Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
Ю. А. Барышников, Коломенский педагогический институт
 

Сегодня в широкой сети детских спортивных школ ведется интенсивное обучение школьников скоростному бегу на коньках. Эта работа преследует две цели: во-первых, привлечь подрастающее поколение к систематическим занятиям спортом, что позволит предохранить их организм от пагубного влияния гиподинамии, и, во-вторых, подготовить высококвалифицированных конькобежцев, способных успешно защищать честь советского спорта на международной арене.

Подготовка резервов для большого спорта возможна, если с первых лет занятий будет применяться научно обоснованная методика тренировки, направленная на повышение работоспособности учащихся и освоение ими рациональной техники бега на коньках при ведущей роли базовой общефизической подготовки.

Овладение техникой скоростного бега на коньках в возрасте 13 — 14 лет позволит в дальнейшем на фоне совершенствования специальной физической подготовленности достичь высокого мастерства в зрелые годы.

В свете современных требований к уровню физической подготовленности юных конькобежцев нами проведены многолетние педагогические и экспериментальные исследования. Полученные материалы дополняют теорию и

 

практику юношеского конькобежного спорта и позволяют сформулировать рекомендации по отбору и оптимизации тренировочного процесса у юных конькобежцев — мальчиков 10 — 11 лет с ориентацией их подготовки на высшее спортивное мастерство.

Наряду с хорошими показателями двигательного и функционального развития 10 — 11-летние мальчики, желающие заниматься конькобежным спортом, должны владеть основами техники бега на коньках. Это диктуется внесенными Спорткомитетом СССР изменениями в формирование учебных групп, согласно которым группы начальной подготовки формируются из детей 8 — 9 лет, а 10 — 11-летние мальчики с хорошими двигательными качествами могут быть зачислены в учебно-тренировочные группы первого года обучения. Полученные в процессе тестирования результаты рекомендуем сравнить с данными, представленными в табл. 1.

Через год занятий важно, чтобы общая и специальная физическая подготовленность отвечала модельным характеристикам, представленным в табл. 2. Тренеру необходимо ориентироваться на высокий уровень результатов.

Апробация ряда экспериментальных программ подготовки юных конькобежцев — мальчиков 10 — 11 лет выявила целесообразность

Таблица 1

Педагогическая оценка физической подготовленности мальчиков 10 лет при отборе в конькобежные ДЮСШ

Показатели

Уровень результатов

высокий

средний

низкий

Бег 30 м с/х, с

4,4

4,7 — 5,0

5,3

Бег 60 м, с

10,1

10,5 — 11,0

11,4

Бег 300 м, с

60,1

61,5 — 63,7

65,1

6-минутный бег, м

1370

1320 — 1250

1250

12-минутный бег, м

2560

2465 — 2310

2225

Критическая скорость, м/с

3,30

3,18 — 2,96

2,82

Прыжок в высоту, см

36,7

35,1 — 32,7

31,1

Прыжок в длину, см

175

169 — 161

155

Тройной прыжок, см

502

486 — 462

446

Метание мяча весом 1 кг

7,2

6,8 — 6,4

6,0

Становая динамометрия кг

69

64 — 58

53

Бег на коньках:

     

100 м, с

16,9

17,5 — 18,3

18,9

300 м, с

57,7

59,0 — 61,0

62,3

12-минутный бег, м

3825

3700 — 3495

3370

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Модельные характеристики общей и специальной физической подготовленности юных конькобежцев 11 лет

Показатели

Уровень результатов

высокий

средний

низкий

Бег 30 м с/х, с

4,1

4,4 — 4,6

4,9

Бег 60 м, с

9,2

9,6 — 10,2

10,6

Бег 300 м, с

53,5

55,3 — 57,9

59,7

6-минутный бег, м

1540

1480 — 1390

1340

12-минутный бег, м

2925

2800 — 2605

2480

Критическая скорость, м/с

3,86

3,66 — 3,36

3,16

Прыжок в высоту, см

43,6

41,7 — 38,7

38,7

Прыжок в длину, см

195

188 — 180

173

Тройной прыжок, см

580

560 — 530

510

Метание мяча весом 1 кг, м

8,3

7,9 — 7,3

6,9

Становая динамометрия, кг

83

78 — 71

66

Бег на коньках:

     

100 м, с

14,3

15,1 — 16,1

16,9

300 м, с

39,4

41,9 — 45,7

48,2

12-минутный бег, м

4650

4375 — 3940

4375

 

 

применения следующих параметров тренировочной нагрузки: количество тренировочных дней — 246 — 250; общий объем нагрузки — 400 — 470 ч; циклических нагрузок без учета спортивных и подвижных игр — 1800 — 1900 км, из них бег на коньках — 500 — 590 км; дли-

 

тельный легкоатлетический бег интенсивностью 70 — 90 % от критической скорости — 890 — 910 км; ходьба — 210 — 230 км; передвижение на лыжах — 170 — 180 км. Общий объем тренировочных нагрузок должен составлять 25 — 30% от нагрузок взрослых спортсменов.

 

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
Л. Г. Филинкова, С. Н. Пономарев,
Л. И. Щеголева, Т. Г. Шаблова,
О. С. Быховская, г. Свердловск
 

Успешное выступление юных спортсменов на международных и всесоюзных соревнованиях во многом зависит от рационального построения тренировочного процесса. Особенно это важно в юношеском возрасте, когда организм спортсмена полностью не сформирован. Использование наиболее мощных по физиологическому воздействию интенсивных специальных нагрузок в большом объеме в подготовке юных конькобежцев приводит к переутомлению, перенапряжению, перетренированности молодого организма и раннему прекращению спортивного роста.

В связи с этим большую актуальность приобретают вопросы учета и контроля за тренировочными нагрузками различного характера.

С увеличением плотности тренировочных занятий и интенсификации всего тренировочного процесса возрастает значение получаемой информации о физическом состоянии юного

 

спортсмена и о реакции его организма на предлагаемую нагрузку.

Как показала практика, при выполнении тренировочных нагрузок, планируемых в определенной зоне интенсивности, возможны нежелательные отклонения. В связи с этим в нашей работе были поставлены следующие задачи:

1. Определить индивидуальные соотношения тренировочных нагрузок разной направленности в исследуемом микроцикле.

2. Выявить реакции функциональных систем организма юных конькобежцев во время выполнения тренировочных упражнений и в период восстановления.

Для решения поставленных задач использовались следующие исследования:

I. Педагогические наблюдения:

— анализ планов и дневниковых записей тренировочных занятий;

Library   24   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало