Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ТРЕНИРОВКА НА ЭТАПЕ ВКАТЫВАНИЯ

   
А. Е. Павлов, заслуженный тренер РСФСР, И. Г. Измайлов, аспирант ГДОИФКа
 

Подготовительный период тренировки конькобежцев длится до 7 — 8 месяцев (май — ноябрь) . Составная часть этого периода — этап вкатывания, или базовый специально-втягивающий мезоцикл, необходимый для постепенной адаптации к тренировке на льду.

По мнению многих специалистов, длительный перерыв в занятиях на льду, несмотря на большие объемы в общефизической и специальной подготовке, не проходит бесследно для конькобежцев. Утрачивается прежде всего «чувство льда», свобода в управлении своими движениями, нарушается тонкая координация движений.

Именно на этом этапе и следует добиваться восстановления спортивной формы и совершенствовать технику движений спортсмена.

В настоящее время с появлением искусственных ледяных дорожек конькобежцы могут приступать к тренировкам на льду уже в сентябре — октябре. Это создает возможность для более раннего перехода к базовому специально-втягивающему мезоциклу, содержанием которого является вкатывание.

Однако в практической работе нередко приходится встречаться не только с различным пониманием сущности этого мезоцикла, но и с полным отрицанием его необходимости.

Учитывая существующие разногласия в данном вопросе, была предпринята попытка изучить отношение тренеров к этапу вкатывания, их мнение о его продолжительности и задачах. Такое исследование было проведено в сезоне 1979/1980 г. В качестве методов использовались: наблюдение, собеседование, анкетирование тренеров со стажем работы не менее 11 лет (всего 40, из них: 2 заслуженных тренера СССР, 4 заслуженных тренера РСФСР, 23 мастера спорта, 2 кандидата педагогических наук, работающих с конькобежцами высокой квалификации).

Результаты статистической обработки (табл. 1) показывают, что 100% опрошенных тренеров признают необходимость этапа вкатывания в круглогодичной подготовке конькобежцев. Однако мнения о продолжительности этапа, количестве тренировок на льду и объеме нагрузок в километрах существенно различаются.

Объем нагрузки следует планировать с учетом индивидуальности спортсмена, и строить тренировку надо в зависимости от квалификации конькобежцев, от содержания предледовой подготовки спортсменов, календаря соревнований, быстроты восстановления техники бега на коньках, функционального состояния спорт-

 

Таблица 1*

 

Продолжительность этапа
вкатывания

Объем нагрузки, км

Кол-во недель

Кол-во тренировок на льду

4 — 8

22 — 58

850±300

 

сменов, способности восстанавливать, развивать и совершенствовать механизмы саморегуляции.

В анкете тренерам предлагалось ответить на вопросы, в том числе: «Какова главная задача этапа вкатывания?», «Нужно ли подразделять этап на микроциклы?» И здесь обнаружилось отсутствие единства взглядов.

Главной задачей этапа 96% тренеров считают восстановление и совершенствование техники бега на коньках. Однако одна группа тренеров (28,5%) не выделяет какие-либо части и задачи, ограничивая действия конькобежцев простым катанием с невысокой скоростью. Другая группа (34,7%) выделяет две задачи: 1) восстановление и 2) совершенствование техники бега. Третья группа (36,8%) еще больше дифференцирует задачи: 1) приспособление к тренировке на льду, восстановление утраченных ощущений; 2) восстановление и совершенствование деталей техники бега на коньках; 3) совершенствование техники при беге на коньках в разном темпе.

В решении первых двух задач тренерами третьей группы предусматривается работа над восстановлением и совершенствованием техники бега на коньках, устранением ошибок в технике бега на основе восстановления адекватных ощущений и более высокого уровня функциональных возможностей, достигнутого конькобежцами на предшествующих этапах подготовительного периода. Третья задача направлена на увеличение темпа и скорости бега, однако до пределов, не приводящих к возникновению нарушений в технике бега.

Таким образом, вопрос о длительности и частных задачах этапа вкатывания, а следовательно и выделение в нем соответствующих задачам микроциклов, оказался достаточно сложным. Он требует специального изучения.

 


* Нижеприведенные результаты статистически достоверны при = 0,95 (по Н. А. Плохинскому, 1970).

Library   28   Up


Contents

 

Home
 

В ходе данного исследования после завершения этапа вкатывания в течение двух месяцев на трех соревнованиях сезона 1979/1980 г. нами были учтены результаты конькобежцев I разряда на двух дистанциях — 500 — 3000 м (табл. 2), у которых этапы вкатывания строились по-разному, в соответствии с тремя вариантами, о которых речь шла выше.

Средние достижения у наблюдаемых конькобежцев.

 

Таблица 2

Группы

Соревнование 1

Соревнование 2

Соревнование 3

500 м

3000 м

500 м

3000 м

500 м

3000 м

I

44,5

5,08

43,9

5,10

44,2

5,04

II

45,0

5,09

44,1

5,06

44,0

5,03

III

43,8

5,02

43,9

4,56

43,6

4,54

 

Результаты конькобежцев свидетельствуют о преимуществах построения этапа вкатывания с выделением в нем трех микроциклов.

В ходе исследования было учтено также мнение тренеров об объеме общефизической подготовки конькобежцев на этапе вкатывания.

 

Таблица 3

Недели

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

6-я

ОФП от

общего объема нагрузки, %

45±10

42±10

35±9

30±7

28±3

25±5

 

Выводы:

1. Главную задачу этапа вкатывания целесообразно решать по микроциклам: 1 — приспособление к тренировке на льду, восстановление утраченных ощущений; 2 — восстановление и совершенствование деталей техники бега; 3 — совершенствование техники при беге в разном темпе.

2. Продолжительность и объем нагрузки на льду на этапе вкатывания не являются некими неизменными величинами. Этот этап может длиться 4 — 8 недель, количество тренировок на льду составляет 22 — 58, а объем нагрузки в километрах — 550 — 1150.

3. На этапе вкатывания продолжается общефизическая подготовка, объем которой от 55% в начале этапа снижается до 20% к его окончанию.

 

 

ЕЩЕ РАЗ О ТРЕНИРОВКЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

 

   
А. М. Докторевич, кандидат педагогических наук, СГИФК
 

Всевозрастающая конкуренция на ледовой арене, а также анализ литературных источников, беседы со спортсменами, тренерами и научными работниками вызывают явно выраженную необходимость в совершенствовании процесса подготовки конькобежцев. Взгляд на новые возможные пути, по которым он может пойти, показывает, что вряд ли будет стоять вопрос о дальнейшем повышении объема и интенсивности тренировочных средств.

Еще в 1967 г. профессор Л. П. Матвеев на международной конференции социалистических стран сказал, что наши воздействия в процессе тренировки, образно говоря, напоминают стрельбу по площади в надежде поразить маленькую цель, т. е. мы зачастую достигаем цели ценой чрезмерной затраты времени, массированным использованием средств подготовки, что ведет к неоправданному возрастанию количественной стороны тренировки в ущерб ее качеству. Это подтверждают данные, взятые из тренировочных планов различ-

 

ных команд. Так, начиная с мая на долю специальных средств от общего объема нагрузки приходится всего 18 — 20%, эта величина лишь незначительно увеличивается из месяца в месяц и только к сентябрю доводится до 50%. Суммарно же по всему подготовительному периоду специальная работа составляет только 30 — 35%. Мы видим, что 65 — 70% в этом периоде приходятся на работу, которая напоминает «стрельбу по воробьям из пушки».

В своей книге «О построении движений» Н. А. Бернштейн отмечает, что если большие промежутки времени (недели или месяцы) приобретенный ранее навык вовсе или частично не упражняется, этот навык деавтоматизируется независимо от уровня функциональной подготовленности спортсмена. В дальнейшем же для реавтоматизации требуется уже настойчивое упражнение-ретренировка.

В том случае, если развивать функциональные способности конькобежца через специальную работу, то, непрерывно совершенствуя

Library   29   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало