Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица

Влияние электростимуляционной активизации мышц на результат бега на коньках

Группа

Спортсмен

1500 м

Различия

3000 м

Различия

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Экспериментальная

К.

2.13,8

2.12,6

—1,2

4.34,4

4.27,0

—7,4

С.

2.12,3

2.11,0

—1,3

4.36,8

4.36,0

—0,2

Г.

2.14,9

2.14,6

—0,3

4.39,1

4.38,1

—1,0

Ч.

2.13,7

2.12,8

—1,1

4.39,5

4.40,0

0,5

К.

2.10,4

2.10,0

—0,4

4.35,6

4.34,1

—1,4

В.

2.10,1

2.9,5

—0,6

4.40,8

4.38,9

—1,9

Л.

2.12,0

2.12,0

0

4.36,1

4.37,4

1,3

И.

2.14,1

2.13,4

—0,7

4.42,1

4.41,3

—0,8

В среднем

2.12,6±0,6

2.11,2±0,7

—1,4

4.37,1±1,1

4.35,3±1,9

—1,8

Контрольная

п-8

2.14,1±1,3

2.13,8±1,6

—0,3

4.40,6±4,2

4.40,08±2,1

0,2

 

 

 

СОВЕТЫ ТРЕНЕРУ


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОТБОРА

   
В. П. Кубаткин, С. В. Брянкин, МОГИФК
 

Написанию данной статьи предшествовали: анализ, собственные экспериментальные исследования и опрос около 90 специалистов высокой квалификации.

Какая форма отбора лучше: выбор или отсев? Выбор предполагает проведение работы с занимающимися, не знающими, что их оценивают. При этой форме отбора оценка способностей детей может проводиться Б течение продолжительного времени на уроках физкультуры, школьных соревнованиях и т. д. Специалист, проводящий отбор, в этом случае имеет возможность побеседовать с врачами, педагогами и родителями детей, изучить медицинские карты.

При отсеве в течение какого-то времени оценивают способности детей, пришедших в спортшколу, и не очень способных отчисляют. С нашей точки зрения, выбор — более целесообразная форма отбора, чем отсев, особенно в этическом плане.

Агитация при отборе. Выбор как форма отбора сводит к минимуму отчисление спортсменов, по крайней мере на начальных этапах подготовки. Намеченных для отбора детей необходимо активнее агитировать, беседовать с

 

ними и их руководителями, всячески стараться привлечь к занятиям конькобежным спортом. Недостаточно только вывешивать объявления о наборе.

Специалист по отбору. Для осуществления выбора и последующей агитации должны быть выделены специалисты. Тренер с его многочисленными обязанностями не в состоянии один постоянно и качественно проводить работу по отбору. Сегодня в ряде спортшкол такие специалисты уже появились. Они посещают уроки физкультуры в школах и школьные соревнования, проводят встречи и беседы с учителями, врачами и родителями, пропагандируют конькобежный спорт среди детей и родителей, налаживают связь с другими спортшколами для обеспечения переориентации спортсменов, организуют обследования, проводят контрольные соревнования.

Возраст, в котором следует принимать детей в ДЮСШ. В последнее время много разговоров идет об омоложении в спорте. Омоложение имеет два основных момента: снижение возраста начала занятий спортом (оно может вызываться искусственным, нормативным способом) и снижение «золотого» воз-

Library   29   Up


Contents

 

Home
 

раста спортсменов (более естественный процесс).

Директивными установками возраст начала занятий определяется в 10 — 11 лет. Но некоторые специалисты считают вполне допустимым расширить эти границы до 14 — 15 лет. В литературе имеются данные о значительном пополнении рядов конькобежцев спортсменами, начинавшими заниматься другими видами спорта. Анализ биографий выдающихся конькобежцев также свидетельствует о больших возрастных диапазонах начала занятий (и «золотого» возраста).

Все сказанное свидетельствует в пользу увеличения возрастного диапазона приема в спортшколы до 3 — 5 лет (от 9 до 14).

Отборочный этап. Оценить способности спортсменов за небольшой промежуток времени практически невозможно. Поэтому для уточнения оценки способностей, сделанной при начальном приеме в спортшколу, требуется организация отборочного этапа, который должен совпасть с этапом общей подготовки. Срок этого этапа может быть в пределах 2 — 4 лет. На этом этапе должно быть оценено всестороннее развитие спортсменов (соревновательные результаты и разные виды подготовленности).

После прохождения этого этапа, который фиксируется как самостоятельная спортивная подготовка, наиболее способные спортсмены зачисляются в специализированные группы. Остальные продолжают либо самостоятельные занятия, либо переходят в другой вид спорта. Последнее желательно как для самих спортсменов, так и для спорта в целом (обеспечивается переориентация и всесторонняя подготовленность).

Где целесообразнее проводить отбор? Опрос специалистов показал, что в спортшколы желательно набирать детей, проживающих в небольших городах и сельской местности. Подобное мнение высказывается и специалистами из других циклических видов спорта. Видимо, различия в образе жизни в крупных и небольших городах и селах существенно сказываются на спортсменах, в первую очередь на социально-психологических характеристиках (целях, установках и т. п.).

В небольших городах и селах должны быть созданы условия хотя бы для прохождения начальной подготовки. В дальнейшем наиболее способные спортсмены могут зачисляться в спортивные спецклассы с хорошей материально-технической базой. Такая установка не означает, что в крупных городах должна быть полностью прекращена работа с группами начальной подготовки.

«Золотой» возраст спортсменов. Статистика возраста олимпийских чемпионов и призеров за всю историю спорта показывает, что в спорте, хотя и наблюдается омоложение, юные спортсмены лишь периодически достига-

 

ют высоких результатов (В. И. Чудинов с соавт), Надо также подчеркнуть, что возрастной диапазон призеров даже на одних олимпийских играх достигает десяти и более лет. Обычно он колеблется от 18 до 32 лет.

Это все говорит о том, что спортсмены различного возраста способны показывать высшие результаты. Тем самым значительно снижается актуальность возрастных проблем. Появляющееся стремление некоторых руководителей команд высших рангов к искусственному (не по результатам) омоложению состава команд, на наш взгляд, следует признать необоснованным и нежелательным.

Положение об отборе в команду. По нашему мнению, которое совпадает с мнением большинства опрошенных специалистов, отбор квалифицированных спортсменов к крупным соревнованиям должен быть заранее спланирован, возведен в статус обязательного положения и точно выполнен. К сожалению, дело на практике обстоит не так. Отбор, как правило, не нормирован и может изменяться волевым усилием руководителя. Это существенно затрудняет проведение полноценной предсоревновательной подготовки.

Следует ввести положение от отборе, аналогичное положению о соревнованиях. . В нем необходимо указать все детали отборочных мероприятий: дату и место проведения конкретных соревнований, критерии и нормативы, по которым будет осуществляться отбор, дату принятия окончательного решения и т. л.

На скольких соревнованиях следует проводить отбор в команду? Отбор спортсменов команды для выступления на крупных соревнованиях целесообразно проводить на 3 — 4 отборочных соревнованиях. Конечно, в зависимости от ситуации это число может меняться. Если имеется большое количество равноценных претендентов, то отборочных соревнований может быть больше.

Но в любом случае главным должно быть одно отборочное соревнование, а все остальные — контрольно-подтверждающие. Можно установить минимально допустимый уровень результатов, который могут показать спортсмены на всех отборочных соревнованиях. Приведем в качестве примера одну из возможных формулировок основного принципа отбора: «В основной состав команды зачисляются спортсмены, занявшие первые три места на чемпионатах страны (дата, место, программа), при условии, что на Кубке страны и всесоюзном соревновании (дата, место) они занимали места не ниже шестого». Подобный принцип отбора, с одной стороны, дает гарантии стабильности результатов спортсменов, а с другой — не заставляет их постоянно показывать предельные результаты. До сих пор нередко в практике встречаются случаи, когда отбирают в команду действительно сильнейших спортсменов, но которые уже устали,

 
Library   30   Up


Contents

 

Home
 

неоднократно выступая на отборочных соревнованиях с установкой «на выигрыш».

На каких соревнованиях следует проводить окончательный отбор в команду? Окончательный отбор должен осуществляться на крупном официальном соревновании. Желательно, чтобы оно по формуле проведения, времени, географическим и другим условиям было сходно с основными соревнованиями, для участия в которых проводится отбор. Это способствует не только отбору, но и является элементом предсоревновательной подготовки. Отбор на второстепенных соревнованиях не обеспечивает необходимых условий для объективной оценки возможностей спортсменов.

Следует также отметить, что нередко в последние годы крупнейшие внутренние соревнования, даже чемпионаты страны, стали терять свой спортивный статус, так как ведущие спортсмены не принимают в них участия.

Как правило, это происходит потому, что внутренние чемпионаты не являются главными отборочными соревнованиями и часто проводятся уже после основных международных со-

 

ревнований сезона. Видимо, такая ситуация тоже весьма нежелательна, тем более что в большинстве случаев можно так спланировать проведение внутренних чемпионатов, чтобы они одновременно являлись и главным отбором в сборную команду.

Когда проводить предсоревновательный отбор? Наши экспериментальные исследования показали, что уменьшение времени между отбором (оценкой способностей) и основным соревнованием далеко не всегда увеличивает точность этого отбора. В практике же нередко тренеры стремятся провести отбор как можно ближе к соревнованию в надежде увеличить его прогностичность.

Анализ типичных ситуаций, а также опрос специалистов показали, что в большинстве видов спорта окончательный предсоревновательный отбор квалифицированных спортсменов в команду удобно проводить за 2 — 4 недели до основного старта.

Окончательно сформированный состав команды можно изменять только в случаях, обозначенных в положении об отборе.

 

 

ТРЕНАЖЕРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ТЕХНИКИ БЕГА НА КОНЬКАХ

   
Я. Ю. Городецкий, заслуженный тренер РСФСР, мастер спорта,
Л. А. Рапопорт, Свердловский педагогический институт
 

Техника конькобежца специфична и требует большой целенаправленной работы. Для решения ряда задач по овладению техникой используются различные тренажерные устройства. Однако в литературе нет описания устройства или приспособления, позволяющего сделать слитным движения плечевого и тазового поясов, что является очень важным элементом в технике конькобежца.

Мы поставили цель создать такое устройство, которое бы помогало выработать надежный стереотип в синхронном движении плечевого и тазобедренного суставов на основе имитационных упражнений на месте, на доске (рис. 1).

Тренажер представляет собой П-образную устойчивую конструкцию (не требующую специальных знаний при ее монтаже), изготовленную из алюминиевых труб общим весом около 30 кг. В собранном виде он имеет следующие габариты: длина — 55 (длина доски 30), высота — 190, ширина — 230 см и содержит: 1) опорную конструкцию, состоящую из двух пар стоек и двух направляющих горизонталей (передняя и задняя), и 2) скользящую платформу (раму) с фиксирующими вер-

 

тикалями, на которых находятся регуляторы длины, позволяющие изменять длину вертикалей.

Также имеется система привязных ремней, крепящихся на плечевом и тазобедренном суставах (рис. 2).

 

Тренажер для выработки навыки в слитном движении конькобежца

Library   31   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало