Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

заключается лишь в том, что при беге на короткие дистанции у мужчин скорость на прямых участках достоверно выше, чем на поворотах. На дистанции же 5000 м скорость на повороте статистически достоверно выше, чем на прямой только в группе мастеров спорта. Длина шага у мастеров спорта намного выше, чем у спортсменов I разряда, а темп на дистанции 5000 м в группе кмс и I разряда на повороте достоверно выше. Однако результат в конечном итоге опять же определяется длиной шага.

Темповая тренировка, на наш взгляд, должна занять равновеликое место почти на всех этапах годичного цикла. Пока же и многоборцы, и спринтеры прыжковую имитацию выполняют в одинаковом темпе в течение

 

продолжительного времени, хотя у спринтеров самая длинная дистанция 1000 м и бежит он ее минуту с небольшим. Эта мысль касается и остальных средств специальной тренировки. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.   Отличительной чертой бега мастеров спорта являются более высокий темп и большая длина шага на всех дистанциях.

2.   На результативность бега у мастеров спорта на длинных дистанциях большее воздействие оказывает длина шага, у кмс и перворазрядников — темп шага.

3.   С увеличением дистанции увеличивается длина шага и уменьшается темп бега.

4.   Темп бега на повороте выше, чем на прямой.

 
 

МЕТОДИКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
М. С. Расин, Омский институт физической культуры
 

Достижение высокого уровня развития скоростно-силовых качеств неразрывно связано с научно обоснованной методикой их воспитания на всех этапах многолетней спортивной подготовки конькобежцев. Большую значимость при этом имеет этап начальной спортивной специализации (первые два года) как наиболее благоприятный возрастной период в воспитании физических качеств юных спортсменов.

Основной задачей настоящего исследования явились разработка и экспериментальное обоснование программы тренировок на этапе начальной спортивной специализации в связи с особенностью скоростно-силовой подготовки юных конькобежцев в возрасте 10 — 12 лет. В программу обследований входили тесты, используемые в практике подготовки конькобежцев, а также прыжок в глубину с последующим отскоком вверх после спрыгивания и десятикратные отталкивания на тренажере «Скользящая тележка». Последние разработаны в ОГИФКе и применялись с использованием тензодинамографии.

В качестве теоретико-методических основ разработки экспериментальной программы явились задачи этапа начальной спортивной специализации (Н. А. Фомин, В. П. Филин, 1980), а также результаты проведенных нами предварительных исследований скоростно-силовой подготовленности юных конькобежцев.

Анализ анкетного опроса тренеров высокой квалификации, работающих с детьми, показал, что в процессе подготовки 10 — 12-летних конькобежцев следует основное внимание уделять воспитанию быстроты. Наиболее эффективной для воспитания быстроты движений

 

является многолетняя разносторонняя физическая подготовка с акцентом на использовании упражнений скоростно-силового характера. В частности, для комплексного воспитания физических качеств обязательным явилось проведение в зимний период двух тренировочных занятий в неделю в спортивном зале и легкоатлетическом манеже, что исключило форсированную специальную подготовку конькобежцев на этапе начальной спортивной специализации.

Общее распределение материала экспериментальной программы рассматривали в рамках тематического плана учебно-тренировочных занятий программы для ДЮСШ. Поскольку в существующей программе отсутствуют количественные параметры тренировочного процесса для 10 — 12-летних конькобежцев, при определении объема и интенсивности упражнений мы ориентировались на методические рекомендации Спорткомитета РСФСР (1978).

Основные различия между экспериментальной программой подготовки и методическими рекомендациями заключались в объеме беговых, скоростно-силовых и общеразвивающих упражнений. В частности, объем работы в беговых упражнениях был уменьшен на первом году подготовки в 2 раза, на втором — в 1,4 раза, в прыжковых упражнениях увеличен соответственно в 3,3 и 2 раза, в общеразвивающих упражнениях увеличен в 1,1 и 1,2 раза. Таким образом, время на выполнение повышенных объемов в прыжковых и общеразвивающих упражнениях было увеличено за счет сокращения объемов работы в беговой подготовке. Соотношение средств ОФП и СФП

Library   44   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Результаты тестирования юных конькобежцев до и после эксперимента (M±m)

№ п/п

Тесты

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Достоверность различий между группами, Я0

1

Бег на 30 м, с

6,2±0,1

5,1±0,03

17,7

6,1±0,06

5,5±0,03

9,8

>0,05

<0,001

2

Прыжок в длину, см

176,5±2,2

205,7±2,7

16,5

175,4±2,5

191,8±1,0

9,3

>0,05

<0,01

3

Тройной прыжок, см

532,3±5,3

591,5±9,7

11,1

531,1±4,7

564,3±4,9

6,2

>0,05

<0,05

4

Вертикальный прыжок вверх, см

35,0±1,1

45,8±1,6

30,9

34,7±0,9

38,9±0,6

12,1

>0,05

<0,001

5

Бег на 400 м, с

83,3±1,3

73,0±0,9

12,4

83,4±1,2

77,3±0,5

7,3

>0,05

<0,001

6

5-минутный бег, м

1140,5±12,4 1364,4±2,7

19,6

1158±15,1

1248±11,9

7,8

>0,05

<0,001

 

Примечание. В первой строке — уровень показателя до эксперимента, во второй — уровень-показателя после эксперимента, в третьей — процент прироста показателя.

 

соответствовало современным рекомендациям (М. Я. Набатникова и др., 1982): на первом году — 80 — 20%, на втором — 70 — 30%.

Для проверки эффективности экспериментальной программы подготовки был проведен педагогический эксперимент. Проверка предусматривала на данном этапе двухгодичные занятия в ДЮСШ. Таким образом, с начала учебного года экспериментальная группа приступила к занятиям по вновь разработанной нами программе подготовки, контрольная — по общепринятой, характерной для большинства ДЮСШ по конькобежному спорту.

По результатам педагогического эксперимента (табл. 1) были выявлены достоверные различия по всем исследуемым показателям физической подготовленности между экспериментальной и контрольной группами. В частности, показатели в беге на 30 м, прыжке в длину, вертикальном прыжке вверх, беге на 400 м и 5-минутном беге различаются на высоком уровне значимости (Ро<0,001). Показатели в тройном прыжке имеют достоверные различия при Ро<0,05. Перечисленные показатели физической подготовленности характеризуют такие качества, как сила, быстрота, выносливость, применительно к конькобежному спорту (М. С. Расин, 1982), а их увеличение

 

в экспериментальной группе свидетельствует об успешном решении задач этапа начальной спортивной специализации — создание прочной базы физической подготовленности юных спортсменов.

Нами анализировались результаты в беге на коньках спортсменов экспериментальной и контрольной групп на первом и втором годах педагогического эксперимента на дистанциях 100 и 500 м. После первого года эксперимента различий в результатах на конькобежных дистанциях между группами не наблюдалось. В то же время замечено незначительное улучшение этих результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (соответственно: 100 м — 14,4±0,4 и 14,6±0,3 с; 500 м — 72,1±2,4 и 72,5±2,4 с).

На втором году эксперимента выявлены достоверные различия между результатами юных конькобежцев экспериментальной и контрольной групп на обеих дистанциях. Результаты на дистанции 100 м в экспериментальной группе — 13,2±0,2 с, в контрольном — 14,1±0,2 с. (Ро<0,01); на дистанции 500 м соответственно: 60,8±0,7 и 67,3±2,1 с (Ро<0,01). При этом наибольший прирост в результатах получен в экспериментальной группе на дистанции 500 м (15,7%). Данный факт подтверж-

Library   45   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

 

Основные количественные характеристики экспериментальной программы тренировок

 

№ п/п

Показатели тренировочной нагрузки

Общий объем работы

1-й год подготовки

2-й год подготовки

1

Количество тренировок

220

261

2

Количество ледовых тренировок

64

82

3

Легкоатлетический бег, км

421

820

4

Подвижные и спортивные игры, ч

59

48

5

Общеразвивающие упражнения, ч

50

55

6

Обучение и бег на коньках , ч

43

64

7

Прыжковые упражнения (кол-во отталкиваний)

8080

10 800

8

Соотношение одиночных отталкиваний к серийным в прыжковых упражнениях , %

20:80

19:81

 

дает эффективность подготовки экспериментальной группы к дистанциям 100 и 500 м.

Особое значение в юношеском спорте придается разработке программ, создающих основу дальнейшего спортивного совершенствования.

 

В связи с этим мы продолжили наблюдения за испытуемыми в последующем годичном цикле тренировочных занятий.

Анализ исследуемых показателей (после 2-годичного эксперимента и на 3-м году занятий) выявил различия на высоком уровне значимости в результатах бега на коньках на дистанции 500 м, в пройденном расстоянии 5-минутного легкоатлетического бега, а также в показателях пути выката тележки на тренажере. Остальные показатели имели тенденцию в сторону улучшения (Ро>0,05).

Результаты наблюдений свидетельствуют о значительном приросте показателей общей, специальной и скоростно-силовой выносливости, что объясняется направленностью тренировочного процесса преимущественно на воспитание выносливости и совершенствование техники основного упражнения, а также естественными темпами возрастного развития физических качеств в возрасте 13 лет (А. А. Гужаловский, 1980).

Данные педагогического эксперимента показали, что разработанная нами программа тренировок, в основу которой легла целенаправленная скоростно-силовая подготовка на этапе начальной спортивной специализации юных конькобежцев, оказалась более эффективной по сравнению с общепринятой.

Основные теоретико-методические положения экспериментальной программы и количественные параметры тренировочного процесса наших испытуемых (табл. 2) помогут в планировании подготовки юных конькобежцев на этапе начальной спортивной специализации в ДЮСШ.

 

 

СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ


КРЫТЫЕ КАТКИ С ЕСТЕСТВЕННЫМ НАМОРАЖИВАНИЕМ ЛЬДА

   
О. Е. Балахонов, кандидат архитектуры, Ленинград
 

Можно ли кататься на коньках на Крайнем Севере? Такой вопрос может показаться лишенным всякого смысла, если не учитывать всех погодно-климатических факторов этого обширного региона нашей страны. Да, конечно, лед для катков здесь можно заливать уже в конце сентября, и держится он во многих приполярных районах и в Заполярье до мая — июня. Казалось бы, здесь и развивать конькобежный спорт!

Но есть серьезные причины, препятствующие этому: слишком сильные морозы (ниже — 20°) затрудняют скольжение на коньках,

 

снегопады, нередкие в этих краях, заметают открытые катки, сильные ветры в сочетании с морозом создают настолько неблагоприятные условия, что о катании на коньках под открытым небом не может быть и речи! Где же выход? Как, наконец, использовать бесспорное богатство для конькобежцев — продолжительное время существования ледового покрова?

Возможность оптимально использовать для конькобежного спорта на Севере природные факторы существует — это крытые катки с естественным намораживанием льда.

На севере Коми АССР, в частности в горо-

Library   46   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало