|
В. М. Корецкий, 1962; С. И. Гальперин, 1965; Л. Н. Жданов, 1967; и др.).
Имеются данные, указывающие на то, что дети 8 — 12 лет обладают преимуществом в развитии быстроты движений перед детьми более старших возрастов (А. В. Коробков, 1957, 1959; В. С. Фарфель, 1959; В. С. Топчиян, 1965; В. И. Власов, 1972; В. П. Филин, 1974, и др.).
В процессе воспитания быстроты необходимо стремиться к максимальному увеличению темпа движений, к обеспечению оптимальной их амплитуды и максимальному расслаблению не участвующих в работе групп мышц. Злоупотребление специальными упражнениями приводит к потере легкости и свободы движений. Наиболее эффективным упражнением является бег — одно из самых естественных движений человека (В. П. Филин, 1974). К эффективным средствам воспитания быстроты на этапе начальной спортивной подготовки можно отнести также подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений, прыжки. Эти упражнения следует включать в первую часть занятия, когда конькобежец еще не утомлен (М. И. Теплов, 1975).
Воспитание выносливости. Способность к предельно длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности принято считать выносливостью. В практике спорта выделяют несколько видов выносливости: общую, специальную, скоростную, силовую, к статическим упражнениям (Н. В. Зимкин и др., 1955; Н. Н. Яковлев, 1966; Я. А. Эголинский, 1966; В. М. Зациорский, 1966; Р. Е. Мотылянская, 1969, и др.).
До 60-х годов воспитание выносливости осуществляли преимущественно в постпубертатном периоде. Однако, как показывают исследования в основном последнего десятилетия (В. С. Фарфель, 1964; В. П. Филин, В. Е. Горшков, 1968; В. П. Филин, 1969; Н. Labitzke, 1969; Y. Balsewitsch, 1970; Zwinger H., 1973; H. Inrtler и др., 1974), дети уже в 8 — 11 лет обладают хорошими моторными предпосылками к тренировкам на выносливость.
A. Kagaja, H. Tkai (1970), изучая влияние тренировки на мышечную выносливость и кровоток, установили, что у детей мышечная выносливость повышалась в результате тренировки в большей степени, чем у взрослых, что говорит о большей приспособленности периферической сосудистой системы детей к данной тренировке. По их мнению, приспособительная реакция к возрастающим нагрузкам у детей лучше, чем у взрослых, и это создает благоприятные условия для целенаправленного воспитания выносливости в раннем возрасте.
Общая выносливость является базой для развития специальной выносливости (В. С. Фарфель, 1964; В. П. Филин, 1969; В. В. Михайлов, Г. М. Панов, 1975). На этапе началь-
|
|
ной подготовки юных конькобежцев упражнения для воспитания общей выносливости должны выполняться с умеренной и средней интенсивностью, которая, по мнению Г. К. Подарь, Е. П. Степаненко (1971), у детей 10 — 12 лет должна составлять 50% максимальной.
Основными средствами для воспитания общей выносливости могут служить бег, быстрая ходьба, плавание, лыжный спорт.
Воспитание гибкости. Чтобы совершать движения по широкой амплитуде, необходимо обладать хорошей подвижностью в суставах, или гибкостью. Недостаточная растянутость мышц тормозит процесс овладения двигательными навыками, сдерживает достижение высоких спортивных результатов (Г. Г. Топальян, 1953; Е. П. Васильев, 1966; Р. А. Белов, 1967, и др.). Многие авторы отмечают огромное значение гибкости для координации движений, считая, что хорошая гибкость позволяет выполнять различные движения с большей легкостью и быстротой. Движения становятся ловкими, экономными, а многократное выполнение сгибаний и разгибаний непосредственно связано с проявлением выносливости (Н. Г. Озолин, 1953, 1962; Н. Н. Яковлев и др., 1960; В. М. Дьячков, 1967, и др.).
Для успешной двигательной деятельности в избранном виде спорта чаще всего требуется наличие повышенной («с запасом») гибкости, которая совершенствуется путем специальных упражнений (Н. Я. Алисов, 1971; Ф. Л. Доленко, 1975, и др.).
Подвижность в суставах по своему характеру высоко специфична. Хорошая подвижность в каком-либо одном суставе в одном направлении не влияет на увеличение амплитуды в этом же суставе в другом направлении и не сказывается на гибкости в других суставах (М. L. Harris, 1969).
Для конькобежца наибольшее значение имеет уровень развития подвижности в голеностопных (тыльное и подошвенное сгибание стопы), коленных (сгибание и разгибание голени) и тазобедренных суставах (сгибание и разгибание, отведение и приведение) (Ф. Л. Доленко, 1967, 1972; Г. М. Панов, 1972, и др.).
Многие авторы (А. М. Шлемин, 1950; С. В. Янасис, 1958, и др.) отмечают, что гибкость должна находиться в определенном соотношении с мышечной силой.
Известно, что гибкость наиболее успешно развивается в детском возрасте и, по данным Б. В. Сермеева (1964), Р. А. Белова (1967), L. Saario (1961) и др., достигает максимума к 15 — 16 годам у мальчиков и к 13 — 14 — у девочек, поэтому упражнения для развития гибкости обязательно необходимо использовать в занятиях с юными конькобежцами. Упражнений «на растягивание» наравне с другими общеразвивающими упражнениями обычно включаются в первую часть занятия, при подготовке |
|