Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ


КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ

   
A. К. Тихомиров, кандидат педагогических наук,
Т. В. Скуратова,
B. Л. Тихомирова, кандидат психологических наук, МОГИФК
 

В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам комплексного контроля и ориентации в спорте. В фигурном катании исследования проводились лишь в отдельных направлениях: исследовалась техническая подготовленность, силовые и скоростные качества, выносливость, ловкость и гибкость, изучались морфофункциональные особенности фигуристов. Однако четкую картину может дать лишь комплексное исследование различных сторон подготовленности спортсменов.

Методологическую основу комплексного контроля в спорте составляют:

— правильный выбор тестов и их соответствие статистическим критериям надежности и информативности;

— определение оптимального объема показателей для оценки уровня подготовленности спортсменов, его достаточность, стандартизация условий и истоков получения информации;

— соответствие методов контроля задачам тестирования.

 

В данной работе приводятся результаты комплексного обследования более 300 фигуристов различной квалификации, специализирующихся в одиночном, парном катании и спортивных танцах на льду. Учет представленных данных позволит тренерам более четко управлять тренировочным процессом в фигурном катании.

Для оценки силовых способностей использовалась полидинамометрия. При обследовании фигуристов различных видов фигурного [Катания замечено, что в топографии силы есть некоторое отличие. Самые высокие показатели силы (как абсолютные, так и относительные — на кг веса) присущи спортсменам, специализирующимся в парном катании. У фигуристов-одиночников данные несколько ниже. У представителей танцев отмечены наиболее низкие показатели (табл. 1).

В комплекс измерений входили прыжковые тесты, многоскоки на 20 м, бег на 30 м, приседание на одной ноге («пистолетик»), отжи-

Таблица 1

Некоторые показатели развития силы фигуристов

Вид

Разряд

Пол

Туловище

Бедро

Плечо

Стопа

Сгибание

Разгибание

Сгибание

Разгибание

Сгибание

Разгибание

Сгибание

Абс*

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Одиночное
катание

кмс

ж

24

0,67

71

1,89

19

0,48

52

1,37

52

1,37

м

27

0,71

85

2,22

23

0,62

57

1,59

57

1,53

I, II

ж

18

0,64

53

1,87

14

0,47

38

1,35

42

1,45

м

20

0,67

64

2,15

15

0,50

47

1,55

39

1,32

Парное

катание

мс

ж

24

0,51

86

1,83

26

0,55

91

1,90

19

0,41

20

0,45

60

1,26

м

50

0,70

180

2,57

37

0,53

174

2,46

39

0,62

49

0,70

113

1,61

кмс

ж

29

0,83

70

1,99

19

0,53

48

1,36

12

0,34

13

0,37

41

1,14

м

31

0,48

140

2,16

29

0,47

116

1,80

25

0,42

42

0,49

96

1,52

кмс

ж

22

0,46

69

1,51

20

0,42

49

1,13

12

0,27

12

0,28

32

0,75

м

25

0,43

124

2,14

21

0,37

72

1,29

29

0,38

23

0,39

47

0,84

I

ж

23

0,70

42

1,30

16

0,39

30

0,92

8

0,26

9

0,28

33

0,96

м

19

0,44

64

1,45

13

0,39

39

0,92

10

0,23

9

0,22

42

1,02

* Абс. — абсолютная сила, отн. — относительная сила.

Library   46   Up


Contents

 

Home
 

мание в упоре лежа, подъемы партнерши за талию (для занимающихся парным катанием), а также челночный и слаломный бег, проводившийся на льду. Они характеризуют не только скоростно-силовую подготовленность спортсмена, но и его координацию, техническое мастерство.

С помощью теста «подъем в сед» определялась сила мышц брюшного пресса, а посредством упражнения прогнуть спину из положения лежа на животе — сила мышц спины. Большое значение для успешного совершенствования в фигурном катании на коньках имеют ловкость, гибкость, функциональное состояние анализаторов, особенно двигательного и вестибулярного. Для оценки этих качеств целесообразно использовать симметричные прыжки на двух ногах (типа классиков), туры, гониометрию, вращения на 5 — 50 оборотов, тесты на равновесие.

Симметричные прыжки на двух ногах характеризуют не только координационные способности фигуриста, но и частоту движения ног.

Гибкость позвоночного столба характеризует довольно простой и надежный тест — наклон вперед. Результат +5, +7 говорит о достаточной гибкости позвоночного столба. Подвижность в тазобедренном суставе характеризует отведение ноги в сторону. Если результат находится в пределах 115 — 120°, значит, степень развития гибкости в тазобедренном суставе не является препятствием для технического овладения элементами фигурного катания. Однако для воспитания фигуриста лирического направления этот показатель должен соответствовать 125° и выше.

Функциональное состояние вестибулярного анализатора определялось посредством вращения на различное количество оборотов.

Вращение на 5 оборотов проводилось для определения у спортсменов способности «к крутке». Эти показатели различны у спортсменов разной квалификации. Так, у спортсменов высокой квалификации результаты находятся в пределах 2 — 3 с, у фигуристов 7 — 8 лет — от 3,5 до 4 с.

Вращение на 50 оборотов характеризует вестибулярную устойчивость. По ходу теста фиксировалось время выполнения 10, 20, 30, 40, 50 оборотов. При обработке результатов учитывалось не только среднее значение времени вращения при двух попытках, но и рассчитывалась скорость каждого десятка оборотов в процентах от номинальной скорости вращения (за номинальную скорость принималась скорость при вращении на 5 оборотов).

Фигуристы различного возраста имеют некоторые отличия при выполнении данного испытания. Так, фигуристы 7 — 8 лет достигают максимальной скорости на первом десятке оборотов, что составляет, как правило, 92 — 95% от номинальной скорости. Затем скорость па-

 

дает до 65 — 70% от номинала, а на последнем десятке скорость вращения вновь возрастает до 74 — 77%.

Некоторые юные фигуристы при выполнении упражнений на вестибулярную устойчивость показывают максимальную скорость вращения равную 100 — 110% от номинала, редко больше.

Спортсмены 10 — 12 лет выполняют первые 20 оборотов со скоростью 90 — 94% от номинала, затем их скорость снижается до 75 — 80% номинала.

Фигуристы старшего возраста выполняют этот тест более равномерно. Начальная скорость их составляет 95 — 97% от номинальной скорости вращения, к концу испытания скорость снижается в среднем на 7 — 10%.

При проведении этого теста у фигуристов, специализирующихся в спортивных танцах на льду, необходимо учитывать ту особенность, что в тренировках танцоров нагрузки на вестибулярный аппарат меньше, чем у одиночников и представителей парного катания. Очевидно, поэтому результаты танцоров в этом испытании несколько ниже. Начальные обороты выполняются со скоростью около 82 — 87% от номинальной, однако после вращения на 30 оборотов наблюдается резкое падение скорости до 50 — 58% от номинальной.

Различия в результатах тестов касаются не только вестибулярного аппарата, но и скоростно-силовой подготовленности и выносливости. Замечено, что спортсмены, специализирующиеся в одиночном и парном катании, имеют несколько более высокие результаты, чем танцоры в этих тестах. По-видимому, это связано с особенностью построения произвольной программы и соответственно тренировочного процесса. Одиночники и парники в программе обязаны выполнять большое количество прыжковых упражнений и вращений. Однако фигуристы, специализирующиеся в спортивных танцах на льду, показывают более высокие результаты в тестах на равновесие (табл. 2).

Для оценки выносливости фигуристов в начале сезона целесообразно использовать бег по стадиону на 400 м для оценки их анаэробных способностей. Бег 1500 м характеризует аэробные возможности фигуристов. Дополнительно для характеристики выносливости можно включать тест PWC170 и косвенное определение максимального потребления кислорода (МПК) спортсмена.

При комплексном тестировании было бы недостаточно провести только те испытания, которые характеризуют физическую подготовленность фигуристов. Для правильного построения тренировочного процесса и прогнозирования спортивного результата необходимо выявить уровень спортивно-технического мастерства. Это можно сделать посредством выполнения модельно-соревновательных упражнений, прыжков в 2 — 3 оборота, поддержек, под-

 
Library   47   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Средние показатели тестов

Вид

Разряд

Пол

Прыжок | в длину, см

Отжи-
мание 20 с, кол-во раз

Подъем в сед,

20 с

Проги-
бание спины, 20 с

Много-
скоки 20 м

20 м Бег 30 м

Враще-
ние (5 оборо-
тов)

Равно-
весие на одной йоге

Бег 400 м

Сим-
метричные прыжки на двух ногах

Отведение ноги в сторону,

град.

Одиночное катание

кмс

ж

185

16

23

4,70

5,50

2,50

2,90

79,5

4,85

126

м

196

18

24

4,35

5,20

2,64

2,95

76,5

5,14

116

I, II

ж

169

16

22

4,70

5,75

2,55

2,40

84,5

5,60

125

м

174

16

23

4,70

5,50

2,77

2,50

81,3

5,75

118

Парное катание

мс

ж

199

20

19

28

4,57

5,54

2,66

2,49

74,8

5,01

132

м

250

27

20

26

4,40

5,00

2,33

4,05

61,3

4,30

125

кмс

ж

186

18

18

27

4,83

5,63

2,45

2,88

76,5

5,09

128

м

240

23

19

24

4,40

5,00

2,56

3,00

63,8

4,70

116

Спортивные танцы

кмс

ж

175

11

14

23

4,47

5,67

2,57

3,29

80,7

4,84

110

м

212

18

17

23

4,35

4,95

2,75

3,83

70,3

4,84

103

I

ж

160

8

13

22

4,92

5,98

2,73

1,50

85,9

5,77

110

м

186

13

14

18

4,77

5,66

3,04

2,33

82,0

5,56

107

 

Таблица 3

Возраст,
лет

Контин-
гент

Одиночное катание

Парное катание

Спортивные танцы

Вес

Рост

Индекс

Вес

Рост

Индекс

Вес

Рост

Индекс

7

м

24,7

125,8

1,561

д

20,6

121,7

1,391

8

м

27,5

133,3

1,548

д

26,2

127,4

1,614

9

м

28,2

134,2

1,566

д

27,4

130,3

1,614

10

м

29,7

137,8

1,568

д

30,0

135,9

1,624

28,6

136,0

1,541

11

м

30,8

142,3

1,567

д

32,2

139,7

1,648

30,3

141,3

1,510

12

м

36,8

148,8

1,644

42,6

157,0

1,718

д

34,5

144,0

1,664

32,6

143,0

1,594

38,0

152,8

1,618

13

м

37,3

149,2

1,681

49,3

168,0

1,746

д

36,0

152,0

1,555

33,2

155,0

1,579

40,1

154,8

1,673

14

м

40,9

150,0

1,818

59,6

172,0

2,017

55,0

170,0

1,903

д

38,0

155,0

1,582

35,0

147,0

1,620

42,5

159,0

1,681

15

м

54,0

158,0

1,930

63,5

173,0

2,122

56,8

173,0

1,898

д

42,8

157,0

1,704

37,0

151,0

1,664

44,0

162,0

1,677

16

ю

65,0

175,0

2,122

60,0

177,0

1,915

д

45,0

162,0

1,715

40,0

155,0

1,665

47,0

164,0

1,747

17

ю

67,4

175,3

2,195

63,0

180,0

1,947

д

48,0

164,0

1,784

42,0

156,0

1,726

51,0

167,0

1,829

18 и старше

ю

65,0

74,2

178,8

2,321

71,5

183,3

2,122

д

50,0

165,0

1,836

45,2

156,2

1,853

52,6

168,0

1,863

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 4

Некоторые средние значения результатов тестов

Возраст, лет

Контин-
гент

Подъем в сед, кол-во за 20

Проги-
бание спины 20, кол-во раз

Прыжок в длину с места, см

Много-
скоки 20 м, с

Бег 30 м, с

Вращ-
ение (5 оборо-
тов), с

Сим-
метричные прыжки, с

Равно-
весие на одной ноге, с

Туры, град.

Бег 400 м, с

Слаломный бег на льду, с

Длина перекид-
ного прыжка, см

вперед

назад

7

д

16

25

143

6,50

6,40

3,55

7,00

2,30

540

100

17,0

22,5

147

м

15

23

148

6,20

6,50

3,80

7,55

1,80

540

97

16,8

22,4

143

8

д

17

24

150

5,75

5,95

3,20

6,20

2,50

640

92

15,2

18,5

185

м

18

23

157

5,80

5,95

3,30

6,40

2,00

600

90

14,5

19,2

195

9

д

18

27

161

5,20

5,80

3,15

5,85

3,00

700

91

15,0

17,9

220

м

18

25

164

5,30

5,85

3,20

5,60

2,80

650

88

14,3

18,0

200

10

д

20

29

165

5,00

5,60

3,00

5,30

3,30

720

90

14,5

15,5

250

м

20

27

170

5,10

5,50

3,00

5,50

3,10

720

85

14,0

16,0

220

11

д

21

30

170

4,50

5,50

2,80

4,90

4,00

900

82

13,00

14,5

960

м

22

32

180

4,40

5,70

2,95

5,00

3,50

900

80

12,50

15,0

270

 

 

круток, вращении, различных вариантов шагов и т. д. Целесообразно проводить для всех спортсменов измерение длины перекидного прыжка и скорости вращений при волчке и прыжке в либелу.

Чтобы оценить специальную выносливость фигуриста, нужно сравнить баллы, полученные за выполнение различных серий элементов, проанализировать количество срывов. Если оценки не сильно отличаются и нет срывов, следовательно, фигурист имеет достаточную специальную выносливость.

Как известно, фигурное катание — вид спорта с ранней специализацией: дети начинают занятия в 4 — 5 лет, а в 12 — 14 лет уже принимают участие в соревнованиях всесоюзного и международного ранга. Поэтому каждому тренеру необходимо учитывать особенности строения тела и физического развития ребенка. Особенности строения тела существенно влияют на спортивно-технические результаты. Величина этого влияния различна в отдельных видах фигурного катания. Каждый вид фигурного катания на коньках предъявляет свои особые требования к телосложению.

Фигуристы, выступающие в одиночном катании, — это спортсмены, как правило, средне-

 

го роста и веса. Спортсмены, выступающие в спортивных танцах на льду, отличаются высоким ростом и сравнительно небольшим весом тела. Для них характерно астеническое телосложение, длинные конечности. У мужчин, выступающих в парном катании, — средняя длина конечностей; партнерш отличают неспецифические пропорции: при маленькой длине тела длинные руки и ноги.

Каждому тренеру необходимо постоянно следить за ростом и весом спортсменов, так как большой прирост какого-либо из этих показателей влечет за собой изменения биомеханических характеристик движения фигуриста, что нередко сказывается на качестве исполнения элементов.

В табл. 3 приведены некоторые средние значения величин роста (см) и веса (кг), весо-

 ростового индекса   (

г
——

см2

) фигуристов.

При проведении обследований необязательно использовать весь комплекс тестов. Количество испытаний и измерений зависит от задач тестирования.

В заключение мы приводим некоторые средние значения результатов тестов (табл. 4).

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПАРНОГО КАТАНИЯ

   
Т. Н. Москвина, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер СССР
 

Принцип подбора. Составление программы начинается с подбора музыкального сопровождения. Удачно подобранная музыка во многом обеспечивает успех фигуристам.

 

К сожалению, многие тренеры подходят к подбору музыки не с позиции ее пригодности для данной пары, а руководствуются тем, какую музыку используют чемпионы или какое

Library   49   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало