|
||||
По таблице цикличности видно, из какого количества тренировочных дней и дней отдыха состоит микроцикл, какова направленность воздействия нагрузки в каждом микроцикле, как сочетаются в микроциклах различные виды работы и т. д. Если в таблице цикличности отражено в большей степени чередование нагрузок различной интенсивности, то в графике более ярко выражено соотношение объемов на этапах и в периодах подготовки. График распределения нагрузки иллюстрирует объем и соотношения различных видов работы в течение года; направленность трени- |
ровочного процесса на каждом этапе подготовки; соотношения объемов тренировочной нагрузки на различных этапах подготовки. Анализ проделанной работы по такому плану значительно более прост, так как проста и удобна единица учета. Предлагаемая система планирования позволяет более гибко осуществлять оперативное планирование, что особенно важно для районов с неустойчивыми зимами и при отсутствии искусственного льда. Надеемся, что опыт работы нашей школы по вопросам планирования заинтересует тренеров ДСО и ведомств, работающих с подростковыми и юношескими группами. |
|||
|
||||
Ю. А. Барышников, мастер спорта СССР, Коломна |
||||
Постоянный рост высших мировых достижений в конькобежном спорте, связанный с увеличением объема и интенсивности применяемых средств, требует пересмотра этих показателей на всех этапах многолетнего нетренировочного процесса. По решению 38-го конгресса Международного союза конькобежцев с 1981 г. к чемпионатам мира и международным соревнованиям среди юниоров допускаются лишь спортсмены, чей возраст не превышает 18 лет. Поэтому, чтобы добиться успеха в подготовке спортсменов международного класса, необходимо применение эффективной методики тренировки на всем пути подготовки скороходов. Критерием эффективности методики тренировки служат модельные характеристики морфофункциональных показателей и физической подготовленности, при которых гарантируется выведение спортсменов на международный уровень результатов. Найти слабые стороны подготовки сегодняшняя спортивная наука может благодаря факторному анализу, который уже был применен в конькобежном спорте Г. М. Пановым и В. С. Ивановым (1970), Б. А. Стениным (1973), В. И. Кащеем (1979), В. П. Кубаткиным (1980) для исследования физической и функциональной подготовки взрослых конькобежцев. Цель наших исследований — определение «факторной структуры» подготовленности конькобежцев 10 — 12 лет на предварительном этапе тренировки. Исходным материалом для факторного анализа явились результаты комплексного педагогического и медико-биологического обследования новичков одного биологического возраста (45 мальчиков 10 — 11 лет, А0Р0) по 34 показателям. Через год занятий |
по 3 различным программам все испытуемые вновь были подвергнуты всему комплексу тестирующих процедур. Все расчеты проводились на ЭВМ ЕС-1020. В результате анализа данных новичков было выделено 8 обобщающих факторов, с помощью которых можно составить «факторную модель» подготовленности начинающих конькобежцев. Первый фактор (32,12%) раскрывает уровень общей и функциональной подготовленности (рост, вес, ЖЕЛ, становая сила, метание набивного мяча (1 кг), прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, объем работы на велоэргометре, МПК и O2-долг). Его можно интерпретировать как фактор общего физического развития. Второй фактор (16%) отражает влияние уровня развития энергетических систем организма (МПК/кг, O2-долг/кг) на результат в упражнениях на выносливость (6-минутный бег и тест Купера) и назван фактором общей выносливости, или аэробной производительности. Третий фактор (11,56%) связан со способностью успешно реализовать скоростно-силовые качества (бег на 30, 60 и 300 м, прыжок в высоту с места, бег на коньках на 100 и 300 м). Четвертый фактор (7,18%) отражает ведущую роль относительной лактатной фракции кислородного долга в адаптационно-компенсаторных перестройках в организме при выполнении длительных по времени нагрузок на выносливость. Пятый фактор (6%) совмещает в себе высокие отрицательные веса абсолютной и относительной фракций кислородного долга и назван фактором алактатной емкости. |
|||
13 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |