|
||||
бался от 19 до 23 лет. Диапазон изменений температуры воздуха в дни испытаний составлял от — 2 до — 5°С. По средним данным физическая работоспособность у обследованных конькобежцев составила 9,61±0,33 м/с. Размах индивидуальных данных составлял от 8,69 до 10,18 м/с. Тестирование конькобежцев по предлагаемому варианту теста PWC170 методически легко осуществимо, не требует специальной аппаратуры и может быть проведено в любом тренировочном периоде (включая и соревновательный), так как нагрузка, задаваемая конькобежцам, сравнительно невелика (ЧСС при прохождении первой дистанции обычно составляла около 120 уд/мин, второй — 150 — 155 уд/мин), специфична для них и выполняется в естественных условиях тренировки. |
К достоинствам данной модификации теста относится и то, что уже само тестирование оказывает тренирующее воздействие на спортсмена. Вместе с тем обсуждаемый вариант теста PWC170 имеет и недостатки. Так, на результатах тестирования могут сказаться метеорологические условия (температура воздуха, влияющая на скольжение, снегопад, ветер и т. п.), состояние льда, экипировка спортсмена, методические погрешности, неизбежные при проведении пробы. Однако, если тестирование всегда проводить в равных условиях, можно получить достаточно точную и объективную информацию. Все изложенное позволяет нам рекомендовать обсуждаемый вариант теста PWC170 для широкого применения в практике конькобежного, спорта. |
|||
ТЕСТИРОВАНИЕ В ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ, ИМИТИРУЮЩИХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||||
М. А. Андрюнин, ВНИИФК |
||||
Спортивные результаты в скоростном беге на коньках наряду с техническим мастерством определяются энергетическими возможностями конькобежца. По расчетам Прамперо с соавт. (1976), энергозатраты в беге на коньках зависят от скорости: E = 0.49 + 0.44 . 10-3 . v2, где Е — кислородный эквивалент энергозатрат (млO2 . кг-1 . мин-1), v — скорость бега (м/с). Это показывает, что поддержание определенной скорости требует соответствующего энергетического обеспечения. Кроме того, в зависимости от продолжительности работы на отдельных дистанциях конькобежного многоборья проявляются особенности энергообеспечения и различные соотношения вкладов отдельных механизмов энергообразования. Однако в соревновательной деятельности не удается получить полноценной информации об энергетике мышечной работы, что и определяет необходимость тестирования в лабораторных условиях. В изучении механизмов адаптации к физической работе наибольший интерес представляет исследование предельных нагрузок. При этом адаптационная способность оценивается по показателям выполненной спортсменом работы и адекватности физиологического ответа. Оптимальным вариантом тестирующей процедуры является такая нагрузка, которая обеспечивает максимальное развертывание функции энергообеспечения, что и позволяет оценить функциональные возможности спортсмена. Важнейшее условие достижения максималь- |
ной интенсификации функций организма спортсмена — соответствие лабораторной нагрузки характеру двигательной деятельности, выполняемой в спортивной практике. В настоящее время достигнуты успехи в создании устройств, позволяющих проводить тестирование в условиях, приближенных к естественной двигательной деятельности спортсменов различных видов спорта. Однако использование наиболее распространенного и доступного вида тестирования на велоэргометре далеко не исчерпало своих возможностей. Из многообразия нагрузок до отказа, задаваемых на велоэргометре, лучше всего зарекомендовали себя различные варианты тестов со ступенеобразно повышающейся мощностью и так называемые тесты «на удержание». Как показали многолетние исследования, существенный недостаток этих тестов — значительный разброс в продолжительности и количестве выполняемой работы между спортсменами однородных по специализации и подготовленности групп. Анализ показателей физиологического обеспечения работы показывает, что субъективный отказ от продолжения работы не соответствует истинному истощению. В одних случаях спортсмен прекращает работу, не раскрыв возможностей энергообеспечения из-за несоответствия высокой мощности предлагаемой нагрузки возможностям двигательного аппарата. В других — продолжает работать вплоть до остановки, так и не достигнув максимальной мобилизации энергообеспечения вследствие относительно низкой мощности работы (в тестах «на удержание»), |
|||
49 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |