|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Основные параметры тренировочных занятий с учетом зон интенсивности для подготовки мастера спорта СССР на дистанции 1500 м (2.09,0с)
Расчетные данные: а) результат на 1500 м — 2.09,0 с; б) среднее время на круг — 34,4 с, отрезки дистанции — 800 м; в) общее время работы — 360 с; г) количество кругов — 10,4, или 4186 м; д) общий интервал отдыха — 27 мин — определен на основании рекомендаций Н. И. Волкова (1970, 1975) с учетом выполнения нагрузки спортсменом в гликолитической зоне интенсивности. При высчитывании среднего балла учитываются интервал отдыха и средняя ЧСС во время отдыха. В данном примере средняя ЧСС составила 128 уд/мин (данные телеметрических измерений). Далее определяется средний балл — напряженность тренировочного занятия во второй зоне интенсивности (Р — 2). Для определения этой величины используется формула: Pi • ti Р = ————— , где Р — интенсивность нагрузки в занятии, Pi — интенсивность отдельного упражнения в баллах (определяется по шкале), Ti — время выполнения упражнения (В. С. Келлер, Л. В. Сайчук, 1970). Подставляем результаты, полученные в исследованиях, в формулу и определяем средний балл: (30 • 6) + (3,3 • 27)
Р = ————————— = 8,18 балла. Несложные арифметические операции позволили рассчитать напряженность отдельного тренировочного занятия в баллах. Для опреде- |
ления стоимости основной части тренировочного занятия необходимо средний балл 8,18 умножить на время, затраченное на основную интенсивную нагрузку и интервал отдыха. Стоимость основной части занятия — 269, 940 усл. ед. Общий объем бега на коньках в каждом тренировочном занятии складывается из разминки, настройки, основной работы и заключительного катания. Объем интенсивного бега мы определили. Для того чтобы выбрать объем нагрузки в настройке, разминке и заключительном катании, необходимо помнить о положительном взаимодействии ближайших — отставленных тренировочных эффектах (А. И. Безденежных, 1975) и исходить при этом из современных представлений об объемах тренировочных нагрузок, выполняемых ведущими конькобежцами при подготовке к соревнованиям на определенной дистанции многоборья. При планировании тренировочного занятия для подготовки к бегу на 1500 м необходимо разминочиое катание в два приема по 9 — 10 кругов и настройка 2x800 м с махами одной рукой. После 2 — 3 ускорений на средней скорости по 250 — 300 м начинается выполнение спортсменом основной нагрузки. В заключительном катании спортсмен не должен пробегать более 15 — 18 кругов при подготовке к бегу на короткие дистанции и 2x12 — 13 кругов — на средние. Увеличение заключительного катания до 25 кругов может повлечь за собой исчезновение тренировочного эффекта от подготовки к коротким и средним дистанциям. Останется тренировочный эффект от длительного катания на специальную выносливость. Учитывая интенсивность разминочного и заключительного катания, можно определить «стоимость»; умножив время, затраченное на разминку и заключительное катание, на соответствующий балл, получим «стоимость» выполненной нагрузки. Сложив «стоимость» нагрузки в основной части, разминочного и заключительного катания, получим общую «стоимость» всего тренировочного занятия. Важно при этом отметить, что во всех зонах интенсивности «стоимость» общей нагрузки в модельных тренировочных занятиях одинакова — 510 — 690 усл. ед., что получено в результате сохранения мощности работы во всех режимах. Снижение интенсивности в занятии влечет за собой увеличение объема нагрузки интенсивного бега на коньках и сокращение времени на интервал отдыха. Рекомендуется дробить объем интенсивных упражнений во всех режимах. Содержание в режимах работы является модельным. Изменение содержания нарушает модель, к выполнению которой должен стремиться спортсмен. Модельные тренировочные занятия, разработанные для конькобежцев в целях подготовки к бегу на всех дистанциях много- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
|
||||
борья, позволили четко планировать тренировочный процесс конькобежцев и осуществлять контроль за выполнением нагрузки, а также строить комбинированные занятия. Если есть необходимость построить тренировочное занятие, выполнение основной части которого планируется с различной интенсивностью, в этом случае необходимо суммировать объем, например из Р — 3 50% и Р — 4 50%, столько же нужно взять минут из времени интервала отдыха и из общего объема на разминку и заключительное катание. В этом случае стоимость тренировочного занятия будет сохранена. Данный подход к построению отдельного тренировочного занятия очень перспективен на первом этапе подготовительного периода, когда в одной тренировке используется два или три средства подготовки. Кроме того, не исключена возможность выполнения большего объема как в основной части тренировочного занятия, так и в целом. В этом случае нагрузку необходимо представить в контрольную карточку как 1,2 тренировочные единицы (тр. ед.) Возможно недовыполнение, и нагрузка составит, например, 0,7 тр. ед. Очень важно, что есть точка отсчета — модельное тренировочное занятие, тренировочная единица. Тренировочную единицу необходимо представить исходя из максимальных значений. Для этого нужно при определении количественных характеристик нагрузку спортсмену выполнять не до первых признаков утомления, а до истощения (В. С. Фарфель, Г. К. Подарь, 1969). Общее время на работу и метраж увеличится. От полученных максимальных значений, взятых за 100%, нужно будет отыскать оптимальные значения, а затем процентные |
зоны интенсивности от максимальных. Модельные тренировочные занятия можно представить в различных зонах интенсивности — как от оптимальных, так и от максимальных. В практике конькобежного спорта впервые сделана попытка оценить тренировочное занятие в баллах (усл. ед.), а также впервые представить модельное тренировочное занятие как тренировочную единицу (тр. ед.). В ациклических видах спорта нагрузку оценивают в баллах, но в этих видах спорта не учитывались интервалы отдыха и прямолинейно-криволинейная зависимость ЧСС от мощности работы, которые оказались определяющими факторами в регуляции напряженности и оценки тренировочного занятия. При даже незначительном увеличении времени на интервал отдыха — порядка 1,5 мин — напряженность занятия снижается до двух баллов, при этом «стоимость» занятия снижается до 120 усл. ед. Кроме того, уменьшение или увеличение интервалов отдыха влияет на направленность тренировочного занятия. Например, при подготовке к бегу на дистанцию 500 м мы планируем развитие быстроты. Интервалы отдыха должны быть продолжительными — до 3 — 4 мин при дистанциях 70 — 80 м. Укорочение интервалов до 1,5 — 2 мин будет способствовать развитию у спортсмена не быстроты, а специальной выносливости к коротким и средним дистанциям. Отсюда становится ясным, насколько важными являются регистрация ЧСС и интервалов отдыха при выполнении основной части тренировочного занятия и наличие на «Ледовом стадионе» часов с секундной и минутной стрелками. |
|||
НАУКА — ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ КРОВИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ
|
||||
Т. П. Тимоничева, Н. А. Усакова, ВНИИФК |
||||
Кислотно-щелочное равновесие крови (КЩР) используется в практике биохимии спорта относительно давно. Опубликованы работы, содержащие исследования по состоянию внутренней среды организма у конькобежцев и представителей других видов спорта в состоянии относительного мышечного покоя (Н. К. Цепкова, 1975; Б. В. Маков, 1969; А. Л. Горохов, 1976; Т. П. Тимоничева, |
Т. Л. Шарова, 1979). В литературных источниках имеются данные о сдвигах в активной реакции крови спортсменов при различных видах физической деятельности (Я. Н. Пярнат, А. Н. Виру, 1971; Л. Хермансен, Б. Оснес, 1975; Г. Ф. Воробьев, Н. А. Усакова, Л. Р.Исеев, 1978, и др.). Мало изучен вопрос об использовании КЩР для контроля за степенью тренированности |
|||
35 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |