Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
М. С. Расин, В. С. Воеводкина, заслуженный тренер РСФСР, Омск
 

До настоящего времени еще не выработаны конкретные рекомендации по методике многолетнего воспитания скоростно-силовых качеств, не приведены в систему средства развития динамической и «взрывной силы» мышц юных спортсменов, а эти качества необходимы конькобежцам в первую очередь. В научно-методической литературе мы не нашли работ, в кото-

 

рых экспериментально были бы обоснованы меры определения и прогнозирования оптимальных тренировочных нагрузок в скоростно-силовых упражнениях на начальном этапе тренировки, и при использовании их в настоящее время преобладает чисто эмпирический подход. Рекомендации же для взрослых спортсменов высокой квалификации не могут быть перене-

 

Таблица 1

Объем тренировочной нагрузки в период с ноября по март

Средства тренировки

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Всего

Количество тренировок . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

15

15

16

16

77

Количество соревнований . . . . . . . . . . . . . . . . .

1/100 м

1/100 м

1/200 м 400 м

3/500 м 200 м

6

Бег (км) в разминке и конце занятия . . . . . . . . .

25

26

17

16

17

101

Обще развивающие упражнения (час.) . . . . . . .

3,5

3,5

3

5

4,5

19,5

Подвижные и спортивные игры (час.) . . . . . . .

4,6

5,5

5,5

5,5

4

25,1

Плавание (час.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3,5

3

6,5

Обучение и бег на коньках (час.) . . . . . . . . . . . .

7,5

7,5

8

8

8,5

39,5

Прыжковые упражнения (кол-во) . . . . . . . . . . .

300

880

1000

900

810

3890

Соотношение одиночных и серийных отталкиваний (%) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10:90

20:80

35:65

35:65

30:70

26:72

Ледовые тренировки (час.) . . . . . . . . . . . . . . . . .

24

24

24

26

26

124

Тренировки в спортзале (час.) . . . . . . . . . . . . . .

16

16

16

16

16

80

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

сены в практику тренировки юных спортсменов, так как они не связаны с конкретным уровнем развития прыгучести, величиной тренировочных нагрузок и другими важными составляющими компонентами тренировочного процесса.

Многие авторы, например Г. К. Подарь, Е. П. Степаненко (1971), В. Г. Половцев, Г. М. Панов (1977), Ю. В. Барышников (1978), В. В. Чайкин (1978) и др., считают основными средствами тренировки в начальный период обучения ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения, прыжковые упражнения, подвижные и спортивные игры, обучение бегу на коньках. Исходя из этого, в процессе разработки программы по ско-ростно-силовой подготовке мы подобрали комплекс прыжковых упражнений, подвижных игр и эстафет, а также круговые тренировки скоростно-силовой направленности для занятий в спортивном зале. На стадионе были приготовлены специальные сооружения для выполнения прыжковых упражнений: лестничные пирамиды-марши, приспособления из старых покрышек (Г. М. Панов, 1978), а также перекладина с различными по длине ориентирами-фишками, раскрашенными в разные цвета. Тренировочная программа предусматривала увеличение объема отталкиваний в прыжковых упражнениях в целях развития «взрывной силы» и скоростно-силовой выносливости.

Были созданы две экспериментальные группы (мальчики, девочки) и одна контрольная (мальчики), возраст испытуемых 10 лет. Экспериментальные группы тренировались по разработанной нами программе, а контрольная группа тренировалась по общепринятой методике на основе программного материала для ДЮСШ.

 

С первых занятий на льду экспериментальные группы обучались технике простого ката­ ния. Ребята выполняли различные упражнения на равновесие, скольжение, отталкивание. При этом наибольшее внимание уделялось постановке конька и переносу веса тела на опорную ногу. Дети осваивали технику катания на простых коньках, а к февралю перешли на беговые. Наши наблюдения эффективности начального обучения на простых коньках подтверждаются результатами исследований И. И. Альшевского (1973).

Тренировочная неделя состояла из трех занятий на ледовом стадионе и одного в спортзале. С января мы включили в недельный тренировочный цикл одно занятие в плавательном бассейне. На льду во время тренировки дети выполняли общеразвивающие, прыжковые упражнения, а также обучались катанию и бегу на коньках. На занятиях также проводились различные эстафеты, подвижные игры и хоккей с мячом.

В вводной и заключительной частях занятия дети пробегали трусцой 800 — 1000 м. На ледовых тренировках основное внимание уделялось воспитанию «взрывной силы», при этом использовались приготовленные нами прыжковые сооружения. Ребята выполняли одиночные прыжки вверх и в глубину с отскоком (высота скамейки 30 см).

На тренировках в спортзале для воспитания «взрывной силы» и скоростно-силовой выносливости мы вводили круговые прыжковые комбинации, эстафеты, подвижные игры и баскетбол по упрощенным правилам. Дети выполняли прыжковые упражнения в форме одиночных и серийных отталкиваний. Учитывая то,

Таблица 2

 

Некоторые показатели скоростно-силовой подготовленности групп

(10 лет)

Упражнения

Группы*

Ноябрь 1978 M±m

Апрель 1979 M±m

Прирост абс/%

Бег 30 м (с)

Э

К

7,9±0,2

5,8±0,02

5,2±0,14

5,5±0,1

-2,7/41,2

-0,3/5,3

Прыжок вверх (см)

Э

К

34±1,13

32±0,26

35,5±1,9

32,5±0,86

1,5/4,32

0,5/1,5

Прыжок в длину (см)

Э

К

162±4,3

151±0,9

170±6,0

154±2,8

8/4,82

3/1,9

Тройной прыжок (см)

Э

К

483±12,0

462±3,6

515±20,7

468±4,1

32/6,41

6/1,2

* Э — экспериментальная; К — контрольная.

Library   18   Up


Contents

 

Home
 

что в детском возрасте занимающиеся быстро утомляются при выполнении однообразных упражнений, мы применяли приготовленный нами комплекс из 30 различных прыжковых упражнений, эстафет и подвижных игр. В спортзале использовался лестничный марш, выполнялись прыжки сверху вниз (уступающий режим работы) и снизу вверх (преодолевающий).

В табл. 1 представлен выполненный объем нагрузки за зимний период обучения.

Основные контрольные обследования физического развития и физической подготовленности проводились в период с ноября по апрель. В программу обследования вошли общепринятые тесты по скоростно-силовой подготовленности (табл. 2). Кроме этого, мы исследовали динамику временных и силовых показателей

 

«взрывной силы» и скоростно-силовой выносливости каждого занимающегося с помощью тензометрической платформы и специальных устройств.

К завершению зимнего сезона дети экспериментальных групп намного быстрее освоили технику скоростного бега на коньках, чем контрольной группы. Все выполнили юношеские разряды, а лучшие участвовали на Всесоюзных соревнованиях «Серебряные коньки» в Свердловске.

Анализ первоначального этапа педагогического эксперимента показал, что занятия по вновь разработанной программе тренировок оказались более эффективными в отношении развития прыгучести юных конькобежцев, чем по общепринятой.

 

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
С. К. Макурин, А. В. Белоглазов,
СДЮШОР № 1 Челябинск
 

Современная система и методы тренировки юных конькобежцев характерны увеличением физических нагрузок на всех этапах подготовки. Это обуславливает высокие требования к поэтапному и текущему контролю в учебно-тренировочном процессе спортсменов. Квалификационные нормативы Единой всесоюзной спортивной классификации остаются главными в оценке результатов этого процесса, в то же время становится очевидной необходимость дополнения их рядом других показателей, в частности физического и функционального развития спортсменов, их двигательных качеств и состояния здоровья.

Для работы ДЮСШ практический интерес представляют возрастные нормы всех этих данных, так называемые модельные характеристики, в соответствии с которыми могут быть внесены коррективы в тренировку юных конькобежцев.

Для этой цели в СДЮШОР № 1 Челябинска проведены комплексные обследования (тестирование) конькобежек от 10 до 18 лет. Программа тестирования включала измерения веса и длины тела спортсменок, жизненной емкости и максимальной вентиляции легких, частоты пульса и величин газообмена в состоянии покоя. Проведено функциональное тестирование — определение величин максимального потребления кислорода, показателей физической работоспособности при пульсе 170 ударов в минуту. Одновременно определялся уровень раз-

 

вития двигательных качеств спортсменок по результатам упражнений по общей физической подготовленности.

По данной программе обследованы все конькобежки — учащиеся СДЮШОР, каждая возрастная группа (10 — 12, 13 — 14, 15 — 16 и 17 — 18 лет) включала от 87 до 42 человек.

В результате статистической обработки составлены нормативы для каждой группы спортсменок. Диапазон каждого показателя определяется (с некоторыми поправками) как различие средней арифметической величины всей обследованной группы и средней из первых пяти лучших результатов в группе (см. таблицу).

Полученные данные расширяют представление о влиянии занятий конькобежным спортом на функциональные системы организма спортсменок. Например, некоторые показатели дыхания превышали так называемые «должные» величины для каждой возрастной группы на 10 — 30% (ЖЕЛ, MBЛ).

Диапазон показателей позволяет индивидуализировать их оценку и вносить соответствующие коррективы в направленность тренировочного процесса.

Представляется, что использование этих нормативов может способствовать реальной оценке спортивных достижений юных конькобежек (зачастую связанной с их переоценкой), и, вместе с тем, содействовать совершенствованию методики и системы подготовки спортсменок в ДЮСШ.

Library   19   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало