|
||||
дится шоссе с хорошим асфальтовым покрытием, где проводятся занятия на роликовых коньках и велосипеде. Силами тренеров на территории базы сооружены простейшие тренажеры для напрыгиваний, приспособления для выполнения различных упражнений для мышц живота и спины и т. д. Используются для этого самые обычные средства — доски, негодные трубы, автопокрышки. В июне ребята делают хороший задел, овладевают новыми упражнениями, осваивают предложенные им нагрузки. Учебно-тренировочные планы обсуждаются на тренерском совете и утверждаются старшим тренером. Бригадный метод, который укрепился в нашей школе, позволяет безболезненно решать вопросы передачи спортсменов и вынужденной замены тренера на время его отсутствия. В августе юные конькобежцы собираются вместе в пионерском лагере, где нам выделяют 2 стационарных домика. Контингент спорт-отряда в это время достигает 120 — 130 человек. Лагерь санаторного типа, питание пятиразовое, продолжительность смены 27 дней. Так как лагерь находится в непосредственной близости от базы отдыха, на которой мы организуем спортотряд в июне, то мы пользуемся теми же площадками и тренажерами. Кроме того, в лагере построен открытый 20-метровый плавательный бассейн. Обязательно в конце каждой смены проводятся совместные контрольные тренировки, а в конце августа — соревнования по общефизической подготовке. В программе этих соревнований бег на 60 и 300 м, тройной и десятерной прыжок, кроссовый бег на 2 и 4 км. Осень — наиболее сложное для организации работы время года. Большое количество арендаторов, ограниченное время в спортивном зале, постепенный переход всех общеобразовательных школ на работу в первую смену — все это ставит вопросы, решением которых постоянно занимаются и тренеры, и администрация школы. Одной из главных проблем мы считаем организацию двухразовых тренировок в день. С этой целью образованы два спецкласса в одной из школ, расположенных в географическом центре города. В ней имеются хороший пищеблок, отличное спортядро. В первом полугодии утренняя тренировка целиком посвящена общефизической подготовке, а вечерняя — ледовой (2 ч). Со второго полугодия, в январе — марте, когда на базе иногородних спортсменов мало и появляется возможность вечернюю тренировку перенести на более позднее время, мы планируем проводить занятия на льду и утром, до уроков в общеобразовательной школе. В перспективе планируется организация еще двух спецклассов, в которые будут ото- |
браны спортсмены, имеющие стаж тренировки 2 — 3 года. Зимой на площадках центральной базы конькобежного спорта (ЦБКС) заливается лед, в тренировки юных спортсменов дважды в неделю по одному часу включается хоккей. Опыт работы прошлых лет показывает, что у ребят значительно улучшается координация, они заметно прибавляют в ловкости. Кроме того, переключения на другой вид деятельности, хотя и смежный, позволяют сбросить психологический груз от больших по объему тренировочных нагрузок. В этом году возвращаемся к старым добрым традициям — устройству катка на водоеме. В декабре этого года мы разметили на водохранилище дорожку длиной 200 м с радиусом поворотов 16 м для тренировок и соревнований юных конькобежцев. Весной проводим занятия на льду до 5 — 10 апреля, затем переходим на площадки ЦБКС и в спортзал. Весной прошлого года своими силами начали строительство городка силовой и специальной подготовки. Соорудив первую очередь, увидели, с каким интересом ребята занимаются на самых несложных по конструкции снарядах. Сейчас на спортплощадке имеются: гимнастическая стенка, на которой могут одновременно заниматься шесть человек, четыре разновысокие перекладины, опилочная дорожка 70x3 м, яма для прыжков в длину, приспособление «лесенка» для напрыгивании, круговая дорожка для прыжков через вкопанные в землю автопокрышки. Планируем в ближайшее время соорудить траншею длиной 30 — 35 м для прыжковой имитации, несколько разновидностей перекладин и наклонных лестниц. Помимо снарядов, установленных на площадке, тренеры не реже одного раза в неделю проводят занятия по силовой подготовке на тренажере «Геркулес». Обобщая опыт работы в учебно-тренировочных группах СДЮСШОР «Комета» за последние 7 — 8 лет, когда в. состав таких трупп входили учащиеся школы И. Коврова, А. Ильин, Н. Носова, Л. Смагина, С. Сибирев, Н. Шиленко, Г. Самотохина и другие действующие мастера спорта СССР, мы планируем свою работу с перспективой достижения высоких результатов на международной , .спортивной арене через 8 — 10 лет целенаправленной тренировки. В данной статье остановимся на одном из начальных этапов этой работы, а точнее — на подготовке юных конькобежцев 11 — 13-летнего возраста, спортивный стаж которых составляет 2 — 4 года. В 1979 г. мы набрали 30 мальчиков 9 — 10 лет, учитывая, что в этом возрасте есть все предпосылки для успешной адаптации детского организма к аэробным нагрузкам по мнению специалистов, дети и взрослые имеют одинаковые относительные объемы сердца, и у |
|||
19 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные параметры тренировочных нагрузок конькобежцев в I макроцикле
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 на 1983 — 1984 гг.
|
них больший, чем у взрослых, мышечный кровоток, высокие показатели МПК на килограмм веса (Гуминский А. А., Панов Г. М., Барышников Ю. А., 1978). Уже через 1 — 2 года целенаправленной тренировки юные спортсмены смогут сравнительно легко переносить большие по объему нагрузки, а без них невозможно достичь высокого уровня спортивного мастерства. Основным средством тренировки первые два года занятий у нас был легкоатлетический бег небольшой интенсивности. Постепенность в увеличении нагрузок позволила довести в конце второго года занятий кроссовый бег до 2,5 ч. В тренировке конькобежцев кроссовому бегу мы отводим очень важное место, поскольку, как указывали А. С. Розенфельд и Е. И. Маевский (1976), он положительно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В различные периоды тренировки кроссовый бег невысокой интенсивности оказывает и реабилитационное воздействие. Общий объем кроссового бега за май — сентябрь 1982 г. у нас составил 60 — 62 ч. В этот период кроссовый бег мы проводим два раза в неделю: в начале недели (микроцикла) длительный (до 2 ч) переменный бег и в конце недели бег до 1,5 ч как средство реабилитации. Создав в предыдущие два года относительно неплохую базу ОФП, в прошедшем подготовительном периоде мы использовали бег и более высокой интенсивности, например повторный бег (до 10 км) за одну тренировку и интервальный бег до 4 км. Скорость пробегания отрезков контролировалась по ЧСС (не более 180 уд/мин). По данным Н. И. Волкова, наибольший минутный объем крови достигается при ЧСС 170 — 180 уд/мин, затем при увеличении ЧСС он практически не увеличивается. Поэтому мы не использовали в тренировке упражнения более высокой интенсивности. Общий километраж повторного и интервального бега составил у нас в подготовительном периоде 148 км. И все же основной задачей этого периода было дальнейшее повышение разносторонности физической подготовки, ибо наиболее благоприятный период развития всех физических качеств юного спортсмена приходится на возраст 10 — 13 лет. Помимо беговых упражнений мы использовали в подготовке спортивные игры, в основном футбол (50 ч), а также круговую тренировку. Давались упражнения для развития всех основных мышечных групп. Длительность круговой тренировки до 90 мин, 3 — 4 серии по 12 упражнений. При проведении круговой тренировки мы пользовались специальными приспособлениями, тренажерами, изготовленными силами тренеров. Для определения уровня тренированности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
|
||||
спортсменов ежемесячно в конце мезоцикла нами проводились контрольные тренировки. Так как основным средством повышения функциональной подготовки у нас был длительный легкоатлетический бег, то в качестве контрольных испытаний мы использовали бег на 3400 м у 12 — 13-летних и 1600 м у 11-летних. Приводим сравнительные результаты: в мае: 1600 м — 6,55 — лучший; 7,51 — худший 3400 м—13,22 — лучший; 14,52 — худший; в сентябре: 1600 м — 6,28 — лучший; 7,26 — худший 3400 м—12,36 — лучший; 14,18 — худший В мае и сентябре спортсмены бежали по одной трассе и примерно при одинаковых погодных условиях. Результаты контрольных испытаний дают возможность судить, что в плане функциональной подготовки мы избрали верный путь. Скоростной бег на коньках — это сложный вид спорта, требующий высокой степени развития координационных качеств спортсмена. Учитывая это, в прошедшем подготовительном периоде мы значительно увеличили долю специализированной подготовки с 25 до 45 — 50%. В связи с нехваткой роликовых коньков в нашей школе мы вынуждены были использовать такие средства специализированной подготовки, как пригибная ходьба, техническая и прыжковая имитация, специальная и силовая гимнастика. Пригибную ходьбу мы использовали в сочетании с бегом (комбинированный кросс либо повторный бег + пригибная ходьба, по продолжительности равная пробегаемому отрезку). Пригибную ходьбу можно применять и как средство для развития специальной выносливости (4 — 5 мин за одно повторение). Техническую имитацию мы проводим в вечернее время, после высокообъемной тренировки, когда у ребят наблюдаются еще остаточные явления утомления. Способность организма к быстрой адаптации в условиях изменяющейся среды способствовала тому, что основные движения выполнялись наиболее рационально, без лишней траты энергии, т. е. основной упор делался на развитие координации движений спортсмена в экстремальных условиях. Начиная с августа в системе специальной подготовки мы стали применять прыжковую имитацию. Это наиболее интенсивное упражнение из всех видов специализированной подготовки, но достаточный уровень ОФП позволил нам безболезненно включить в систему специальной подготовки прыжковую имитацию. |
Как указывали Г. К. Подарь и В. А. Козловский, прыжковая имитация — это, несомненно, эффективное средство тренировки специальной выносливости. Прыжковая имитация по характеру и структуре усилий более других видов специальной подготовки напоминает бег на коньках. В начале мы использовали повторения длительностью до 2 мин, и общий объем за тренировку составлял 20 — 25 мин. В настоящее время ребята без заметных изменений в технике способны прыгать до 5 мин при общем объеме 40 — 45 мин. На протяжении всего зимнего сезона мы применяем прыжковую имитацию как основное средство специальной физической подготовки. Специальную силовую гимнастику мы использовали 2 — 3 раза в неделю, и не только для специальной подготовки, но и для развития гибкости. Юные спортсмены выполняли 20 упражнений по 1 мин, с общим объемом до 60 мин. Необходимо указать, что уровня 50% специальной подготовки в общем объеме мы достигли лишь в августе, в предыдущие же месяцы общая физическая подготовка превалировала над специальной. Осенью 1982 г. у нас было организовано два специализированных класса, это позволило нам значительно увеличить в них объемы тренировочных нагрузок по сравнению с предыдущим годом. Сейчас мы имеем возможность проводить в день двухразовые тренировки. В связи с централизованным питанием детей упростился процесс планирования тренировочных нагрузок и контроля за ними. Во время утренних занятий мы занимаемся с ребятами ОФП и СФП, вечерние занятия у нас полностью посвящены ледовой подготовке. И сейчас мы по-прежнему не интенсифицируем тренировочный процесс. Мы должны ориентироваться на выполнение повышенных объемов тренировочной нагрузки аэробной направленности без излишнего увлечения интенсивными формами работы. Это относится и к общефизической подготовке в летнее время, И к специальной тренировке на льду. В соревновательном периоде мы постоянно поддерживаем у ребят стремление соревноваться. Для этого мы используем проведение состязаний на укороченных дорожках и нестандартных дистанциях. Рост результатов должен идти не за счет форсирования подготовки, а за счет планомерной, целенаправленной, объемной тренировки. На заседаниях постоянно действующего семинара тренеров спортшколы вопросу подготовки юных конькобежцев уделяется очень большое внимание. |
|||
22 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |