|
||||
100 м и количество толчков руками. Такие же измерения были выполнены в конце эксперимента с этими же группами лиц. Полученные результаты измерений отражены в таблице. Таким образом, из проведенных экспериментов следует, что положительные сдвиги имеются в подготовке всех трех групп: в силовой, скоростно-силовой и специальной выносливости рук лыжников-гонщиков. Наибольшие |
сдвиги отмечены в экспериментальной группе, где испытуемые занимались с тренажерами по предложенной методике. Считаем, что указанные сдвиги обусловлены различным уровнем крепления амортизаторов и тренажеров (2,5 — 2 м) и величиной начального усилия. По данным эксперимента, менее эффективны занятия с резиной, что обусловлено, с нашей точки зрения, статической работой рук и низким уровнем крепления (см. таблицу). |
|||
|
||||
А. В. Кондратов, Москва |
||||
После появления пластиковых лыж техника лыжных ходов претерпела значительные изменения: возникает тенденция к уменьшению диапазона крутизны подъемов, преодолеваемых спортсменами на параллельных лыжах. Не прошло и 10 лет с тех пор, когда подъемы крутизной до 12 — 13° преодолевались лыжниками только скользящим бегом или скользящим шагом, в зависимости от физической подготовленности гонщиков и условий скольжения. В настоящее время на соревнованиях даже самого высокого уровня спортсмены крайне редко используют эти способы на подъемах крутизной свыше 10°, применяя в основном способ подъема елочкой. Выполнение этого способа на пластиковых лыжах заметно отличается от выполнения его на деревянных лыжах. Нередки случаи, когда елочка применяется уже на подъемах крутизной 8°. Характерно, что этот способ используют даже тогда, когда условия скольжения (точнее, условия сцепления лыж со снегом) позволяют идти на параллельных лыжах. Изучение фазовой структуры нового хода, кинематических и угловых параметров обнаруживает, что носки лыж разводятся значительно уже, чем раньше (угол между лыжами по мере увеличения крутизны склона и ухудшения условий сцепления увеличивается в пределах 30 — 70°), что позволяет спортсмену выполнить довольно длинный шаг (1 — 1,3 м). Частота шагов составляет 2,1 — 2,4 шага в секунду, поэтому скорость передвижения достигает 2,5 — 3 м/с. Более высокая скорость может реализоваться в основном за счет возрастания частоты шагов. Возможности эти ограниченны, так как частота шагов вряд ли превысит три шага в секунду. Отталкивание палкой заканчивается позже отталкивания ногой (фаза 1, А). Но завершить отталкивание ногой полным выпрямлением конечности в коленном суставе трудно (угол в колене 155 — 170°). После окончания отталкивания ногой лыжник теряет контакт с лыжней, опираясь только на палку. Этой фа- |
зы нет ни в одном из лыжных ходов. Она непродолжительна (0,04 — 0,1 с), но наблюдается у большинства спортсменов, использующих данный ход максимально эффективно (с наибольшей скоростью). Период скольжения отсутствует. Сразу после постановки лыжи на снег происходит сгибание опорной ноги в коленном суставе. Однако амплитуда подседания невелика (8 — 15°), поэтому сила отталкивания ногой незначительна. Зато маховое движение осуществляется очень энергично: максимальная скорость стопы относится к скорости хода как 2 : 5, что имеет важное значение для скорости передвижения. Стояние лыжи до выпада (фаза IV, А) занимает большую часть цикла — от 30 до 50% от времени всего шага. Разгибание ноги в коленном суставе (фаза V) начинается в момент, когда маховая нога поравнялась с опорной. В положении «броска» угол наклона голени опорной ноги и туловища к склону одинаков (40 — 45°), маховая нога согнута на 20 — 30° больше, чем опорная. Колебания туловища минимальны, и это затрудняет отталкивание палкой, которое заканчивается одновременно с постановкой другой. Выпад выполняется энергично, однако не сопровождается выдвижением стопы, характерным для других способов подъемов. Наблюдения показывают, что гонщики, использующие скользящий бег, преодолевают тот же подъем быстрее (скорость 2,8 — 3,3 м/с) благодаря лучшей силовой подготовленности. Об этом же свидетельствуют данные о скорости преодоления крутых подъемов прошлым поколением лыжников, когда эти скорости были выше. Применение подъема способом елочка, несомненно, обусловлено законом оптимизации тактики прохождения трассы, направленной на достижение наилучшего результата, когда лыжник, уменьшая скорость на крутых подъемах, увеличивает ее на других участках. Это предопределяется внешними условиями, в частности худшим держанием пластиковых лыж и |
|||
18 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |