|
||||
лифицированных спортсменов принадлежит тренерам из Свердловской области (42 мастера спорта), Челябинской и Московской областей (по 20), Иркутской области (11) и Башкирской АССР (10). По ДСО больше всего мастеров спорта подготовлено в «Буревестнике» (43), «Труде» (42), «Спартаке» и «Зените» (по 31), «Локомотиве» (18), «Динамо» (17), «ФиСе» (10), в «Трудовых резервах» (5). Работа проделана большая, однако наши команды еще не выступают стабильно. Общеизвестно, что достижение высоких спортивных результатов конькобежцев возможно только при наличии хорошей функциональной подготовленности, база которой — высокий уровень развития физических качеств, совершенное владение техникой бега на коньках и достаточная специальная психологическая подготовленность. Создать такую прочную базу можно только при успешном решении вопроса преемственности на всех этапах подготовки конькобежца. Тщательная работа по формированию спецклассов при детско-юношеских спортивных школах по конькобежному спорту, отбор в них перспективных детей 10 — 12 лет, использование методических рекомендаций тренерских советов Спорткомитетов СССР и РСФСР создадут предпосылки для выявления талантливой молодежи и передачи ее в школы олимпийского резерва с необходимой базовой подготовкой. Сегодня только небольшая группа конькобежцев, проходящая централизованную подготовку, выполняет необходимые объемы тренировочной работы. На местах же занятия проводятся, как правило, один раз в день, что, конечно, недостаточно для достижения высоких результатов. Спорткомитет сейчас решает создать укрупненные спортивные школы, точнее, межведомственные конькобежные центры. Их легче будет оснастить техническими средствами, создать при них медико-биологические службы, что позволит обеспечить как выполнение спортсменами больших объемов тренировочных нагрузок, так и восстановление. Такие центры, требующие определенной степени развития материальной базы и наличия кадров, могут быть созданы в Горьком, Кирове, Свердловске, Челябинске, Смоленске, Коломне, Иркутске, Чите, Хабаровске, Уфе, Куйбышеве, Благовещенске, Красноярске. Контролировать работу этих центров смогут и должны спорткомитеты и федерация. В них будут работать единые учебно-методические тренерские советы. Большая роль в подготовке и воспитании высококвалифицированных спортсменов отводится центрам олимпийского резерва при ШВСМ. Однако и они еще не смогли объединить усилия для более эффективного использования материальных, кадровых, финансовых и |
других возможностей местных спортивных организаций. При Спорткомитете РСФСР создан отдел олимпийской подготовки, контролирующий деятельность ШВСМ, ЦОР, ДЮСШ. Но в спорткомитетах на местах далеко еще не везде контроль за работой этих учебных подразделений находится на должном уровне. Спорткомитет РСФСР проводит работу по упорядочению календаря спортивно-массовых мероприятий, добиваясь того, чтобы календарь соревнований был действенным рычагом управления тренировочным процессом. Рекомендованный в приложении к постановлению Спорткомитета СССР от 25 мая 1979 г. календарь, к сожалению, не выполняется многими местными организациями, составлен он таким образом, что каждые соревнования завершают определенный этап подготовки спортсменов. По результатам соревнований можно судить о готовности спортсменов на этом этапе, что помогает определить достижения ими высшей формы в главных стартах. В связи с тем, что план по подготовке мастеров спорта международного класса по отдельным видам программы не выполняется, необходимо планировать соревнования не командные по многоборью, а по отдельным дистанциям или по двум-трем дистанциям многоборья. В Российской Федерации принципиально решен вопрос подготовки и переподготовки кадров по конькобежному спорту. 7 высших учебных заведений готовят ежегодно в среднем 85 специалистов. В 1979 г. выпуск составил 110 человек. Это выпускники Хабаровского, Омского, Челябинского, Смоленского, Ленинградского, Московского областного и Казанского (филиал Волгоградского) институтов физической культуры. Кроме того, готовят специалистов по конькобежному спорту 5 техникумов. Переподготовка тренерских кадров проходит на факультете повышения квалификации ГЦОЛИФКа и на семинарах. Ежегодно переподготовку по линии Спорткомитета РСФСР проходят в среднем 250 человек. В 1979 г. на базе ГЦОЛИФКа Спорткомитетом РСФСР проведен недельный семинар тренеров, работающих с детьми. Для специалистов, работающих в Сибири и на Дальнем Востоке, такой семинар проведен и будет проводиться ежегодно на базе Омского института физической культуры. Для тренеров сборных команд краев, областей и АССР, ведущих тренеров школ высшего спортивного мастерства был проведен семинар в Свердловске. Программа семинара содержала следующие вопросы: основные направления в тренировке сборных команд; особенности техники бега на коньках на современном этапе; дозировка тре- |
|||
10 |
|
||||
нировочных нагрузок; результаты и проблемы научных исследований в конькобежном спорте; идеологическая работа. На практических занятиях разбирались вопросы о средствах и методах специальной скоростно-силовой подготовки, средствах развития выносливости, а также вопросы техники и тактики бега на короткие и длинные дистанции. На семинарах выступили с докладами тренеры сборной команды СССР по спринту В. А. Муратов, В. С. Приставит, тренеры молодежных команд Б. М. Васильковский, Е. И. Лепешкин, Ю. Н. Ивашкин, научные работники Г. К. Подарь, А. И Безденежных, Е. Н. Красильников, Ю. А. Барышников, К. В. Барщук, а также государственный тренер Спорткомитета СССР В. А. Краюшкин. Семинар прослушали более 130 тренеров из 35 городов РСФСР. В Российской Федерации работает большая группа тренеров-преподавателей. Они не только помогают совершенствовать конькобежцам спортивные, но и воспитывают в них лучшие гражданские качества. Горьковских спортсменов — В. Лескина, Г. Никитину, В. Бирина, Г. Панькову, А. Демидова — от новичков до членов сборной команды СССР, мастеров спор- |
та международного класса подготовили и воспитали заслуженные тренеры РСФСР Р. Лисин, В. Акилов, тренеры Э. Косов, Л. Голованов. Под руководством заслуженных тренеров СССР В. С. Приставкина и К. К. Кудрявцева стала чемпионкой мира Л. Садчикова. Путь от новичков до призеров чемпионата мира среди юниоров прошли В. Зазерский (г. Сыктывкар, тренер В. В. Крылов). А. Меденников (г. Свердловск, тренер Ю. И. Деркач), И. Коврова (г. Коломна, тренер В. В. Рубин). Тренеры Горьковской, Свердловской и Челябинской областей в настоящее время готовят новое пополнение конькобежцев, и это не может не радовать. Хотелось, чтобы и другие тренеры брали с них пример. В организационной работе по подготовке резерва мы ощущаем повседневное внимание и помощь партийных комитетов и местных советских организаций, что дает возможность спорткомитетам на местах решать конкретные вопросы об улучшении условий для занятий конькобежным спортом, строительстве новых и оснащении реконструируемых спортивных баз и катков. |
|||
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ |
||||
В. А. Чайкин, тренер ДЮСШ, г. Киров |
||||
Развивать необходимые конькобежцу качества (быстрота, сила, выносливость, координация движений, воля, тактическое мышление) следует с детского возраста. В настоящей статье мы попытаемся проанализировать мнения специалистов, касающиеся некоторых вопросов начального периода занятий конькобежным спортом. Начальный период занятий — один из наиболее ответственных в подготовке конькобежца. В это время закладывается основа для дальнейшего роста спортивных результатов, прививается любовь к занятиям спортом. Многие считают, что обучать катанию на коньках можно уже в 5 — 6 лет (П. А. Ипполитов 1927; М. П. Соколов, 1959; Н. И. Петров, 1961 1969, 1975; Т. И. Осокина, 1966; А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов, 1966, и др.). Начало же регулярных занятий конькобежным спортом программой ДЮСШ предусмотрено с 10 — 11-летнего возраста по 3 двухчасовых занятия в неделю. Однако некоторые авторы говорят о возможности проведения таких занятий уже в |
8 — 9 лет (О. Г. Гончаренко, 1971; Г. К. Подарь, Е. П. Степаненко, 1971; В. В. Михайлов, Г. М. Панов, 1975, и др.). В таком же возрасте привлекают детей к занятиям конькобежным спортом в США, Норвегии, Канаде, ГДР (И. И, Бахрах, Е. А. Фомина, 1974; Г. М. Панов, 1975; М. И. Теплов, 1975). Количество часов занятий в неделю также рекомендуется различное. Так, Г. С. Михайлов и др. (1973) говорят о том, что уже много лет они проводят с начинающими конькобежцами не 3, а 4 — 6 занятий в неделю по 2 часа каждое, что позволяет повысить объем общей и специальной физической нагрузки и благодаря этому заложить прочный фундамент для будущих высоких спортивных результатов. Р. В. Петрашень и др. (1975) приводят планы подготовки конькобежцев 10 — 12 лет, где предусмотрено 5 — 6 тренировочных дней в неделю, благодаря чему объемы нагрузки несколько повышены по сравнению с рекомендуемыми программой. В. И. Кузнецов (1974) утверждает, что воз- |
|||
11 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |