Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КОНЬКОБЕЖЦЕВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

   
Ю. Я. Киселев, кандидат психологических наук, ЛНИИФК, Г. Г. Румянцев, Челябинск
 

Психологическая подготовка к соревнованиям направлена на формирование у спортсменов оптимального предсоревновательного и соревновательного психического состояния. В настоящее время этой стороне предсоревновательной подготовки спортсмена придается большое значение, так как ни у кого не возникает сомнения в том, что психическое состояние является фактором, оказывающим значительное влияние на результативность и надежность выступления в соревнованиях. Однако эффективность психолого-педагогических воздействий на готовящихся к старту конькобежцев была не столь высока из-за того, что эти воздействия применялись одинаково для всех спортсменов, без объективной оценки их особенностей и состояния.

Наше исследование было посвящено разработке и практической проверке путей и средств индивидуализации психологической подготовки конькобежцев к соревнованиям. Индивидуальный подход осуществлялся на основе предварительного изучения основных свойств нервной системы (силы, подвижности, лабильности) и темперамента (экстраверсии-:интраверсии, нейротизма) у спортсменов и текущего контроля за их состоянием. Основные свойства нервной системы у 50 высококвалифицированных конькобежцев определялись с помощью валидных методик В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина, Б. А. Вяткина на нейрохронометре типа «Интеграл», а свойства темперамента — по опроснику Г. Айзенка, адаптированному в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Контроль за психическим состоянием осуществлялся путем применения простых двигательных тестов, не требующих сложного оборудования, не отнимающих много времени. Эти тесты может использовать каждый тренер в естественных условиях тренировки и соревнований. Основанием для использования таких тестов служило установленное специальными психологическими исследованиями положение о том, что точность управления человеком своими движениями и двигательными действиями тесно связана с его психическим (в первую очередь эмоциональным) состоянием. Нами применялись следующие тесты: ручная динамометрия, реакция на время и реакция на движущийся объект.

Конькобежцам предлагалось сжать плоскопружинный динамометр сначала с максимальным усилием, потом с удобным («как руке захочется»), потом воспроизвести заданное усилие (мужчинам — 30 кг, женщинам — 20 кг). Максимальное усилие можно считать показа-

 

телем степени мобилизованности спортсмена перед соревнованием, так как снижение максимального усилия перед стартом часто свидетельствует о недостаточном стремлении добиваться максимально возможного результата (особенно в спринте). Отношение величины удобного усилия к максимальному отражает и эмоциональное напряжение и установку на предстоящую деятельность. Точность воспроизведения заданного усилия и направление ошибки (больше или меньше заданного) могут говорить об уверенности или неуверенности спортсмена перед стартом.

Реакция на время (РВ) измерялась следующим образом: конькобежцу давался секундомер и предлагалось, сначала глядя на стрелку, отмерить 7 с и запомнить это время. Потом, не глядя на стрелку, трижды включить секундомер и выключить его тогда, когда, по мнению спортсмена, пройдет ровно 7 с. Для каждого человека в спокойном состоянии характерно свое относительно стабильное «чувство времени», выражающееся ошибкой, допускаемой им при остановке секундомера. Изменение величины ошибки и ее направления (преждевременные или запаздывающие реакции на время) свидетельствует о наличии или отсутствии скоростной установки, о чрезмерном или недостаточном уровне эмоционального возбуждения.

Реакция на движущийся объект (РДО) измерялась с помощью 6-секундного хроноскопа типа ХР-1-3, позволяющего оценить время остановки стрелки с точностью до 0,01 с. Конькобежец включал секундомер и должен был выключить его, когда стрелка находилась точно на делении 2 с. Каждый раз выполнялось 2 пробные и 7 зачетных попыток (все со зрительным контролем). Точность, разброс и направление ошибок РДО отражают зрительно-моторную координацию спортсмена, сбалансированность процессов возбуждения и торможения или преобладание одного из них, степень эмоциональной напряженности.

Находящиеся под нашим наблюдением спортсмены на протяжении двух сезонов участвовали в составах сборных команд РСФСР. Челябинской области, Центрального и областного советов СДСО «Буревестник» в соревнованиях различного масштаба и значимости. Каждого спортсмена, несмотря на различия в свойствах нервной системы и темперамента, надо было так подготовить к соревнованиям, чтобы он был в состоянии психической готовности и выступил надежно.

Меньше всего проблем при психологической

Library   34   Up


Contents

 

Home
 

подготовке к соревнованиям возникало в случаях работы с конькобежцами, отличающимися сильной нервной системой и низким нейротизмом. Главной задачей было убедить их в важности достижения личного высокого результата в интересах команды.

Учитывая, что под влиянием одного и того же по силе мотива у спортсменов со слабой и сильной нервной системой возникает различное состояние нервно-психической напряженности, тренеры в соответствии с нашими рекомендациями старались формировать соревновательные мотивы конькобежцев дифференцированно. Спортсменам с сильной нервной системой, которые значительно спокойней относятся к напряженной атмосфере предстоящих ответственных соревнований, четко обозначалась и даже подчеркивалась важность стоящей перед ними задачи, формировалась установка на обязательное ее решение. Таким конькобежцам необходимо показать в соревновании запланированный результат. Срыв в одном каком-либо соревновании резко снижает надежность дальнейших выступлений этих спортсменов. Поэтому им надо планировать результат, точно соответствующий уровню их подготовленности. Обычно задачу на предстоящее соревнование представителям сильного типа нервной системы ставили за 3 — 4 дня до старта на общем собрании команды.

Конькобежцам со слабой нервной системой и высоким нейротизмом при постановке соревновательной задачи планируемый результат несколько занижался, сглаживалась и смягчалась общественная значимость и личная ответственность спортсмена за предстоящее выступление. Задача перед ними ставилась чаще всего при личной беседе с тренером, в спокойной обстановке, за 4 — 5 дней до старта.

Типичных экстравертов (людей общительных, ориентированных на окружающих) с повышенным нейротизмом старались отвлекать от предстоящих соревнований, увлечь их интересной беседой, каким-либо общим мероприятием. За день до старта им рекомендовали пойти в театр, в кино, на концерт. Перед сном для них желательна спокойная прогулка по тихим улицам, в парке, сквере. Результаты жеребьевки им сообщались в последний момент, особенно если они попадали в пару с сильным и именитым соперником. График пробегания дистанции оговаривался непосредственно перед стартом. При расселении в гостинице их помещали вместе с интравертами (людьми, ориентированными в большей мере на собственный внутренний мир), так как спокойное поведение последних благотворно влияет на экстравертов.

Интраверты с невысоким нейротизмом более надежны в соревнованиях. Они четко сами определяют задачи на предстоящее соревнование, сами настраиваются на их выполнение. Для таких спортсменов надо заранее планировать результат и, познакомив с жеребьевкой,

 

вместе с ними разработать тактику всех забегов.

Непосредственная подготовка конькобежцев к старту начинается с разминки. Чем ответственней соревнования и квалифицированней спортсмены, тем более индивидуализированный характер она имеет. Спортсменам с сильной нервной системой рекомендовалось разминаться длительней, чем «слабым»; основное внимание они должны были уделить точности и технической правильности выполнения упражнений. «Слабым» советовали проводить более короткую и интенсивную разминку с фиксацией внимания на том, чтобы движения выполнялись быстро и энергично, по полной амплитуде. Типичным экстравертам с повышенным нейротизмом разминку предлагалось проводить в группе, подальше от места старта, чтобы соревновательная обстановка (объявление результатов, выстрелы стартера, замечания тренеров, выкрики болельщиков) не оказывала на них дополнительного возбуждающего воздействия. Чтобы не «перегореть» заранее, перед стартом им не разрешалось смотреть соревнования, особенно если бежали их друзья, товарищи по команде.

Соревнования конькобежцев длятся два дня и состоят из четырех дистанций, перед каждой из которых спортсмена необходимо настраивать, а после пробегания дистанции — подвести промежуточный итог, оценку деятельности. От того, как это будет сделано, зависит общий результат выступления. Наша практика показала, что в процессе соревнования педагогические воздействия на спортсменов должны дифференцироваться в связи с их состоянием. Тех, у кого в соответствии с показателями психомоторных тестов (резкое увеличение преждевременных реакций и величины ошибки РВ и РДО) фиксировалось повышенное эмоциональнее возбуждение, перед стартом необходимо было успокоить. В таких случаях несколько ободряющих фраз тренера, шутка, дружеское похлопывание по плечу оказывали благотворное влияние на конькобежцев. На дистанции их «не гнали», так как при дополнительном стимулировании они еще больше возбуждаются, завышают скорость пробегания первых кругов и резко снижают ее на последних. В процессе бега им говорилось только время каждого круга и иногда делались краткие замечания по технике бега.

При обнаружении недостаточного уровня возбуждения у интравертов с низким уровнем нейротизма им составлялся жесткий график пробегания дистанций и предъявлялось категоричное требование выполнить его. Тренер старался повысить уровень эмоционального возбуждения у конькобежцев, разозлить, «завести» их. Во время бега по дистанции подсказки тренера имели форму приказа и направлены были на дополнительную стимуляцию конькобежцев. Их целесообразно «гнать»

 
Library   35   Up


Contents

 

Home
 

по дистанции, особенно на последних кругах. Состояние психической готовности к старту у конькобежцев (вне зависимости от выраженности у них тех или иных свойств нервной системы и темперамента) характеризовалось более точным воспроизведением заданного усилия при ручной динамометрии, тенденцией к преждевременным реакциям на время, меньшей ошибкой и большей стабильностью реакции на движущийся объект. У мужчин дополнительным показателем готовности является увеличение максимального усилия при ручной ди-

 

намометрии. Это следует учитывать при оперативной диагностике предстартовых состояний конькобежцев.

Проведенное исследование показало, что научно обоснованный индивидуальный подход к предсоревновательной подготовке конькобежцев, основанный на учете свойств нервной системы и темперамента спортсмена и на оперативной диагностике его эмоционального состояния, обеспечивает надежность и результативность выступлений на соревнованиях.

 

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЫЖКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ТРЕНИРОВКЕ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
Г. К. Подарь, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Чтобы разнообразить занятия и повысить двигательную «эрудицию» конькобежцев, рекомендуем применять в тренировке различные виды ходьбы и прыжковые упражнения.

Разновидности ходьбы выпадами:

1. Выпад левой с поворотом туловища налево, руки влево. То же с правой ноги.

2. При ходьбе выпадами коснуться пола кистью левой слева, правой — справа от стопы впереди стоящей согнутой ноги.

3. То же, касаясь пальцами кистей слева от стопы при выпаде с левой и справа при выпаде вперед с правой ноги.

4. Ходьба выпадами вперед с поворотом туловища налево, коснуться кистью левой руки, пятки правой ноги. При повороте направо коснуться правой кистью пятки левой ноги.

5. Ходьба выпадами с предварительным активным махом вперед-вверх согнутой ногой. Руки на пояс, за спину или за голову.

6. То же с круговым движением согнутой ногой и последующим махом вперед.

7. Ходьба выпадами вперед-в сторону под углом 45° с наклоном и поворотом туловища, касаясь локтем правой руки середины левой ступни. И наоборот.

8. Ходьба выпадами с активным махом вперед-вверх согнутой ногой и движениями руками вверх, затем пружинящие приседания в выпаде, руки дугами книзу и снова вверх вместе с махом другой согнутой ногой.

9. Ходьба выпадами вперед: 1) выпад с наклоном к ноге, касаясь пальцами пола; 2) выпад с другой ноги, наклон назад, руки вверх. Выполнять, начиная ходьбу с одной ноги, потом то же с другой.

10. Продвигаться выпадами в сторону с поворотом на каждый шаг на 180°.

 

11. Выпад вперед-в сторону, руки на колено, почти садясь на пятку согнутой ноги. То же с другой ноги.

12. Мах прямой ногой вперед, потом мах назад и выпад вперед.

13. Ходьба выпадами из стороны в сторону, выполняя скрестный шаг, скрестный шаг вперед, можно назад.

Различные прыжковые упражнения применяются как средство для воспитания скоростно-силовой и силовой выносливости, координации и ловкости, как средство воздействия на сердечно-сосудистую и мышечную системы (в заключительной части разминки) и как средство технической и физической подготовки (специальные прыжковые упражнения).

Неспецифические прыжки:

1. Одинарные прыжки на двух ногах в длину: вперед, назад, вправо, влево, с поворотом на 180 и 360°, прыжки вверх с поворотом на 180 и 360°.

2. Многократные прыжки на двух ногах: «лягушка» вперед, прыжки из стороны в сторону («слаломист»); «лягушка» колени врозь, взявшись руками за пятки изнутри.

3. Многоскоки с ноги на ногу типа тройных прыжков: тройной, пяти-, десяти-, тридцатикратный прыжок, многоскоки вперед на 100 или 200 м; многоскоки в посадке конькобежца (выполнять в сторону без маха незагруженной ногой, приставляя ее рядом к опорной); то же, но отводя назад (фаза «свободного скольжения») и выполняя мах со смещением в сторону, затем приставить толчковую ногу.

4. Подскоки в приседе, ноги вместе: вперед, назад, влево, вправо; с поворотом на 180° в каждом прыжке, выполняя их по прямой или по кругу. Подскоки в приседе ноги скрестно вперед, назад, со сменой положения ног. Подскоки ноги вместе, чередуя с движениями

Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало