Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПУЛЬСОМЕТРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

   
Г. Г. Хамаганова, ГЦОЛИФК
 

Спортивные танцы на льду в их настоящем виде требуют от спортсменов высокой квалификации максимального напряжения всех функциональных систем организма. Это диктует необходимость дозировать физические нагрузки с учетом функциональных возможностей каждого спортсмена, чтобы они не выходили за пределы его адаптационных возможностей.

6 фигурном катании, и в частности в танцах на льду, большая лимитирующая роль принадлежит сердечно-сосудистой системе, так как продолжительность соревновательного упражнения обеспечивает функционирование органов кровообращения в полной мере. Это дает право предположить, что аппарат кровообращения во многом ограничивает работоспособность фигуристов и в ряде случаев служит наиболее ранним признаком ее ухудшения.

В настоящей работе сделана попытка изучить влияние занятий спортивными танцами на льду на функциональное состояние сердечнососудистой системы, а также определить нагрузочность обязательных танцевальных программ по частоте сердечных сокращений (ЧСС), которая является показателем достаточно информативным и наиболее доступным для регистрации во время мышечных напряжений.

С этой целью была использована радио-телеметрическая система, созданная в СКВ биоэлектроники МВТУ им. Н. Э. Баумана. Исследовались 46 фигуристов высокого класса (кмс, мс, мсмк). Для синхронной регистрации пульсовых показателей передатчики устанавливались одновременно на спины обоим спортсменам. В качестве приемных устройств были использованы серийные приемники «Рига-1 04» с автоматической подстройкой частоты. С приемников звуковые сигналы записывались на стереофонический магнитофон «Весна» на два канала с параллельным словесным обозначением выполняемых упражнений.

На рис. 1 приводится пульсограмма, зарегистрированная у мастера спорта П. при выполнении обязательной программы. Динамика пульса в рабочий период согласно схеме, предложенной В. Л. Карпманом (1968), представляет собой однофазный переходный процесс с ярко выраженной фазой стартовой реакции, во время которой пульс с фонового уровня 122 уд/мин увеличивается до 173 уд/мин, и с колебательными наслоениями в фазе начальной стабилизации и на этапе, устойчивого состояния.

 

Следует заметить, что, несмотря на переменную мощность выполняемой работы, величина колебаний ЧСС незначительна. Происходит как бы сглаживание пульсовых колебаний относительно некоторого постоянного частотного уровня. Это указывает на то, что кардиорегуляторы обладают определенной инерционностью, в силу которой они не в состоянии отслеживать быстро изменяющиеся перепады мощности при выполнении этой работы. Полученные нами данные подтверждают положение, высказанное Е. Д. Ефимовой (1969), об инерционности в работе кардиорегуляторов, которая является причиной изменения типичных реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку.

Простая графическая реконструкция этой кривой показывает, что она слагается из «чистой» экспоненты с низкоамплитудной составляющей. Таким образом, динамика ЧСС апроксимируется следующим трехэкспоненциальным уравнением:

ft = 183,1·e0,000t 48,9·e0,0523·t + 16,4·e0,0095·t,

где: ft — ЧСС в любой момент работы (уд/мин),
е — основание натуральных логарифмов,
t
— время работы (с).

Третий член уравнения характеризует динамику пульса в фазе стартовой реакции. Константа скорости изменения ЧСС (0,095) свидетельствует о нейрогуморальном влиянии на деятельность системы кровообращения.

Второй член уравнения характеризует фазу начальной стабилизации, на что указывает уменьшение .скорости подъема пульсовой кривой (0,0523).

Первая экспонента соответствует фазе устойчивого состояния, изучаемая функция про-

 

Рис. 1. Динамика ЧСС у мастера спорта П., при выполнении обязательной программы

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

должает монотонно и однонаправленно изменяться, причем скорость такого изменения становится крайне малой — 0,001.

Такой тип переходных процессов довольно часто отмечался в наших исследованиях. Приведенное ниже уравнение позволило вычислить среднюю динамику изменения ЧСС при выполнении спортсменами обязательных танцевальных программ.

ft = 172,9·e0,000t 106,9·e0,0747·t + 55,8·e0,0145·t,

Для оценки физиологической нагрузочности специальной мышечной работы в скоростно-силовых и сложнокоординированных видах спорта используют в качестве некоторой установочной величины определенный элемент или упражнение (В. Н. Афонин, 1975; В. Л. Карпман, Ж. Ю. Морозова, 1980; Т. С. Лисицкая, 1973; Б. Й. Цанова, 1976). И на основании пульсовых показателей, зарегистрированных при его выполнении, производится расчет относительных коэффициентов нагрузочности для остальных элементов, упражнений.

В данном случае за «единицу измерения» целесообразнее принять не отдельный танцевальный элемент, а серию обязательного танца, так как этот вид спортивных танцев имеет определенные правилами рисунок, последовательность шагов, ритм и темп. Тем более что прокат обязательных танцев по сериям является одним из основных средств в подготовке танцоров.

Рассмотрим на примере янки-польки пульсометрическую структуру одной танцевальной

 

Рис. 2. Пульсометрическая структура обязательного танца янки-польки
——————— женщины.
— — — — — — мужчины
1
— фаза предстартового (предрабочего) увеличения ЧСС; 2 — первая фаза врабатывания; 3 — вторая фаза врабатывания; 3 — втораяфа­заврабатывания; 4 — фаза отставленного физиологического эффекта; 5 — фаза быстрого восстановления; 6 — фаза медленного восстановления

 

серии, а также характер синхронизации физиологических функций партнеров, составляющих танцевальный дуэт.

Как видно из рис. 2, выполнению танца предшествует незначительное по амплитуде учащение сердечного ритма, связанное с эмоциональным напряжением, одним из наиболее простых вегетативных коррелянтов которого является тахикардия. Рабочий период как у мужчин, так и у женщин подразделяется на две фазы, отличающиеся по скорости изменения показателей пульса. После прекращения работы ЧСС еще некоторое время продолжает расти, что подтверждает положение о вторичной гиперфункции сердца — явлении, аналогичном феномену Линдгарда для дыхания (В. Л. Карпман, 1968; Дао Зуй Тхы, 1969; П. С. Бальбирский, 1978).

Восстановление сердечного ритма также подразделяется на две фазы: фаза быстрого и фаза медленного восстановления.

Для комплексного анализа реакций фигуристов на одинаковую нагрузку мы использовали два показателя, характеризующих в данном случае степень синхронизации:

1) t — разность в продолжительности первой фазы врабатывания у женщин и мужчин. Это — показатель асинхронизации, характеризующий подвижность нервных процессов;

2) f — разность в величинах ЧСС у женщин и у мужчин в конце работы. Это — показатель высоты пульсовой реакции на нагрузку, который характеризует работоспособность спортсмена.

Несмотря на одинаковую нагрузку, испытываемую обоими спортсменами, продолжительность первой фазы врабатывания у женщин несколько меньше и составляет 15,4±1,3с, тогда как у мужчин — 17,9± 1,5 с. К тому же скорость учащения пульса у женщин выше: тангенс угла наклона пульсовой кривой у них 2,91±0,23, а у мужчин — 2,12±0,20.

Приведенные величины, свидетельствуют о некоторой асинхронизации в реакциях сердечно-сосудистой системы, а также о большей подвижности нервных процессов у женщин в начале рабочего периода.

Окончание второй фазы врабатывания совпадает с окончанием работы. При этом ЧСС у женщин в конце танца выше (186,3±15,9 уд/мин), чем у мужчин (179,1±16,2 уд/мин). Этот факт указывает на более высокую работоспособность мужчин-танцоров при выполнении специальной работы.

Фаза отставленного физиологического эффекта непродолжительна и составляет у женщин 10,1±0,8 с и 9,5±0,6 с у мужчин, скорость изменения ЧСС приблизительно одинакова.

Анализ быстрой и медленной фаз восстановления показывает, что восстановление пульсовых показателей до исходного уровня у мужчин происходит медленнее, чем у женщин.

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

Так, тангенс угла наклона кривой составляет 1,72±0,16 и 0,87±0,07, тогда как у женщин скорость восстановления несколько выше — 1,87±0,15 и 1,10±0,10. Следовательно, в данном танце, несмотря на то, что женщины в рабочий период достигают более высоких величин частоты сердцебиения, восстановление пульса заканчивается одновременно у обоих партнеров.

Этот факт, очевидно, объясняется большей лабильностью механизмов регуляции сердечной деятельности у женщин, что дает им некоторое преимущество и компенсирует низкий уровень работоспособности.

В таблице представлены пульсовые показатели, характеризующие нагрузочность шести рассмотренных нами обязательных танцев, входящих в 1-ю и 2-ю подгруппы.

Средняя ЧСС колеблется в широких пределах: от 143,4±12,1 до 167,9±12,8 уд/мин, что свидетельствует о различной степени интенсивности танцев. Таким образом, наиболее интенсивными как для мужчин, так и для женщин является танец янки-полька.

Время восстановления наибольшее после интенсивных и сложных по координации движений танца румба (64,4±5,7 с у женщин, 62,3±4,9 с у мужчин).

Максимальные значения ЧСС зарегистрированы также в янки-польке: 186,2±16,3 и 187,8±15,9 уд/мин.

Пульсовая мощность упражнения, определяемая как частное от деления пульсовой мощности упражнения на время его выполнения, служит мерой общего увеличения сердечной деятельности в ответ на мышечную на­

 

грузку. Максимальное значение этого показателя получено для танца румба. Это вызвано тем, что, несмотря на небольшую продолжительность танца (27 с), величина суммы пульса восстановления (пульсовой долг) значительно превышает аналогичные показатели в остальных танцах.

Показатель эффективности кровообращения — отношение пульсовой суммы восстанов-

ления к пульсовой сумме работы

Pr
——
Pe

 — до-

статочно высок для всех танцев, что свидетельствует об увеличении степени анаэробностисти данной нагрузки.

Проведенный корреляционный анализ показал, что наиболее информативным показателем является величина пульсового долга. Это, видимо, связано с анаэробным характером энергообеспечения; в связи с этим показатель пульсового долга более «чутко» реагирует на различия степени нагрузочности этого вида работы. При сравнении величин пульсового долга у мужчин и женщин в различных танцах обнаружены статистически достоверные различия. Однако в отдельно взятых танцах достоверных различий в величинах этого показателя для мужчин и женщин не обнаружено. На этом основании было решено объединить эти данные в каждом танце. За установочную величину была взята величина пульсового долга после проката танца янки-полька.

В соответствии с этим положением рассмотренные нами обязательные программы имеют следующие коэффициенты нагрузочности:

 

Таблица

Пульсовые показатели физиологической нагрузочности обязательных танцев

Танец

Пол

Про-
должи-
тель-
ность танца, с

Пульсовая сумма работы (Ре), уд/мин

Средняя ЧСС, уд/мин

Время вос-
становле-
ния, с

Пульсовой долг (Pr),

уд

Максималь-
ная ЧСС, уд/мин

Пульсовая мощность

Pr

Блюз

ж

36

58,0±0,5

149,3±10,2

65,2±5,2

119,8±9,7

164,0±15,2

291,9±10,2

2,09±0,1

м

48,7±0,3

143,4±12,1

67,8±3,4

118,2±10,2

155,0±13,7

279,2±9,9

2,41±0,2

Венский

вальс

ж

35

57,0±0,5

150,8±13,4

52,1±4,7

147,8±12,8

173,8±14,2

348,9±14,2

2,01±0,2

м

49,8±0,4

145,9±9,6

55,5±3,9

144,0±11,2

163,0±14,3

336,2±19,0

2,89±0,1

Пасодобль

ж

30

48,2±0,2

162,4±13,7

59,7±3,8

173,0±13,4

175,9±14,8

453,4±20,4

3,67±0,2

м

47,1±0,3

160,7±10,3

58,3±4,1

174,6±15,2

175,0±15,7

447,1±30,7

4,28±0,3

Янки-полька

ж

37

70,2±0,5

167,9±12,8

65,2±4,6

198,8±17,6

186,2±16,3

437,2±31,4

2,85±0,2

м

63,0±0,5

162,5±15,0

67,8±5,3

197,4±17,8

178,8±15,9

415,7±37,6

3,06±0,2

Вестминстерский вальс

ж

40

62,8±0,6

151,2±11,9

52,1±4,4

165,3±14,9

134,4±10,2

288,7±22,4

2,15±0,1

м

53,0±0,3

144,7±13,4

53,0±5,0

160,0±15,6

131,2±9,4

276,0±19,7

2,48±0,1

Румба

ж

27

44,9±0,3

164,5±12,5

64,4±5,7

190,1±18,0

177,1±15,4

529,1±29,2

4,24±0,3

м

42,3±0,2

155,2±10,2

62,3±4,9

183,8±17,2

170,1 ± 14,8

489,3±31,9

4,35±0,2

Library   56   Up


Contents

 

Home
   

румба — 0,94 пасодобль — 0,88, венский вальс — 0,74, вестминстерский вальс — 0,67, блюз — 0,61.

Знание этих коэффициентов позволяет дать количественную оценку работе фигуристов-танцоров с точки зрения ее физиологической напряженности, не прибегая непосредственно к радиотелеметрическим измерениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чемпионы Европы 1983 г. в танцах на льду Н. Бестемьянова и А. Букин

 

 

ПОДБОР ПАРТНЕРОВ В ПАРНОМ КАТАНИИ

   
И. Б. Москвин, заслуженный тренер СССР
 

В конце 60-х гг. наметилась тенденция в подборе партнеров: высокий, сильный партнер и маленькая, юная партнерша, часто на 5 — 10 лет моложе партнера. Трудно сейчас сказать, кто явился основоположником этой моды. Может быть, еще Барбара Вагнер и Роберт Поул, выигравшие Олимпийские игры в 1960 г. в Скво-Вэлли. Их возраст отличался очень сильно, и разница в росте была значительна: партнер превосходил партнершу вроете на голову. Увидев в этой разнице путь к хорошему исполнению поддержек, тренеры составили новые пары, повторяющие эту разницу в росте. В 1970 г. на первенстве Европы в Ленинграде появилась пара из ГДР М. Гросс — У. Кагельман. В этой паре партнеры отличались не только большой разницей в росте. Тренер Г. Линднер из Берлина пошел дальше. Он создал впервые пару с разницей в возрасте 5 лет. Партнеру в 1970 г. было 18 лет, партнерше — 13, что обеспечивало большую разницу в весе.

Значительная разница в росте и в весе партнеров облегчила им исполнение поддержек. Успехи в этом разделе парного катания, а также снисхождение на очень юный возраст

 

партнерши, оказываемое судьями, обеспечили перспективу развития этого направления в подборе партнеров.

Таким образом, появилось течение в парном катании, имевшее место до 1980 г. Однако в 1980 г. решением конгресса ИСУ была осуждена практика подбора партнеров с большой разницей в возрасте и росте. Этим решением судьям предписывалось снижать оценки в случае явного нарушения гармонии в облике партнеров.

На этом конгрессе была утверждена модель произвольной программы, предусматривающая сбалансированное сочетание различных видов элементов. Это решение ИСУ предписывало судьям поощрять развитие собственно парного катания во всем его многообразии, и особенно танцевальность, выразительность и оригинальность шагов, связывающих элементы.

Поэтому на передний план выходят пары совершенно другого облика. Это партнеры близкие по возрасту, физическому и интеллектуальному развитию. Разница в росте и весе у взрослых партнеров 15 — 25 см и 20 — 25 кг соответственно является тем оптимумом, который, не нарушая гармонии в облике партне-

Library   57   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало