|
||||
мание в упоре лежа, подъемы партнерши за талию (для занимающихся парным катанием), а также челночный и слаломный бег, проводившийся на льду. Они характеризуют не только скоростно-силовую подготовленность спортсмена, но и его координацию, техническое мастерство. С помощью теста «подъем в сед» определялась сила мышц брюшного пресса, а посредством упражнения прогнуть спину из положения лежа на животе — сила мышц спины. Большое значение для успешного совершенствования в фигурном катании на коньках имеют ловкость, гибкость, функциональное состояние анализаторов, особенно двигательного и вестибулярного. Для оценки этих качеств целесообразно использовать симметричные прыжки на двух ногах (типа классиков), туры, гониометрию, вращения на 5 — 50 оборотов, тесты на равновесие. Симметричные прыжки на двух ногах характеризуют не только координационные способности фигуриста, но и частоту движения ног. Гибкость позвоночного столба характеризует довольно простой и надежный тест — наклон вперед. Результат +5, +7 говорит о достаточной гибкости позвоночного столба. Подвижность в тазобедренном суставе характеризует отведение ноги в сторону. Если результат находится в пределах 115 — 120°, значит, степень развития гибкости в тазобедренном суставе не является препятствием для технического овладения элементами фигурного катания. Однако для воспитания фигуриста лирического направления этот показатель должен соответствовать 125° и выше. Функциональное состояние вестибулярного анализатора определялось посредством вращения на различное количество оборотов. Вращение на 5 оборотов проводилось для определения у спортсменов способности «к крутке». Эти показатели различны у спортсменов разной квалификации. Так, у спортсменов высокой квалификации результаты находятся в пределах 2 — 3 с, у фигуристов 7 — 8 лет — от 3,5 до 4 с. Вращение на 50 оборотов характеризует вестибулярную устойчивость. По ходу теста фиксировалось время выполнения 10, 20, 30, 40, 50 оборотов. При обработке результатов учитывалось не только среднее значение времени вращения при двух попытках, но и рассчитывалась скорость каждого десятка оборотов в процентах от номинальной скорости вращения (за номинальную скорость принималась скорость при вращении на 5 оборотов). Фигуристы различного возраста имеют некоторые отличия при выполнении данного испытания. Так, фигуристы 7 — 8 лет достигают максимальной скорости на первом десятке оборотов, что составляет, как правило, 92 — 95% от номинальной скорости. Затем скорость па- |
дает до 65 — 70% от номинала, а на последнем десятке скорость вращения вновь возрастает до 74 — 77%. Некоторые юные фигуристы при выполнении упражнений на вестибулярную устойчивость показывают максимальную скорость вращения равную 100 — 110% от номинала, редко больше. Спортсмены 10 — 12 лет выполняют первые 20 оборотов со скоростью 90 — 94% от номинала, затем их скорость снижается до 75 — 80% номинала. Фигуристы старшего возраста выполняют этот тест более равномерно. Начальная скорость их составляет 95 — 97% от номинальной скорости вращения, к концу испытания скорость снижается в среднем на 7 — 10%. При проведении этого теста у фигуристов, специализирующихся в спортивных танцах на льду, необходимо учитывать ту особенность, что в тренировках танцоров нагрузки на вестибулярный аппарат меньше, чем у одиночников и представителей парного катания. Очевидно, поэтому результаты танцоров в этом испытании несколько ниже. Начальные обороты выполняются со скоростью около 82 — 87% от номинальной, однако после вращения на 30 оборотов наблюдается резкое падение скорости до 50 — 58% от номинальной. Различия в результатах тестов касаются не только вестибулярного аппарата, но и скоростно-силовой подготовленности и выносливости. Замечено, что спортсмены, специализирующиеся в одиночном и парном катании, имеют несколько более высокие результаты, чем танцоры в этих тестах. По-видимому, это связано с особенностью построения произвольной программы и соответственно тренировочного процесса. Одиночники и парники в программе обязаны выполнять большое количество прыжковых упражнений и вращений. Однако фигуристы, специализирующиеся в спортивных танцах на льду, показывают более высокие результаты в тестах на равновесие (табл. 2). Для оценки выносливости фигуристов в начале сезона целесообразно использовать бег по стадиону на 400 м для оценки их анаэробных способностей. Бег 1500 м характеризует аэробные возможности фигуристов. Дополнительно для характеристики выносливости можно включать тест PWC170 и косвенное определение максимального потребления кислорода (МПК) спортсмена. При комплексном тестировании было бы недостаточно провести только те испытания, которые характеризуют физическую подготовленность фигуристов. Для правильного построения тренировочного процесса и прогнозирования спортивного результата необходимо выявить уровень спортивно-технического мастерства. Это можно сделать посредством выполнения модельно-соревновательных упражнений, прыжков в 2 — 3 оборота, поддержек, под- |
|||
47 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Средние показатели тестов
Таблица 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4 Некоторые средние значения результатов тестов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
круток, вращении, различных вариантов шагов и т. д. Целесообразно проводить для всех спортсменов измерение длины перекидного прыжка и скорости вращений при волчке и прыжке в либелу. Чтобы оценить специальную выносливость фигуриста, нужно сравнить баллы, полученные за выполнение различных серий элементов, проанализировать количество срывов. Если оценки не сильно отличаются и нет срывов, следовательно, фигурист имеет достаточную специальную выносливость. Как известно, фигурное катание — вид спорта с ранней специализацией: дети начинают занятия в 4 — 5 лет, а в 12 — 14 лет уже принимают участие в соревнованиях всесоюзного и международного ранга. Поэтому каждому тренеру необходимо учитывать особенности строения тела и физического развития ребенка. Особенности строения тела существенно влияют на спортивно-технические результаты. Величина этого влияния различна в отдельных видах фигурного катания. Каждый вид фигурного катания на коньках предъявляет свои особые требования к телосложению. Фигуристы, выступающие в одиночном катании, — это спортсмены, как правило, средне- |
го роста и веса. Спортсмены, выступающие в спортивных танцах на льду, отличаются высоким ростом и сравнительно небольшим весом тела. Для них характерно астеническое телосложение, длинные конечности. У мужчин, выступающих в парном катании, — средняя длина конечностей; партнерш отличают неспецифические пропорции: при маленькой длине тела длинные руки и ноги. Каждому тренеру необходимо постоянно следить за ростом и весом спортсменов, так как большой прирост какого-либо из этих показателей влечет за собой изменения биомеханических характеристик движения фигуриста, что нередко сказывается на качестве исполнения элементов. В табл. 3 приведены некоторые средние значения величин роста (см) и веса (кг), весо-
При проведении обследований необязательно использовать весь комплекс тестов. Количество испытаний и измерений зависит от задач тестирования. В заключение мы приводим некоторые средние значения результатов тестов (табл. 4). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПАРНОГО КАТАНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т. Н. Москвина, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер СССР |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принцип подбора. Составление программы начинается с подбора музыкального сопровождения. Удачно подобранная музыка во многом обеспечивает успех фигуристам. |
К сожалению, многие тренеры подходят к подбору музыки не с позиции ее пригодности для данной пары, а руководствуются тем, какую музыку используют чемпионы или какое |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |