|
конца отталкивания, сохраняется хороший наклон голени.
По окончании толчка правой (кадры 6, 12) мы вновь хотим обратить внимание на сильный крен левой ноги и всего конькобежца. Спортсмен должен немедленно, без всяких пауз начать толчок левой, иначе его свалит внутрь круга. Этому положению можно противопоставить другое, особенно распространенное среди женщин, когда левая нога почти вертикальна, колено свалено на «Х»-образное положение, и прежде чем оттолкнуться левой, на нее надо сначала натолкнуть туловище. Беспрерывных отталкиваний при этом добиться нельзя.
Левый конек при постановке его на лед у Хейдена оптимально развернут от бровки (кадры 11, 12), что позволяет делать во время отталкивания левой смещение от опоры не только внутрь круга, но и вперед.
Особенно четко в беге по повороту уход вперед от опорного конька можно наблюдать на последних шагах перед выходом на прямую. Вместо этого часть наших мастеров начинают
|
|
«заталкивать» — «пропихивать» левую ногу под правую.
Проследим за движением левого конька у Хейдена в переносной фазе. Было бы более целесообразно положение развернутого конька (кадры 7, 9) сохранить на всем пути его подтягивания и постановки. Вместо этого (кадр 10) конек почти развернут к бровке с одновременным разворотом и левого колена. В дальнейшем конек снова разворачивается от бровки (кадр 11).
В начале подтягивания правой ноги и толчка левой он излишне приподнимает правую половину таза (кадры 12 и далее), излишне вставая на левой. Плечи (а не таз) излишне смещены внутрь круга.
У Хейдена меньше, чем у остальных, коньки развернуты от бровки как по окончании толчка (кадры 1, 6, 7, 12), так и при постановке конька на лед (кадр 11).
Правый конек оканчивает отталкивание в положении: носок правого против пятки левого,(кадры 5, 6). |
|
При педагогическом контроле в процессе занятий конькобежным спортом приходится оценивать технику бега на основе зрительного наблюдения, например при работе с детьми или студентами факультета физического воспитания. В специальной литературе нам удалось найти разработки для оценки по десятибалльной системе лишь имитации бега на коньках (К. К. Кудрявцев, 1958, 1960).
Известно, что стандартной техники, рациональной для любых условий и скоростей бега, не существует. Мы различаем варианты техники скоростные и варианты, приспособленные для плохих условий и малых скоростей при пробегании дистанций на стандартных дорожках. Эти варианты характеризуются различными направлениями движения коньков относительно дорожки, а также различными исходными положениями перед отталкиванием.
При оценке техники за основу следует брать элементы, свойственные скоростному варианту, потому что конькобежец, имеющий даже отличную оценку в «нескоростном» варианте, сможет выглядеть относительно сильным лишь при плохих условиях бега и никогда не покажет абсолютно высоких результатов. В связи со сказанным выше бег по повороту для оценки техники следует проводить по дугам произвольного радиуса (лучше всего не на дорожке, а на площадке, например в центре поля), так как
|
|
при этом условии элементы скоростного варианта можно выполнять практически на любой скорости, что не всегда возможно при беге по стандартной дорожке.
Подход к оценке техники занимающихся (от новичков до мастеров) должен быть совершенно-равноценным, т. е. ко всем предъявляются одинаковые требования. Считаем нецелесообразным оценивать технику раздельно по возрастным группам и подготовленности занимающихся, прощать погрешности молодым и выставлять им высокие (на дампом этапе) оценки. Новичок или спортсмен низкой квалификации не может, на наш взгляд, иметь высокую оценку, несмотря на то, что он — лучший в группе. Оценка должна повышаться из года в год вместе с ростом квалификации спортсмена.
Мы предлагаем оценивать технику из пяти баллов с точностью до 0,1 : 5 баллов — «отлично» (техника бега без видимых ошибок), 4,9 — 4 — «хорошо» (с небольшими погрешностями в деталях), 3,9 — 3 — «удовлетворительно» (с малыми погрешностями в основах), 2,9 — 2 — «плохо» (с грубыми ошибками в основах), 1,9 — 0,1 — «очень плохо» (занимающийся способен лишь передвигаться на коньках, грубо нарушая основы техники), ноль — пет техники (занимающийся не способен передвигаться на коньках). |