Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица 4

Некоторые средние значения результатов тестов

Возраст, лет

Контин-
гент

Подъем в сед, кол-во за 20

Проги-
бание спины 20, кол-во раз

Прыжок в длину с места, см

Много-
скоки 20 м, с

Бег 30 м, с

Вращ-
ение (5 оборо-
тов), с

Сим-
метричные прыжки, с

Равно-
весие на одной ноге, с

Туры, град.

Бег 400 м, с

Слаломный бег на льду, с

Длина перекид-
ного прыжка, см

вперед

назад

7

д

16

25

143

6,50

6,40

3,55

7,00

2,30

540

100

17,0

22,5

147

м

15

23

148

6,20

6,50

3,80

7,55

1,80

540

97

16,8

22,4

143

8

д

17

24

150

5,75

5,95

3,20

6,20

2,50

640

92

15,2

18,5

185

м

18

23

157

5,80

5,95

3,30

6,40

2,00

600

90

14,5

19,2

195

9

д

18

27

161

5,20

5,80

3,15

5,85

3,00

700

91

15,0

17,9

220

м

18

25

164

5,30

5,85

3,20

5,60

2,80

650

88

14,3

18,0

200

10

д

20

29

165

5,00

5,60

3,00

5,30

3,30

720

90

14,5

15,5

250

м

20

27

170

5,10

5,50

3,00

5,50

3,10

720

85

14,0

16,0

220

11

д

21

30

170

4,50

5,50

2,80

4,90

4,00

900

82

13,00

14,5

960

м

22

32

180

4,40

5,70

2,95

5,00

3,50

900

80

12,50

15,0

270

 

 

круток, вращении, различных вариантов шагов и т. д. Целесообразно проводить для всех спортсменов измерение длины перекидного прыжка и скорости вращений при волчке и прыжке в либелу.

Чтобы оценить специальную выносливость фигуриста, нужно сравнить баллы, полученные за выполнение различных серий элементов, проанализировать количество срывов. Если оценки не сильно отличаются и нет срывов, следовательно, фигурист имеет достаточную специальную выносливость.

Как известно, фигурное катание — вид спорта с ранней специализацией: дети начинают занятия в 4 — 5 лет, а в 12 — 14 лет уже принимают участие в соревнованиях всесоюзного и международного ранга. Поэтому каждому тренеру необходимо учитывать особенности строения тела и физического развития ребенка. Особенности строения тела существенно влияют на спортивно-технические результаты. Величина этого влияния различна в отдельных видах фигурного катания. Каждый вид фигурного катания на коньках предъявляет свои особые требования к телосложению.

Фигуристы, выступающие в одиночном катании, — это спортсмены, как правило, средне-

 

го роста и веса. Спортсмены, выступающие в спортивных танцах на льду, отличаются высоким ростом и сравнительно небольшим весом тела. Для них характерно астеническое телосложение, длинные конечности. У мужчин, выступающих в парном катании, — средняя длина конечностей; партнерш отличают неспецифические пропорции: при маленькой длине тела длинные руки и ноги.

Каждому тренеру необходимо постоянно следить за ростом и весом спортсменов, так как большой прирост какого-либо из этих показателей влечет за собой изменения биомеханических характеристик движения фигуриста, что нередко сказывается на качестве исполнения элементов.

В табл. 3 приведены некоторые средние значения величин роста (см) и веса (кг), весо-

 ростового индекса   (

г
——

см2

) фигуристов.

При проведении обследований необязательно использовать весь комплекс тестов. Количество испытаний и измерений зависит от задач тестирования.

В заключение мы приводим некоторые средние значения результатов тестов (табл. 4).

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПАРНОГО КАТАНИЯ

   
Т. Н. Москвина, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер СССР
 

Принцип подбора. Составление программы начинается с подбора музыкального сопровождения. Удачно подобранная музыка во многом обеспечивает успех фигуристам.

 

К сожалению, многие тренеры подходят к подбору музыки не с позиции ее пригодности для данной пары, а руководствуются тем, какую музыку используют чемпионы или какое

Library   49   Up


Contents

 

Home
 

 

 

музыкальное течение господствует в данный период времени на эстраде. Часто приходится видеть, как спортсмены высокого класса с хорошими линиями и широким катанием втискиваются в ритмы стиля «диско», которые явно не соответствуют их манере. В результате такие спортсмены не могут отразить характер музыки средствами конька и вынуждены прибегать к чрезмерной работе рук. Мы не против пластики, отражающей характер музыки, а за гармоничное сочетание средств фигурного катания и хореографии.

Некоторые тренеры из педагогических соображений применяют музыку несвойственную творческой манере данных спортсменов. Например, спортивная пара тяготеет к широкой манере катания, а шаги и движения, требующие высокой частоты и скорости, им не удаются. В отдельные1 периоды подготовки таких фигуристов правомерно использовать музыку, которая бы стимулировала развитие недостающих качеств, в нашем случае — частоты движений и скорости.

Педагогические эксперименты со спортсменами с уже сложившимся творческим лицом заведомо обрекают их на неудачу в состязаниях. Неудачный подбор музыки не только не сможет стимулировать развитие недостающих качеств, но наоборот — ярче подчеркнет их.

Существует несколько различных подходов к отбору музыки и составлению музыкального сопровождения.

Некоторые тренеры или постановщики руководствуются темповой или ритмической характеристикой- музыкальных фрагментов, которые чередуются удобным для исполнителя образом. Этим можно добиться контрастности

 

Первая поддержка

темпа музыкального сопровождения. При этом также чередуются музыкальные части программы, в которых исполнители показывают технические сложности, скорость скольжения, и части, где основная задача — отдохнуть. Такой метод составления музыки кажется очень простым, не требующим глубоких знаний в области законов композиции и балетмейстерского искусства тренера. Но это не так. Порой за кажущимся упрощенным подходом к составлению музыкального сопровождения скрывается глубокий тактический замысел тренера. Как опытный ювелир, он иногда упрощает обрамление драгоценного камня с целью сделать его более заметным, так и в нашем случае подчеркнутая простота музыки и композиции могла служить цели еще ярче подчеркнуть мастерство исполнителей.

Часто тренеры и постановщики прибегают к сложным формам построения музыкального сопровождения и экстравагантным пластическим средствам для выражения характера этой музыки с одной целью: замаскировать технические слабости исполнителей, переключить внимание судей и зрителей на интересные хореографические находки.

Указанные подходы к подбору музыкального сопровождения имеют право на жизнь, но лучше всего исходить из сильных сторон спортсменов. Лучше подчеркивать подбором музыки и композицией программы сильные стороны спортсменов.

Подбирая музыкальные фрагменты, необходимо видеть те элементы парного катания, ко-

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

торые наилучшим образом могут отразить характер данного музыкального куска. При подборе различных фрагментов в единое музыкальное сопровождение необходимо учитывать очень много факторов. Таких, например, как техническая, физическая подготовка спортсменов, уровень их эстетического воспитания, внешние данные фигуристов, художественный л тактический замысел тренера. Мастерство тренера-постановщика заключается в способности учесть эти факторы наилучшим образом.

Наиболее интересными и запоминающимися получаются музыкальные программы, а следовательно, и вся произвольная программа в том случае, когда в одно целое объединены не только музыкальные фрагменты с различными ритмическими и темповыми характеристиками, но и куски музыки с различным характером и содержанием. В этом случае возможно создать произведения, раскрывающие определенное действие, в котором может быть вступление, развитие действия, кульминация и заключение. Программа, построенная на основе такого музыкального сопровождения, воспринимается судьями и зрителями с большим пониманием, интересом. Кроме того, сюжет, хотя бы самый условный, поможет хореографу точнее

 

найти пластические формы для хореографического оформления программы.

Подбор музыкального произведения зависит также от возраста партнеров и от разницы в возрасте между ними. Один и тот же музыкальный фрагмент по-разному может выразить девочка 12 — 14 лет и юноша 17 — 19. В случае, когда у партнеров большая разница в возрасте, следует подбирать музыку, которая доступна исполнительскому мастерству обоих партнеров.

Остальные соображения по подбору музыкального сопровождения, по его компановке сходны с мнением специалистов, изложивших свои взгляды по этому вопросу.

Количество музыкальных частей и их длительность. При единственном требовании правил соревнований соблюсти определенную длительность программы и не использовать вокальное произведение тренеры и спортсмены имеют большую свободу творчества в компановке музыкального сопровождения. По структуре произвольные программы значительно сложнее коротких. Обычно они многочастные, например трех-пяти частные, причем программы трехчастной формы встречаются редко.

Примеры программ сильнейших фигуристов СССР и мира с указанием количества музы-

 

Таблица

Количество музыкальных частей и их длительность в произвольных программах сильнейших фигуристов СССР и мира 1979 — 1982 гг.

Исполнители

Год

Длительность, с

Программа
целиком

Части

I

II

III

IV

V

VI

И. Воробьева — И. Лисовский (СССР)

1979

60 м

60 б

60 м

45 б

35 м

35 б

4'55"

И. Роднина — А. Зайцев (СССР)

1980

20 м

60 б

70 м

40 б

75 м

30 б

4'55"

М. Черкасова — С. Шахрай (СССР)

1979

26 м

40 б

74 м

50 б

80 м

37 б

5'07"

М. Пестова — С. Леонович (СССР)

1981

30 б

85 м

52 б

85 м

42 б

 

4'54"

К. Ригель — А. Нишвиц (ФРГ)

1980

15 м

105 б

92 м

43 б

53 м

 

5'08"

A. Шпиглова — А. Шпигл (ЧССР)

1980

60 б

100 м

20 б

80 м

45 с

 

5'05"

К. Хесли — Р. Вагенхофер (США)

1980

18 м

87 б

155 м

35 б

 

 

4'55"

К. Каразерс — П. Каразерс (США)

1980

55 с

70 б

118 м

65 б

 

 

5'08"

Т. Бабилония — Р. Гарднер (США)

1979

131 б

124 м

55с

 

 

 

5'10"

Е. Валова — О. Васильев (СССР)

1982

61 м

48 б

48 м

42 б

44 м

38 б

4'40"

B. Першина — М. Акбаров (СССР)

1982

62 с

40 б

45 м

51 б

51 м

31 с

4'40"

М. Пестова — С. Леонович (СССР)

1982

43 б

65 м

46 б

77 м

37 б

 

4'30"

Б. Лоренц — К. Шуберт (ГДР)

1982

70 м

70 б

64 м

70 б

 

 

4'34"

К. Каразерс — П. Каразерс (США)

1982

82 б

112 м

83 б

 

 

 

4'37"

Л. Миллер — В. Фивер (США)

1982

92 б

108 м

65 б

 

 

 

4'25"

C. Бесс — Т. Тирбах (ГДР)

1982

61 б

87 м

122 с

47 б

37 б

 

4'30"

Д. Байер — Р. Эйслер (Канада)

1982

48 б

92 м

60 с

 

 

 

4'44"

Л. Селезнева — О. Макаров (СССР)

1982

72 б

72 м

37 б

60 м

71 б

 

4'41"

М. Канхем — Л. Джонстон (Канада)

1982

68 б

136 м

75 б

 

 

 

 

Примечание: м — музыка медленного темпа, б — музыка быстрого темпа, с — музыка среднего темпа.

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

кальных частей и их длительности представлены в таблице. В верхней половине таблицы приводятся программы, исполненные до 1981 г., длительностью 5 мин ±10 с, в нижней половине таблицы — исполненные после 1981 г., когда правилами соревнований длительность программы была уменьшена до 4 мин 30 с ±10 с.

Музыкальные части различного темпа чередуются между собой. Если условно и чисто приблизительно обозначить музыкальный темп как медленный, быстрый и средний, то в программе части медленного темпа перемежаются с частями быстрого темпа, реже среднего. За-

 

вершают программу обычно музыкой быстрого темпа. Как видно из приведенных в таблице примеров, в практике встречается довольно много вариантов сочетания и длительности музыкальных частей.

Общая длительность музыки быстрого темпа и медленного в среднем одинакова. У отдельных исполнителей встречается перевес в одну из сторон, но не более чем на 30 с. Очевидно, что такое соотношение музыки быстрого и медленного темпа оптимально для физического состояния спортсменов и для удобства включения многообразного арсенала элементов в программу.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ

   
В. Н. Соловьев, ГЦОЛИФК,
Э. Л. Торунова, МОГИФК
 

Возрастающие требования к подготовке спортсменов заставляют тренеров и преподавателей искать новые формы работы.

Одна из наиболее важных проблем в работе — это управление учебно-тренировочным процессом. Система управления и контроля должна быть приемлемой для большинства тренеров и преподавателей, не только в сборных командах СССР, но и в массовом спорте, а также в группах спортивного совершенствования институтов физической культуры.

Как и в других видах спорта, в фигурном катании в системе управления тренировочным процессом особая роль отводится планированию.

На основании программ, утвержденных Спорткомитетом СССР, осуществляется типовое планирование учебно-тренировочного процесса: составляются перспективный план, годовой план учебно-тренировочных занятий или индивидуальный план для спортсмена, рабочий план на месяц или на определенный период тренировки, поурочный план. Если в рабочем и поурочном планах достаточно отражается специфика такого вида спорта, как фигурное катание, то перспективный и индивидуальные планы Недостаточно полно отражают направленность этого вида спорта, а следовательно, обладают малой информативностью. Как правило, по этим планам трудно учитывать, анализировать и корректировать учебно-тренировочный процесс. В настоящее время в индивидуальных планах учитывается в основном только объем нагрузок, а внимания качественной стороне подготовки фигуриста уделяется мало. Такой подход может удовлетворять требованиям, предъявляемым к планированию в циклических видах спорта или

 

в видах с силовой направленностью, где подготовка спортсмена ведется в основном путем регуляции объема и интенсивности нагрузок. А в сложнокоординационных видах спорта, где решающим компонентом является уровень технического мастерства, учет нагрузок, проводимый только по объему и интенсивности, не может удовлетворять возросшим требованиям, тем более что количество технически сложных элементов, включаемых в произвольные программы фигуристов, увеличивается. Согласно правилам ИСУ по фигурному катанию, первая оценка в коротких и произвольных программах ставится за техническое мастерство спортсменов. Именно поэтому назрела необходимость более строгого подхода к планированию тренировочного процесса спортсменов-фигуристов, с учетом специфики видов фигурного катания (одиночное катание, парное катание, спортивные танцы на льду).

Предлагаемый нами графический вид планирования поможет тренерам более продуктивно использовать накопленный опыт работы и привлечь спортсмена к творческому участию в планировании тренировочного процесса. Этот вид планирования удобен в повседневном использовании, обладает информативностью, наглядностью и позволяет оперативно вносить коррективы в тренировочный процесс, а также проводить анализ результатов проделанной работы.

План-график составляется на развернутом листе бумаги любого формата.

Вертикальная линия с левой стороны делится на количество элементов, планируемых тренером для разучивания и совершенствования в течение спортивного сезона. На нижней горизонтальной линии указаны месяцы и пе-

Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало