Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица 2

Распределение физических упражнений в пятидневном микроцикле

Показатели

Трени-
ровки

Дни цикла

1

2

3

4

5

Подготовка к дистанциям

1-я

500 м

3000 м

Компенсацион-
ная тренировка

1500 м

Отдых

2-я

 

ОФП

5000 м

 

Режим работы

1-я

Р4

P4

Р6

Р4

 

2-я

 

Р6

 

Р5

 

Общий объем в беге на на коньках, км

1-я

20

26,9

12

22,9

 

2-я

 

кросс 9

 

25,7

 

Объем интенсивного бега, км

1-я

2,7

8,5

0

6,2

 

2-я

 

0

 

17,2

 

ЧСС, уд/мин

1-я

175

170

140

175

 

2-я

140

0

160

 
 

интервал отдыха, ЧСС, время на круге и т. д.

Аналогично поступаем и с остальными занятиями подготовки к дистанциям 3000, 1500 и 5000 м. За месяц можно выполнить шесть пятидневных микроциклов, т. е. мезоцикл будет состоять из пяти развивающих и одного восстановительного микроциклов. Для получения информации о нагрузке в месяц необходимо объем (объем интенсивного бега) умножить на пять и все данные внести в годовой план (табл. 3).

Таким образом планируется нагрузка в годичном цикле с учетом количества тренировочных дней, занятий, времени на тренировку и т. д. и режимов работы.

По горизонтали мы получим информацию о беге, беге на коньках и т. д. за месяц, макроцикл, год, а по вертикали — сведения о нагрузке в каждой зоне интенсивности за месяц и их процентное соотношение по зонам.

Имея на вооружении табл. 1, несложно написать конспект урока, в котором должны быть учтены: продолжительность и интенсив-

 

ность упражнений, количество повторений и интервалы отдыха.

Дневниковые записи спортсменов можно вести за мезоцикл, месяц по форме, как в табл. 3. Кроме того, конькобежцам следует записывать в дневник данные , самоконтроля: ЧСС утром, во время тренировки, вечером, САН (самочувствие, активность, настроение).

По истечении месяца спортсмен представляет отчет о проделанной работе.

Классификация физических упражнений по зонам интенсивности позволит тренеру выяснить их соотношение в микро-, мезоциклах и т. д., делать глубокий анализ выполненной спортсменом нагрузки, выявить эффективность упражнений, их влияние на спортивно-технические результаты.

Кроме того, оценка напряженности занятия в баллах, стоимость основной, части и всего занятия в условных единицах позволит сравнивать нагрузки конькобежцев с нагрузками спортсменов в смежных видах спорта.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СДЮСШОР «КОМЕТА»

   
С. В. Баканов, тренер СДЮСШОР «Комета», г. Коломна
 

СДЮСШОР «Комета» по конькобежному спорту большое внимание уделяет летнему отдыху ребят. К сожалению, своего _ спортивно-оздоровительного лагеря она не имеет. Однако, пользуясь поддержкой профсоюзных комитетов заводов и предприятий города и области, ежегодно ей удается вывезти на базы отдыха и в пионерские лагеря большое количество детей и подростков.

 

На базах отдыха, расположенных, как правило, в сосновом лесу на берегу Оки, имеются практически все условия для планомерного проведения учебного процесса: футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, лодочная станция. Песчаная почва позволяет проводить тренировки даже в дождливую погоду, не опасаясь травматизма. В нескольких километрах от базы отдыха нахо-

Library   18   Up


Contents

 

Home
 

дится шоссе с хорошим асфальтовым покрытием, где проводятся занятия на роликовых коньках и велосипеде. Силами тренеров на территории базы сооружены простейшие тренажеры для напрыгиваний, приспособления для выполнения различных упражнений для мышц живота и спины и т. д. Используются для этого самые обычные средства — доски, негодные трубы, автопокрышки.

В июне ребята делают хороший задел, овладевают новыми упражнениями, осваивают предложенные им нагрузки.

Учебно-тренировочные планы обсуждаются на тренерском совете и утверждаются старшим тренером. Бригадный метод, который укрепился в нашей школе, позволяет безболезненно решать вопросы передачи спортсменов и вынужденной замены тренера на время его отсутствия.

В августе юные конькобежцы собираются вместе в пионерском лагере, где нам выделяют 2 стационарных домика. Контингент спорт-отряда в это время достигает 120 — 130 человек. Лагерь санаторного типа, питание пятиразовое, продолжительность смены 27 дней.

Так как лагерь находится в непосредственной близости от базы отдыха, на которой мы организуем спортотряд в июне, то мы пользуемся теми же площадками и тренажерами. Кроме того, в лагере построен открытый 20-метровый плавательный бассейн. Обязательно в конце каждой смены проводятся совместные контрольные тренировки, а в конце августа — соревнования по общефизической подготовке. В программе этих соревнований бег на 60 и 300 м, тройной и десятерной прыжок, кроссовый бег на 2 и 4 км.

Осень — наиболее сложное для организации работы время года. Большое количество арендаторов, ограниченное время в спортивном зале, постепенный переход всех общеобразовательных школ на работу в первую смену — все это ставит вопросы, решением которых постоянно занимаются и тренеры, и администрация школы.

Одной из главных проблем мы считаем организацию двухразовых тренировок в день. С этой целью образованы два спецкласса в одной из школ, расположенных в географическом центре города. В ней имеются хороший пищеблок, отличное спортядро.

В первом полугодии утренняя тренировка целиком посвящена общефизической подготовке, а вечерняя — ледовой (2 ч).

Со второго полугодия, в январе — марте, когда на базе иногородних спортсменов мало и появляется возможность вечернюю тренировку перенести на более позднее время, мы планируем проводить занятия на льду и утром, до уроков в общеобразовательной школе.

В перспективе планируется организация еще двух спецклассов, в которые будут ото-

 

браны спортсмены, имеющие стаж тренировки 2 — 3 года.

Зимой на площадках центральной базы конькобежного спорта (ЦБКС) заливается лед, в тренировки юных спортсменов дважды в неделю по одному часу включается хоккей. Опыт работы прошлых лет показывает, что у ребят значительно улучшается координация, они заметно прибавляют в ловкости. Кроме того, переключения на другой вид деятельности, хотя и смежный, позволяют сбросить психологический груз от больших по объему тренировочных нагрузок.

В этом году возвращаемся к старым добрым традициям — устройству катка на водоеме. В декабре этого года мы разметили на водохранилище дорожку длиной 200 м с радиусом поворотов 16 м для тренировок и соревнований юных конькобежцев.

Весной проводим занятия на льду до 5 — 10 апреля, затем переходим на площадки ЦБКС и в спортзал.

Весной прошлого года своими силами начали строительство городка силовой и специальной подготовки. Соорудив первую очередь, увидели, с каким интересом ребята занимаются на самых несложных по конструкции снарядах. Сейчас на спортплощадке имеются: гимнастическая стенка, на которой могут одновременно заниматься шесть человек, четыре разновысокие перекладины, опилочная дорожка 70x3 м, яма для прыжков в длину, приспособление «лесенка» для напрыгивании, круговая дорожка для прыжков через вкопанные в землю автопокрышки. Планируем в ближайшее время соорудить траншею длиной 30 — 35 м для прыжковой имитации, несколько разновидностей перекладин и наклонных лестниц. Помимо снарядов, установленных на площадке, тренеры не реже одного раза в неделю проводят занятия по силовой подготовке на тренажере «Геркулес».

Обобщая опыт работы в учебно-тренировочных группах СДЮСШОР «Комета» за последние 7 — 8 лет, когда в. состав таких трупп входили учащиеся школы И. Коврова, А. Ильин, Н. Носова, Л. Смагина, С. Сибирев, Н. Шиленко, Г. Самотохина и другие действующие мастера спорта СССР, мы планируем свою работу с перспективой достижения высоких результатов на международной , .спортивной арене через 8 — 10 лет целенаправленной тренировки. В данной статье остановимся на одном из начальных этапов этой работы, а точнее — на подготовке юных конькобежцев 11 — 13-летнего возраста, спортивный стаж которых составляет 2 — 4 года.

В 1979 г. мы набрали 30 мальчиков 9 — 10 лет, учитывая, что в этом возрасте есть все предпосылки для успешной адаптации детского организма к аэробным нагрузкам по мнению специалистов, дети и взрослые имеют одинаковые относительные объемы сердца, и у

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

 

Основные параметры тренировочных нагрузок конькобежцев в I макроцикле

Макроциклы

I макроцикл

Месяцы

Май

Июнь

Июль

Август

Режимы работы

Единица измерения

P5

P6

Р7

P5

P6

Р7

P4

Р5

P6

P7

Р3

Р4

Р5

Р6-7

ЧСС, уд/мин

160

150

140

160

150

140

170

160

150

140

180

170

160

150-130

Дистанция
500 м

Бег

км
т

                           

Штанга

тонн
т

                           

Бег на коньках

км
т

                           

Велоезда

Прыжковые упражнения, пригибная ходьба,
имитация

к-во
отт-й
т

                           

Дистанции
1000, 1500 м

Бег

км
т

                           

Штанга

тонн
т

                           

Бег на коньках

км
т

                           

Велоезда

Прыжковые упражнения, пригибная ходьба,
имитация

к-во
отт-й
т

                           

Дистанции:
3,5, 10 км

Бег

км
т

                           

Штанга

тонн
т

                           

Бег на коньках

км
т

                           

Велоезда

Прыжковые упражнения, пригибная ходьба,
имитация

к-во
отт-й
т

                           

Тренировочных дней

                             

Тренировочных занятий

                             

Круговая тренировка

                             

Время на разминку и заключительную часть

мин

                           

Время на зарядку

                             

Кол-во соревнований,
стартов

                             

Итого за цикл

                             

Соотнощение в %

                             

 

 

 
Library   20   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

на 1983 — 1984 гг.

 

Сентябрь


Всего за цикл
 

Р4

P5

Р6

Р7

170

160

150

140


 
       

 
       

 
       



 
       

 
       

 
       

 
       



 
       

 
       

 
       

 
       



 
       

 
 

|

   

 
   

|

|


 

|

|

|

 


 
       
         


 
       
         
         

 

 

 

них больший, чем у взрослых, мышечный кровоток, высокие показатели МПК на килограмм веса (Гуминский А. А., Панов Г. М., Барышников Ю. А., 1978). Уже через 1 — 2 года целенаправленной тренировки юные спортсмены смогут сравнительно легко переносить большие по объему нагрузки, а без них невозможно достичь высокого уровня спортивного мастерства.

Основным средством тренировки первые два года занятий у нас был легкоатлетический бег небольшой интенсивности. Постепенность в увеличении нагрузок позволила довести в конце второго года занятий кроссовый бег до 2,5 ч. В тренировке конькобежцев кроссовому бегу мы отводим очень важное место, поскольку, как указывали А. С. Розенфельд и Е. И. Маевский (1976), он положительно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В различные периоды тренировки кроссовый бег невысокой интенсивности оказывает и реабилитационное воздействие.

Общий объем кроссового бега за май — сентябрь 1982 г. у нас составил 60 — 62 ч. В этот период кроссовый бег мы проводим два раза в неделю: в начале недели (микроцикла) длительный (до 2 ч) переменный бег и в конце недели бег до 1,5 ч как средство реабилитации.

Создав в предыдущие два года относительно неплохую базу ОФП, в прошедшем подготовительном периоде мы использовали бег и более высокой интенсивности, например повторный бег (до 10 км) за одну тренировку и интервальный бег до 4 км. Скорость пробегания отрезков контролировалась по ЧСС (не более 180 уд/мин).

По данным Н. И. Волкова, наибольший минутный объем крови достигается при ЧСС 170 — 180 уд/мин, затем при увеличении ЧСС он практически не увеличивается. Поэтому мы не использовали в тренировке упражнения более высокой интенсивности.

Общий километраж повторного и интервального бега составил у нас в подготовительном периоде 148 км.

И все же основной задачей этого периода было дальнейшее повышение разносторонности физической подготовки, ибо наиболее благоприятный период развития всех физических качеств юного спортсмена приходится на возраст 10 — 13 лет. Помимо беговых упражнений мы использовали в подготовке спортивные игры, в основном футбол (50 ч), а также круговую тренировку. Давались упражнения для развития всех основных мышечных групп. Длительность круговой тренировки до 90 мин, 3 — 4 серии по 12 упражнений. При проведении круговой тренировки мы пользовались специальными приспособлениями, тренажерами, изготовленными силами тренеров.

Для определения уровня тренированности

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

спортсменов ежемесячно в конце мезоцикла нами проводились контрольные тренировки. Так как основным средством повышения функциональной подготовки у нас был длительный легкоатлетический бег, то в качестве контрольных испытаний мы использовали бег на 3400 м у 12 — 13-летних и 1600 м у 11-летних.

Приводим сравнительные результаты:

в мае:

1600 м — 6,55 — лучший; 7,51 — худший

3400 м—13,22 — лучший; 14,52 — худший;

в сентябре:

1600 м — 6,28 — лучший; 7,26 — худший

3400 м—12,36 — лучший; 14,18 — худший

В мае и сентябре спортсмены бежали по одной трассе и примерно при одинаковых погодных условиях.

Результаты контрольных испытаний дают возможность судить, что в плане функциональной подготовки мы избрали верный путь.

Скоростной бег на коньках — это сложный вид спорта, требующий высокой степени развития координационных качеств спортсмена. Учитывая это, в прошедшем подготовительном периоде мы значительно увеличили долю специализированной подготовки с 25 до 45 — 50%.

В связи с нехваткой роликовых коньков в нашей школе мы вынуждены были использовать такие средства специализированной подготовки, как пригибная ходьба, техническая и прыжковая имитация, специальная и силовая гимнастика. Пригибную ходьбу мы использовали в сочетании с бегом (комбинированный кросс либо повторный бег + пригибная ходьба, по продолжительности равная пробегаемому отрезку).

Пригибную ходьбу можно применять и как средство для развития специальной выносливости (4 — 5 мин за одно повторение).

Техническую имитацию мы проводим в вечернее время, после высокообъемной тренировки, когда у ребят наблюдаются еще остаточные явления утомления. Способность организма к быстрой адаптации в условиях изменяющейся среды способствовала тому, что основные движения выполнялись наиболее рационально, без лишней траты энергии, т. е. основной упор делался на развитие координации движений спортсмена в экстремальных условиях.

Начиная с августа в системе специальной подготовки мы стали применять прыжковую имитацию. Это наиболее интенсивное упражнение из всех видов специализированной подготовки, но достаточный уровень ОФП позволил нам безболезненно включить в систему специальной подготовки прыжковую имитацию.

 

Как указывали Г. К. Подарь и В. А. Козловский, прыжковая имитация — это, несомненно, эффективное средство тренировки специальной выносливости.

Прыжковая имитация по характеру и структуре усилий более других видов специальной подготовки напоминает бег на коньках. В начале мы использовали повторения длительностью до 2 мин, и общий объем за тренировку составлял 20 — 25 мин. В настоящее время ребята без заметных изменений в технике способны прыгать до 5 мин при общем объеме 40 — 45 мин. На протяжении всего зимнего сезона мы применяем прыжковую имитацию как основное средство специальной физической подготовки.

Специальную силовую гимнастику мы использовали 2 — 3 раза в неделю, и не только для специальной подготовки, но и для развития гибкости. Юные спортсмены выполняли 20 упражнений по 1 мин, с общим объемом до 60 мин.

Необходимо указать, что уровня 50% специальной подготовки в общем объеме мы достигли лишь в августе, в предыдущие же месяцы общая физическая подготовка превалировала над специальной.

Осенью 1982 г. у нас было организовано два специализированных класса, это позволило нам значительно увеличить в них объемы тренировочных нагрузок по сравнению с предыдущим годом. Сейчас мы имеем возможность проводить в день двухразовые тренировки. В связи с централизованным питанием детей упростился процесс планирования тренировочных нагрузок и контроля за ними. Во время утренних занятий мы занимаемся с ребятами ОФП и СФП, вечерние занятия у нас полностью посвящены ледовой подготовке. И сейчас мы по-прежнему не интенсифицируем тренировочный процесс. Мы должны ориентироваться на выполнение повышенных объемов тренировочной нагрузки аэробной направленности без излишнего увлечения интенсивными формами работы. Это относится и к общефизической подготовке в летнее время, И к специальной тренировке на льду.

В соревновательном периоде мы постоянно поддерживаем у ребят стремление соревноваться. Для этого мы используем проведение состязаний на укороченных дорожках и нестандартных дистанциях. Рост результатов должен идти не за счет форсирования подготовки, а за счет планомерной, целенаправленной, объемной тренировки.

На заседаниях постоянно действующего семинара тренеров спортшколы вопросу подготовки юных конькобежцев уделяется очень большое внимание.

 
Library   22   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало