Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

В ходе данного исследования после завершения этапа вкатывания в течение двух месяцев на трех соревнованиях сезона 1979/1980 г. нами были учтены результаты конькобежцев I разряда на двух дистанциях — 500 — 3000 м (табл. 2), у которых этапы вкатывания строились по-разному, в соответствии с тремя вариантами, о которых речь шла выше.

Средние достижения у наблюдаемых конькобежцев.

 

Таблица 2

Группы

Соревнование 1

Соревнование 2

Соревнование 3

500 м

3000 м

500 м

3000 м

500 м

3000 м

I

44,5

5,08

43,9

5,10

44,2

5,04

II

45,0

5,09

44,1

5,06

44,0

5,03

III

43,8

5,02

43,9

4,56

43,6

4,54

 

Результаты конькобежцев свидетельствуют о преимуществах построения этапа вкатывания с выделением в нем трех микроциклов.

В ходе исследования было учтено также мнение тренеров об объеме общефизической подготовки конькобежцев на этапе вкатывания.

 

Таблица 3

Недели

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

6-я

ОФП от

общего объема нагрузки, %

45±10

42±10

35±9

30±7

28±3

25±5

 

Выводы:

1. Главную задачу этапа вкатывания целесообразно решать по микроциклам: 1 — приспособление к тренировке на льду, восстановление утраченных ощущений; 2 — восстановление и совершенствование деталей техники бега; 3 — совершенствование техники при беге в разном темпе.

2. Продолжительность и объем нагрузки на льду на этапе вкатывания не являются некими неизменными величинами. Этот этап может длиться 4 — 8 недель, количество тренировок на льду составляет 22 — 58, а объем нагрузки в километрах — 550 — 1150.

3. На этапе вкатывания продолжается общефизическая подготовка, объем которой от 55% в начале этапа снижается до 20% к его окончанию.

 

 

ЕЩЕ РАЗ О ТРЕНИРОВКЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

 

   
А. М. Докторевич, кандидат педагогических наук, СГИФК
 

Всевозрастающая конкуренция на ледовой арене, а также анализ литературных источников, беседы со спортсменами, тренерами и научными работниками вызывают явно выраженную необходимость в совершенствовании процесса подготовки конькобежцев. Взгляд на новые возможные пути, по которым он может пойти, показывает, что вряд ли будет стоять вопрос о дальнейшем повышении объема и интенсивности тренировочных средств.

Еще в 1967 г. профессор Л. П. Матвеев на международной конференции социалистических стран сказал, что наши воздействия в процессе тренировки, образно говоря, напоминают стрельбу по площади в надежде поразить маленькую цель, т. е. мы зачастую достигаем цели ценой чрезмерной затраты времени, массированным использованием средств подготовки, что ведет к неоправданному возрастанию количественной стороны тренировки в ущерб ее качеству. Это подтверждают данные, взятые из тренировочных планов различ-

 

ных команд. Так, начиная с мая на долю специальных средств от общего объема нагрузки приходится всего 18 — 20%, эта величина лишь незначительно увеличивается из месяца в месяц и только к сентябрю доводится до 50%. Суммарно же по всему подготовительному периоду специальная работа составляет только 30 — 35%. Мы видим, что 65 — 70% в этом периоде приходятся на работу, которая напоминает «стрельбу по воробьям из пушки».

В своей книге «О построении движений» Н. А. Бернштейн отмечает, что если большие промежутки времени (недели или месяцы) приобретенный ранее навык вовсе или частично не упражняется, этот навык деавтоматизируется независимо от уровня функциональной подготовленности спортсмена. В дальнейшем же для реавтоматизации требуется уже настойчивое упражнение-ретренировка.

В том случае, если развивать функциональные способности конькобежца через специальную работу, то, непрерывно совершенствуя

Library   29   Up


Contents

 

Home
 

технику движений, можно воздействовать на те группы мышц, которые обеспечивают отталкивание в специфической позе конькобежца. В результате этого не наступит разлада между специальной двигательной деятельностью и повышенным функционированием внутренних органов. Поэтому должно быть ясно, что рационализировать тренировочный процесс в подготовительном периоде можно только путем подбора таких средств специального воздействия, которые не только способствовали бы сохранению навыков, но и позволили произвести в определенный отрезок времени относительно точную по координации и энергетическим тратам работу на силу, быстроту, выносливость, ловкость и одновременно дали бы максимальные вегетативные сдвиги функций организма конькобежца. Средствами такого воздействия, на наш взгляд, будут упражнения на тренажерах, различные специально-подготовительные упражнения, бег на роликовых коньках при использовании программы спортивной подготовки с точным планированием и учетом. Предпосылками дальнейшего прогресса будут интенсивное приращение научных данных, умение пользоваться ими, разработка и внедрение новых, все более и более эффективных, технических средств, расширяющих творческие возможности спортивного педагога и тренера. При выполнении этих условий процесс подготовки конькобежцев может быть значительно рационализирован.

Какие же специальные упражнения, рекомендуемые учеными, должны быть применены в работе со спортсменами? Приведем некоторые данные из немногочисленных исследований специально-подготовительных упражнений

конькобежца по их функциональному воздействию на организм спортсмена. Среди научных работ в этом направлении важное место занимают исследования В. А. Орлова. Он изучал специальные упражнения с позиций биоэнергетики. По его данным, наиболее близкой к соревновательному бегу на коньках на длинные дистанции по физиологической характеристике является прыжковая имитация, выполняемая в темпе 40 — 45 прыжков в минуту, затем следует бег на роликовых коньках (скорость бега — 16 — 18 км/ч). В таких упражнениях, как имитация, пригибная ходьба вперед, физиологические сдвиги далеки от тех, что наблюдаются при беге с соревновательной скоростью. При этом автор отмечает, что можно регулировать величину физиологических сдвигов посредством увеличения темпа и амплитуды при выполнении упражнений.

Представляют интерес и другие работы. Так, Л. С. Кудрявцева исследовала те же специально-подготовительные упражнения с целью выбора наиболее эффективных средств и методов развития силы конькобежцев. Автор доказала, что уровень физических качеств и

 

спортивная результативность зимой зависят в большой степени от темпа выполнения упражнений при проведении силовых тренировок.

Р. Д. Грач анализировал временные, силовые и скоростные параметры бега на роликовых коньках и прыжковой имитации. Автор сделал вывод, что наибольшая величина опорных реакций зарегистрирована при выполнении прыжковой имитации в темпе порядка 80 прыжков в минуту. А силовые упражнения он предлагает выполнять со средними, а не с максимальными отягощениями, мотивируя это тем, что при беге на стайерские дистанции происходит только незначительное увеличение реакции опоры.

Выясняя возможности применения прыжковой имитации как средства тренировки специальной выносливости, Г. К. Подарь и В.А.Козловский провели исследования на тензоплатформе. Продолжительность работы составляла 8 — 20 мин, ЧСС при этом доходила до 186 — 196 уд/мин. Величина усилий в своем максимуме по вертикали равнялась 100 — 180 кг, а по горизонтали — 150 — 250 кг. При утомлении сила отталкивания уменьшалась на 20 — 40%. Авторы пришли к выводу, что прыжковая имитация — это, несомненно, эффективное средство тренировки специальной выносливости.

В книге «Летняя подготовка конькобежцев» Г. М. Панов приводит средства и методы тренировки того или иного физического качества, а также основные закономерности, на базе которых должна строиться подготовка. Автор утверждает, что сила мышц изменяется в зависимости от биомеханических особенностей движения. К ним он относит: исходное положение, или позу, в которой проявляется сила мышц, длину рычага, изменение угла тяги мышц, связанной с изменением длины их плеча силы.

М. П. Соколов и Н. И. Петров в своих учебниках приводят ряд различных специально-подготовительных упражнений конькобежца. Давая подробное описание их тренирующего воздействия, авторы отмечают, что эти упражнения подготавливают спортсменов к значительным статическим и динамическим усилиям, а также повышают функции дыхания и кровообращения в специфических условиях посадки.

На целесообразность использования тренажеров в тренировочном процессе для развития физических качеств и двигательных возможностей, точно воспроизводящих режим и характер работы мышц, форму и амплитуду движений, исходного положения, указывают многие ученые и тренеры (И. П. Ратов, А. В. Суслин, Г. М. Панов, Ю. М. Чистяков и др.). Они утверждают, что на тренажерах можно создать для функционирования внутренних органов такие условия, в которых конькобежец в специфической позе находится при беге.

 
Library   30   Up


Contents

 

Home
 

Из приведенного обзора видно, что, применяя в тренировочной работе средства специальной подготовки, можно не только совершенствовать технику движений, но и получить необходимые функциональные сдвиги для приобретения хорошей спортивной формы.

В качестве практического примера использования перечисленных средств тренировки, в частности роликовых коньков, можно рекомендовать следующее: роликовые коньки на первом этапе тренировки можно применять по типу кроссового бега (1 — 1,5 ч) — свободное катание в полупосадке с ЧСС до 140 — 150 уд/мин. При таком беге, развивая аэробные возможности, мы одновременно совершенствуем такой элемент техники, как отталкивание развернутой стопой, и оказываем воздействие на те группы мышц, которые будут участвовать в отталкивании при беге на коньках.

 

На дальнейших этапах тренировки роликовые коньки можно использовать для темпового бега и спринта.

Моделировать тренировочные нагрузки для бега на различные дистанции можно и на тренажерах (как было сказано выше), при выполнении имитации, пригибной ходьбы, прыжковой имитации и т. п. Нельзя отказываться и от других средств физического воздействия на организм конькобежца, но они должны занимать лишь незначительную долю от общего объема и использоваться как средство активного отдыха.

Все вышесказанное в основном относится к сформировавшимся спортсменам. У юных конькобежцев в тренировочном процессе должны занимать более значительное место средства ОФП.

 

 

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ОЦЕНКИ МОДЕЛЬНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

   
И. П. Чернов, кандидат педагогических наук, старший тренер сборной команды УССР
 

Для развития физических качеств необходимы эффективные средства подготовки, группы разнообразных однонаправленных средств. Планируя подготовку спортсмена на различных этапах годичного цикла, тренер сталкивается с большими трудностями. Распределить тренировочные занятия в течение, например, недельного цикла с учетом большого арсенала средств и методов тренировки бывает порой очень сложно.

Для упрощения планирования и оптимизации тренировочного процесса необходимо уточнить влияние каждого из физических качеств и их составных компонентов на результативность конькобежцев применительно к дистанциям многоборья. Независимо от того, к какой дистанции готовится скороход, ему нужна многоборная подготовка. Различия при подготовке к бегу на короткие и длинные дистанции сглаживаются или нивелируются подготовкой к средним дистанциям. В подготовке же к средним дистанциям выполнение тренировочных занятий для развития специальной выносливости на коротких и длинных дистанциях считается обязательным, так как всем спортсменам, независимо от специализации, необходимы быстрота, сила, скорость, выносливость.

Таким образом, осуществив развитие физических качеств, необходимых для достижения высоких результатов на каждой дистанции, мы решим главную задачу — всесторонне подготовим спортсмена. Однако необходимо знать

 

факторы, лимитирующие результативность конькобежцев (Г. М. Панов, 1970), и источники энергообеспечения, за счет которых преимущественно преодолеваются все дистанции классического многоборья.

Для успешной подготовки к бегу на дистанцию 500 м в равной степени нужны максимальная сила мышц, быстрота, алактатные анаэробные возможности — стартовые источники энергообеспечения, в меньшей степени необходимы аэробные возможности и выносливость к статическим усилиям.

Для бега на дистанции 1000 и 1500 м в первую очередь необходимо развивать лактатные анаэробные возможности, максимальную силу мышц, далее быстроту и алактатные анаэробные возможности, в меньшей степени — аэробные возможности и выносливость к статическим усилиям.

При подготовке к бегу на дистанции 3000 и 5000 м приобретает большее значение развитие аэробных возможностей, лактатных источников энергообеспечения, затем выносливость к статическим усилиям, а меньшее — максимальная сила мышц, быстрота и алактатные анаэробные возможности спортсмена.

Самая длинная дистанция — 10 000 м — преодолевается спортсменом в основном за счет высоких аэробных возможностей, в равной степени требуется выносливость к статическим усилиям, далее лактатные анаэробные возможности, максимальная сила мышц, очень незна-

Library   31   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало