Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Рис. 2. Динамика результатов педагогических контрольных испытаний у юных конькобежцев после тренировочных занятий со средними нагрузками различной преимущественной направленности:

а — развитие быстроты, б — развитие скоростно-силовых качеств, в — развитие выносливости, г — комплексная тренировка


можно провести намного интереснее, если дистанция кросса будет проходить по живописной местности, а в тренировку будут включены элементы спортивного ориентирования (использование карты местности, компаса, определение времени пробегания отдельных участков

 

трассы, штрафных очков и т. д.). При построении занятий с избирательной направленностью совсем не обязательно использовать только узкоограниченный выбор средств и методов тренировки. Напротив, занятия станут намного эффективнее, если их программы будут строиться с использованием однонаправленных разнообразных средств и методов (Платонов В. Н., 1980).

Основываясь на анкетных и литературных данных, результатах собственных исследований, можно предположить, что применение в тренировке юных конькобежцев больших и средних нагрузок избирательной направленности позволит значительно повысить эффективность занятий.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


РАБОЧИЕ МЕХАНИЗМЫ ШАГАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИИ КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ БЕГА НА КОНЬКАХ

   
Ю. К. Поликарпов, кандидат педагогических наук, ГДОИФК, И. Н. Пущина, тренер ДЮСШ, Л. П. Федоров, кандидат педагогических наук, ГДОИФК
 

Проблема начальной технической подготовки является одной из актуальных в теории и практике конькобежного спорта. Ее актуальность обусловлена тем, что на начальных этапах обучения двигательному действию между компонентами движений происходит формирование сложных координационных взаимосвязей, которым надлежит выполнять роль базовой основы на последующих этапах совершенствования технического мастерства конькобежцев. Поэтому при обучении спортивной . технике рекомендуется чаще фиксировать внимание не на отдельных составляющих ее компонентах, а на вполне определенном двигательном комплексе, представляющем совокупность звеньев и черт динамической, кинематической и ритмической структуры движения.

Анализ литературных источников показывает, что изучению проблемы начальной технической подготовки в конькобежном- спорте уделялось явно недостаточно внимания. В частности, на протяжении десятилетий преобладающее значение при обучении технике бега отводится решению задач развития способности к специфическому равновесию. Для их реализации в учебно-тренировочном процессе широко используются различные упражнения и методические приемы (после предварительного разгона длительное скольжение на двух па-

 

раллельно поставленных коньках или же на плоскости полоза одного конька; при скольжении в равновесии на одном коньке отведение свободной ноги в сторону, в сторону-назад, только назад; медленное катание с ограниченным. числом шагов на дистанции и т.п.). Поэтому представляется весьма последовательным, когда в качестве критерия оценки-уровня технической подготовленности занимающихся принимается расстояние, преодолеваемое в скольжении на одном коньке.

Надо заметить, что чувство равновесия как способность действительно важно для выполнения многих упражнений. Но само по себе оно не служит выразителем общей интегральной способности, обусловливающей высокотехническое исполнение двигательного действия в целом. И даже более того, при обучении упражнениям на равновесие возможность переноса навыков следует ожидать лишь тогда, когда двигательные задачи по специфичности сложнокоординированной деятельности являются идентичными (Сингер Р. Н.).

Результаты исторических исследований свидетельствуют о том, что популяризация упражнений на длительное скольжение в положении равновесия изначально обусловливалась решением задач экономизации сил спортсмена при беге на дистанции. Поэтому наличие в

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

структурной организации соревновательного движения ярко выраженной фазы инерционного скольжения расценивалось как фактор, благоприятствующий рациональной раскладке сил в шаге конькобежца.

В настоящее время в целях совершенствования соревновательной структуры движений рекомендуется сокращать фазу инерционного скольжения до минимума. Однако в реализации этого требования возникают трудности, связанные с перестройкой ритмической структуры движений; сформированной на начальных этапах обучения техническому действию. Все это ведет к дополнительным затратам тренировочного времени, снижает эффективность учебно-тренировочного процесса в целом. Современные данные указывают на то, что в процессе обучения движения следует заучивать так, как их в дальнейшем придется выполнять в соревновательных условиях, т. е. если двигательное действие предъявляет требования к быстроте, и точности исполнения, то эти требования должны найти отражение и в процессе обучения.

Известно, что двигательная система, составляющая спортивное упражнение, формируется и функционально эволюционирует на основе выработки определенных причинно-следственных отношений между ее отдельными элементами. В процессе тренировки эти отношения постепенно меняются под воздействием образования более совершенных форм взаимосвязей между компонентами двигательного комплекса. Последний в своем первоначальном виде представляет собой как бы ядро системы движений, предопределяющее ее пространственно-временные характеристики и рабочий эффект функционирования.

Для создания у занимающихся двигательных представлений о структурной сло?кности формируемого действия очень важно учитывать степень участия врожденных и приобретенных автоматизмов. Во-первых, это помогает преподавателю при объяснении создавать у обучающихся ассоциации между поставленными двигательными задачами и имеющимся у них двигательным опытом. Поскольку известно, что представление о новом двигательном действии может быть полным лишь тогда, когда ознакомление с ним включает реальное «прочувствование» движений. И во-вторых, отражая в себе результаты длительной эволюции двигательной функции человека и представляя биомеханически целесообразные двигательные комплексы, такие автоматизмы позволяют использовать присущие им рабочие механизмы с максимальной эффективностью. - Сказанное выше послужило основанием для выдвижения рабочей гипотезы, предполагающей, что при первоначальном построении системы движений конькобежца наиболее целесообразным будет являться такой двигательный комплекс,. структурная организация которого

 

базируется на рабочих механизмах естественных локомоций (ходьба, бег).

Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась в соответствии с. требованиями, предъявляемыми к ведению работ научно-исследовательского характера.

Для проведения педагогического эксперимента были созданы две группы из детей 10 — 12-летнего возраста, не умеющих кататься на коньках. Для формирования двигательной структуры бега на коньках у занимающихся в контрольной группе применялись упражнения, рекомендуемые соответствующими разделами учебно-методических пособий по данному виду спорта. В то время как для экспериментальной группы специальные средства подготовки были ограничены запрограммированным комплексом упражнений (10 упражнений, из них 5 базовых), обусловленных биодинамикой естественных локомоторных движений и выполняемых исключительно на роликовых или беговых коньках. Основным предметом обучения служили в данном случае рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений, организованных по принципу перекрестной координации всех четырех конечностей (питательные движения). В качестве элементарного и вместе с тем основополагающего двигательного комплекса был выделен цикл шагательных движений малой амплитуды, который в процессе обучения постепенно усложнялся посредством изменения динамических и кинематических характеристик. Одновременно занимающиеся овладевали динамической рабочей позой (посадкой конькобежца). В этой связи важно подчеркнуть, что овладение механизмом шагательных движений приспособительно к специфическим условиям передвижения было возможным лишь при наличии необходимого числа степеней свободы в нижних конечностях. Положительному решению этой двигательной задачи способствовала, в частности, специальная заточка рабочей поверхности полоза конька (овальная форма).

По истечении 6-месячного срока .обучения между контрольной и экспериментальной группами были проведены соревнования в скоростном беге на коньках на дистанциях 200 и 400 м. Сравнение результатов соревнований с помощью критерия Стьюдента показало, что в экспериментальной группе они были выше, чем в контрольной (при Р = 0,05). -Затем с целью качественной оценки техники бега занимающихся в экспериментальной группе была произведена киносъемка с частотой 24 кадра в секунду. Выявленные отклонения в структурной организации формируемого действия ликвидировались на последующих занятиях посредством коррекции, т. е. соответствующих дополнительных исправляющих (управляющих) ; воздействий.

В конце первого года обучения (летний период) .в экспериментальной группе была про-

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

изведена скоростная киносъемка обычной ходьбы, бега и бега на роликовых коньках. Киносъемка выполнялась киносъемочной камерой 1 КСК на автоматическом копараторе 1 АК при скорости съемки 50 кадров в секунду и времени .выдержки на каждом кадре 1/1000 с. Киноматериалы вводились в ЭВМ-1033, которая производила обработку измерений по специально разработанной программе. С выходом машины данные выдавались в виде таблицы и в виде перфоленты, используемой для автоматического построения графиков на графопостроителе ДРП-3. В ходе исследования производились определения и строились; графики следующих параметров:

1) горизонтального перемещения центра тазобедренного сустава, скорости и ускорения этого перемещения в функции времени;

2) вертикального перемещения центра тазобедренного сустава, скорости и ускорения этого перемещения в функции времени:

3) угла отклонения плеча от вертикали,

угловой скорости и углового ускорения плеча в функции времени;

4) то же предплечья;

5) то же бедра;

6) то же голени.

Изучение кинематических характеристик движений начинающих конькобежцев дает основание предполагать, что построение новой системы движений охватывает период в 5 — 6 месяцев и распространяется на этап формирования двигательного умения. В последующие месяцы перестройка системы движений происходит главным образом посредством совершенствования ее структуры. Взаимодействие между ее элементами приобретает все более упорядоченный характер, что свидетельствует об образовании динамического стереотипа. Сравнительный анализ биомеханики движений нижних конечностей при выполнении бега на роликовых коньках и естественных локомоций обнаружил общность структуры этих двигательных действий, отличающихся лишь разнообразием ритмовых и амплитудных пропорций между деталями движений.

Очевидно, что для бедра периоду амортизации свойственны восходящие кривые (бедро сгибается), которые, достигая наивысшей точки, сменяются в нисходящие (бедро разгибается). Для голени эти кривые нисходящие (голень сгибается). Угловая скорость разгибания бедра незначительная. Угловая скорость сгибания голени достигает наибольших" величин в обычном беге, несколько меньших — в ходьбе и наименьших — в беге на роликовых коньках. Материалы исследования показывают, что в период амортизации скорость сгибания голени всегда выше скорости разгибания бедра. Следствием этого является постоянное для амортизации уменьшение угла в коленном суставе, т. е. его сгибание. Причем сгибание в коленном суставе тем значительнее, чем больше раз-

 

ница между угловыми скоростями движений бедра и голени.

Периоду отталкивания присущ нисходящий характер обеих кривых. Но здесь уже угловая скорость разгибания бедра выше угловой скорости сгибания голени, вследствие чего угол в коленном суставе увеличивается и нога распрямляется. Такое соотношение угловых скоростей движений бедра и голени толчковой ноги наблюдается как при одноопорном, так и двухопорном отталкивании. Причем чем выше угловая скорость разгибания бедра угловой скорости сгибания голени, тем быстрее происходит распрямление толчковой ноги, ведущее к сокращению времени отталкивания, а следовательно, к повышению мощности выполняемой работы и увеличению темпа движений.

Значительное превосходство угловой скорости разгибания бедра над угловой скоростью сгибания голени, прослеживается, однако, лишь при отталкивании, выполняемом в условиях одиночной опоры |(обычный бег и фаза одноопорного отталкивания в ходьбе и в беге на роликовых коньках). С момента постановки маховой ноги на опору и далее при отталкивании в условиях двойной опоры происходит выравнивание угловых скоростей бедра и голени опорно-толчковой ноги с последующим уменьшением скорости разгибания бедра относительно скорости сгибания голени. Толчковая нога начинает распрямляться медленнее по сравнению с характером ее движения в одноопорном периоде, что ведет к увеличению времени отталкивания и снижению его эффективности. С точки зрения биомеханики эту особенность рабочего механизма движений человека можно объяснить тем, что при отталкивании в условиях сменяющейся опоры (двухопорный период) звенья тела образуют замкнутую кинематическую цепь, в которой все суставные движения становятся взаимосвязанными. В этом случае движения в суставах опорно-маховой ноги, выполняющей амортизацию, влияют на размах суставных движений опорно-толчковой ноги, что и вносит соответствующие изменения в содержание двигательной структуры.

Анализ материалов исследования показывает, что в беге на роликовых коньках движение маховой ноги определяется теми же основными элементами, которые характеризуют состав ее движения в переносном периоде при естественных локомоциях: разгон, торможение, ее подъем и опускание на опору.

Начало разгона махового движения характеризуется подниманием ноги над опорой. Оно выражается в сгибании голени, движущейся с постоянно затухающей скоростью и фиксацией положения бедра относительно таза или незначительным его разгибанием. Затем суставные движения выполняются с неуклонно возрастающими угловыми скоростями. Во время разгона бедро маховой ноги сгибается, а голень

 
Library   35   Up


Contents

 

Home
 

разгибается. Разгон махового движения сменяется его торможением. Сначала затухает скорость разгибания голени, а через некоторый промежуток времени и скорость сгибания бедра. Перед постановкой на опору наблюдается встречное движение маховой ноги, ее подъем, т. е. незначительное разгибание бедра и сгибание голени. Наибольшая амплитуда такого движения была обнаружена в обычном беге, несколько меньшая — в беге на роликовых коньках и незначительная — в ходьбе. В этой связи было установлено, что маховые движения в рассматриваемых локомоциях различаются лишь амплитудой суставных движений и временем, затрачиваемым на их выполнение. Очевидно, что такие отличия связаны с характерными для каждого двигательного действия рабочими позами и темпом выполняемых движений.

Большой интерес при изучении кинематики рассматриваемых локомоций представляет сравнение их временных характеристик, в частности ритма и темпа движений.

Хорошо известно, что при овладении новыми упражнениями целесообразнее сначала задавать ритм, чем прибегать к подробному описанию деталей движения. Однако при групповом обучении задание определенного ритма связано с некоторыми трудностями. Ощущение ритма весьма субъективно, так как обусловливается функциональными особенностями центральной нервной системы, а также базируется на двигательной основе. Ощущение ритма возникает лишь в том случае, если сопровождается сокращением мышц (Теплов Б. М., 1947). Подтверждением «моторной теории ритма», выдвинутой Б. М. Тепловым, служат исследования Е. М. Филипенко (1979). Их результаты позволяют рекомендовать при обучении относительно сложным движениям методику, при которой ведущая роль в формировании представлений о движении принадлежала бы двигательному анализатору.

В свете сказанного представлялось весьма оправданным, что ритм двигательного действия формировался при использовании хорошо

 

усвоенных занимающимися временных характеристик естественных локомоций. Ритм и темп движений выбирался ими самостоятельно и поэтому являлся привычным и удобным.

Сравнительный анализ темпа и ритма движений в трех видах локомоций (табл. 1) показал, что некоторое увеличение продолжительности рабочего цикла в беге на роликовых коньках относительно рабочего цикла ходьбы определяло в первую очередь и снижение темпа движений. В то время как соотношение длительности опорного и переносного периодов для обеих локомоций не оказалось существенно различным. Вместе с тем сокращение времени опорного периода в беге на роликовых коньках относительно времени опорного периода в акте ходьбы отражало, по-видимому, результаты использования при построении нового двигательного действия упражнений с временными характеристиками бега. Но здесь примечательно и то, что при существующем различии в продолжительности опорных периодов отношение времени амортизации к времени отталкивания оставалось для ходьбы и бега на роликовых коньках идентичным. В этой связи обращает на себя внимание фазовый ритм «скользящего» шага, который, как известно, является одним из наиболее информативных показателей степени двигательной активности конькобежца. Было установлено, что в среднем при длине шага 3,9 м и частоте 68,3 шагов в минуту соотношение длительности фаз инерционного скольжения (качения), одноопорного и двухопорного отталкивания составляло соответственно 19, 67, 14%. Из чего видно, что на отталкивание юные спортсмены затрачивали 81% времени «скользящего» шага, а на инерционное качение всего 19%. Следствием такого соотношения фаз движений в рабочем цикле явились незначительные внутрицикловые колебания скорости бега, не превышающие 0,6 м/с (табл.2).

Итак, обобщая результаты проведенного исследования, можно заключить следующее:

— использование рабочих механизмов ша-

 

Таблица 1

Временные характеристики естественных локомоций и бега на роликовых коньках

Название локомоций

Время одиночного шага, с

Темп движений, ш/с

Соотношение длительности, %

опорного и переносного периодов

амортизации и отталкивания

Ходьба

Бег

Бег на роликовых коньках

0,417

0,296

0,433

145

203

138,6

63:37

35:65

56:44

28:72

50:50

28:72

 

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

гательных движений как базовой основы для формирования структуры бега на коньках представляет весьма перспективный путь решения проблемы начальной технической подготовки в конькобежном спорте;

— программирование упражнений, направленное на овладение темпом и ритмом естественных локомоторных движений в условиях скользкой опоры (а также в передвижении на роликовых коньках по асфальтовой дорожке), способствует формированию рациональной фазовой структуры «скользящего» шага конькобежца, уменьшению внутрицикловых колебаний скорости бега;

— сокращению времени в рабочем цикле движений конькобежца, увеличению мощности выполняемой работы способствует отталкивание, осуществляемое в условиях одиночной опоры, как биомеханически целесообразное для наращивания и поддержания скорости передвижения в наземных локомоциях.

 

Таблица 2

Внутрицикловыё колебания скорости бега

Испытуемый

Средняя скорость в фазе, м/с

инерционного скольжения

одноопорного отталкивания

двухопорного отталкивания

1. К. Д.

2. Ж. С.

3. В. Д.

4. Ф. А.

5. М. А.

6. Р. М.

7. К. Е.

8. Н. А.

9. Г. Н.

10. А. В.

11. В. Л.

12. X. А.

8,6

6,2

8,6

6,5

9,0

8,5

6,8

8,7

9,0

7,2

8,6

7,0

9,0

6,3

9,2

6,5

9,3

8,7

7,0

8,8

9,1

7,4

8,7

7,1

8,9

6,2

9,2

6,8

9,6

9,1

7,1

9,3

9,6

7,5

8,9

7,4

 

 

УСИЛИВАЕТСЯ ЛИ КОНКУРЕНЦИЯ В КОНЬКОБЕЖНОМ СПОРТЕ?

   
С. В. Брянкин, В. П. Кубаткин, МОГИФК
 

Конкурентные отношения — одна из ярчайших особенностей современного спорта высших достижений. Они существенным образом влияют на деятельность спортсменов, тренеров, организаторов, судей и болельщиков. В литературе часто можно встретить субъективные мнения различных специалистов на этот счет, но специальных исследований в данном направлении проведено не было. Мы попытались восполнить этот пробел.

Конкуренцию между спортсменами можно оценивать по четырем группам характеристик:

— по объективным характеристикам соревновательных результатов (плотность, уровень);

— по объективным характеристикам процесса соревнования (ранг соревнования, число равноценных спортсменов и т. д.);

— по объективным характеристикам условий соревнований (число болельщиков, внимание прессы и т. д.);

— по субъективным характеристикам результатов и процесса соревнований (мнения спортсменов, болельщиков).

Специалисты (тренеры, преподаватели, ученые) на редкость единодушно (от 77 до 95% ответов «да») высказались за то, что:

— конкуренция — одно из наиболее ярких и притягательных особенностей соревнований;

— конкуренция — мощное средство в подготовке, спортсменов;

— конкуренцию необходимо изучать и научиться управлять ею;

 

— конкуренция в спорте должна быть оптимальной (не «мягкой» и не предельно «жесткой»);

— конкуренция имеет разнообразные проявления субъективного и объективного плана;

— в целом конкуренция в спорте постоянно усиливается;

— плотность результатов соревнований — важный, хотя и не единственный показатель конкуренции;

— плотность результатов в большом спорте постоянно растет в последнее десятилетие.

Мы проанализировали плотность результатов первых шести призеров на Олимпийских! играх 1896 — 1980 гг. в 65 номерах программы скоростного бега на коньках, а также легкой атлетики, плавания, велоспорта, лыжных гонок, тяжелой атлетики, гребли на байдарках, и. каноэ и академической гребли, т. е. в тех видах, где конкуренцию можно зафиксировать в. объективных метрических единицах. Плотность результатов определялась по разницам между, 1 и 2, 1 и 3, 1 и 6, 2 и 3, 3 и 6 результатами. В таблице приведено несколько типичных, примеров.

Проведенный анализ позволяет сказать, что плотность результатов первых призеров за, время проведения современных олимпийских игр не увеличилась; плотность результатов изменяется непредсказуемым, случайным (или ситуационным) образом; мнения специалистов об изменении плотности результатов не со. ответствуют реальному положению дел.

Library   37   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало