Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

кальных частей и их длительности представлены в таблице. В верхней половине таблицы приводятся программы, исполненные до 1981 г., длительностью 5 мин ±10 с, в нижней половине таблицы — исполненные после 1981 г., когда правилами соревнований длительность программы была уменьшена до 4 мин 30 с ±10 с.

Музыкальные части различного темпа чередуются между собой. Если условно и чисто приблизительно обозначить музыкальный темп как медленный, быстрый и средний, то в программе части медленного темпа перемежаются с частями быстрого темпа, реже среднего. За-

 

вершают программу обычно музыкой быстрого темпа. Как видно из приведенных в таблице примеров, в практике встречается довольно много вариантов сочетания и длительности музыкальных частей.

Общая длительность музыки быстрого темпа и медленного в среднем одинакова. У отдельных исполнителей встречается перевес в одну из сторон, но не более чем на 30 с. Очевидно, что такое соотношение музыки быстрого и медленного темпа оптимально для физического состояния спортсменов и для удобства включения многообразного арсенала элементов в программу.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ

   
В. Н. Соловьев, ГЦОЛИФК,
Э. Л. Торунова, МОГИФК
 

Возрастающие требования к подготовке спортсменов заставляют тренеров и преподавателей искать новые формы работы.

Одна из наиболее важных проблем в работе — это управление учебно-тренировочным процессом. Система управления и контроля должна быть приемлемой для большинства тренеров и преподавателей, не только в сборных командах СССР, но и в массовом спорте, а также в группах спортивного совершенствования институтов физической культуры.

Как и в других видах спорта, в фигурном катании в системе управления тренировочным процессом особая роль отводится планированию.

На основании программ, утвержденных Спорткомитетом СССР, осуществляется типовое планирование учебно-тренировочного процесса: составляются перспективный план, годовой план учебно-тренировочных занятий или индивидуальный план для спортсмена, рабочий план на месяц или на определенный период тренировки, поурочный план. Если в рабочем и поурочном планах достаточно отражается специфика такого вида спорта, как фигурное катание, то перспективный и индивидуальные планы Недостаточно полно отражают направленность этого вида спорта, а следовательно, обладают малой информативностью. Как правило, по этим планам трудно учитывать, анализировать и корректировать учебно-тренировочный процесс. В настоящее время в индивидуальных планах учитывается в основном только объем нагрузок, а внимания качественной стороне подготовки фигуриста уделяется мало. Такой подход может удовлетворять требованиям, предъявляемым к планированию в циклических видах спорта или

 

в видах с силовой направленностью, где подготовка спортсмена ведется в основном путем регуляции объема и интенсивности нагрузок. А в сложнокоординационных видах спорта, где решающим компонентом является уровень технического мастерства, учет нагрузок, проводимый только по объему и интенсивности, не может удовлетворять возросшим требованиям, тем более что количество технически сложных элементов, включаемых в произвольные программы фигуристов, увеличивается. Согласно правилам ИСУ по фигурному катанию, первая оценка в коротких и произвольных программах ставится за техническое мастерство спортсменов. Именно поэтому назрела необходимость более строгого подхода к планированию тренировочного процесса спортсменов-фигуристов, с учетом специфики видов фигурного катания (одиночное катание, парное катание, спортивные танцы на льду).

Предлагаемый нами графический вид планирования поможет тренерам более продуктивно использовать накопленный опыт работы и привлечь спортсмена к творческому участию в планировании тренировочного процесса. Этот вид планирования удобен в повседневном использовании, обладает информативностью, наглядностью и позволяет оперативно вносить коррективы в тренировочный процесс, а также проводить анализ результатов проделанной работы.

План-график составляется на развернутом листе бумаги любого формата.

Вертикальная линия с левой стороны делится на количество элементов, планируемых тренером для разучивания и совершенствования в течение спортивного сезона. На нижней горизонтальной линии указаны месяцы и пе-

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

 

риоды подготовки спортсменов. На графике в форме геометрических фигур отображаются степень и время овладения элементом. Если элемент планируется для ознакомления и выполнения на уровне умения, то он обозначается треугольником. Этот же элемент в тот период, когда ставится задача приобрести навык в его исполнении технически грамотно и стабильно, обозначается квадратом. Такая форма позволяет наглядно отражать выполнение данного плана. Если задача, стоящая перед тренером и спортсменом, выполнена полностью и в срок, то геометрическая фигура заштриховывается полностью. При частичном выполнении запланированного заштриховывается часть геометрической фигуры. Если по каким-либо причинам задача не выполнена, то геометрическую фигуру не заштриховывают. Причину невыполнения можно указывать в примечании ниже горизонтальной оси (для примечания необходимо оставить в плане свободное место).

 

Для большей информативности также можно применять различное цветовое оформление. Например, изображение контуров фигуры и заштриховка синим цветом могут быть использованы для отражения уровня освоения элементов в тренировочном занятии, а красным цветом — в соревнованиях. Зеленым цветом можно отмечать элементы, разученные досрочно, и т. п.

На рисунке предлагается примерный индивидуальный план технической подготовки спортсмена по программе кандидата в мастера спорта.

Используя такую графическую форму изображения, можно вложить обширное содержание в план учебно-тренировочного процесса подготовки фигуриста различной квалификации. По плану-карте тренер и спортсмен видят, как выполняется каждый элемент в конкретный промежуток времени и на тренировках и на соревнованиях, над чем спортсмен еще должен работать.

По карте можно судить, какие элементы планируются на следующий сезон.

Использование рекомендуемого плана позволит тренеру создавать своего рода модель произвольной программы, в которой должны быть представлены все необходимые элементы для данного разряда. Его можно применять не только на этапе овладения техникой фигурного катания, но и на этапе спортивного совершенствования (что, несомненно, поможет корректировать процесс управления спортивной формой), а также в плане функциональной и психологической подготовки фигуристов.

Необходимо отметить, что в процессе применения данного плана реально можно переходить и к более подробному планированию, отражая мелкие временные интервалы, например микроциклы.

Рекомендуется такой план-карту составлять тренеру совместно со спортсменами, тем самым обеспечивая активное участие спортсмена в творческом совершенствовании тренировочного процесса, что позволит выявить уровень технического притязания спортсмена, его активность и сознание в реализации плана в жизнь. Это самодисциплинирует спортсмена, помогает ему осуществлять самоконтроль. Такое целенаправленное содружество позволит более четко планировать всю тренировочную работу, т. е. более продуктивно начнет функционировать система обратной связи спортсмен — тренер,

 
Library   53   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало