Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

сти специальных упражнений и снижении объема тренировочных нагрузок на суше.

Обследование функционального состояния спортсмена К. С. показало, что в I и III дни микроцикла предлагаемая физическая нагрузка была для него адекватной, полученные данные находились в пределах нормы. При выполнении тренировочной работы на льду ЧСС не превышала 166 уд/мин. Во II день проводилось две тренировки: утренняя — по ОФП и вечерняя — на искусственном льду. После проведения 1-й тренировки у спортсмена был зарегистрирован очень высокий индекс напряжения сердечно-сосудистой системы — 286, что превышает норму в 7 раз. Индексы МРОЭ соответствовали верхней границе нормы. По данным РДО отмечено преобладание торможения, ухудшение реакции.

Перед 2-й тренировкой были внесены коррективы в учебно-тренировочный план, а именно: работу на льду анаэробно-алактатной направленности уменьшили в 3 раза, за счет чего увеличился объем аэробной работы. В результате после 2-й тренировки индекс напряжения снизился до 200.

На IV день последовательность тренировок была такой же, как и во II. После утренней тренировки по ОФП индекс напряжения сердечно-сосудистой системы составил 160, ;что превышает норму в 3 раза. После вечерней тренировки на льду с аэробной направленностью значения данного показателя уменьшились до 116 (при норме 45), остальные показатели находились несколько выше верхних границ нормы.

На V день микроцикла после смешанной аэробно-анаэробной работы на льду индекс МРОЭ (с лизатом сердечной мышцы) равнялся 600 при норме 500. Индекс напряжения КИГ превышал норму в 1,5 раза и равнялся 58.

На VI день перед утренней тренировкой по

ОФП индекс напряжения снизился до 56. По РДО у спортсмена К. С. выявлено разлитое торможение, сохраняющееся в течение дня как

 

результат воздействия физической нагрузки V дня.

Регуляция сердечно-сосудистой системы была преимущественно нормотоническая, к концу недельного цикла (VII день) переходящая в симпатическую зону (индекс напряжения 142).

Таким образом, начиная со II дня исследуемого микроцикла в тренировочный план спортсмена К. С. постоянно вносились коррективы. Так, общий объем в беге на коньках составил 152,8 км, что на 10,8 км больше, чем планировалось (см. табл. 1). Объем работы в V зоне интенсивности был уменьшен в 3 раза по сравнению с планом и составил 0,25% от общего объема в беге на коньках (табл.2). Это было вызвано тем, что у юного конькобежца не наблюдалось полного восстановления во II, V и VI дни до I дня следующего микроцикла.

Следовательно, тренировки по ОФП II микроцикла базового специально-втягивающего мезоцикла подготовительного периода приводят к значительному напряжению в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, а также торможению высшей нервной деятельности. В связи с этим в дни двухразовых занятий исследуемого микроцикла 1-й тренировкой должна быть тренировка на льду преимущественно аэробной направленности средней интенсивности, которая создаст благоприятные предпосылки к перенесению, нагрузок смешанного и анаэробного характера.

Управление подготовкой спортсмена. К. С. на протяжении года по изложенной выше методике позволило выполнить ему норматив мастера спорна СССР, стать рекордсменом страны среди юношей и войти .в состав молодежной сборной страны.

Использование перечисленных выше методов позволяет получить срочную информацию о воздействия физической нагрузки на организм спортсменов и на основе этого своевременно вносить коррективы в индивидуальные тренировочные планы, т. е. управлять подготовкой юных конькобежцев.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНЫХ ЗАНЯТИИ КОНЬКОБЕЖНЫМ СПОРТОМ

   
А. В. Шпак, Челябинский государственный педагогический институт
 

Процесс омоложения, наблюдаемый в настоящее время в конькобежном спорте, настоятельно требует повышения эффективности тренировки уже на начальных этапах спортивной подготовки. Одним из путей успешного решения данной проблемы, является поиск

 

наиболее рациональных форм планирования .тренировочных нагрузок в отдельном микроцикле. Однако вопросы построения . микроциклов в конькобежном спорте достаточно широко изучены лишь применительно к тренировке взрослых квалифицированных спортсменов

Library   28   Up


Contents

 

Home
 

(Волков Н. И., 1969, 1970; Стенин Б. А., 1970; Степаненко Е. П., 1970; Приставин В. С., 1970; Чернов И. П., 1971, 1976, 1979; Васильковский Б. М., 1980). Менее разработанной остается эта проблема применительно к этапу начальных занятий спортом. Это обстоятельство нередко приводит к тому, что планирование микроциклов для тренировки детей осуществляется на основе рекомендаций, заимствованных из подготовки взрослых спортсменов. Такая практика, как правило, является малоэффективной, а иногда и просто вредна.

Для того чтобы рационально распределить занятия в микроцикле, необходимо знать, какое они вызывают последствие, когда наступает восстановление функций организма, обеспечивающих работоспособность. В связи с этим особое значение приобретает изучение поздних фаз восстановления. Подавляющее большинство имеющихся в отечественной специальной литературе данных по этим вопросам получено в результате исследований взрослых спортсменов. Исходя из актуальности проблемы рационального планирования микроциклов для тренировки юных конькобежцев нами были изучены особенности поздних фаз восстановления у детей 10 — 11 лет после выполнения различных по величине и направленности нагрузок.

Исследования были проведены на базе ДЮСШ «Буревестник» по конькобежному спорту г. Челябинска и лаборатории возрастной физиологии ЧГПИ. В ходе педагогического эксперимента с юными спортсменами-конькобежцами проводились тренировочные занятия, в которых планировались следующие виды нагрузок: а) средние и большие нагрузки комплексной направленности, б) средние и большие нагрузки преимущественной направленности на воспитание быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости.

Оценка срочного и отставленного тренировочных эффектов осуществлялась на основе ряда медико-биологических и педагогических измерений, проводимых до нагрузки, во время ее выполнения, сразу после нагрузки и через 6, 24, 48, 72 ч восстановительного периода. Методикой исследования предусматривалось определение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы по частоте сердечных сокращений, артериальному давлению и данным кардиоинтервалографий, которые представлены в настоящем сообщении в виде интегрального показателя — индекса напряжения (ИН), несущего информацию о функциональном состоянии сердца в целом (Баевский Р. М., 1968). Оценка состояния жидких сред организма производилась на основании определения в крови концентрации лактата и мочевины. Уровень проявления физических качеств в восстановительном периоде определялся с помощью педагогических тестов. Для

 

оценки быстроты были использованы: а) теппинг-тест, б) бег с максимальной частотой на месте в течение 5 с. По результатам жима ногами на динамометрической тележке определяли силовые возможности испытуемых.

Скоростно-силовые качества оценивались по скоростно-силовому индексу (Верхошанский Ю. В., 1980) и прыжку в высоту с места без помощи рук.

Функциональную готовность к нагрузкам на выносливость, по мнению ряда специалистов, хорошо отражает тест PWC170 (Мотылянская Р. Е., 1963; Карпман В. Л., 1974; Абросимова Л. И., Карасик В. Е., 1977). В наших исследованиях проведение данного теста осуществлялось с помощью велоэргометра по общепринятой методике (Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А., 1974).

Программы тренировочных занятий с большой нагрузкой в нашем эксперименте планировались следующим образом.

В основной части занятий с преимущественной направленностью на развитие быстроты юные спортсмены выполняли ускорения с максимальной скоростью на отрезках 30 м с высокого старта. В заключительной части проводилась игра в баскетбол по упрощенным правилам 4 периода по 4 мин. Основная часть тренировки проводилась повторным методом. Время отдыха между повторениями составляло 2/3 времени, необходимого для полного восстановления (Зациорский В. М., 1966). Это время определялось в первых повторениях по восстановлению ЧСС до 85±10 уд/мин. Критерием достаточности нагрузки служило стабильное снижение результативности. Работа выполнялась в режиме преимущественного алактатного энергообеспечения, о чем свидетельствует незначительное накопление в крови лактата в конце основной части тренировки (2,88±0,15 ммоль/л).

В основной части тренировочного занятия с большой нагрузкой, направленной на развитие скоростно-силовых качеств, дети выполняли комплекс прыжковых упражнений и упражнений с набивными мячами весом 1,5 — 2 кг. Каждое упражнение выполнялось в течение 20 с в темпе 75 — 80% от максимально возможного. Использовался повторный метод. Продолжительность отдыха между упражнениями определялась по времени восстановления ЧСС до 130±5 уд/мин. Тренировка продолжалась до тех пор, пока спортсмены могли сохранять запланированный темп, при этом выполняя упражнения качественно, без заметных технических погрешностей. Работа выполнялась в режиме анаэробного энергообеспечения (лактат 9,7±1,2 ммоль/л, при ЧСС 190 — 200 уд/мин).

Тренировочное занятие с большой нагрузкой, направленное на воспитание общей выносливости, проводилось в виде непрерывного равномерного бега в течение 70 — 90 мин. Ско-

 
Library   29   Up


Contents

 

Home
   

36323-12.jpg

 
Library   30   Up


Contents

 

Home
 

рость бега и ЧСС соответствовали уровню ПАНО, который определялся в предварительных исследованиях (V : 2,85±0,04 м/с, ЧСС 165 — 175 уд/мин). Свидетельством того, что работа осуществлялась в аэробном режиме, является незначительное по сравнению с исходным уровнем увеличение содержания в крови лактата (с 2,16±0,07 до 2,53±0,11 ммоль/л).

Комплексная тренировка с последовательным решением задач воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости планировалась таким образом, чтобы в каждой ее части выполнялось лишь 40 — 50% объема, доступного в соответствующих нагрузках избирательной направленности. По мнению В. Н. Платонова (1980), при таком распределении можно достичь эффекта воздействия тренировки, соответствующего большой нагрузке.

При планировании тренировочных программ занятий со средними нагрузками объем выполня"емой работы по сравнению с большими нагрузками уменьшался ровно в 2 раза. Все остальные характеристики сохранялись.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что восстановительные процессы после выполняемых в ходе эксперимента нагрузок протекают волнообразно и гетерохронно. При этом динамика и продолжительность восстановления зависят от величины и направленности нагрузки. Последствия от занятий с большими и средними нагрузками существенно отличаются. Средние нагрузки не вызывают значительных сдвигов в организме юных спортсменов, поэтому восстановление после них, как правило, не превышает 6 ч. Фазы суперкомпенсации в послерабочем периоде в большинстве случаев не наблюдается. Напротив, большие нагрузки оказывают глубокое воздействие на организм детей. В восстановительном периоде отмечается значительная амплитуда сдвигов, в ряде случаев ярко выражены фазы суперкомпенсации работоспособности.

Данные проведенных исследований подтверждают мнение многих специалистов о том, что восстановительные процессы у детей протекают значительно быстрее, чем у взрослых (Алексеев В. И., 1955; Касьянов В. М., 1956; Волков В. М., 1957 — 1977; Сорокин В. Ф., 1960; Гандельсман А. Б., Смирнов К. М., 1960; Мотылянская Р. Е.; 1967, и др.). Если


Рис. 1. Динамика результатов педагогических контрольных испытаний у юных конькобежцев после тренировочных занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности:

а — развитие быстроты, б — развитие скоростно-силовых качеств, в — развитие выносливости, г — комплексная тренировка

 

у взрослых спортсменов восстановление работоспособности после больших нагрузок может затягиваться до 2 — 5 дней (Горкин М. Я., Качоровская О. В., Евгеньева Л. Я., 1973; Платонов В. Н., 1980), то в нашем эксперименте восстановление исследуемых показателей у детей происходило в течение 24 — 48 ч.

Сравнительный анализ результатов исследования последствия больших нагрузок избирательной и комплексной направленности показал, что фазы суперкомпенсации изучаемых показателей значительнее выражены после нагрузок избирательной направленности. Так, достоверное увеличение работоспособности по тесту PWC170 через 24 ч после комплексной тренировки произошло на 110,2%, после нагрузки на выносливость на 113,1%, после скоростно-силовой тренировки на 120,5%. ;

Изучив динамику восстановления физических качеств после нагрузок различной величины и направленности (рис. 1, 2), можно предположить, что тренировку на развитие скоростных качеств у юных конькобежцев целесообразно проводить через 6 ч после выполнения средних нагрузок с преимущественной направленностью на развитие быстроты и выносливости. В этот период в нашем эксперименте отмечалось повышенное проявление скоростных возможностей испытуемых, о чем свидетельствует достоверное увеличение частоты бега на месте соответственно на 103 — 103,6%.

Успешно проводить скоростную тренировку можно также через 24 ч после средней (102%, Р < 0,05) и через 48 ч после большой (102,2%, Р < 0,05) скоростно-силовых нагрузок, через 24 — 48 ч после большой нагрузки на выносливость (соответственно 101,8 и 102,8%, Р < 0,05).

Тренировку на выносливость эффективнее проводить через 24 ч после занятий с большими нагрузками, направленными на развитие скоростно-силовых качеств (PWC170 — 120,5%, Р < 0,05) и общей выносливости (PWC170 — 113,1%, Р < 0,05).

Развитие силовых возможностей наиболее успешно можно осуществлять через 6 и 24 ч после тренировки с большой нагрузкой на развитие быстроты (статическая сила ног увеличилась через 6 ч на 111,4%, через 24 часа на 114,7%, Р < 0,05) и через 24 ч после тренировки на выносливость (108,7%, Р < 0,05).

И наконец, развитие скоростно-силовых качеств, и в частности прыгучести, наиболее эффективно можно осуществлять через 6 ч после комплексной тренировки со средними нагрузками (увеличение результатов прыжка вверх с места на 105,8%, Р < 0,05) и через 48 ч после выполнения большой нагрузки скоростно-силовой направленности (103,1%, Р  < 0,05).

Результаты проведенных исследований дают возможность определить наиболее опти-

 
Library   31   Up


Contents

 

Home
  36323-13.jpg  

мальные варианты распределения больших и средних нагрузок различной направленности в тренировочных микроциклах для юных конькобежцев.

Анализ литературных данных и результаты анкеты, проведенной нами среди тренеров ДЮСШ, свидетельствуют о том, что при планировании тренировочных занятий для юных конькобежцев 10 — 11 лет, как правило, используются малые и средние нагрузки ком-

 

плексной направленности. Это объясняется прежде всего тем, что при таком построении тренировок значительно легче сделать ее более интересной и разнообразной, что является одним из важнейших условий успешной работы с детьми.

Однако эмоциональная окраска занятий, на наш взгляд, полностью зависит от мастерства и фантазии тренера. Например, тренировочные занятия с использованием длительного бега

Library   32   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 2. Динамика результатов педагогических контрольных испытаний у юных конькобежцев после тренировочных занятий со средними нагрузками различной преимущественной направленности:

а — развитие быстроты, б — развитие скоростно-силовых качеств, в — развитие выносливости, г — комплексная тренировка


можно провести намного интереснее, если дистанция кросса будет проходить по живописной местности, а в тренировку будут включены элементы спортивного ориентирования (использование карты местности, компаса, определение времени пробегания отдельных участков

 

трассы, штрафных очков и т. д.). При построении занятий с избирательной направленностью совсем не обязательно использовать только узкоограниченный выбор средств и методов тренировки. Напротив, занятия станут намного эффективнее, если их программы будут строиться с использованием однонаправленных разнообразных средств и методов (Платонов В. Н., 1980).

Основываясь на анкетных и литературных данных, результатах собственных исследований, можно предположить, что применение в тренировке юных конькобежцев больших и средних нагрузок избирательной направленности позволит значительно повысить эффективность занятий.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


РАБОЧИЕ МЕХАНИЗМЫ ШАГАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИИ КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ БЕГА НА КОНЬКАХ

   
Ю. К. Поликарпов, кандидат педагогических наук, ГДОИФК, И. Н. Пущина, тренер ДЮСШ, Л. П. Федоров, кандидат педагогических наук, ГДОИФК
 

Проблема начальной технической подготовки является одной из актуальных в теории и практике конькобежного спорта. Ее актуальность обусловлена тем, что на начальных этапах обучения двигательному действию между компонентами движений происходит формирование сложных координационных взаимосвязей, которым надлежит выполнять роль базовой основы на последующих этапах совершенствования технического мастерства конькобежцев. Поэтому при обучении спортивной . технике рекомендуется чаще фиксировать внимание не на отдельных составляющих ее компонентах, а на вполне определенном двигательном комплексе, представляющем совокупность звеньев и черт динамической, кинематической и ритмической структуры движения.

Анализ литературных источников показывает, что изучению проблемы начальной технической подготовки в конькобежном- спорте уделялось явно недостаточно внимания. В частности, на протяжении десятилетий преобладающее значение при обучении технике бега отводится решению задач развития способности к специфическому равновесию. Для их реализации в учебно-тренировочном процессе широко используются различные упражнения и методические приемы (после предварительного разгона длительное скольжение на двух па-

 

раллельно поставленных коньках или же на плоскости полоза одного конька; при скольжении в равновесии на одном коньке отведение свободной ноги в сторону, в сторону-назад, только назад; медленное катание с ограниченным. числом шагов на дистанции и т.п.). Поэтому представляется весьма последовательным, когда в качестве критерия оценки-уровня технической подготовленности занимающихся принимается расстояние, преодолеваемое в скольжении на одном коньке.

Надо заметить, что чувство равновесия как способность действительно важно для выполнения многих упражнений. Но само по себе оно не служит выразителем общей интегральной способности, обусловливающей высокотехническое исполнение двигательного действия в целом. И даже более того, при обучении упражнениям на равновесие возможность переноса навыков следует ожидать лишь тогда, когда двигательные задачи по специфичности сложнокоординированной деятельности являются идентичными (Сингер Р. Н.).

Результаты исторических исследований свидетельствуют о том, что популяризация упражнений на длительное скольжение в положении равновесия изначально обусловливалась решением задач экономизации сил спортсмена при беге на дистанции. Поэтому наличие в

Library   33   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало