по данным естественных режимов передвижения) естественных режимов. Если ЧСС произвольного режима меньше, то это значит, что спортсмен нашел более экономичный вариант передвижения.

3.  Для повышения эффективности обучения необходимо использовать систему обратной связи (срочной информации).

Переход на более экономичный вариант сопровождается изменением биомеханических параметров (длина, частота шагов, время скольжения, время какой-либо фазы и т. п.), которые являются частными критериями достижения цели. Спортсмен должен быть информирован о характере их изменений. Сопоставление величин частных критериев с интегративным (ЧСС) даст возможность выбрать наиболее эффективную тактику обучения.

Подобная организация занятия является уроком по типу программированного обучения с применением обучающих программ и, как правило, с использованием обучающих машин.

 

Неотъемлемым элементом программированного обучения является также и обратная связь, посредством которой спортсмен немедленно получает объективную информацию о целесообразности своих действий.

Вероятно, обучение по предлагаемой методике должно быть построено аналогичным образом. В качестве обучающей машины используется лыжный тредбан, укомплектованный соответствующими техническими средствами. Это условие в первую очередь связано с требованиями к точности задания нагрузки (скорости передвижения) и точности регистрирующей аппаратуры и необходимости использования системы обратной связи. При более качественном техническом выполнении этих требований, чем это возможно в настоящее время, обучение может быть перенесено в естественные условия.

Наиболее современной формой программированного обучения является адаптивное обучение. Его особенностью является возможность обучающей машины изменять задание в связи со способностями обучаемого, которые она же сама и определяет в процессе обучения.

В заключение следует отметить, что предлагаемая методика обучения прошла тщательную экспериментальную проверку с участием бегунов и многоборцев высокой квалификации и показала свою высокую эффективность. Оказалось, что даже для бега, который является более естественным двигательным действием, нежели передвижение на лыжах, подобная организация обучения позволила добиться понижения энерготрат (т. е. повышения экономичности) у бегунов на 1,5 — 3%, а у многоборцев на 2 — 6%. Причем у высококвалифицированных бегунов с устойчивым и более рациональным беговым навыком это произошло вследствие акцентированного расслабления тела при беге, а у многоборцев с менее развитым беговым навыком — в результате уменьшения механической работы (уменьшение вертикальных колебаний тела, стопорящих усилий и т. п.). Это говорит о достаточной разрешающей способности метода, а также о том, что чем сложнее двигательное действие, чем менее оно освоено человеком, тем больше возможностей имеется для успешного применения предложенной методики.

 
Library       Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало