Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Все части растения при растирании имеют лимонный запах. В медицине используются высушенные плоды и семена лимонника.

Препараты лимонника возбуждают центральную нервную систему, обостряют зрение, способствуют выравниванию настроения, стимулируют сердечно-сосудистую систему и дыхание. Все это способствует повышению умственной и физической работоспособности.

Назначают препараты лимонника как стимулирующее и тонизирующее средство при умственном и физическом утомлении, при депрессивных состояниях, сонливости, а также для усиления остроты зрения.

 

Применяют обычно спиртовую настойку из семян и плодов лимонника (1 : 5) на 95%-ном спирте по 20 — 30 капель или порошок по 0,5 г перед едой 2 — 3 раза в день.

Сок из плодов лимонника используется для изготовления различных безалкогольных напитков.

Кроме семян и плодов нашли применение и листья лимонника — их заваривают как чай. Этот напиток имеет приятный цвет, ароматен и оказывает тонизирующее действие.

Препараты лимонника противопоказаны при нервном возбуждении, бессоннице, повышенном артериальном давлении.

 

 

ТРЕНИРОВКА ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ

   
В. В. Кожевников, Краснодарский государственный институт физической культуры
 

Для обеспечения своевременного подведения спортсменов к высшей спортивной форме на период участия в ответственных соревнованиях в лыжном спорте научно обоснован ряд приемов, основанных на изменении средств, методов и величин объема и интенсивности тренировочных нагрузок и позволяющих повысить эффективность спортивной тренировки и расширить функциональные возможности организма спортсменов. Но повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок ограничивается фактором времени, отводимого на тренировочные занятия и восстановление организма спортсменов после работы, что тормозит развитие специальной работоспособности и отрицательно сказывается на росте спортивной формы. На высоких ступенях тренированности развитие спортивной формы должно идти по линии изыскания средств, усиливающих нарушение гомеостазиса организма лыжников при мышечной деятельности без значительного дальнейшего возрастания объема и интенсивности тренировочных нагрузок, когда и то и другое уже близко к пределу (Н. Н. Яковлев, 1974). В связи с этим особое' значение приобретает подготовка спортсменов к ответственным соревнованиям с использованием гипоксических условий среднегорья.

Анализ научно-методической литературы и изучение практического опыта показали, что вопросы развития и поддержания спортивной формы лыжниц-гонщиц при подготовке к ответственным соревнованиям с использованием условий среднегорья не получили должной экспериментальной разработки.

Для определения наиболее рационального построения тренировочного процесса лыжниц-

 

гонщиц нами был проведен педагогический эксперимент в среднегорье на высоте 1600 м над уровнем моря, в котором приняли участие две группы лыжниц-гонщиц старших спортивных разрядов в возрасте 19 — 22 лет — опытная и контрольная (по 10 человек в каждой). Лыжницы имели стаж тренировки 4 — 7 лет и одинаковую спортивную и функциональную подготовленность.

Экспериментальной проверке были подвергнуты два варианта (опытный и контрольный) распределения тренировочных нагрузок. Оба варианта имели один мезоцикл горной подготовки длительностью 21 день, состоящий из трех микроциклов. Каждый микроцнкл включал 6 тренировочных дней и день отдыха.

В контрольном варианте распределение объема и интенсивности тренировочных нагрузок было разработано с учетом имеющихся в научно-методической литературе рекомендаций (В. И. Маджуга, 1972; А. А. Семенов, 1977; А. Д. Махонин, 1978; Г. С. Копылов, 1979).

В первом микроцикле объем и интенсивность тренировочной нагрузки снижались на 25% по отношению к последнему микроциклу предгорной подготовки. Во втором объем и интенсивность повышались до уровня, характерного для равнины. В третьем микроцикле объем и интенсивность возрастали на 15 — 20%. Объем тренировочной нагрузки за период эксперимента в контрольной группе составил 390 км, из них объем в развивающем режиме при ЧСС 180±10 уд/мин был равен 90 км, в поддерживающем при ЧСС 160±10 уд/мин — 145, в восстанавливающем режиме при ЧСС 140±10 уд/мин — 155 км.

В опытном варианте тренировочные нагруз-

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

ки распределялись следующим образом. В первом микроцикле горной подготовки объем нагрузки оставался таким же, как в последнем микроцикле предгорной подготовки, а интенсивность была снижена на 5 — 10%. Во втором объем и интенсивность были увеличены на 25% по сравнению с первым микроциклом горной подготовки. В третьем микроцикле тренировочные нагрузки снизились до 15% по отношению к предшествующему микроциклу. Общий объем тренировочной нагрузки в опытной группе составил 385 км, из них объем в развивающем режиме при ЧСС 180±10 уд/мин был равен 146 км, в поддерживающем при ЧСС 160±10 уд/мин — 116, в восстанавливающем при ЧСС 140±10 уд/мин — 123 км. Такая динамика тренировочных нагрузок, по нашему мнению, способствует значительному повышению специальной работоспособности и функциональных возможностей организма испытуемых и достижению необходимого уровня развития спортивной формы к моменту участия в ответственных соревнованиях.

В работе применялись следующие методы исследования: педагогическое тестирование (преодоление 1000-метрового отрезка дистанции, повторное прохождение 400-метровых участков подъема крутизной 4 — 6°, 5-километровая лыжная гонка, прыжок вверх, становая

 

динамометрия) и медико-биологические методы (определение физической работоспособности по показателям PWC170 , определение содержания гемоглобина в крови испытуемых). Полученные данные были подвергнуты математической обработке с использованием t-критерия Стьюдента.

Сравнение показателей уровня подготовленности лыжниц экспериментальных групп за исследуемый период выявило преимущественный прирост в показателях общей и специальной подготовленности испытуемых опытной группы (см. таблицу).

Так, в тесте «прохождение 1000-метровой дистанции», характеризующем уровень развития скоростной выносливости лыжниц-гонщиц, время прохождения в опытной группе достоверно уменьшилось на 26 с (р<0,05), а в контрольной — на 10 с. Количество повторений отрезка длиной 400 м в подъем крутизной 4 — 6° со скоростью 90% от максимальной, позволяющее судить об уровне скоростно-силовой выносливости лыжниц, достоверно увеличилось (р<0,05) в опытной группе на 3,1 повторения, а в контрольной — на 1,3. Показатели становой динамометрии и прыжка вверх улучшились в опытной группе соответственно на 5 см и 10 кг (р<0,05), а в контрольной на 3 см и 7 кг.

 

 

Динамика специальной работоспособности лыжниц-гонщиц при подготовке в условиях среднегорья

  Тесты

Опытная группа

Контрольная группа

Начало

Конец

р

Начало

Конец

р

Лыжная гонка 5 км, с

1320

1246

<0.05

1325

1280

<0,05

Прохождение 1 км, с

270

244

<0,05

268

258

<0,05

Повторение отрезка 400 м в подъем, кол-во раз

4,2

7,3

<0,05

4,3

5,

<0,05

Становая динамометрия, кг

103

113

<0,05

102

103

<0,05

Прыжок вверх, см

40

45

<0,05

41

44

<0,05

РWС170, кГм

1070

1245

<0,05

1030

1145

<0,05

Гемоглобин, мг%

12,2

14,2

<0,05

12,0

13,4

<0,05

 

Оценка состояния физической работоспособности лыжниц-гонщиц по показателям PWC170 выявила более существенные сдвиги в опытной группе — на 175 кГм (р<0,05) и в контрольной — на 115 кГм. Улучшение этих показателей по сравнению с исходными свидетельствует о положительном влиянии подготовки в гипоксических условиях среднегорья на динамику специальной работоспособности лыжниц.

Содержание гемоглобина в крови испытуемых опытной группы увеличилось на 2 мг% (р<0,05), а в контрольной — на 1,4 мг%. По-

 

вышение гемоглобина, в крови лыжниц является одной из компенсаторных реакций организма, направленных на эффективное снабжение тканей кислородом (Н. В. Зимкин, 1975). Более высокий прирост показателей специальной работоспособности опытной группы обеспечил и более высокие спортивные результаты лыжниц в гонке на 5 км. Если в начале педагогического эксперимента результаты соревнований в обеих группах различались незначительно, то в конце это различие было существенным. В опытной группе время про-

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

хождения 5 км улучшилось на 74 с (р<0,05), а в контрольной группе — на 45 с.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента наглядно показали, что в опытной группе, которая тренировалась в условиях среднегорья в более жестком режиме, чем контрольная, по всем исследуемым тестам отмечен значительный' прирост результатов. Тренировочный вариант опытной группы оказал более существенное влияние на развитие физических качеств и функциональных возможностей лыжниц, позволил значительно повысить специальную работоспособность и показать высокие спортивные результаты.

Преимущество тренировочного варианта опытной группы можно объяснить таким образом: в условиях среднегорья при рациональном соотношении оптимального двигательного режима и кислородной недостаточности в организме лыжниц возникают приспособительные

 

реакции, способствующие совершенствованию функциональных систем организма. Опытный вариант распределения тренировочных нагрузок более эффективно стимулирует адаптационные механизмы, расширяет пределы функциональных возможностей, а это приводит к росту специальной работоспособности, развитию спортивной формы.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

1.  При предложенных вариантах распределения тренировочных нагрузок в условиях среднегорья отмечены различные адаптационные сдвиги лыжниц опытной и контрольной групп.

2.  Наиболее эффективным при подготовке лыжниц-гонщиц в условиях среднегорья является вариант распределения тренировочных па-грузок без значительного снижения объема и интенсивности в первом микроцикле горной подготовки.

 

 

РАЗМЫШЛЯЕМ, ПРЕДЛАГАЕМ, СПОРИМ


ИНФОРМАТИВНОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ЛАКТАТА В КРОВИ НА ФИНИШЕ ЛЫЖНОЙ ГОНКИ

   
В. В. Зайцева, ВНИИФК, В. Л. Уткин, ГЦОЛИФК, Москва
 

Измерение концентрации лактата (молочной кислоты и ее солей) традиционно является составной частью системы комплексного контроля за спортсменами. Не вызывает сомнения информативность этого показателя в следующих случаях:

1)   при определении порога анаэробного обмена — ПАНО (см. Лыжный спорт, вып. I, 1982, с. 28).

2)   при определении емкости гликолитического источника энергообразования;

3)   при оценке энергетической стоимости мышечной работы максимальной и субмаксимальной относительной мощности (которую спортсмен не способен поддерживать дольше 5 мин); принято считать, что 1 мМ/л накопления лактата в крови соответствует. 82,88 Дж энергии, высвобождаемой путем гликолиза.

Но, кроме того, кровь на лактат берут в конце тренировочного занятия и на финише гонки. К интерпретации получаемых в этом случае результатов в лыжном спорте нужно подходить с большой осторожностью. Дело в том, что концентрация лактата в крови на финише лыжной гонки определяется по меньшей мере тремя факторами: производительностью механизмов энергообеспечения, ситуативными обстоятельствами и мотивацией спортсмена и

 

динамикой развиваемой на дистанции мощности, зависящей от рельефа трассы и реализованного тактического варианта.

Часто полагают, что высокая концентрация лактата в крови сама по себе, независимо от результатов контроля другими методами, свидетельствует:

а) в конце тренировки — об ее эффективности и величине тренировочной нагрузки;

б) на финише лыжной гонки (на соревнованиях) — о том, что спортсмен «выложился», т. е. показанный им результат близок к его лучшему результату в данных условиях.

И то, и другое чаще всего неверно и соответствует действительности лишь при условии, что постоянна дистанционная скорость лыжника (на равнинном рельефе) или постоянны энергозатраты в единицу времени. Последнее возможно, если на подъемах лыжник снизит скорость настолько, чтобы потребление кислорода (и частота пульса) у пего уменьшилось до уровня равнинных участков трассы. Однако обычно и лыжники-гонщики, и биатлонисты проходят дистанцию иначе.

Например, по данным Т. И. Раменской (1969) . на подъемах у лыжников высокой квалификации (мастера спорта) потребление кислорода достигает 93±7% от МПК, в то

Library   25   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало