Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
   

румба — 0,94 пасодобль — 0,88, венский вальс — 0,74, вестминстерский вальс — 0,67, блюз — 0,61.

Знание этих коэффициентов позволяет дать количественную оценку работе фигуристов-танцоров с точки зрения ее физиологической напряженности, не прибегая непосредственно к радиотелеметрическим измерениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чемпионы Европы 1983 г. в танцах на льду Н. Бестемьянова и А. Букин

 

 

ПОДБОР ПАРТНЕРОВ В ПАРНОМ КАТАНИИ

   
И. Б. Москвин, заслуженный тренер СССР
 

В конце 60-х гг. наметилась тенденция в подборе партнеров: высокий, сильный партнер и маленькая, юная партнерша, часто на 5 — 10 лет моложе партнера. Трудно сейчас сказать, кто явился основоположником этой моды. Может быть, еще Барбара Вагнер и Роберт Поул, выигравшие Олимпийские игры в 1960 г. в Скво-Вэлли. Их возраст отличался очень сильно, и разница в росте была значительна: партнер превосходил партнершу вроете на голову. Увидев в этой разнице путь к хорошему исполнению поддержек, тренеры составили новые пары, повторяющие эту разницу в росте. В 1970 г. на первенстве Европы в Ленинграде появилась пара из ГДР М. Гросс — У. Кагельман. В этой паре партнеры отличались не только большой разницей в росте. Тренер Г. Линднер из Берлина пошел дальше. Он создал впервые пару с разницей в возрасте 5 лет. Партнеру в 1970 г. было 18 лет, партнерше — 13, что обеспечивало большую разницу в весе.

Значительная разница в росте и в весе партнеров облегчила им исполнение поддержек. Успехи в этом разделе парного катания, а также снисхождение на очень юный возраст

 

партнерши, оказываемое судьями, обеспечили перспективу развития этого направления в подборе партнеров.

Таким образом, появилось течение в парном катании, имевшее место до 1980 г. Однако в 1980 г. решением конгресса ИСУ была осуждена практика подбора партнеров с большой разницей в возрасте и росте. Этим решением судьям предписывалось снижать оценки в случае явного нарушения гармонии в облике партнеров.

На этом конгрессе была утверждена модель произвольной программы, предусматривающая сбалансированное сочетание различных видов элементов. Это решение ИСУ предписывало судьям поощрять развитие собственно парного катания во всем его многообразии, и особенно танцевальность, выразительность и оригинальность шагов, связывающих элементы.

Поэтому на передний план выходят пары совершенно другого облика. Это партнеры близкие по возрасту, физическому и интеллектуальному развитию. Разница в росте и весе у взрослых партнеров 15 — 25 см и 20 — 25 кг соответственно является тем оптимумом, который, не нарушая гармонии в облике партне-

Library   57   Up


Contents

 

Home
 

ров, позволяет с успехом выполнять все самые сложные элементы парного катания, а также дает возможность лучше реализовать хореографические замыслы постановщика.

Наиболее сложен подбор партнеров в юношеском возрасте. Здесь тренер должен руководствоваться не только технической подготовленностью и весо-ростовым и показателями партнеров в момент составления спортивной пары. Он должен предусмотреть возможные антропометрические изменения, которые произойдут в партнерах по мере их возмужания и которые могут препятствовать достижению парой наивысших результатов.

Ни в одном методическом руководстве по фигурному катанию или другим видам спорта не дается однозначных прогнозов, как в 12 — 13-летних спортсменах увидеть, какими они станут в 17 — 18 лет. Здесь приходят на помощь опыт тренера, его интуиция, знакомство с родителями партнеров. Используя метод рентгенографии лучезапястных суставов спортсменов, можно по степени окостенения скелета предсказать с известной долей точности возможность их дальнейшего роста.

Наибольшую сложность представляет определение пригодности к парному катанию девочек. Мы не рекомендуем составлять постоянные спортивные пары из фигуристок моложе 14 — 15 лет, т. е. до периода полового созревания. А позднее уже с большим процентом точности можно предсказать облик будущей взрослой спортсменки.

Нет смысла составлять спортивные пары и из фигуристов моложе 14 — 15 лет, причем не только из соображений возможных антропометрических изменений спортсмена. Перед началом занятия парным катанием спортсмены должны овладеть всем арсеналом одиночного произвольного катания, в том числе прыжками в 2,5 и 3 оборота. При правильном подборе партнеров, уже владеющих всем арсеналом упражнений одиночного произвольного катания (используя средства специальной силовой, акробатической подготовки), достаточно одного сезона для освоения новой парой основных элементов парного катания.

У спортивной пары, образовавшейся в 14 — 15 лет и использовавшей один сезон для освоения специфических парных элементов, останется возможность выступать еще 2 — 3 года (до 18 лет) по разряду юниоров, а дальше, окрепнув и окончательно сформировавшись в дуэт, перейти в категорию взрослых мастеров.

Необходимо рассмотреть еще один фактор, определяющий пригодность партнеров к работе в составе данной спортивной пары, — это совместимость характеров.

Если техническая подготовка и весо-ростовые данные партнеров могут значительно меняться в течение тренировочного процесса, то отношения партнеров друг к другу редко изменяются. Психологическая несовместимость

 

партнеров — трудно преодолеваемый барьер. Плохие взаимоотношения обязательно дадут себя знать, и именно в наиболее ответственный период подготовки или во время соревнований.

В начале совместной работы партнеров психологическая несовместимость спортсменов может подавляться авторитетом тренера, чувством дисциплины, интересом к парному катанию, как к любому новому занятию. Однако в дальнейшем, с ростом спортивного мастерства, приобретением парой своего творческого лица, это несоответствие характеров может стать основой для разногласия между партнерами и даже привести к расформированию пары.

Обычно в основе конфликтов в паре лежит борьба за лидерство, которая особенно ярко проявляется, если партнерша превосходит партнера в технической подготовленности, спортивном опыте или в творческих возможностях. Еще хуже складывается атмосфера в паре, если амбиции того или другого партнера не подкреплены интеллектуальными или техническими преимуществами.

Большую помощь в правильном подборе партнеров при составлении спортивной пары могли бы оказать психологи. В настоящее же время подбор производится в основном тренером и вся ответственность за правильный подбор лежит на нем.

Какими же физическими и техническими данными должен обладать каждый из партнеров?

Методические рекомендации по подбору партнерши модели 1984 — 1988 гг.

1. Рост ниже среднего. Такие девочки в классе общеобразовательной школы стоят на левом фланге на уроках физкультуры.

2. Размер ботинок в 13 — 15 лет не больше 34 — 35. Это косвенный показатель того, что девочка не будет очень высокой. Бывают, конечно, исключения, когда девушки достигают роста 170 см, но носят обувь 34-го размера. Значительно чаще девочки невысокого роста, носящие обувь 35 — 36-го размера в 13 — 15 лет, к 16 — 18 годам становятся очень высокими и непригодными к парному катанию, так как для них очень трудно найти высокого и сильного партнера.

3. Будущие партнерши не должны быть астенического сложения. Рельеф мускулатуры должен быть виден. Девочки с длинными тонкими мышцами не способны к взрывной работе, необходимой в парном катании.

4. Кандидаты в парное катание должны обладать способностью хорошо группироваться и держать группировку необходимое время, что требуется для хорошего исполнения подкруток и выбросов.

5. Девочки должны уверенно владеть прыжками аксель в 2,5 оборота, уметь делать один тройной прыжок и тренировать другой, уметь достаточно хорошо владеть коньками, иметь хорошую скорость скольжения, быть сме-

 
Library   58   Up


Contents

 

Home
 

лой, чтобы безбоязненно выполнять поддержки и подкрутки.

6. Партнерши должны быть контактными, чтобы общение в малом коллективе, которым является спортивная пара, было окрашено положительными эмоциями, и должны любить выступать в соревнованиях.

7. Девочкам (будущим партнершам) надо обладать выразительностью, правильностью линий, музыкальностью и т. д. Так как не все из перечисленных качеств могут быть одинаково развиты, тренер, изучая личность будущей партнерши, должен выявить преоблада-

 

ющие качества и по ним решать пригодность девочки для парного катания.

Модель партнера 1988 г. Возраст 13 — 15 лет; рост выше среднего; костяк крепкий; характер стойкий, уравновешенный; уверенно владеет прыжками аксель в 2,5 оборота, двумя тройными прыжками; цепкий и устойчивый на льду; хорошо владеет шагами на высокой скорости; не поддается эмоциональным вспышкам партнерши; оберегает партнершу от травм. Своей; надежностью исполнения всех элементов обеспечивает раскрепощенность партнерши и раскрытие всех ее артистических способностей.

 

 

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЕМПИОНОВ


УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОН

     

На льду Херенвена. Сегодня в Хёренвене в гостиницах мест нет и до завтрашнего полудня не предвидится. Сегодня здесь, в маленьком городке, в котором живет меньше 50 тысяч жителей, население увеличилось в два раза; здесь второй день мирового чемпионата по скоростному бегу на коньках. Для жителей Нидерландов, где этот вид спорта номер один, — праздник!

Советскому человеку нелегко представить себе, что такое для голландца соревнования по скоростному бегу на коньках. Город, в котором проходят старты скороходов, буквально преображается: в витринах магазинов вывешиваются плакаты будущего чемпионата, огромные фотографии основных претендентов на медали, по телевидению каждый день будущим стартам посвящаются специальные программы, на первых страницах газет помещаются интервью конькобежцев, тренеров, специалистов, комментаторов, билеты на стадион купить просто невозможно. Короче говоря, город живет чемпионатом.

Жители города проснулись в преддверии второго дня чемпионата мира. Дальше все развертывается как в американском вестерне — быстро и четко. Улицы городка заполняются его населением, и не только его. Подобно муравьям, болельщики, а все кто живет или находится сейчас в Херенвене — болельщики (или, в крайнем случае, участники чемпионата), заполнили улицы и площади города. Люди устремляются на стадион.

В первой паре на 1500 м стартует голландец Питер Клейне. На трибунах оживление. Еще сильнее оно становится, когда диктор объявляет результат. В следующей паре норвежец Шёбренд показывает лучший результат. Дальше температура на трибунах возрастает до критической: на старте их любимец Ханс ван Хелден. Он и только он должен сейчас

 

продемонстрировать торжество голландского конькобежного спорта. Трибуны ревут. Шум такой, что спортсмены не слышат выстрела стартера, а сам стартер вынужден подойти сначала к одной трибуне, а затем к другой и молить (иначе не назовешь) тишины. Наконец рев чуть-чуть ослабевает, и Ханс со своим партнером по забегу устремляется в путь. Но, как видно, он не усеян тюльпанами, а без малого тридцать тысяч глоток не могут подтолкнуть своего любимца к победе. Его секунды неожиданно хуже.

Результат ван Хелдена в дальнейшем улучшают еще двое норвежцев...

Впереди последняя дистанция, самая длинная и самая трудная, — 10 000 м.

Ханс ван Хелден поначалу бежит вровень с норвежцем Стенсеном, но после половины дистанции он начинает отставать, а после семи километров он распростился с надеждами стать чемпионом мира. Стенсен закончил свой величавый бег, а ван Хелдену остается пробежать еще метров триста.

Ни отчаянные попытки Стенсхьеммета из Норвегии, ни «медленное» умирание его партнера по команде Шёбренда не могут уже помешать Стурхольту подняться на высшую ступеньку пьедестала почета, он со всех сторон уже принимает поздравления и раздает автографы.

А в это время начинает бег четвертая пара: голландец Питер Клейне и американец Эрик Хайден. Последний выиграл самую короткую дистанцию чемпионата — 500 м. Но, по общему мнению, с него этого довольно, и, хоть он лидер после трех дистанций, это ничего не значит. Действительно, в этом забеге вперед выходит Клейне. Может быть, он сумеет выиграть конькобежный марафон, мелькает у болельщиков, но после трех кругов ясно — нет. И трибуны быстро пустеют. После

Library   59   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало