Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

нии велоэргометрической пробы со ступенчато-повышающейся нагрузкой до отказа, а в беге на коньках — после дистанции 3000 м, где (как показали исследования) образуется самый высокий уровень концентрации молочной кислоты. С точки зрения методики подготовки конькобежца наиболее высокие величины этого пока-

 

зателя должны быть на пике спортивной формы. Если же спортсмен достигает высоких показателей в подготовительном периоде, то следует пересмотреть его дальнейшую тренировочную программу в сторону снижения интенсивности и увеличения доли упражнений аэробного воздействия.

 

 

ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОНЬКОБЕЖЕК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

   
И. В, Абсалямова, кандидат педагогических наук А. Ф. Синяков, кандидат медицинских наук, ГЦОЛИФК
 

В практике спортивной тренировки все большее значение придается диагностике физической работоспособности спортсменов по тесту PWC170 (В. Л. Карпман и др., 1978; А. Ф. Синяков, 1974, 1975, 1979, и др.). Данные, полученные в результате проведения этого теста, дают важную информацию, необходимую для контроля за ходом тренировочного процесса. Особенно важна такая информация для спортсменов циклических видов спорта, где тренировка направлена на преимущественное развитие выносливости. Это связано с тем, что величина PWC170 зависит от показателей максимального потребления кислорода, относительного объема сердца и систолического выброса (В. Л. Карпман и др., 1972, 1974, 1978), т. е. показателей, характеризующих деятельность кардиореспираторной системы спортсмена, которая, как хорошо известно, ограничивает его возможности в транспорте кислорода.

Подчеркивая важность определения физической работоспособности по тесту PWC170, следует заметить, что тестирование может быть проведено лишь в условиях лаборатории и требует наличия велоэргометра, а это ограничивает широкое применение пробы PWC170. Однако в последнее время стали определять физическую работоспособность по тесту PWC170 с использованием беговых нагрузок (З. Б. Белоцерковский, В. Л. Карпман, А. А. Кириллов, 1977). Такое тестирование подкупает как простотой выполнения, так и тем, что при тестировании используется не велоэргометрическая, а беговая нагрузка, являющаяся специфической для любого человека (бег представляет собой естественные движения человека).

Поскольку величина физической работоспособности по беговому варианту теста PWC170 у спортсменок еще не изучалась, нами было проведено тестирование группы высококвалифицированных конькобежек (для сравнения группы фигуристок высокой квалификации).

Методика определения физической работоспособности заключалась в следующем: спорт-

 

сменкам задавались последовательно две беговые нагрузки, выполнять которые предлагалось в равномерном темпе. Затем сразу же подсчитывалась частота сердечных сокращений за 10 с (с пересчетом на минуту). Первая дистанция составляла 600 м, причем каждые 200 м спортсменки должны были пробегать примерно за 80 с. Вторая дистанция была 800 м. Время пробегания этой дистанции примерно то же,-что и время пробегания первой. Второй забег выполнялся с несколько большей скоростью (каждые 200 м дистанции преодолевались примерно за 60 с). Между первой и второй нагрузками спортсменкам предоставлялся пятиминутный отдых. Расчет физической работоспособности производился по уравнению, предложенному В. Л. Карпманом и сотр. (1969), которое для данного случая выглядело следующим образом:

 

                                                 170 — f1
PWC170 (V) = V1 + (V2 —V1 ) ————— ,
                                                  f2 — f1

 

где PWC170 (V) — физическая работоспособность, выраженная в величинах скорости бега в м/с при пульсе 170 уд/мин; V1 — скорость пробегания первой дистанции; V2 — скорость пробегания второй дистанции; f1 и f2 — частоты сердечный сокращений на первой минуте восстановительного периода после пробегания первой и второй дистанций.

Следует заметить, что в данном случае физическая работоспособность выражалась уже не в кгм/мин (как при тестировании на велоэргометре), а в величинах скорости бега в м/с при пульсе 170 уд/мин.

Нами исследовалось 66 спортсменок высокой квалификации (первого разряда и выше). Из них конькобежек было 30, фигуристок — 36. По средним данным физическая работоспособность у конькобежек оказалась заметно выше, чем у фигуристок, и составляла 3,65 м/с (у фигуристок — 3,29 м/с). Это свидетельствует о тем, что тренировки конькобежек, направленные в

Library   32   Up


Contents   Home
 

основном на развитие выносливости, в большей степени способствуют увеличению физической работоспособности, чем тренировочные занятия фигуристок.

Проведенное исследование физической работоспособности по беговому варианту теста

 

PWC170 позволяет заключить, что такое тестирование не обременительно для спортсменок, не требует наличия специальной аппаратуры и методически легко осуществимо, поэтому мы рекомендуем данный тест для широкого применения в спортивной практике.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИИ


ЕДИНАЯ СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ

 

   
В. А. Краюшкин, государственный тренер СССР
 

Соревнования являются неотъемлемой частью тренировочного процесса конькобежцев на всех ступенях спортивного совершенствования. Они одинаково необходимы и интересны как для начинающих спортсменов, так и для квалифицированных конькобежцев. Участвуя в соревнованиях, спортсмены получают возможность помериться силами, проверить свою физическую, техническую и психологическую готовность. Кроме того, только участвуя в соревнованиях, можно выполнить требования Единой всесоюзной спортивной классификации по конькобежному спорту и получить тот или иной спортивный разряд.

У нас в стране ежегодно в течение зимнего спортивного сезона проводится большое количество соревнований по конькобежному спорту. В них участвуют сотни тысяч конькобежцев разного возраста. Правилами соревнований для каждой возрастной группы строго регламентированы длина дистанций, их количество в день и т. д. В методической литературе имеются указания, когда и как организовать соревнования, как к ним подготовиться. Однако из практики проведения соревнований по конькобежному спорту в различных звеньях (школа, ДЮСШ, город, коллектив физкультуры и т. д.) выявляется, что до сих пор в стране нет единой логичной системы соревновательной подготовки конькобежцев.

В одном случае соревнований проводится очень мало, в другом — их очень много или они сконцентрированы в одном зимнем месяце, а в остальных — стартов нет. Нередко сталкиваются интересы различных спортивных организаций, что мешает качественному уровню проведения соревнований и т. п. Все это тормозит дальнейшее более эффективное развитие в стране конькобежного спорта, сдерживает темпы роста высшего спортивного мастерства. Для устранения этого мы предлагаем следующие примерные схемы планирования системы

 

проведения соревнований в различных звеньях спортивного движения:

А. Примерная схема проведения соревнований по конькобежному спорту на местах в общеобразовательных школах и коллективах физической культуры

I. Календарь соревнований в общеобразовательных школах

Декабрь

1.  Праздник наступления зимы — общешкольное мероприятие (программа: отдельные дистанции, эстафеты, групповые забеги, игры на льду).

2.  Соревнования по комплексу ГТО внутри классов (программа: дистанции комплекса ГТО, эстафеты, игры на льду).

3.  Соревнования по программе «Серебряные коньки» внутри классов, между классами (программа: отдельные дистанции, эстафеты, командные гонки).

Январь

4.  Общешкольное соревнование на приз новогодних каникул (программа: отдельные дистанции, эстафета, групповые забеги, игры на льду).

5.  Соревнования по программе ГТО между классами.

6.  Первенство школы по программе «Серебряные коньки».

7.  Первенство школы по эстафетам.

8.  Городские соревнования на приз героя, ветерана конькобежного спорта и т. д. (программа: отдельные дистанции и эстафеты).

Февраль

9.  Первенство района по программе «Серебряные коньки».

10.  Всешкольное соревнование «День спринтера» (программа: бег на короткие дистанции, эстафеты).

11.  Классификационные соревнования внутри классов и между классами (программа: отдельные дистанции, многоборье).

Library   33   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало