Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Продолжение

Дистанция

Фамилия зарубежных спортсменов, страна

Результат

Рекорд СССР

Фамилия

До 20 лет

500 м

Рённинг Ф.

38,49

38,58

Меденников А.

1000 м

Рённинг Ф.

1.17,49

1.17,89

Шашерин В.

1500 м

Густафсон Т.

4.15,18

4.17,70

Прибытков С.

3000 м

Густафсон Т.

4.15,18

4.17,70

Березин С.

5000 м

Карлстад Г.

7.08,96

7.12,39

Прибытков С.

10 000 м

Густафсон Т.

14.52,35

15.06,17

Березин С.

Спринтерское многоборье

Рённинг Ф.

156,070

156,820

Меденников А.

Малое многоборье

Хайден Э. (США).

166,584

169,539

Прибытков С.

Классическое многоборье

Густафсон Т.

167,385

169,664

Заверений В.

 

 

Итак, советские скороходы укрепили завоеванные позиции в послеолимпийском сезоне, утвердили свою высокую репутацию. Сегодня ясно, что успех сезона 1980/81 г. не

 

случаен. Все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее — впереди Олимпиада в Сараево. Верим, что советские спортсмены сумеют утвердиться на завоеванных позициях.

 

ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ


МНОГОЛЕТНЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ МОЛОДЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
В. П. Кубаткин, МОГИФК
 

При многолетнем планировании нагрузок молодых конькобежцев тренеру необходимо учитывать: во-первых, допустимые пределы нагрузок, переносимых без вреда для здоровья; во-вторых, соотношение нагрузок различной физиологической направленности, оптимальное с точки зрения достижения запланированных спортивных результатов.

В специальной литературе можно найти следующее соотношение нагрузок разной интенсивности, создающих предпосылки для эффективного развития функциональных возможностей и специальной выносливости юных конькобежцев. Для 13 — 14-летних спортсменов работа малой и средней интенсивности должна составлять до 85%, максимальной — до 15%, большой интенсивности — до 14,5%. Для спортсменов 15 — 17 лет соотношение этих нагрузок предлагается изменить следующим образом: невысокой интенсивности — 70 — 79%, большой — 20% и максимальной — 1%.

Возможно, такие рекомендации имеют практическую ценность для составления долгосрочных планов подготовки конькобежцев.

 

Однако детальное изучение воздействия тренировочных нагрузок на организм спортсмена и выявление многокомпонентной структуры энергетического обеспечения мышечной деятельности диктуют необходимость более дифференцированного подхода к ранжированию нагрузок.

По современным представлениям, при планировании многолетней тренировки молодых конькобежцев должна превалировать объемная работа умеренной интенсивности на большинстве этапов каждого годичного цикла. При этом на грани перехода от юниорской категории в разряд взрослых годовой объем тренировок превышает 1200 ч, объем бега на коньках — до 5000 км. Известно, что повышение доли интенсивных нагрузок может привести к быстрому росту спортивных результатов за 2 — 3 года тренировок, но может вызвать исчерпание адаптационных ресурсов и прекращение в дальнейшем прироста достижений на дистанциях конькобежного многоборья.

Чтобы избежать ошибок при планировании

Library   9   Up


Contents

 

Home
 

объема тренировочных нагрузок, необходима единая стратегия подготовки конькобежцев, которая учитывала бы биологические особенности спортсменов.

В системе управления тренировочным процессом спортсменов можно выделить ряд задач, от решения которых зависит успешность работы тренера. Главные из них:

1) оценка срочного тренировочного эффекта отдельных упражнений и их сочетаний, систематизация нагрузок по характеру их

 

преимущественного воздействия на организм;

2) выявление кумулятивного эффекта тренировочных нагрузок на организм спортсмена за длительные периоды работы;

3) изучение в многолетнем аспекте связи величины и характера нагрузок с приростом функциональных возможностей и спортивных результатов.

Для решения первой задачи можно пользоваться примерными величинами различных параметров, которые приведены в таблице.

 

Таблица

Классификация тренировочных нагрузок по их преимущественному воздействию

Зона

Аэробная смешанная выносливость

Анаэробная

Показатель

Скоростная выносливость

Скорость

Скорость (мощность) упражнения, % от max МПК

40 — 45

55 — 70

80 — 100

Более 100

Максимальная

ЧСС, уд/мин

140

156 — 175

176 — 190

200 — 230

Максимальная

рН, мг

7.40

7.34

7.25

7.20 — 7.12

BE МЭКВ

-2

-5

-9

-12

O2-долг, % от max

5

40

70 — 80

100

O2 - потребление, % от max

45 — 50

50 — 80

100

Следует учитывать, что данная таблица не отражает индивидуальных особенностей реакции организма на физические нагрузки, скорее она показывает тенденции изменения различных параметров энергообеспечения при увеличении мощности работы.

Для изучения изменений состояния организма спортсмена за длительный период тренировки, т. е. кумулятивного эффекта, необходимо тестирование тех показателей, которые реально отражают динамику функциональных возможностей от этапа к этапу подготовки.

В результате многолетней экспериментальной работы с квалифицированными конькобежцами различного возраста была произведена оценка воздействия основных упражнений, применяемых на различных этапах подготовки.

Систематизация тренировочных средств по их преимущественному воздействию на ту или иную систему энергообеспечения позволила сделать анализ годичной и многолетней ди-

 

намики нагрузок аэробной, смешанной, гликолитической и алактатной направленности. Рекомендовано на начальном этапе подготовки планировать нагрузку перечисленной направленности в таких пределах: 85 — 10,5 — 2 1%, на этапе углубленной подготовки — 79 — 16,5 — 2 — 1,5%, на этапе совершенствования спортивного мастерства — 65 — 24,5 — 5 — 3,5% и на этапе высшего спортивного мастерства соответственно 55 — 28 — 11,5 — 3,5%.

Отсюда видно, что распределение средств различной направленности существенно различается у конькобежцев юношеского возраста, юниоров и взрослых спортсменов.

С переходом из одной возрастной группы в другую имеет место не только увеличение объемов тренировки, но и качественное перераспределение нагрузок в годичном цикле с акцентом на выполнении тренировочной работы повышенной интенсивности в подготовительном и соревновательном этапах подготовки.

Library   10   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало