Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Разница результатов всех лучших олимпийцев

Дистанция

Места

1924

1928

1936

1948

1952

1956

1960

1964

1968

1972

1976

1980

500 м

I—II

I—III

I—VI

III—VI

0.2

0.8

1.2

0.4

0

0.2

0.4

0.2

0.1

0.6

1.4

0.8

0.1

0.1

0.5

0.4

0.7

0.8

0.9

0.1

0.6

0.8

1.6

0.8

0.1

0.2

0.6

0.4

0.5

0.5

0.8

0.3

0.2

0.2

0.4

0.2

0.2

0.4

0.7

0.3

0.1

0.4

0.6

0.2

0.34

0.45

0.80

0.35

1500 м

I—II

I—III

I—VI

III—VI

1.2

4.8

8.4

3.6

0.8

1.5

5.2

3.7

1.0

1.7

3.0

1.3

0.5

1.3

2.6

1.3

0.2

1.2

2.6

1.4

0

0.8

2.4

1.6

0

1.1

2.7

1.6

0.3

0.9

1.9

1.0

1.0

1.0

1.8

0.2

1.3

2.9

4.2

1.3

0.6

1.5

2.9

1.4

1.37

1.48

2.51

1.03

5000 м

I—II

I—III

I—VI

III—VI

9.4

11.2

16.0

4.8

8.6

10.6

15.8

5.2

3.7

10.5

17.0

6.5

3.3

5.4

7.9

2.5

11.0

11.8

20.1

8.3

8.0

8.8

12.9

4.1

9.5

13.8

15.3

1.5

0.2

3.6

10.0

6.4

0.8

3.1

10.4

7.3

4.5

9.7

15.5

5.8

2.0

2.1

12.0

9.9

0.99

3.39

6.67

3.37

 

I—II

I—III

I—VI

III—VI

3.0

7.4

14.2

6.8

 

3.9

5.7

19.4

13.7

9.7

16.4

29.0

12.6

24.8

30.8

44.4

13.6

1.0

6.4

16.7

10.3

2.6

27.6

46.8

19.2

15.9

16.2

29.2

13.0

0.3

8.2

16.0

7.8

3.4

5.7

28.8

23.1

2.8

11.5

26.3

14.8

7.90

8.47

19.45

10.98

 

 

О СПОРТИВНОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ СТУДЕНТОВ — ВЫПУСКНИКОВ ГЦОЛИФКа

   
Г. К. Подарь, Н. И. Попова
 

Современному специалисту в спорте необходимо уметь творчески мыслить, анализировать, обобщать, экспериментировать, владеть навыками ведения научно-исследовательской работы.

Представляется актуальным проследить за ростом спортивного мастерства и качества подготовки специалистов по конькобежному спорту в ГЦОЛИФКе — головном вузе страны.

В 1946 г. в ГЦОЛИФКе было открыто отделение конькобежного спорта, а в 1948 г. на базе этого отделения была создана кафедра конькобежного и велосипедного спорта.

Восстановленные списки выпускников кафедры (конькобежцев) и дополнительная информация о них дали немало сведений: спортивный разряд при поступлении и при окончании института, откуда прибыл на учебу и куда распределен, место работы в настоящее время и т.п. Кроме того, был собран значительный анкетный, материал (20 вопросов в анкете, 60 анкет, стаж работы ответивших на анкету: до 5 лет — 27 человек, до 10 лет — 19,

 

до 15 лет — 1, 20 лет и более — 13). Попутно с анкетным опросом, проводилось интервьюирование выпускников кафедры по наиболее важным вопросам. Число ежегодно оканчивающих специализацию «скоростной бег на коньках» возросло от 5 — 8 человек в 50-х гг. до 10 — 15 — в 70-е.

При поступлении 65,2% первокурсников имели I разряд, при выпуске — 51,4%. Значительно возросло число выпускников, выполняющих норматив мастера спорта.. Среди выпускников было 11,6% мастеров спорта, при выпуске — 25,7%. Однако все-таки почти половина выпускников оканчивают институт с I разрядом. Характерно, что часто норматив мастера спорта выпускники выполняют после окончания института через 1 — 2 года.

Из общего числа выпускников (289 человек), подготовленных на дневном отделении, 47,4% — москвичи и проживающие в Московской области, 52,6% — приехавшие учиться из других городов и стран. Учились студенты из Румынии — 1, Кореи — 1, Монголии — 4. Среди

Library   38   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

 

Повышение спортивного мастерства студентов (1976 — 1980)

 

Спортивная
квалификация

\

Учащиеся

II разряд

I разряд

кмс

мс

мсмк

Первокурсники

4

40

8

8

4

Выпускники

36

11

18

5

 

выпускников 175 мужчин — 60,5% и 114 женщин — 39,5%.

Выл проведен анализ основных видов деятельности (профиль работы) выпускников кафедры.

Большинство выпускников сегодня работают с юными спортсменами, немного меньше — преподаватели вузов. На третьем месте по массовости — тренеры в ДСО, работающие со взрослыми спортсменами.

Представляет интерес деятельность выпускников за последние пять лет. С 1979 по 1983 г. кафедра подготовила 66 специалистов.

Большинство выпускников работают тренерами в ДЮСШ, инструкторами и преподавателями вузов, тренерами ДСО, методистами по ЛФК, учителями общеобразовательных школ, но среди них сравнительно мало желающих работать в ДЮСШ, где пугают трудности, связанные с работой на льду в морозную погоду, набором детей, ремонтом инвентаря, нехваткой коньков малых размеров. За это время шесть выпускников сменили свою профессию тренеров, на профессию врача или инженера.

Среди выпускников чемпионы и призеры олимпийских игр, мира, Европы, СССР —

 

Таблица 2

 

Профиль работы выпускников
(1948 — 1980)

Профиль работы

Число выпускников, %

Тренеры ДЮСШ

26,9

Преподаватели вузов

26,2

Тренеры ДСО

14,1

Руководящие работники спорткомитетов , тренеры сборных команд

6,4

Учителя в школах

4,6

Инструкторы физической культуры..

3,5

Преподаватели ПТУ и техникумов

3,5

 

Таблица 3

Профиль работы выпускников
1979 — 1983 гг.

Профиль работы

Кол-во человек

% от выпуска за 5 лет

Тренеры ДЮСШ

20

30,3

Инструкторы, зав. УСО

10

15,1

Преподаватели вуза, военного училища

10

15,1

Тренеры ЦС ДСО, ведомства и сборных команд

7

10,6

Научные сотрудники

6

9,1

Учителя школы

4

6,1

 

К. К. Кудрявцев, И. Я. Аниканова, М. Г. Исакова, О. Г. Гончаренко, К. Гусева, В. Кащей, С. Марчук, Л. Мохначева, В. Лаврушкин, Н. Петрусева и многие другие. Среди выпускников и аспирантов кафедры 16 кандидатов наук и 5 доцентов; 6 заслуженных тренеров СССР и 6 заслуженных тренеров РСФСР. Наши выпускники работают на кафедрах конькобежного спорта в ГЦОЛИФК, ВНИИФК.

Есть основания считать, что педагогическое мастерство специалистов, выпускаемых кафедрой, достаточно высоко.

Интересная информация получена при анализе ответов на анкеты. Мнения выпускников о влиянии спортивного мастерства на успехи в работе различны. Одни (28 из 60 опрошенных) считают что спортивное мастерство значительно влияет на успехи в работе, другие (26) так не считают, а 6 человек отметили, что спортивное мастерство тренера не сказывается на результатах работы. Однако все отметили, что тренер должен владеть навыком показа упражнений.

При подготовке специалистов — напрашивается вывод — необходимо уделять внимание в равной, мере повышению спортивного мастерства и навыкам преподавания.

Большинство опрошенных отдает предпочтение практике в ДЮСШ, на втором месте — практика в школе, затем практика в сборных командах. Многие отмечают необходимость практики по месту предполагаемой работы.

Тренеров попросили расставить названные 10 теоретических и 10 практических дисциплин (табл. 4) по значимости для практической работы (от первого до десятого места). По сумме набранных мест, деленных на количество собранных анкет, мы определили значимость учебных дисциплин для тренеров-конькобежцев: (на основании их умения и опыта работы).

 
Library   39   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 4

 

Значимость учебных дисциплин для практической работы

 

Теоретические дисуиплины

Сумма мест

Практические дисциплины

Сумма мест

Физиология

Теория и методика физического воспитания

Спортивная медицина

Биохимия

Психология

Анатомия

Педагогика

Спортивный массаж

Биомеханика

Гигиена

2,9

3,46



5,1
 

5,24

5,25

5,49

5,5

6,6
 

7,3

8,4

Легкая атлетика

Гимнастика

Плавание

Тяжелая атлетика

Подвижные игры

Футбол

Баскетбол

Лыжный спорт

Волейбол

Теннис

1,7
 

3,7

4,8

4,8
 

5,5
 

5,5

6,14

7,0
 

7,8

8,4

 

На первых местах оказались физиология и методика физического воспитания, удивительно, что массаж, биомеханика и гигиена заняли последние места. Тренеры высказали пожелание о введении в учебный процесс социологии.

 

Многие тренеры писали о необходимости ввести велосипедный спорт для тренеров по конькобежному спорту как учебную дисциплину.

С помощью анкетирования выявились трудности, которые испытывали выпускники в начале своей практической деятельности, а также навыки, полученные в процессе работы. Это позволяет определить, на формирование каких навыков необходимо обратить внимание при обучении студентов. Тренеры испытывали трудности в начале своей деятельности в основном в организации учебного процесса (70%), в проведении научных исследований (30%) и при ремонте инвентаря (20%), подготовке льда, разметке беговой дорожки (18,3%). Никто не испытывал трудностей в показе упражнений.

Проведенная работа позволила выявить разделы педагогической работы, на которые следует обратить больше внимания при подготовке специалистов по конькобежному спорту, а именно: формирование у студентов организационных навыков и умения анализировать выполненную спортсменами тренировочную нагрузку и планировать ее, выявлять и исправлять ошибки в технике движений конькобежца, проводить научно-исследовательскую работу, читать лекции и делать доклады.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ СКОРОСТИ НА ДИСТАНЦИЯХ РАЗЛИЧНОЙ ДЛИНЫ

   
С. М. Гордон, доцент,
В. А. Инкин, преподаватель ГЦОЛИФК
 

В ходе оперативного управления тренировочным процессом возникает необходимость по результатам учеников-конькобежцев на одних дистанциях прогнозировать результаты на других. Расчет контрольных упражнений и тестов также определяется соотношением скорости на дистанциях различной длины. При субъективной оценке способностей спортсмена к тому или иному виду деятельности тренер может ошибаться, поэтому предлагаемые способы решения указанных проблем помогут тренеру разобраться в них.

В основе анализа результатов конькобежцев лежит соотношение между скоростью на дистанциях различной длины и временем. Данное соотношение описывается степенной функцией гиперболической формы, которая изучена многими авторами (Хилл А., Фарфель В. С. и др.).

Так, в 1909 г. мировые рекорды равнялись: 500 м — 44,4; 1000 м — 1.31,8; 1500 м — 2.27,8; 5000 м — 8.37,6; 10 000 м — 17.50,6; на 1 января 1984 г. они стали выглядеть следующим образом: 500 м — 37,8; 1000 м — 1.14,37; 1500 и — 1.56,05; 3000 — 4.09,77; 5000 м —

 

6.59,15; 10 000 м — 14.23,59. В расчет брались результаты конькобежцев, показанные только на равнинных катках. Это связано, во-первых, со специфическими особенностями среднегорья, влияющими на соотношение результатов на дистанциях различной длины, и, во-вторых, с тем, что все крупнейшие соревнования конькобежцев в основном проводятся на равнинных катках.

За 90 лет истории конькобежного спорта существенно увеличилась скорость преодоления дистанций, и спортсмены стали лучше удерживать ее по мере удлинения дистанции (см. рисунок). Оказывается, что для практического анализа достаточно сравнить время на длинных дистанциях по отношению ко времени на коротких дистанциях. Так, в 1909 г. отношение времени пробегания дистанции 1500 м ко времени бега на 500 м составляло 3,385; на 1 января 1984 г. — 3,314. Отношение времени пробегания 5000 м ко времени преодоления 500 м — соответственно 12,606 и 12,162. Отношение времени пробегания 10000 м ко времени преодоления 1500 м — 7,720 (1909) и 7,580 (1984). Коэффициент степенной функции в ана-

Library   40   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало