Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

нировочных нагрузок; результаты и проблемы научных исследований в конькобежном спорте; идеологическая работа.

На практических занятиях разбирались вопросы о средствах и методах специальной скоростно-силовой подготовки, средствах развития выносливости, а также вопросы техники и тактики бега на короткие и длинные дистанции.

На семинарах выступили с докладами тренеры сборной команды СССР по спринту В. А. Муратов, В. С. Приставит, тренеры молодежных команд Б. М. Васильковский, Е. И. Лепешкин, Ю. Н. Ивашкин, научные работники Г. К. Подарь, А. И Безденежных, Е. Н. Красильников, Ю. А. Барышников, К. В. Барщук, а также государственный тренер Спорткомитета СССР В. А. Краюшкин. Семинар прослушали более 130 тренеров из 35 городов РСФСР.

В Российской Федерации работает большая группа тренеров-преподавателей. Они не только помогают совершенствовать конькобежцам спортивные, но и воспитывают в них лучшие гражданские качества. Горьковских спортсменов — В. Лескина, Г. Никитину, В. Бирина, Г. Панькову, А. Демидова — от новичков до членов сборной команды СССР, мастеров спор-

 

та международного класса подготовили и воспитали заслуженные тренеры РСФСР Р. Лисин, В. Акилов, тренеры Э. Косов, Л. Голованов. Под руководством заслуженных тренеров СССР В. С. Приставкина и К. К. Кудрявцева стала чемпионкой мира Л. Садчикова.

Путь от новичков до призеров чемпионата мира среди юниоров прошли В. Зазерский (г. Сыктывкар, тренер В. В. Крылов). А. Меденников (г. Свердловск, тренер Ю. И. Деркач), И. Коврова (г. Коломна, тренер В. В. Рубин).

Тренеры Горьковской, Свердловской и Челябинской областей в настоящее время готовят новое пополнение конькобежцев, и это не может не радовать. Хотелось, чтобы и другие тренеры брали с них пример.

В организационной работе по подготовке резерва мы ощущаем повседневное внимание и помощь партийных комитетов и местных советских организаций, что дает возможность спорткомитетам на местах решать конкретные вопросы об улучшении условий для занятий конькобежным спортом, строительстве новых и оснащении реконструируемых спортивных баз и катков.

 

 

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ


НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
В. А. Чайкин, тренер ДЮСШ, г. Киров
 

Развивать необходимые конькобежцу качества (быстрота, сила, выносливость, координация движений, воля, тактическое мышление) следует с детского возраста.

В настоящей статье мы попытаемся проанализировать мнения специалистов, касающиеся некоторых вопросов начального периода занятий конькобежным спортом.

Начальный период занятий — один из наиболее ответственных в подготовке конькобежца. В это время закладывается основа для дальнейшего роста спортивных результатов, прививается любовь к занятиям спортом.

Многие считают, что обучать катанию на коньках можно уже в 5 — 6 лет (П. А. Ипполитов 1927; М. П. Соколов, 1959; Н. И. Петров, 1961 1969, 1975; Т. И. Осокина, 1966; А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов, 1966, и др.). Начало же регулярных занятий конькобежным спортом программой ДЮСШ предусмотрено с 10 — 11-летнего возраста по 3 двухчасовых занятия в неделю. Однако некоторые авторы говорят о возможности проведения таких занятий уже в

 

8 — 9 лет (О. Г. Гончаренко, 1971; Г. К. Подарь, Е. П. Степаненко, 1971; В. В. Михайлов, Г. М. Панов, 1975, и др.). В таком же возрасте привлекают детей к занятиям конькобежным спортом в США, Норвегии, Канаде, ГДР (И. И, Бахрах, Е. А. Фомина, 1974; Г. М. Панов, 1975; М. И. Теплов, 1975).

Количество часов занятий в неделю также рекомендуется различное. Так, Г. С. Михайлов и др. (1973) говорят о том, что уже много лет они проводят с начинающими конькобежцами не 3, а 4 — 6 занятий в неделю по 2 часа каждое, что позволяет повысить объем общей и специальной физической нагрузки и благодаря этому заложить прочный фундамент для будущих высоких спортивных результатов.

Р. В. Петрашень и др. (1975) приводят планы подготовки конькобежцев 10 — 12 лет, где предусмотрено 5 — 6 тренировочных дней в неделю, благодаря чему объемы нагрузки несколько повышены по сравнению с рекомендуемыми программой.

В. И. Кузнецов (1974) утверждает, что воз-

Library   11   Up


Contents

 

Home
     
 

А. И. Ходорковский, тренер СДЮШС «Динамо», на занятиях со своими подопечными

Library   12   Up


Contents

 

Home
 

можность увеличения объема тренировочной нагрузки у конькобежцев 10 — 17 лет за счет средств развития аэробных возможностей организма в пределах 25% действующих норм благоприятно отражается как на состоянии кардиореспираторной функции, кардиодинамики и кислотно-щелочном равновесии, так и на спортивных достижениях спортсменов.

Исследования Н. А. Фомина (1968 — 1972), А. Г. Болдырева (1971), В. С. Боковца (1972) и др. показали, что юные спортсмены обладают высокими потенциальными возможностями в выполнении больших объемов тренировочных нагрузок.

Наметившаяся в последние годы тенденция к повышению объемов и интенсивности тренировочных нагрузок уже в детском возрасте, а также постоянное снижение возрастных границ, рекомендуемых для специализированных занятий, являются определенным залогом прогресса конькобежного спорта (В. Г. Половцев, 1970; Г. К. Подарь, Е. П. Степаненко, 1971; О. П. Лапаев, 1973; С. К. Макурин и др., 1975). Однако к увеличению тренировочных нагрузок надо подходить осторожно, учитывая в каждом конкретном случае условия проведения занятий и особенности вида спорта (В. Г. Половцев, 1973).

Рациональность применения повышенных объемов тренировочных нагрузок для юных конькобежцев, по мнению В. Г. Половцева, (1968), заключается в увеличении количества упражнений общей физической подготовки на протяжении всего года обучения и прежде всего в зимний период.

Направленность занятий не должна ограничиваться узкой специализацией. В группах начальной Подготовки основное внимание необходимо уделять разностороннему развитию юных конькобежцев, укреплению их здоровья, закаливанию организма (Р. Н. Травкина, 1965; П. Лерим, 1969; Г. К. Подарь, 1970; О. Г. Гончаренко, 1971; Е. П. Степаненко, 1971; Н. А. Фомин, В. П. Филин, 1972; Г. С. Михайлов и др., 1973; Н. С. Печёнкина, 1973; И. И. Альшевский, В. Г. Половцев, 1975; Г. М. Панов, 1975; Р. В. Петрашень и др., 1975).

Л. В. Фролова (1974), проводившая анкетный опрос среди тренеров, отмечает, что они на начальном этапе в подготовительном периоде отводят 80% времени средствам общей физической подготовки (ОФП) и 20% — специальной (СФП). В зимний период — только 10% времени средствам ОФП и 90% — совершенствованию техники бега и тренировке в беге на коньках. Далее ежегодно уменьшается (в среднем на 10%) объем работы по ОФП и увеличивается по СФП.

Г. К. Подарь (1970) рекомендует в первые два года занятий конькобежным спортом средства ОФП и СФП использовать в соотношении 7 : 3, В. Г. Половцев (1968) — 2:1.

 

Упражнения, способствующие разносторонней физической подготовке детей, должны планироваться не только как составная часть каждого тренировочного занятия, но и как самостоятельные дополнительные специальные уроки (лыжи, легкая атлетика, гимнастика и т. п.) (В. Г. Половцев, 1968).

Начальный этап занятий конькобежным спортом должен быть многоборным, обеспечивающим хорошую базу общей физической подготовки, способствующим в дальнейшем восприятию тренировочных нагрузок специальной направленности (С. Каледин, 1968; Т. Л. Дашкова и др., 1972; Я. Доубек, 1974).

Как считают многие ученые, наиболее благоприятным для освоения техники и заучивания определенного рисунка движений является период до полового созревания, поэтому одним из важнейших моментов в начальный период занятий конькобежным спортом, помимо общей физической закалки, является обучение скоростному бегу на коньках, усвоение юными спортсменами правильных двигательных навыков конькобежца (Р. Н. Травкина, 1965; О. Г. Гончаренко, 1971; Я. Доубек, 1974, и др.).

Дискуссионным является вопрос о том, на каких коньках целесообразнее проводить занятия с начинающими конькобежцами. Р. Н. Травкина (1965), Г. К. Подарь, Е. П. Степаненко (1971) и др. рекомендуют заниматься сразу на беговых коньках, И. И. Альшевский же и В. Г. Половцев (1973, 1975) считают, что на первых порах лучше использовать хоккейные коньки.

Необходимо учитывать психические особенности детей. Занятия с ними должны носить познавательный характер, хорошую эмоциональную окраску, быть разнообразными, интересными. С этой целью нужно шире использовать в занятиях всевозможные формы подвижных и спортивных игр, эстафет и т. д. (Р. Н. Травкина, 1965; Г. К. Подарь, 1970; О. Г. Гончаренко, 1971, 1972; И. И. Альшевский, В. Г. Половцев, 1973, 1975; Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов, 1975, и др.)ч Надо следить за тем, чтобы занятия не превращались в постоянные соревнования, иначе это может привести к чрезмерной нагрузке (М. И. Теплов, 1975).

По мнению Г. К. Подарь (1970), подвижные и спортивные игры в тренировке начинающих конькобежцев должны занимать не более 50% общего времени, отводимого на занятия.

И. И. Альшевский, В. Г. Половцев (1973) говорят о положительном эффекте занятий, в которых до 80% времени учебно-тренировочный материал преподносится в игровой форме.

Воспитание быстроты. Как показывают многочисленные исследования ученых, наиболее интенсивное развитие быстроты движений происходит главным образом до 15 — 16 лет (И. М. Яблоновский, 1948, 1949; И. М. Фрейберг, 1959;

 
Library   13   Up


Contents

 

Home
 

В. М. Корецкий, 1962; С. И. Гальперин, 1965; Л. Н. Жданов, 1967; и др.).

Имеются данные, указывающие на то, что дети 8 — 12 лет обладают преимуществом в развитии быстроты движений перед детьми более старших возрастов (А. В. Коробков, 1957, 1959; В. С. Фарфель, 1959; В. С. Топчиян, 1965; В. И. Власов, 1972; В. П. Филин, 1974, и др.).

В процессе воспитания быстроты необходимо стремиться к максимальному увеличению темпа движений, к обеспечению оптимальной их амплитуды и максимальному расслаблению не участвующих в работе групп мышц. Злоупотребление специальными упражнениями приводит к потере легкости и свободы движений. Наиболее эффективным упражнением является бег — одно из самых естественных движений человека (В. П. Филин, 1974). К эффективным средствам воспитания быстроты на этапе начальной спортивной подготовки можно отнести также подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений, прыжки. Эти упражнения следует включать в первую часть занятия, когда конькобежец еще не утомлен (М. И. Теплов, 1975).

Воспитание выносливости. Способность к предельно длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности принято считать выносливостью. В практике спорта выделяют несколько видов выносливости: общую, специальную, скоростную, силовую, к статическим упражнениям (Н. В. Зимкин и др., 1955; Н. Н. Яковлев, 1966; Я. А. Эголинский, 1966; В. М. Зациорский, 1966; Р. Е. Мотылянская, 1969, и др.).

До 60-х годов воспитание выносливости осуществляли преимущественно в постпубертатном периоде. Однако, как показывают исследования в основном последнего десятилетия (В. С. Фарфель, 1964; В. П. Филин, В. Е. Горшков, 1968; В. П. Филин, 1969; Н. Labitzke, 1969; Y. Balsewitsch, 1970; Zwinger H., 1973; H. Inrtler и др., 1974), дети уже в 8 — 11 лет обладают хорошими моторными предпосылками к тренировкам на выносливость.

A. Kagaja, H. Tkai (1970), изучая влияние тренировки на мышечную выносливость и кровоток, установили, что у детей мышечная выносливость повышалась в результате тренировки в большей степени, чем у взрослых, что говорит о большей приспособленности периферической сосудистой системы детей к данной тренировке. По их мнению, приспособительная реакция к возрастающим нагрузкам у детей лучше, чем у взрослых, и это создает благоприятные условия для целенаправленного воспитания выносливости в раннем возрасте.

Общая выносливость является базой для развития специальной выносливости (В. С. Фарфель, 1964; В. П. Филин, 1969; В. В. Михайлов, Г. М. Панов, 1975). На этапе началь-

 

ной подготовки юных конькобежцев упражнения для воспитания общей выносливости должны выполняться с умеренной и средней интенсивностью, которая, по мнению Г. К. Подарь, Е. П. Степаненко (1971), у детей 10 — 12 лет должна составлять 50% максимальной.

Основными средствами для воспитания общей выносливости могут служить бег, быстрая ходьба, плавание, лыжный спорт.

Воспитание гибкости. Чтобы совершать движения по широкой амплитуде, необходимо обладать хорошей подвижностью в суставах, или гибкостью. Недостаточная растянутость мышц тормозит процесс овладения двигательными навыками, сдерживает достижение высоких спортивных результатов (Г. Г. Топальян, 1953; Е. П. Васильев, 1966; Р. А. Белов, 1967, и др.). Многие авторы отмечают огромное значение гибкости для координации движений, считая, что хорошая гибкость позволяет выполнять различные движения с большей легкостью и быстротой. Движения становятся ловкими, экономными, а многократное выполнение сгибаний и разгибаний непосредственно связано с проявлением выносливости (Н. Г. Озолин, 1953, 1962; Н. Н. Яковлев и др., 1960; В. М. Дьячков, 1967, и др.).

Для успешной двигательной деятельности в избранном виде спорта чаще всего требуется наличие повышенной («с запасом») гибкости, которая совершенствуется путем специальных упражнений (Н. Я. Алисов, 1971; Ф. Л. Доленко, 1975, и др.).

Подвижность в суставах по своему характеру высоко специфична. Хорошая подвижность в каком-либо одном суставе в одном направлении не влияет на увеличение амплитуды в этом же суставе в другом направлении и не сказывается на гибкости в других суставах (М. L. Harris, 1969).

Для конькобежца наибольшее значение имеет уровень развития подвижности в голеностопных (тыльное и подошвенное сгибание стопы), коленных (сгибание и разгибание голени) и тазобедренных суставах (сгибание и разгибание, отведение и приведение) (Ф. Л. Доленко, 1967, 1972; Г. М. Панов, 1972, и др.).

Многие авторы (А. М. Шлемин, 1950; С. В. Янасис, 1958, и др.) отмечают, что гибкость должна находиться в определенном соотношении с мышечной силой.

Известно, что гибкость наиболее успешно развивается в детском возрасте и, по данным Б. В. Сермеева (1964), Р. А. Белова (1967), L. Saario (1961) и др., достигает максимума к 15 — 16 годам у мальчиков и к 13 — 14 — у девочек, поэтому упражнения для развития гибкости обязательно необходимо использовать в занятиях с юными конькобежцами. Упражнений «на растягивание» наравне с другими общеразвивающими упражнениями обычно включаются в первую часть занятия, при подготовке

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

двигательного аппарата и организма в целом к последующей работе, а также проводятся в конце основной части либо в специально отведенное для этого время (М. Л. Укран, 1958; К. X. Грантынь, Л. П. Орлов, 1958; В. М. Смолевский, 1961; Ю. З. Захарьянц, Е. К. Жуков, 1961; Л. П. Семенов, 1964 и др.).

Дозировка упражнений для развития гибкости у детей, по мнению В. П. Филина (1965), должна быть небольшой, а интервалы отдыха между упражнениями короче, чем при развитии выносливости, быстроты.

Выполнение большого количество движений, связанных с разгибанием стопы, может неблагоприятно отразиться на своде стопы ребенка. Профилактикой этого может служить строго индивидуальный подход к дозировке упражнений, а также выполнение упражнений для подошвенных мышц стопы (подскоки на носках, ходьба на носках и т. п.) (Ф. Л. Доленко, 1975).

Воспитание ловкости, координации движений. Ловкость может быть охарактеризована как умение по возможности быстро и наиболее точно решать определенные двигательные задачи (Н. А. Бернштейн, 1947). Для этого необходимо должным образом согласовать движения во времени и пространстве. Достижение подобной согласованности определяется координационными способностями.

Установлено, что в возрасте 10 — 12 лет как у мальчиков, так и у девочек развитие точности управления движениями в пространстве при использовании физических упражнений для тренировки устойчивости вестибулярных реакций протекает более интенсивно, чем в других школьных возрастах (В. Н. Болобан, 1971).

Совершенствование координации движений, ловкости осуществляется, как правило, посредством выполнения упражнений с повышенной координационной сложностью, а также в изменяющихся внешних условиях (например, во время спортивных и подвижных игр).

Воспитание мышечной силы. Мышечная сила — способность человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему путем мышечного напряжения (В. П. Филин, 1974).

К 17 — 20 годам уровень развития максимальной мышечной силы приближается к уровню взрослых. Наибольший прирост ее разные авторы относят к разным возрастным периодам. Это, как отмечает А. В. Коробков (1956), происходит потому, что функциональные возможности различных групп мышц возрастают неодинаково. Но все же основным периодом увеличения мышечной силы считают возраст с 12 — 13 до 16 — 17 лет (И. М. Яблоновский, 1933, 1948, 1966; Н. В. Зимкин, 1956; А. В. Коробков, 1962; Ф. Г. Казарян, 1965; В. Т. Чичикин, 1969, и др.). Имеются некоторые различия во времени наиболее интенсивного прироста си-

 

лы у мальчиков и девочек. У девочек она наблюдается в 11 — 13 лет (В. Т. Чичикин), у мальчиков — в 14 — 17 (Ф. Г. Казарян).

Мнения специалистов расходятся в вопросе о возможности развития силы в детском и подростковом возрасте. Некоторые считают, что на первом этапе многолетней подготовки спортсмена целесообразно улучшать координацию движений, развивать ловкость, прыгучесть, так как в дальнейшем эти качества менее поддаются совершенствованию. Силовые же качества следует развивать по достижении половой зрелости, т. е. с 14 — 15 лет у девочек и с 16 — 17 — у мальчиков (H. Milicer, 1968).

Однако большинство специалистов, особенно в последнее десятилетие, высказывает мнение о возможности использования силовых упражнений в занятиях с детьми, конечно, при строго индивидуальном подходе и осторожности в выборе средств и методов (G. Thiess, G. Siebmann, 1959; З. И. Кузнецова, 1962, 1968; Ф. Г. Казарян, 1964, 1966; А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов, 1966; П. Минков, М. Якимов, 1966; В. А. Булкин, 1968; С. В. Журавлёва, 1971, и др.).

В первые годы занятий конькобежным спортом должна проводиться общая силовая подготовка, обеспечивающая всестороннее развитие всех основных мышц тела. С ростом мастерства объем общей силовой подготовки уменьшается, уступая место целенаправленной специальной силовой подготовке.

В начальный период тренировки силовые упражнения должны быть естественными, а основным отягощением может служить собственный вес тела (О. П. Лапаев, 1973; X. X. Гафуров, 1975, и др.).

По мнению З. И. Кузнецовой (1972), нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям.

В младшем школьном возрасте можно и нужно воспитывать все двигательные качества. В то же время воспитание одного из них влияет на повышение других, что говорит о существовании взаимной обусловленности между основными физическими качествами (Н. В. Зимкин, 1956; В. С. Фарфель, 1960; В. М. Зациорский, 1970; А. В. Симонов, 1973, и др.).

Наиболее приемлемой в младшем школьном возрасте является работа аэробной направленности, в основном равномерного характера (В. В. Михайлов, Г. М. Панов, 1975; Р. В. Петрашень и др.; 1975; М. И. Теплов, 1975, и др.).

Необходимо проявлять осторожность при дозировании повторных физических нагрузок максимальной интенсивности (В. Г. Половцев и др., 1967).

Интервальная тренировка (в ее классической форме) едва ли подходит для работы с детьми 7 — 12 лет (М. И. Теплов, 1975).

Для детей 10 — 12 лет допустимы кратко-

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

временные (10 — 15 сек.) физические нагрузки высокой интенсивности, например ускорения или прохождение отрезка дистанции с повышенной скоростью (В. Г. Половцев, 1972).

У детей двигательный аппарат (мышцы, связки) отстает в своем развитии от сердечнососудистой и дыхательной систем организма. Поэтому такая асинхронность в развитии при «жесткой» тренировке может привести к травмам опорно-двигательного аппарата, психическому перенапряжению (П. Лерим, 1971).

Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов (1975) считают, что «мягкие» режимы тренировки — надежная гарантия сохранения здоровья и высокой спортивной работоспособности детей и подростков.

О наибольшей приемлемости и высокой эффективности нагрузок со средней интенсивностью для юных спортсменов говорят Я. Доубек (1974), С. К. Макурин и др. (1975), В. Г. Половцев (1975) и др.

Совершенно недопустимо тренировочные занятия детей превращать в средство форсированного натаскивания на результат. От погони за «быстрыми секундами» в детском возрасте страдают в первую очередь наиболее способные и талантливые дети (И. И. Альшевский, В. Г. Половцев, 1973; Ю. А. Парышкин и др., 1973).

Деление годичного тренировочного цикла на периоды у начинающих конькобежцев сугубо условно. Так, переходный период может отсутствовать, а это время используется для дальнейшего развития физических качеств (Г. К-Подарь, Е. П. Степаненко, 1971).

К наиболее часто рекомендуемым средствам тренировки начинающих конькобежцев относят следующие: ходьбу; бег с различной интенсивностью и длительностью; общервзвивающие и гимнастические упражнения, доступные детям младшего школьного возраста; катание на коньках; плавание; подвижные игры и спортивные игры по упрощенным правилам; пригибную ходьбу; подводящие упражнения; прыжковые упражнения; катание на лыжах; подводящие беговые упражнения (бег с высоким подниманием бедра, бег с забрасыванием голени назад, семенящий бег); некоторые специальные упражнения для развития физических качеств (ловкости, координации движений, быстроты). Несколько слов хочется сказать о причинах отсева из ДЮСШ, особенно в первые годы занятий спортом. По данным В. Г. Половцева (1970), к 20-летнему возрасту остается около 8 — 10% конькобежцев, которые приступили к систематическим занятиям в 10 — 12 лет. Подавляющее большинство детей мотивируют свой уход из спортивных секций отсутствием

 

интереса к занятиям, усталостью. Мы полагаем, что многое здесь зависит от заинтересованности и квалификации детских тренеров.

Большое значение в последние несколько лет придается открытию в общеобразовательных школах специализированных классов, спортивную работу в которых ведут тренеры ДЮСШ.

Режим дня спецклассов строится в зависимости от особенностей вида спорта, возраста детей таким образом, чтобы занятия спортом благоприятно сочетались с учебой в школе, своевременным питанием и отдыхом. В спецклассе возможны ежедневные двухразовые занятия физическими упражнениями. Немалую роль в формировании моральных качеств у юных спортсменов играет классный коллектив, который формируется в процессе совместных занятий спортом.

Положением о спецклассах предусматривается их открытие с 4-го класса, т. е. с 10-летнего возраста занимающихся.

Изучая работу спецклассов по плаванию, легкой атлетике и некоторым другим видам спорта в 18 школах Москвы, Свердловска, Челябинска в течение февраля — марта 1976 г., мы убедились, что дети из спецклассов не только хорошо успевают в школе, но и плодотворно занимаются спортом. В пользу проведения данной работы высказались также тренеры и учителя.

Однако в конькобежном спорте работа по организации спецклассов пока еще ведется очень медленно. Это, по-видимому, происходит потому, что данная работа, особенно на начальном этапе, встречается с большими трудностями организационного и методического порядка, является малоизученной.

Считая перспективной форму подготовки будущих конькобежцев в спецклассах, с 1975/76 г. мы организовали в Кирове работу двух спецклассов на базе СДЮШОР «Дымка». Проведен отбор детей, начата специальная работа в общеобразовательной и спортивной школах, в загородном летнем лагере.

Мы остановились лишь на некоторых вопросах начальной подготовки юных конькобежцев. Уже из этого краткого анализа видно, что данную проблему не следует считать полностью изученной, мнения специалистов по ряду вопросов весьма разноречивы, порой сомнительны и не всегда подкрепляются экспериментальными данными. Поиски наиболее оптимальных вариантов построения учебно-тренировочного процесса на начальном этапе занятий конькобежным спортом (в том числе и работу в спецклассах) необходимо продолжать.

 
Library   16   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало