|
||||
|
||||
музыкальное течение господствует в данный период времени на эстраде. Часто приходится видеть, как спортсмены высокого класса с хорошими линиями и широким катанием втискиваются в ритмы стиля «диско», которые явно не соответствуют их манере. В результате такие спортсмены не могут отразить характер музыки средствами конька и вынуждены прибегать к чрезмерной работе рук. Мы не против пластики, отражающей характер музыки, а за гармоничное сочетание средств фигурного катания и хореографии. Некоторые тренеры из педагогических соображений применяют музыку несвойственную творческой манере данных спортсменов. Например, спортивная пара тяготеет к широкой манере катания, а шаги и движения, требующие высокой частоты и скорости, им не удаются. В отдельные1 периоды подготовки таких фигуристов правомерно использовать музыку, которая бы стимулировала развитие недостающих качеств, в нашем случае — частоты движений и скорости. Педагогические эксперименты со спортсменами с уже сложившимся творческим лицом заведомо обрекают их на неудачу в состязаниях. Неудачный подбор музыки не только не сможет стимулировать развитие недостающих качеств, но наоборот — ярче подчеркнет их. Существует несколько различных подходов к отбору музыки и составлению музыкального сопровождения. Некоторые тренеры или постановщики руководствуются темповой или ритмической характеристикой- музыкальных фрагментов, которые чередуются удобным для исполнителя образом. Этим можно добиться контрастности |
Первая поддержка темпа музыкального сопровождения. При этом также чередуются музыкальные части программы, в которых исполнители показывают технические сложности, скорость скольжения, и части, где основная задача — отдохнуть. Такой метод составления музыки кажется очень простым, не требующим глубоких знаний в области законов композиции и балетмейстерского искусства тренера. Но это не так. Порой за кажущимся упрощенным подходом к составлению музыкального сопровождения скрывается глубокий тактический замысел тренера. Как опытный ювелир, он иногда упрощает обрамление драгоценного камня с целью сделать его более заметным, так и в нашем случае подчеркнутая простота музыки и композиции могла служить цели еще ярче подчеркнуть мастерство исполнителей. Часто тренеры и постановщики прибегают к сложным формам построения музыкального сопровождения и экстравагантным пластическим средствам для выражения характера этой музыки с одной целью: замаскировать технические слабости исполнителей, переключить внимание судей и зрителей на интересные хореографические находки. Указанные подходы к подбору музыкального сопровождения имеют право на жизнь, но лучше всего исходить из сильных сторон спортсменов. Лучше подчеркивать подбором музыки и композицией программы сильные стороны спортсменов. Подбирая музыкальные фрагменты, необходимо видеть те элементы парного катания, ко- |
|||
50 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
торые наилучшим образом могут отразить характер данного музыкального куска. При подборе различных фрагментов в единое музыкальное сопровождение необходимо учитывать очень много факторов. Таких, например, как техническая, физическая подготовка спортсменов, уровень их эстетического воспитания, внешние данные фигуристов, художественный л тактический замысел тренера. Мастерство тренера-постановщика заключается в способности учесть эти факторы наилучшим образом. Наиболее интересными и запоминающимися получаются музыкальные программы, а следовательно, и вся произвольная программа в том случае, когда в одно целое объединены не только музыкальные фрагменты с различными ритмическими и темповыми характеристиками, но и куски музыки с различным характером и содержанием. В этом случае возможно создать произведения, раскрывающие определенное действие, в котором может быть вступление, развитие действия, кульминация и заключение. Программа, построенная на основе такого музыкального сопровождения, воспринимается судьями и зрителями с большим пониманием, интересом. Кроме того, сюжет, хотя бы самый условный, поможет хореографу точнее |
найти пластические формы для хореографического оформления программы. Подбор музыкального произведения зависит также от возраста партнеров и от разницы в возрасте между ними. Один и тот же музыкальный фрагмент по-разному может выразить девочка 12 — 14 лет и юноша 17 — 19. В случае, когда у партнеров большая разница в возрасте, следует подбирать музыку, которая доступна исполнительскому мастерству обоих партнеров. Остальные соображения по подбору музыкального сопровождения, по его компановке сходны с мнением специалистов, изложивших свои взгляды по этому вопросу. Количество музыкальных частей и их длительность. При единственном требовании правил соревнований соблюсти определенную длительность программы и не использовать вокальное произведение тренеры и спортсмены имеют большую свободу творчества в компановке музыкального сопровождения. По структуре произвольные программы значительно сложнее коротких. Обычно они многочастные, например трех-пяти частные, причем программы трехчастной формы встречаются редко. Примеры программ сильнейших фигуристов СССР и мира с указанием количества музы- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица Количество музыкальных частей и их длительность в произвольных программах сильнейших фигуристов СССР и мира 1979 — 1982 гг.
Примечание: м — музыка медленного темпа, б — музыка быстрого темпа, с — музыка среднего темпа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 |
|
||||
кальных частей и их длительности представлены в таблице. В верхней половине таблицы приводятся программы, исполненные до 1981 г., длительностью 5 мин ±10 с, в нижней половине таблицы — исполненные после 1981 г., когда правилами соревнований длительность программы была уменьшена до 4 мин 30 с ±10 с. Музыкальные части различного темпа чередуются между собой. Если условно и чисто приблизительно обозначить музыкальный темп как медленный, быстрый и средний, то в программе части медленного темпа перемежаются с частями быстрого темпа, реже среднего. За- |
вершают программу обычно музыкой быстрого темпа. Как видно из приведенных в таблице примеров, в практике встречается довольно много вариантов сочетания и длительности музыкальных частей. Общая длительность музыки быстрого темпа и медленного в среднем одинакова. У отдельных исполнителей встречается перевес в одну из сторон, но не более чем на 30 с. Очевидно, что такое соотношение музыки быстрого и медленного темпа оптимально для физического состояния спортсменов и для удобства включения многообразного арсенала элементов в программу. |
|||
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ |
||||
В. Н. Соловьев, ГЦОЛИФК, Э. Л. Торунова, МОГИФК |
||||
Возрастающие требования к подготовке спортсменов заставляют тренеров и преподавателей искать новые формы работы. Одна из наиболее важных проблем в работе — это управление учебно-тренировочным процессом. Система управления и контроля должна быть приемлемой для большинства тренеров и преподавателей, не только в сборных командах СССР, но и в массовом спорте, а также в группах спортивного совершенствования институтов физической культуры. Как и в других видах спорта, в фигурном катании в системе управления тренировочным процессом особая роль отводится планированию. На основании программ, утвержденных Спорткомитетом СССР, осуществляется типовое планирование учебно-тренировочного процесса: составляются перспективный план, годовой план учебно-тренировочных занятий или индивидуальный план для спортсмена, рабочий план на месяц или на определенный период тренировки, поурочный план. Если в рабочем и поурочном планах достаточно отражается специфика такого вида спорта, как фигурное катание, то перспективный и индивидуальные планы Недостаточно полно отражают направленность этого вида спорта, а следовательно, обладают малой информативностью. Как правило, по этим планам трудно учитывать, анализировать и корректировать учебно-тренировочный процесс. В настоящее время в индивидуальных планах учитывается в основном только объем нагрузок, а внимания качественной стороне подготовки фигуриста уделяется мало. Такой подход может удовлетворять требованиям, предъявляемым к планированию в циклических видах спорта или |
в видах с силовой направленностью, где подготовка спортсмена ведется в основном путем регуляции объема и интенсивности нагрузок. А в сложнокоординационных видах спорта, где решающим компонентом является уровень технического мастерства, учет нагрузок, проводимый только по объему и интенсивности, не может удовлетворять возросшим требованиям, тем более что количество технически сложных элементов, включаемых в произвольные программы фигуристов, увеличивается. Согласно правилам ИСУ по фигурному катанию, первая оценка в коротких и произвольных программах ставится за техническое мастерство спортсменов. Именно поэтому назрела необходимость более строгого подхода к планированию тренировочного процесса спортсменов-фигуристов, с учетом специфики видов фигурного катания (одиночное катание, парное катание, спортивные танцы на льду). Предлагаемый нами графический вид планирования поможет тренерам более продуктивно использовать накопленный опыт работы и привлечь спортсмена к творческому участию в планировании тренировочного процесса. Этот вид планирования удобен в повседневном использовании, обладает информативностью, наглядностью и позволяет оперативно вносить коррективы в тренировочный процесс, а также проводить анализ результатов проделанной работы. План-график составляется на развернутом листе бумаги любого формата. Вертикальная линия с левой стороны делится на количество элементов, планируемых тренером для разучивания и совершенствования в течение спортивного сезона. На нижней горизонтальной линии указаны месяцы и пе- |
|||
52 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |