|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1
Повышение спортивного мастерства студентов (1976 — 1980)
выпускников 175 мужчин — 60,5% и 114 женщин — 39,5%. Выл проведен анализ основных видов деятельности (профиль работы) выпускников кафедры. Большинство выпускников сегодня работают с юными спортсменами, немного меньше — преподаватели вузов. На третьем месте по массовости — тренеры в ДСО, работающие со взрослыми спортсменами. Представляет интерес деятельность выпускников за последние пять лет. С 1979 по 1983 г. кафедра подготовила 66 специалистов. Большинство выпускников работают тренерами в ДЮСШ, инструкторами и преподавателями вузов, тренерами ДСО, методистами по ЛФК, учителями общеобразовательных школ, но среди них сравнительно мало желающих работать в ДЮСШ, где пугают трудности, связанные с работой на льду в морозную погоду, набором детей, ремонтом инвентаря, нехваткой коньков малых размеров. За это время шесть выпускников сменили свою профессию тренеров, на профессию врача или инженера. Среди выпускников чемпионы и призеры олимпийских игр, мира, Европы, СССР —
Таблица 2
Профиль работы выпускников
|
Таблица 3 Профиль работы выпускников
К. К. Кудрявцев, И. Я. Аниканова, М. Г. Исакова, О. Г. Гончаренко, К. Гусева, В. Кащей, С. Марчук, Л. Мохначева, В. Лаврушкин, Н. Петрусева и многие другие. Среди выпускников и аспирантов кафедры 16 кандидатов наук и 5 доцентов; 6 заслуженных тренеров СССР и 6 заслуженных тренеров РСФСР. Наши выпускники работают на кафедрах конькобежного спорта в ГЦОЛИФК, ВНИИФК. Есть основания считать, что педагогическое мастерство специалистов, выпускаемых кафедрой, достаточно высоко. Интересная информация получена при анализе ответов на анкеты. Мнения выпускников о влиянии спортивного мастерства на успехи в работе различны. Одни (28 из 60 опрошенных) считают что спортивное мастерство значительно влияет на успехи в работе, другие (26) так не считают, а 6 человек отметили, что спортивное мастерство тренера не сказывается на результатах работы. Однако все отметили, что тренер должен владеть навыком показа упражнений. При подготовке специалистов — напрашивается вывод — необходимо уделять внимание в равной, мере повышению спортивного мастерства и навыкам преподавания. Большинство опрошенных отдает предпочтение практике в ДЮСШ, на втором месте — практика в школе, затем практика в сборных командах. Многие отмечают необходимость практики по месту предполагаемой работы. Тренеров попросили расставить названные 10 теоретических и 10 практических дисциплин (табл. 4) по значимости для практической работы (от первого до десятого места). По сумме набранных мест, деленных на количество собранных анкет, мы определили значимость учебных дисциплин для тренеров-конькобежцев: (на основании их умения и опыта работы). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 |
|
||||||||||||
Таблица 4
Значимость учебных дисциплин для практической работы
На первых местах оказались физиология и методика физического воспитания, удивительно, что массаж, биомеханика и гигиена заняли последние места. Тренеры высказали пожелание о введении в учебный процесс социологии. |
Многие тренеры писали о необходимости ввести велосипедный спорт для тренеров по конькобежному спорту как учебную дисциплину. С помощью анкетирования выявились трудности, которые испытывали выпускники в начале своей практической деятельности, а также навыки, полученные в процессе работы. Это позволяет определить, на формирование каких навыков необходимо обратить внимание при обучении студентов. Тренеры испытывали трудности в начале своей деятельности в основном в организации учебного процесса (70%), в проведении научных исследований (30%) и при ремонте инвентаря (20%), подготовке льда, разметке беговой дорожки (18,3%). Никто не испытывал трудностей в показе упражнений. Проведенная работа позволила выявить разделы педагогической работы, на которые следует обратить больше внимания при подготовке специалистов по конькобежному спорту, а именно: формирование у студентов организационных навыков и умения анализировать выполненную спортсменами тренировочную нагрузку и планировать ее, выявлять и исправлять ошибки в технике движений конькобежца, проводить научно-исследовательскую работу, читать лекции и делать доклады. |
|||||||||||
|
||||||||||||
С. М. Гордон, доцент, В. А. Инкин, преподаватель ГЦОЛИФК |
||||||||||||
В ходе оперативного управления тренировочным процессом возникает необходимость по результатам учеников-конькобежцев на одних дистанциях прогнозировать результаты на других. Расчет контрольных упражнений и тестов также определяется соотношением скорости на дистанциях различной длины. При субъективной оценке способностей спортсмена к тому или иному виду деятельности тренер может ошибаться, поэтому предлагаемые способы решения указанных проблем помогут тренеру разобраться в них. В основе анализа результатов конькобежцев лежит соотношение между скоростью на дистанциях различной длины и временем. Данное соотношение описывается степенной функцией гиперболической формы, которая изучена многими авторами (Хилл А., Фарфель В. С. и др.). Так, в 1909 г. мировые рекорды равнялись: 500 м — 44,4; 1000 м — 1.31,8; 1500 м — 2.27,8; 5000 м — 8.37,6; 10 000 м — 17.50,6; на 1 января 1984 г. они стали выглядеть следующим образом: 500 м — 37,8; 1000 м — 1.14,37; 1500 и — 1.56,05; 3000 — 4.09,77; 5000 м — |
6.59,15; 10 000 м — 14.23,59. В расчет брались результаты конькобежцев, показанные только на равнинных катках. Это связано, во-первых, со специфическими особенностями среднегорья, влияющими на соотношение результатов на дистанциях различной длины, и, во-вторых, с тем, что все крупнейшие соревнования конькобежцев в основном проводятся на равнинных катках. За 90 лет истории конькобежного спорта существенно увеличилась скорость преодоления дистанций, и спортсмены стали лучше удерживать ее по мере удлинения дистанции (см. рисунок). Оказывается, что для практического анализа достаточно сравнить время на длинных дистанциях по отношению ко времени на коротких дистанциях. Так, в 1909 г. отношение времени пробегания дистанции 1500 м ко времени бега на 500 м составляло 3,385; на 1 января 1984 г. — 3,314. Отношение времени пробегания 5000 м ко времени преодоления 500 м — соответственно 12,606 и 12,162. Отношение времени пробегания 10000 м ко времени преодоления 1500 м — 7,720 (1909) и 7,580 (1984). Коэффициент степенной функции в ана- |
|||||||||||
40 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |