Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 


О ПЛАНИРОВАНИИ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ

   
Е. Н. Красильников, заслуженный тренер СССР, В. Н. Макаров, старший тренер СДЮШОР, г. Ленинград
 

В течение ряда лет в СДЮШОР Ленинграда по конькам мы пользуемся системой планирования, в основу которой были положены принципы оценки физиологического воздействия тренировочной нагрузки, предложенной в свое время Н. И. Волковым, (1967, 1968, 1970).

Суть предлагаемой системы заключается в следующем. Были проанализированы многообразные тренировочные средства и классифицированы по направленности их физиологического воздействия. Для записи видов тренировочной нагрузки мы использовали следующие обозначения: нагрузки аэробного воздействия АI; смешанного аэробного-анаэробного — AII; гликолитического — Гл, алактатного — Ал. Эти обозначения видов тренировочной нагрузки мы ввели отдельной графой — «Режим работы» в план (макет плана приводится ниже). Служат они для конкретизации режима работы (интенсивности) выполняемого упражнения. Так, кроссовый бег может выполняться в режиме АI и является средством восстановления или объемной малоинтенсивной работы. В режиме АII кроссовый бег является тренировочным средством и способствует как развитию аэробных способностей, так частично и анаэробных. Функции, как мы видим, данное тренировочное средство выполняет разные, поэтому указанная конкретизация необходима. Для упражнений, выполняемых однократно или повторно на одном пульсовом режиме, этого обозначения было бы достаточно, но известно, что по мере накопления усталости степень тяжести выполнения упражнения повышается и режим работы может измениться. Для предупреждения этого мы ввели в план еще одну графу — «Режим работы и отдыха» (А/О). В ней указы-

 

График распределения тренировочной нагрузки в течение года

 

ваются продолжительность выполнения упражнения, и время отдыха между повторениями. Заранее продуманные и спланированные интервалы отдыха позволяют более точно выполнять намеченные объемы тренировочной нагрузки при заданной их интенсивности. Такая система планирования помогает создавать желаемые модельные состояния функциональной и двигательной систем у спортсменов на всех этапах годового цикла, ибо в основе ее лежит учет тренировочных эффектов от применяемых средств.

Единицей планирования и учета объема нагрузки у нас стала только одна величина — время (в часах). Использование временного критерия наиболее оправданно для определения объема тренировочной нагрузки, так как именно продолжительность выполнения упражнения и время восстановления определяют величину нагрузки и ее направленность.

Применение единой величины в планировании значительно упрощает учет и анализ проделанной работы, а следовательно, и дальнейшее планирование. Более объективным становится выявление зависимости между проделанным объемом работы и спортивным результатом.

Облегчается оперативное планирование в пределах микроцикла или отдельного занятия, так как появляется возможность заменять одно тренировочное средство другим (аналогичным по характеру и величине физиологического воздействия), не нарушая при этом запланированного тренировочного задания.

Покажем это на примере. Допустим, тренером запланирован кроссовый бег при пульсе 165 — 175 уд/мин в течение 40 мин с включением пригибной ходьбы по 25 — 45 с после каждых 8 мин бега. Режим работы — АИ (Ал), тренировочное упражнение выполняется однократно, восстановление планируется на время после тренировки. Но в ходе тренировки появлялась возможность (или необходимость!) заменить кроссовый бег более эмоциональной ездой на велосипеде. Тренер, сохраняя запланированный режим работы, конкретизирует тренировку: езда на велосипеде в течение часа, из которых первые 20 мин — разминочные, а следующие 40 мин — основные, тренировочные. Через 8 мин езды с равномерной скоростью при запланированном пульсе 165 — 175 уд/мин — ускорение на промежуточный финиш. Время или метраж уско-

Library   11   Up


Contents

 

Home
 

рения тренер определяет ориентировочно по ходу упражнения.

Аналогично можно выполнить и обратную замену или использовать другие средства. Это позволяет компенсировать неблагоприятное влияние погодных условий, нехватку спортбаз, залов и т. п.

Облегчается переход к новым тренировочным средствам, так как физиологическая оценка эффективности их применения заранее предсказуема.

Применение предлагаемой системы планирования позволит, вероятно, найти наиболее эффективные объемы и сочетания различных видов работы для достижения наибольших спортивных результатов в группах массового обучения.

Рассмотрим теперь макет годового плана но предлагаемой методике.

Годовой план учебно-тренировочных занятий

Группа______________ Тренер______________

I. Краткая характеристика группы____________

________________________________________

(пол, возраст, разряд, уровень физического развития,

________________________________________

состояние здоровья)

II. Основные задачи

________________________________________

________________________________________

 

* Некоторые пояснения к макету.

В графе «Основные средства», если они имеют несколько вариантов выполнения (АI — АII; АII — Гл), дополнительно указываются пульсовые различия или, в работе с отягощениями, вес отягощения в процентах к весу собственного тела.

 

III. Распределение основных средств тренировки в течение года

Основные
средства

Режим работы

Режим работы и отдыха

Ме-
сяцы

Итого за год

Приме-
чания

Кроссовый
бег

АII

60

Темповый бег

Гл

90/4—6

14

Спринтер-
ский бег

Ал

5—12/3—8

2

Упражнения
с отягоще-ниями.

Ан

70%

Ал

4—12/3—4

10

30%

АII

30—60/4—6

30

 

В графе «Режим работы и отдыха» проставляется время выполнения упражнения и через дробную черту — время отдыха между повторениями. В данной графе проставляется время работы и отдыха только одного повторения. Количество повторений в мезо- и микроциклах тренер определяет в более подробных рабочих и месячных или этапных планах.

Следующая графа разбивается на 12 (по количеству месяцев) мелких граф, в которых проставляется время, отводимое на данное средство за месяц.

В графе «Итого за год» проставляется время, отводимое на данное средство за весь год.

Разработанная нами система планирования значительно информативнее, чем все предлагаемые ранее. Показатели объемов и интенсивности логически обусловливают и дополняют друг друга.

Для большей наглядности мы используем еще два приложения к плану: таблицу цикличности тренировочных нагрузок по периодам и график распределения нагрузки в течение года.

 

Таблица

Цикличность тренировочных нагрузок

Этапы

\

Дни
недели

Общеподгото-вительный

Специально-подготовительный

Соревновательный

Переходный

Суша

Лед

Предсорев.

Осн. сорев.

Пн.

АI

АII

АII

АII

AI — АII

AII — AI

Вт.

АII(Ал)

АII(Ал)

АII(Гл)

АII(Гл)

Гл

АII

Ср.

AI

AI

AI

(АII)

АII

Ал — АII

Чт.

АII

Ал

Гл

AI — АII

Гл — АII

АII

Пт.

АII

АII

AI — АII

Гл

AI — АII

AI

Сб.

AI

АII

Вс.

Ал — Гл

Гл — АII

Library   12   Up


Contents

 

Home
 

По таблице цикличности видно, из какого количества тренировочных дней и дней отдыха состоит микроцикл, какова направленность воздействия нагрузки в каждом микроцикле, как сочетаются в микроциклах различные виды работы и т. д.

Если в таблице цикличности отражено в большей степени чередование нагрузок различной интенсивности, то в графике более ярко выражено соотношение объемов на этапах и в периодах подготовки.

График распределения нагрузки иллюстрирует объем и соотношения различных видов работы в течение года; направленность трени-

 

ровочного процесса на каждом этапе подготовки; соотношения объемов тренировочной нагрузки на различных этапах подготовки.

Анализ проделанной работы по такому плану значительно более прост, так как проста и удобна единица учета. Предлагаемая система планирования позволяет более гибко осуществлять оперативное планирование, что особенно важно для районов с неустойчивыми зимами и при отсутствии искусственного льда.

Надеемся, что опыт работы нашей школы по вопросам планирования заинтересует тренеров ДСО и ведомств, работающих с подростковыми и юношескими группами.

 

 

«ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА» ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
Ю. А. Барышников, мастер спорта СССР, Коломна
 

Постоянный рост высших мировых достижений в конькобежном спорте, связанный с увеличением объема и интенсивности применяемых средств, требует пересмотра этих показателей на всех этапах многолетнего нетренировочного процесса.

По решению 38-го конгресса Международного союза конькобежцев с 1981 г. к чемпионатам мира и международным соревнованиям среди юниоров допускаются лишь спортсмены, чей возраст не превышает 18 лет. Поэтому, чтобы добиться успеха в подготовке спортсменов международного класса, необходимо применение эффективной методики тренировки на всем пути подготовки скороходов.

Критерием эффективности методики тренировки служат модельные характеристики морфофункциональных показателей и физической подготовленности, при которых гарантируется выведение спортсменов на международный уровень результатов.

Найти слабые стороны подготовки сегодняшняя спортивная наука может благодаря факторному анализу, который уже был применен в конькобежном спорте Г. М. Пановым и В. С. Ивановым (1970), Б. А. Стениным (1973), В. И. Кащеем (1979), В. П. Кубаткиным (1980) для исследования физической и функциональной подготовки взрослых конькобежцев.

Цель наших исследований — определение «факторной структуры» подготовленности конькобежцев 10 — 12 лет на предварительном этапе тренировки. Исходным материалом для факторного анализа явились результаты комплексного педагогического и медико-биологического обследования новичков одного биологического возраста (45 мальчиков 10 — 11 лет, А0Р0) по 34 показателям. Через год занятий

 

по 3 различным программам все испытуемые вновь были подвергнуты всему комплексу тестирующих процедур. Все расчеты проводились на ЭВМ ЕС-1020.

В результате анализа данных новичков было выделено 8 обобщающих факторов, с помощью которых можно составить «факторную модель» подготовленности начинающих конькобежцев.

Первый фактор (32,12%) раскрывает уровень общей и функциональной подготовленности (рост, вес, ЖЕЛ, становая сила, метание набивного мяча (1 кг), прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, объем работы на велоэргометре, МПК и O2-долг). Его можно интерпретировать как фактор общего физического развития.

Второй фактор (16%) отражает влияние уровня развития энергетических систем организма (МПК/кг, O2-долг/кг) на результат в упражнениях на выносливость (6-минутный бег и тест Купера) и назван фактором общей выносливости, или аэробной производительности.

Третий фактор (11,56%) связан со способностью успешно реализовать скоростно-силовые качества (бег на 30, 60 и 300 м, прыжок в высоту с места, бег на коньках на 100 и 300 м).

Четвертый фактор (7,18%) отражает ведущую роль относительной лактатной фракции кислородного долга в адаптационно-компенсаторных перестройках в организме при выполнении длительных по времени нагрузок на выносливость.

Пятый фактор (6%) совмещает в себе высокие отрицательные веса абсолютной и относительной фракций кислородного долга и назван фактором алактатной емкости.

Library   13   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало