Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Шестой фактор (4,7%) можно отождествить с фактором общефизической подготовки начинающих конькобежцев (бег на 300 м, становая сила, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, бег на коньках на максимальное расстояние за 12 мин).

Оставшиеся два фактора, выделенные при анализе (3,97 и 3,65%), не обнаруживают значимой корреляции и интереса для рассмотрения не представляют. Сумма вкладов всех 8 факторов — 85,44%.

При обработке данных после занятий в течение 12 месяцев было выделено 6 независимых факторов, вклад которых в общую дисперсию выборки составил 83,62%. «Факторная структура» подготовленности юных конькобежцев значительно отличалась от «факторной структуры» новичков.

Первый фактор (45,29%), объединивший высокие веса МПК/кг, МКД/кг и медленной лактатной фракции МКД, 6-минутного бега, теста Купера, критической скорости бега, бега на коньках за 12 мин и объема работы на велоэргометре, может быть интерпретирован как аэробная производительность.

Второй фактор (17,18%) связан с развитием скоростно-силовых возможностей.

Третий фактор (8,09%) имеет высокую связь с абсолютной и относительной быстрой (алактатной) фракцией МКД и отождествляется с алактатными анаэробными возможностями ресинтеза энергии.

Четвертый фактор (6%) идентифицируется с общими скоростно-силовыми способностями (бег на 30 м с ходу, бег на 60 и 300 м, прыжок в длину с места, прыжок вверх с места, тройной прыжок и игровой тест на ловкость и координацию).

Пятый фактор (4,06%) имеет высокую корреляцию с показателем потребления кислорода (% O2) и может быть определен как фактор утилизации кислорода.

Шестой фактор (3%) указывает на взаи-

 

мосвязь общей и специальной выносливости юных конькобежцев.

Итак, уровень спортивных достижений юных конькобежцев на предварительном этапе подготовки зависит от различных факторов. На результаты новичков больше влияет их общее физическое и функциональное развитие. После года специализированных тренировок ведущее влияние на результаты оказывают аэробные возможности организма и скоростно-силовая подготовленность.

Исходя из изложенного, при отборе 10-летних детей в ДЮСШ надо ориентироваться на следующие показатели:

1) величину максимального потребления кислорода (МПК/кг/мин 50 — 52 мл);

2) величину «кислородного пульса» при достижении уровня МПК (O2-пульса) 8 — 9 мл, приходящегося на одно сердечное сокращение;

3) величину максимального кислородного долга (МКД/кг/мин) 76 — 78 мл;

4) критическую скорость легкоатлетического бега 3 — 3,1 м/с;

5) прыжок в длину с места 165 — 166 см;

6) тест Купера 2390 — 2400 м;

7) бег на 30 м с хода 4,8 — 4,9 с;

8) бег на 300 м со старта 62 — 63 с;

а после первого года тренировки на такие показатели:

1) величину МПК/кг/мин 57 — 58 мл:

2) величину 02-пульса 11 — 12 мл;

3) величину МКД/кг/мин 98 — 100 мл;

4) критическую скорость легкоатлетического бега 3,4 — 3,5 м/с;

5) прыжок в длину с места 183 — 185 см;

6) тест Купера 2700 — 2750 м;

7) бег на 30 м с хода 4,4 — 4,5 с;

8) бег на 300 м со старта 56 — 57 с;

9) бег на коньках на 300 м со старта 43 — 45 с;

10) бег на коньках за 12 мин 4100 — 4200 м.

 

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СДЮШОР «КОМЕТА»

   


A. П. Шепаксов, директор СДЮШОР Комета, Коломна, Г. Г. Бредихин, завуч, В. В. Рубин, B. М. Кириченко, тренеры
 

Организация учебно-тренировочной работы. Нет необходимости объяснять, что без постоянного поиска новых форм и методов работы невозможен прогресс в современном спорте. Если учесть, что на становление спортсмена от новичка до мастера спорта высокого класса необходимо 8 — 10 лет работы, то нетрудно подсчитать, что тренеру предоставляется возможность «стартовать» 3 — 4 раза. Поэтому от того, насколько обновит свой профессиональный багаж тренер, какие новые

 

коррективы внесет в систему тренировки, зависит успех.

За последние 10 — 12 лет в СДЮШОР «Комета» накоплен опыт подготовки спортсменов высокого класса. У нас в сравнительно небольшом по количеству жителей городе (около 180 тысяч человек) функционирует искусственная конькобежная дорожка (ИКД). Если принять во внимание, что в городе популярны такие виды спорта, как академическая гребля, борьба, волейбол, футбол, легкая ат-

Library   14   Up


Contents

 

Home
 

летика и ребята идут в первую очередь в секции по этим «специальностям», то становится ясно: набор и отбор в учебные группы очень сложны и требуют от тренеров максимального напряжения сил.

Резко изменились за последние годы и взгляды тренеров на саму тренировку. Омоложение в командах и очень высокие результаты, показываемые спортсменами 14 — 16 лет, предъявляют к тренировке юных конькобежцев очень высокие требования.

Значительное увеличение объемов тренировочной нагрузки, более ранняя специализация — вот новые вехи в работе с юными конькобежцами.

В этой статье мы хотели бы поделиться опытом своей работы.

В нашей спортшколе постоянно действует семинар тренеров. На семинаре заслушиваются отчеты о проведении отбора в учебные группы, о тестировании, сравниваются данные педагогических и медицинских наблюдений, обсуждается работа тренеров в детском саду, на начальной стадии обучения в СДЮШОР и работа опорного пункта олимпийской подготовки и экспериментальной группы.

Основа учебно-тренировочной работы в спортшколе — бригадный метод. Все тренеры разбиты на две группы по 6 человек в каждой (всего в школе работают 9 штатных тренеров и 3 почасовика). Каждая из групп имеет своего старшего тренера и специализируется на работе с одним контингентом — девушками или юношами. Старшие тренеры одновременно являются тренерами, работающими с экспериментальной группой (10 человек). Еще два тренера — по одному из разных бригад — работают с группами спортивного совершенствования и принимают участие в учебно-тренировочных сборах.

В каждой из групп работает один тренер, который занимается только отбором, передавая учащихся для поступления в учебно-тренировочные группы другому тренеру. Это позволяет избежать серьезных ошибок при наборе. Однако, как показал опыт, спады все-таки будут иметь место каждые 7 — 8 лет и продолжаться 2 — 3 года. Объяснить это можно тем, что количество тренеров невелико и что когда основной контингент занимающихся подойдет к уровню I разряда, численность учащихся в соответствии с положением о ДЮСШ значительно уменьшится, хотя нагрузка по работе у каждого из тренеров останется прежней. Незначительный же набор, который ведут два тренера «внизу», позволит в будущем лишь «залатать бреши». Может возникнуть вопрос: почему бы не оставить постоянным контингент на каждой из ступеней роста спортивного мастерства? Но в наших условиях это означало бы отказ от индивидуальной работы со спортсменами, тренеру пришлось

 
 

Распределение занимающихся по группам Условные обозначения:
1 — новички,
2 — учебно-тренировочные группы, 3 группы спортивного совершенствования, 4 — группы спортивного мастерства; А 1 — 2-й год работы, подготовка 1 — 2 мастеров спорта; Б — 3 — 4-й год работы, 2 4 мс; В — 5 — 6-й год работы, 4 — в мс; Г — 7 — 8-й год работы, 6 — 8 мс; Д — 9 — 10-й год работы, ведущие спортсмены заканчивают занятия и производится новый большой набор

бы постоянно распыляться на разный контингент занимающихся, а это, как всем ясно, к воспитанию зрелого, сильного мастера не приведет.

Графически картина нашей работы представлена на схеме.

Первый большой набор был проведен в 1972 — 1973 гг., когда в школу пришли работать молодые тренеры В. В. Рубин, В. В. Баканов, Н. П. Стивкин, В. М. Толстиков. К 1980 г. в школе был подготовлен ряд квалифицированных спортсменов (И. Коврова, А. Ильин, Н. Шиленко, С. Сибирев, Н. Носова, Л. Смагина, Н. Гаврилов, М. Перетокина, А. Борисов, Э. Макаров, А. Сидоров), которые становились победителями и призерами крупнейших всесоюзных и международных соревнований.

В 1980 — 1981 гг. был проведен очередной набор в спортшколу. Было просмотрено свыше 1000 мальчиков и девочек, из которых через год занятий после проведения контрольных тестов осталось в учебных группах школы около 450 человек. Приведем некоторые характеристики контингента школы по состоянию на 1 апреля 1982 г. (табл. 1).

Таблица 1

 

Возраст,

лет

Девочки, девушки

%

Мальчики и юноши

%

8

10

2,1

13

3

9

35

7,8

26

5,8

10

63

14,1

51

11,4

11

49

10,7

41

9,1

12

36

8,0

36

8,0

13

30

6,6

14

3,1

14

4

0,9

9

2

15

2

0,45

13

3

16 лет и старше

5

1.1

13

3

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

Из приведенной таблицы видно, что основная часть занимающихся в настоящее время в СДЮШОР — мальчики и девочки 9 — 13 лет. Одной из ошибок первого набора было то, что тренеры набирали в группы одновременно и девочек и мальчиков. Теперь мы придерживаемся принципа узкой специализации — смешанных по полу групп в школе нет.

Второй ошибкой было недостаточное количество новичков в группах. В дальнейшем это привело к тому, что в учебно-тренировочных группах для полного комплекта приходилось держать заведомо слабых учащихся, работа с которыми носила характер «на удержание».

Сейчас мы сознательно увеличиваем количество учащихся в учебно-тренировочных группах и группах новичков на 2 — 3 человека, чтобы в дальнейшем можно было безболезненно проводить отбор.

Как показала практика, на подготовку спортсмена от юношеского разряда до мастера спорта необходимо 4 — 6 лет. Именно такой срок понадобился нашим ведущим спортсменам, о которых мы говорили выше, именно на него ориентированы все тренеры и спортсмены. Юноши и девушки, которые не смогли выполнить заветный норматив к 17 — 19 годам, как правило, заканчивают активные занятия спортом.

Отбор в учебно-тренировочные группы. Есть ребята, которые научились кататься в 6 — 9 лет. Придя в спортшколу, они, как все остальные приглашенные, участвуют в отборе.

В общеобразовательных школах мы подмечаем ребят со спортивной осанкой и приглашаем их к нам заниматься. На первой тренировке они подчас теряются в большой массе новичков, но это не должно смущать тренера. Он должен чаще наведываться в эти классы и убеждать ребят заняться исключительно конькобежным спортом.

Не надо огорчаться, когда на первых этапах работы дети не сразу проявляют свои способности. Так, например, И. Коврова первые два года ничем особенным не выделялась среди подруг. И только потом стала показывать хорошие результаты.

На первых порах (1 — 3-й месяцы) группы обычно переполнены (до 50 человек в группе). В такой обстановке необходимо энергично проводить отбор, а если надо, то и дона-бор. Как правило, в группах девочек естественный отбор составляет до 70%. В группах мальчиков самоотбор происходит значительно медленнее (примерно 10% от общего числа занимающихся в год). Это, конечно, затрудняет поиск наиболее одаренных воспитанников. Поэтому в системе отбора значительное место занимает тестирование и отчисление неперспективных на основании этих тестов. Все отчисленные из групп собираются в «утешительные» группы. Здесь дети занимаются в

 

основном играми, единицы из них могут потом догнать своих сверстников.

Отбор можно считать законченным, если в результате проведенных тестов (табл. 2) определились достаточно большие по количеству учащихся группы.

Таблица 2

 

Тесты для отбора

 

Возраст, лет

Бег 60 м, с

Бег 300 м, с

Тройной прыжок, см

Девочки

9—10

10,5

60,0

470

11

10,0

57,0

500

12

9,5

55,0

550

13

8,9

52,0

570

Мальчики

9—10

9,9

60,0

515

11

9,7

56,0

530

12

9,5

52,5

550

13

8,5

46,0

650

 

Приведем пример группы, которая считается перспективной. Всего занимающихся — 26 девочек. Возраст 10 — 11 лет. Тесты проводились спустя 3 месяца со времени приглашения в школу.

 

Тесты

Бег 60 м

Бег 300 м

Тройной прыжок

Лучшие результаты в группе

9,7 с

55,5 с

575 см

Кол-во учащихся, превысивших нормативы, чел.

5

4

6

Для сравнения результаты И. Ковровой в 1] лет

10,4 с

61,0 с

490 см

 

Данные тесты мы считаем наиболее простыми и достаточно информативными. Так, тройной прыжок с места характеризует природную координацию, способность к быстрому овладению сложными упражнениями, движениями; бег 60 м со старта — природные скоростные качества; бег 300 м — способность

 
Library   16   Up


Contents

 

Home
 

длительное время переносить тяжелое состояние гипоксии мышц. Косвенно определяется сильный или слабый тип нервной системы. Неоднократно обсуждая различные виды тестирования, мы пришли к выводу о целесообразности именно названных тестов на данном этапе.

Методика проведения тестов. Тесты проводятся ежемесячно (пока идет комплектование групп) и при приходе новой группы ребят в СДЮШОР. Повторные тесты необходимы, так как дают тренеру информацию для сравнения с теми сведениями, которые получены в процессе познания психологических особенностей учащегося, условий жизни, наследственных факторов.

После небольшой разминки — бег, ОРУ — 7 — 8 упражнений, 2 — 3 ускорения по 15 — 20 м, тройной прыжок с места. Первоначально тренеру необходимо показать, затем объяснить и еще раз показать самому, как правильно выполнять прыжки, указать на возможные ошибки. Дать новичкам самостоятельно прыгнуть 2 — 3 раза. После этого проводится тестирование — 2 — 3 попытки. Обычно ребята, имеющие хорошую координацию, сразу показывают хорошие технику прыжка и результат.

Затем проводится бег на 60 м, а потом на 300 м. Учащиеся стартуют по 8 — 10 человек. В этом тесте главное, чтобы учащиеся могли вести борьбу до конца без психологических срывов. После проведения этого теста учащиеся, особенно девочки, не способные вести борьбу на дистанции, на следующие тренировки не приходят (естественный отбор).

Тренировочные занятия первого года обучения. Основные задачи:

1) приучить детей к регулярным тренировочным занятиям;

2) развивать у детей основные двигательные качества: быстроту, выносливость;

3) способствовать правильному физическому развитию детей и закаливанию;

4) научить детей хорошо кататься на коньках;

5) провести дальнейший отбор наиболее перспективных ребят и укомплектовать группы начальной подготовки;

6) подготовить разрядников (юношеские разряды).

Тренировки проводятся 4 раза в неделю, причем в первые 3 месяца по 1,5 ч, а в дальнейшем — по 2,5 ч. Каждое занятие начинается с построения и разминки. Разминка — это, пожалуй, самая неинтересная для детей часть занятия. За начальный период (сентябрь — январь) время разминки увеличилось с 10 до 45 мин. В эти 45 мин решаются почти все задачи общефизического развития. Затем идут занятия на льду — до 60 мин. Два раза в неделю — хоккей, 2 раза — всевозможные упражнения на льду, подвижные игры,

 

эстафеты. Хочется отметить, что занятия на льду с группами новичков мы проводим не более часа. Это позволяет эффективно использовать ИКД с сентября по апрель; ребятам при таком построении тренировки лед не надоедает.

После хоккея проводился кроссовый бег (раз в неделю), продолжительность которого к концу зимы была доведена до 1,5 ч при ЧСС 130 — 150 уд/мин. Остальные занятия заканчивались в спортивном зале, где проводились эстафеты, подвижные и спортивные игры. Нагрузка регулируется подбором и сочетанием игр и эстафет. Время занятий в зале 30 — 40 мин. Через 2 — 3 месяца занятий все новички завели спортивные дневники (форма обыкновенного ученического дневника). В графах «Упражнения», «Дозировка», «Самочувствие», «Оценка» фиксируется вся организационно-массовая и учебно-спортивная работа. В систему тренировок введены различные контрольные упражнения, задания, нормативы по ОФП, СФП, спортивным и подвижным играм, навыкам, за что каждый учащийся получает оценку на каждой тренировке. Эти оценки обязательно выставляются в дневник, что мобилизует детей на активную и сознательную деятельность. Например, отличную оценку учащийся получит, если кроссовый бег он выполнит в общей группе, нигде не останавливаясь. Остановился 1 раз — оценка «4», 2 раза — «3»; если остановился большее число раз, то ведется серьезный разговор о пребывании такого учащегося в СДЮШОР.

Поскольку у нас не хватает коньков маленького размера, введена такая система поощрения, как выдача коньков «на дом» за выполнение на «отлично» определенных упражнений на льду (торможение «плугом», развороты вправо и влево, «змейка» вокруг предметов, катание спиной вперед, катание на одной ноге и т. д.).

Огромное значение в первый год занятий имеет организационно-массовая работа. План этой работы составляется вместе с детьми. Это очень важно, так как дети заранее знают, что, где и когда будет, и охотнее посещают занятия. Согласно плану были проведены поездки в бассейны Рязани и Москвы, экскурсии на промышленные предприятия, в краеведческий музей, поездки на ВДНХ, в Сокольники и в Парк культуры им. Горького, по олимпийским объектам Москвы и историческим местам Коломны, походы в кино, просмотры интересных телевизионных передач в тренерской комнате. В ближайшее время будем использовать видеомагнитофон — для записи не только учебно-тренировочных занятий, но и активного отдыха детей. Силами самих ребят раз в месяц выпускаются стенные газеты или фотомонтажи о спортивных успехах. Был организован лыжный поход. Дважды в месяц проводились соревнования именно для

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

начинающих. Сначала на дистанции 100 м, а с февраля — на 200, 300 и 500 м. В соревнованиях принимали участие 120 — 200 человек. Все участники были разбиты на возрастные группы: 8, 9, 10, 11 и 12 лет. Очень большой интерес у детей вызвали «Праздники на льду» — соревнования, в которых принимали участие и гости из совхоза «Непецино» Коломенского района, и воспитанники детского сада. В программе были забеги на 50, 100, 200, 300 м, комбинированные эстафеты, групповые забеги. Были предусмотрены многочисленные призы.

Активное участие ребят во всех организационно-массовых и спортивных мероприятиях сплачивает группы, прививает любовь к спортивной школе, к конькобежному спорту, позволяет легче переносить первые неудачи. Такая комплексная учебно-тренировочная работа приносит хорошие плоды: за период с декабря по апрель отсев составил 15 — 20%.

Методика обучения элементам скоростного бега на коньках. Первые 2 — 3 занятия на льду — это произвольное катание (кто как умеет). На этих занятиях тренер иногда переукомплектовывает группы новичков. Желательно, чтобы группа была из ребят одного возраста, умеющих одинаково кататься на коньках. Бывает, что тренер из всей группы выделяет, как ему кажется, «перспективного» юного конькобежца (ведь катается он лучше всех, а значит, быстрее достигнет высоких результатов) и начинает много заниматься с ним индивидуально, искусственно удаляя его от остальных ребят. Однако на первом этапе занятий в СДЮШОР надо думать о массовости, а не о мастерстве. Это более трудный путь, но более правильный.

Задачи, средства и методы работы с группами, имеющими различную техническую подготовку, разные. После первого года обучения необходимо будет снова переукомплектовать группы по силам, учитывая техническую и функциональную подготовку. Главной задачей тренера на этом этапе будет совершенствование техники бега у отстающих групп до тех пор, пока по техническому уровню группы не сравняются.

Обучение можно проводить на любых коньках. Всем желающим мы не можем выдать коньки, особенно маленьких размеров. В группах всегда есть дети, которые плохо катаются. Им надо посоветовать срочно приобрести фигурные коньки. Обычно через 3 — 4 недели голеностопные суставы у этих детей укрепляются достаточно хорошо, и затем они успешно продолжают занятия на беговых коньках. Цель — хорошее, уверенное катание на коньках — считается достигнутой, если учащийся может выполнить следующие довольно сложные упражнения на льду на одном и двух коньках:

1) торможение соскальзыванием на двух

 

ногах вправо и влево, оставляя на льду два равномерных следа;

2) торможение на одном коньке на внешнем ребре;

3) катание спиной вперед;

4) развороты на одном и двух коньках на 180° на месте и с небольшой скоростью;

5) повороты перешагиванием влево и вправо с небольшим прокатом в положении скрестного шага;

6) повороты влево и вправо с небольшим соскальзыванием на внешних ребрах коньков.

В группах мальчиков обучение уверенному катанию происходит за 3 — 4 месяца, у девочек — за 6 — 7 месяцев. Придя в спортивную школу, дети хотят быстрее стать настоящими конькобежцами. Уже через несколько занятий они начинают подражать старшим спортсменам, демонстрируя свою «технику». Необходимо такое желание направить по нужному руслу. В это время в разминку обязательно надо включать различные подводящие упражнения, направленные на изучение посадки и основных движений конькобежца. Например:

1. Из основной стойки наклоны туловища вперед, руки положить на спину, согнуть ноги. Упражнения выполнять 1 — 1,5 мин.

2. Из положения посадки конькобежца отставить в сторону то правую, то левую ногу.

3. То же упражнение, но отставлять ноги назад и т. д.

На льду упражнения в посадке в первое время выполняются только на двух ногах, так как попытки оторвать ото льда одну ногу и скользить на другой не дадут желаемого результата. Рекомендуем следующие упражнения:

1. Разогнавшись, сесть в посадку конькобежца и прокатиться 20 — 30 м.

2. То же, но сделать небольшую «змейку». Постепенно нужно увеличивать количество

упражнений и усложнять их. Постоянно надо следить за тем, чтобы стопы ног были параллельны; ребенок должен освоить скольжение на внешнем ребре конька; плечи у начинающих должны быть выше таза, так как неподготовленные мышцы спины быстро устают и через несколько занятий незаметно для тренера может быть закреплена ошибка — плечи висят, а голова высоко задрана, что будет мешать дыханию во время бега. Учащиеся, методически правильно обучающиеся этому элементу техники, через 4 — 6 месяцев занятий имеют достаточно хорошую посадку. Примерно с ноября следует приступать к изучению техники отталкивания. Объяснив, показать правильное отталкивание. Затем дать детям возможность самим попробовать правильно и неправильно выполнить отталкивание. Наиболее эффективным упражнением при обучении правильному отталкиванию считается «фонарик». Упражнение выполняется так: немного разогнавшись, конькобежец выполняет

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

дальнейшее отталкивание почти через пятку и, не отрывая ото льда, возвращает ногу в исходное положение,, стараясь плотно соединить ноги. Упражнение можно выполнять вначале одновременно двумя ногами (это легче для начинающих), затем попеременно каждой. Начинать выполнять упражнения следует стоя, а через 4 — 5 занятий — в посадке конькобежца, уделяя особое внимание неизменности посадки. Особенно надо стараться исключать вертикальные колебания туловища. Если вводить это упражнение в игры, эстафеты, то дети за одно занятие могут набрать суммарный объем до 0,8 — 1 км. В декабре учащиеся уже способны выполнять то же упражнение, но отрывая толчковую ногу ото льда. Все эти упражнения, их разновидности должны выполняться с начала и до конца ледовой подготовки.

Набор в ДЮСШ. Приступая к тренерской деятельности в ДЮСШ, как говорится, с нуля или начиная новый набор в учебные группы, целесообразнее всего производить массовый набор, охватив им практически все школы города.  Начинать надо с близлежащих школ, так как основой групп новичков будут те, кто близко живет от стадиона. Эффективнее всего проводить набор в сентябре — октябре, но это не исключает возможности проводить набор и в марте — апреле, используя теплую погоду и искусственный лед. Массовый набор в другое время года провести невозможно. Удается привлечь ребят к занятиям конькобежным спортом после проведения массовых соревнований «Старты надежд». Здесь можно, минуя стадию отбора, привлечь одаренных ребят, увидеть их «в действии», хотя обольщаться находками и успокаиваться на этом нельзя. Попытки производить предварительную запись в пионерских лагерях, местах проведения оздоровительной кампании должного эффекта не дали.

Наши тренеры специализируются в работе с определенным по возрасту и полу контингентом. Такая работа считается наиболее прогрессивной и позволяет более четко строить учебный процесс.

По нашему мнению, наиболее подходящий возраст для набора в спортшколу — 9 — 10 лет. Объяснения этому следующие. В Коломне мы не можем (есть, конечно, исключения) привлекать к занятиям на нашем стадионе ребят моложе 8 — 9 лет: родители не могут постоянно сопровождать их на тренировки, а самостоятельно детей не отпускают. Интересы самих ребят в этом возрасте (7 — 10 лет) очень часто меняются. В процессе обучения в общеобразовательной школе к ребятам приходит много тренеров из различных секций, и отдать предпочтение одному виду спорта в этом возрасте трудно. Приглашенные в школу в начале учебного года второклассники не смогли удержаться у нас, потому что это были .ре-

 

бята, которые не попали в переполненные секции борьбы каратэ, хоккея, футбола, а приглашенные в марте — апреле хорошо «прижились». Исходя из этого, мы считаем, что возраст 7 — 10 лет является минимальным для набора в спортшколу. Конечно, из общих правил могут быть исключения. Например, у нас успешно занимаются мальчики и девочки 7 — 8 лет, но их единицы.

Мы считаем, что в группе разница в возрасте ребят должна быть не более 2 — 3 лет. В 1972 году в школу были приглашены И. Коврова и Н. Носова. Они учились в 4-м классе, им было по 10 лет, а С. Сибиреву, А. Ильину было по 12 лет. Те «малыши», которые были переданы другим тренерам, не имевшим 12 — 13-летних ребят, успешно продолжали заниматься спортом. Приходили к нам и более старшие ребята — 14 — 15 лет (7 — 8-й классы общеобразовательной школы). Их было немного, но ни один из них не продержался в спортшколе более года: слишком большая разница в результатах оказывает большое психологическое давление.

С чего начинается набор? С агитации за конькобежный спорт. Самая простая ее форма — беседы-пятиминутки непосредственно в классе в самом начале урока. После урока и на перемене, когда резко снижается внимание учащихся после прошедшего урока и когда ребята хотят побегать, порезвиться, такая беседа не приносит должного успеха.

В беседах мы рассказываем о нашей школе, ее становлении, успехах, лучших воспитанниках, показываем спортивные награды.

Обычно из школ, где хорошо поставлена физкультурная работа, на первые тренировки к нам приходят целыми классами. Хороший эффект дает сочетание беседы-пятиминутки с индивидуальной беседой на уроках физкультуры с теми, кто подходит для занятий в ДЮСШ. Эта форма работы отнимает много времени, но дает наилучший результат.

Очень часто ребят приводят родители. Во время набора занятия для новичков проводятся 3 раза в неделю. Причем мы создаем для начинающих спортсменов примерно одинаковые условия (было сказано выше — по полу и возрасту), чтобы затем на этапе отбора объективно оценить каждого пришедшего к нам заниматься. В свободные дни мы ведем агитационную работу в общеобразовательной школе.

Период набора должен заканчиваться в самые сжатые сроки. У нас он занимает 2 — 3 недели.

Мы уверены, что среди большого количества новичков (на каждого тренера приходится при отборе 200 — 300 ребят) обязательно будут те, кто в дальнейшем станет большим спортсменом.

Необходимо остановиться на активности тренера. В этот период тренер, как ни в ка-

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

кой другой момент деятельности, не считаясь с личным временем, не должен терять ни одного часа, используя самые разнообразные формы работы.

Изучение техники бега по повороту. Одновременно с техникой отталкивания начинается изучение техники бега по повороту (с ноября до окончания сезона). Целесообразны следующие упражнения:

1. Разогнавшись, сделать поворот на двух коньках вправо, затем сразу влево (повторяется 5 — 7 тренировок, по 15 — 30 упражнений в каждую сторону).

2. «Змейка» вокруг ориентиров (предметов). Выполняется 5 — 10 занятий, до 10 упражнений за тренировку.

3. Поворот с небольшого разгона, стоя «фонариками» вправо, затем влево, «Фонарики» выполняются одной внешней (относительно центра поворота) ногой.

4. Упражнение «самокат». Оттолкнуться одной ногой, на другой прокатиться.

5. После разгона поворот стоя приставными шагами вправо, затем влево.

Примечание. Упражнения 1 — 5 могут выполняться в течение трех месяцев занятий, по 15 упражнений каждой ногой за тренировку.

6. С разгона выполняется «змейка» приставными шагами. Два-три шага влево, затем то же вправо. Упражнение выполняется в положении стоя в течение первого месяца обучения. Дозировка за тренировку — 10 — 15 раз.

7. Поворот перешагиванием влево, затем вправо, постепенно увеличивая радиус поворота. Проводится на протяжении всего периода. Дозировка — 30 — 40 кругов в каждую сторону за тренировку.

Выполняя упражнение 7, можно параллельно включать упражнения 1 — 6 в посадке конькобежца.

8. Поворот перешагиванием вправо, затем влево, специально увеличивая и фиксируя положения «скрестного шага».

9. Поворот вправо, затем влево с небольшим соскальзыванием на внешнем ребре.

Упражнения 8 и 9 выполняются за одну тренировку по 30 — 60 с в каждую сторону. Применять до тех пор, пока не выработается устойчивое, правильное положение голеностопного сустава.

10. С разгона выполнить вход в поворот и сам поворот в посадке, фиксируя положение «скрестного шага» на 1 — 5 с.

11. То же упражнение, но вместо скрестного шага выполнять небольшое соскальзывание на левом внешнем ребре.

12. С разгона выполнить поворот в полной координации.

Упражнения 10, 11, 12 выполняются на площадках с радиусом поворота 10 — 15 м.

Для совершенствования навыка прохождения поворота необходимо одновременно с уве-

 

личением скорости движения увеличивать радиус поворота. Возможны и даже необходимы различные варианты исполнения этих упражнений: с махом одной руки, без рук, варьируя посадку и т. д.

Не все дети нашей СДЮШОР за первый год научились основным элементам техники, но благодаря «выравниванию групп» сейчас все могут выполнять одинаковые по технике задания. Такая стратегия в занятиях с группами новичков нам кажется правильной. Так, например, после первого зимнего сезона Ира Коврова сумела выполнить III юношеский разряд, а в группе были ее одногодки, которые уже имели I юношеский разряд.

Для справки приведем такие данные. За осенне-зимний период в группах девочек тренера В. В. Рубина (первого года обучения) из 80 человек, оставшихся к апрелю, 1 юношеский разряд выполнили 14 человек, III юношеский разряд — 33 человека,

Снижение возрастного ценза для юниоров, введение во всесоюзный календарь соревнований для юношей и девушек 13 — 14 лет предъявляют к тренерам детско-юношеских спортивных школ новые требования. Совершенно естественно, что с омоложением отбор в спортивную школу должен начинаться как можно раньше.

Интересный эксперимент был проведен с 1976 г. в городе Коломне на базе детских садов «Солнышко» и «Золотая рыбка». В занятия по физической культуре дошкольников старшей и подготовительной групп были введены уроки по конькобежному спорту. Начинать пришлось с нуля, никакой литературы по этому вопросу не было, и поэтому тренеру В. Кириченко самому пришлось искать формы, методы и средства для обучения движениям на коньках дошкольников.

Что же показал этот эксперимент? Мы теперь знаем, на каких коньках лучше начинать обучение с этого возраста, какое влияние на здоровье и физическое состояние детей оказывают занятия на льду.

А начиналось это так. По инициативе энтузиаста физической культуры заведующей детским садом «Золотая рыбка» Лидии Михайловны Карповой была закуплена партия коньков типа «гаги», «канады» и фигурные. Силами родителей и персонала детского сада была залита площадка размером 5x10 м (в последующие годы площадь катка увеличилась в полтора раза). На занятиях применялись всевозможные подсобные средства: веревка, шесты, цветные кубики, пирамиды и т. д. Лед на катке красочно разрисовали. Дети тоже принимали участие в оборудовании места занятий. Это доставляло им большую радость. Занятия на льду проводились 2 — 3 раза в неделю по 35 — 50 мин.

Трудностей было много в первый год. Очень тяжело детям было научиться стоять

 
Library   20   Up


Contents

 

Home
   

В день соревнований «Лед надежды нашей»

на «канадах», несколько лучше было положение у обладателей коньков типа «гаги». В последующие годы, когда дети переходили на фигурные коньки, отпала необходимость тратить много времени на то, чтобы научить их сохранять равновесие на тонком лезвии. Здесь можно ответить на вопрос о типе коньков, с которых можно начинать обучение. По опыту проведения занятий на трех видах коньков предпочтение нужно отдать «фигурным»: они более устойчивы, слабым мышцам голеностопного сустава помогает высокая шнуровка и жесткость ботинка. Многих смущало наличие зубцов на лезвиях. Надо сказать, что если учить ребят правильному отталкиванию, то зубцы совершенно не мешают, а наоборот, помогают начинающим делать

 

первые шаги на льду. В связи с ограниченными размера ми катка, большим количеством детей (25 — 30 человек) пришлось почти полностью отказаться от подвижных игр на коньках, хотя в дальнейшем при соответствующих условиях считаем целесообразным вводить даже хоккей.

Несколько слов о подсобных средствах в обучении. Их применение зависит от фантазии тренера. Можно сделать из шестов воротики, из пирамид и кубиков препятствия, которые нужно объехать. Они же могут служить ориентирами. Само движение конькобежца по льду является не естественной локомоцией для человека, тем более для дошкольников, которые, возможно, совсем не видели конькобежцев. В процессе занятий мы заметили, что дети быстрее овладевают основными двигательными навыками на коньках вследствие психологического настроя после посещения за-

Library   21   Up


Contents

 

Home
 

Юные конькобежцы Коломны на коротких дорожках

нятий старших, стремления подражать им. Были и свои сложности в организации занятий с детьми. Здесь нужно было учесть несколько моментов: обучение велось на открытой площадке зимой, и нужно было выбирать такие средства и методы, чтобы ребята не простаивали в ожидании своей очереди на выполнение того или иного движения.

В работе с детьми дошкольного возраста особенно четко нужно придерживаться основных дидактических принципов: наглядности, последовательности, систематичности, доступности и индивидуальности. Наглядность обучения обеспечивается демонстрацией тренером различных упражнений или приемов. Здесь нужно отметить, что тренер просто обязан находиться на льду на коньках. Переходить к более сложным, новым движениям следует по мере закрепления пройденного материала. Регулярные занятия на коньках дали положительный результат. Малышам после проведения основных занятий в детском саду давалось домашнее задание, которое они охотно выполняли. До того как приступить к занятиям на льду, с родителями, детьми и воспитателями проводилась организационная работа. Заблаговременно разъяснялось, какой должна быть одежда ребенка. Родителям было рекомендовано купить детям спортивные шапочки и легкие цветные курточки, чтобы движения становились более свободными. С воспитателями была проведена предварительная работа: они были ознакомлены с методикой обучения, а также с тем, как подготовить инвентарь к занятиям. Детям рассказали о том, как готовить коньки к занятиям, как за ними ухаживать. Теоретические сведения сообщались ребятам в форме кратковременных указаний в начале занятий или на перерыве.

Курс обучения продолжался 12 — 20 занятий. За это время дети довольно уверенно почувствовали себя на коньках. Некоторые начинали выполнять упражнения «ласточку» и «пистолетик». Для лучшей .плотности занятий

 

подводящие упражнения на льду выполнялись в колоннах по 3 — 4 человека, поточно, с небольшим интервалом.

Весь процесс тренировки можно разбить на два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный период более короткий. Задача этого периода — подготовка ребенка к выходу на лед. В это время детей необходимо научить твердо стоять и ходить на коньках по полу, коврику, утрамбованному снегу. Рекомендуем упражнения в начальный период.

К упражнениям для укрепления мышц стопы, ног и в равновесии относятся: приседания, -ходьба, всевозможные стойки на одной ноге, прыжки и т. д. В первое время эти движения выполняются с опорой о какой-либо предмет, затем без опоры. Эти упражнения давались в основном как домашнее задание. После того как дети стали уверенно стоять на твердой опоре (проходит примерно 6 — 9 дней), мы их выводили на утрамбованный снег. И здесь за 1 — 2 занятия дети повторяют подготовительные движения. Дальше держать малышей безо льда было просто невозможно.

Основной период обучения охватывает 12 — 16 занятий. На первых тренировочных занятиях на льду нужно научить детей правильно падать и тормозить. С помощью подготовительных упражнений малыши учатся стоять на льду, передвигать ногами, скользить на двух и одной ноге. Первые шаги по льду делались с опорой о шест, концы которого были в руках у тренера и воспитателя. Можно натянуть поперек катка веревку, и дети будут передвигаться по льду, перебирая веревку руками. Затем постепенно в занятия вводились новые упражнения:

1. Оттолкнуться о край катка и, приставив ногу, докатиться до другого края;

2. Упражнения «самокат» (скольжение на одной ноге);

3. Оттолкнуться и проскользить в воротики;

4. Ходьба «змейкой» между кубиков;

5. Скольжение «змейкой» на параллельных коньках;

6. Скольжение в низком приседе;

7. Передвижение в тройках, двойках;

8. Упражнение «конькобежец»;

9. «Фонарик», пропуская кубики между ног;

10. Упражнение «елочка» между кубиками, снежками;

11. Прокат с разбега на одной ноге;

12. Прыжки через «речку»;

13. Упражнение «юла».

Переходя к таким упражнениям, как «фонарик» и «елочка», малыши уже могли правильно отталкиваться внутренним ребром конька. После того как дошкольники научились уверенно стоять на льду, можно учить детей свободно передвигаться в любом на-

 
Library   22   Up


Contents

 

Home
 

правлении и уверенно владеть коньками. В это время применялись такие упражнения:

1. Ходьба скрестным шагом по кругу;

2. Ходьба скрестным шагом по «восьмерке»;

3. Прокат скрестным шагом по кругу, по «восьмерке»;

4. Прокат на одной ноге по дуге влево, вправо;

5. Прокат на одной ноге по «змейке»;

6. «Ласточка»;

7. «Пистолетик»;

8. Катание по кругу влево, отталкиваясь правым коньком, затем то же вправо;

9. Бег по прямой с переходом на бег по повороту;

10. Скольжение спиной вперед.

Следует отметить, что успех обучения детей в этом возрасте зависит от фантазии тренера, любви к детям, терпения. Дошколята очень восприимчивы к новым интересным упражнениям. Для закрепления пройденного материала после занятий в детском саду давалось домашнее задание. И то, что малыши научились хорошо стоять на коньках за короткий срок, это плод их сознательного, заинтересованного отношения к делу.

 

Итогом обучения детей явились старты на дистанцию 50 м во время праздника на льду, который проводила наша школа. Каждому участнику соревнований подарили сувенир. В детском саду «Золотая рыбка» велась большая работа по воспитанию физически крепких, закаленных детей. За хорошую постановку работы по физической культуре и спорту коллектив детского сада был награжден серебряной медалью ВДНХ.

Организационно-массовая работа тренеров. Каждый тренер СДЮШОР обязан заниматься организационно-массовой работой в подшефной общеобразовательной школе. Построение этой работы: наглядная агитация (фотостенды, листки «Молния» о достижениях конькобежцев этой школы, плакаты, афиши; организация и проведение массовых соревнований среди 1 — 3-х классов на дистанциях 50 — 100 м на коньках). Выпуск стенгазет, фотомонтажей и другой срочной информации по проведению соревнований необходимо возложить на тех спортсменов — конькобежцев, которые обучаются в этой школе. Тренер должен проявить максимум инициативы, чтобы значительно поднять престиж СДЮШОР.

 

 

ПОДГОТОВКА КОНЬКОБЕЖЦЕВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ


СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНЬКОБЕЖЦЕВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ

   
С. А. Хисамутдинова, ВНИИФК.
 

Целью наших исследований явилось определение ведущих факторов в структуре двигательных действий конькобежцев.

При проведении исследований были использованы следующие методы: тензодинамометрия с синхронной киносъемкой, ступенчатая динамометрия, антропометрия, параметрические методы вариационной статистики (факторный анализ); В исследованиях приняли участие 30 конькобежцев (I разряда, кандидаты в мастера и мастера спорта).

Полученные данные по технике движений были подвергнуты биомеханическому анализу, рассчитаны динамические и кинематические характеристики техники бега конькобежцев на средние дистанции. Кроме этого, была измерена сила мышц ног в изометрическом режиме работы и получены антропометрические данные конькобежцев. Весь изученный материал был подвергнут факторному анализу.

Результаты этого анализа позволили выде-

 

лить 10 факторов, суммарным влиянием которых объясняется 70,5% общей дисперсии выборки. Чтобы идентифицировать отдельные факторы, мы проанализировали факторные нагрузки по отдельным показателям и суммировали их в виде отдельных таблиц.

Первый фактор, составляющий 13,21% всей дисперсии, объединяет почти все показатели силы мышц сгибателей и разгибателей бедра конькобежцев. Наибольшие веса в этом факторе имеют показатели абсолютной и относительной (Fотн) силы мышц сгибателей и разгибателей бедра и голени, а также градиент силы мышц-разгибателей голени. Этот фактор можно рассматривать как силовой.

Второй фактор составляет 9,30% групповой дисперсии. В этом факторе наибольшие веса имеют величины динамической силы фазы двухопорного толчка, градиент статической силы мышц-сгибателей бедра и угловые характеристики, отражающие положение суставных углов в двухопорной фазе и в фазе сво-

Library   23   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало