Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОТБОРА В СПОРТИВНУЮ ШКОЛУ

   
С. В. Брянкин, В. П. Кубаткин, Московский областной Государственный институт физической культуры
 

В данной статье нас интересуют только принципы отбора на самых ранних этапах. Разговор главным образом пойдет не о средствах и критериях отбора (тестах, испытаниях, обследованиях и т. д.), а об общей его организации.

Изучение работы большого числа спортшкол показало, что тренеры хорошо знают и используют средства и критерии отбора и значительно хуже знают принципы общей организации его.

Сравнительный анализ систем отбора в нашей стране и у наших основных соперников также подтверждает, что у нас отстает организация дела, и именно здесь, на наш взгляд, и надо искать резервы для дальнейшего развития отечественного спорта. Приводим девять обязательных принципов организации начального отбора юных спортсменов в спортшколы:

1.  Культивируемый вид спорта должен быть популярен в зоне, на которую распространяется влияние спортшколы.

2.  В спортшколе должен быть один или не^ сколько специалистов, занимающихся только отбором способных ребят.

3.  В общеобразовательных школах, попадающих в зону влияния спортшколы, должны быть учителя физкультуры, которые направляют в спортшколу способных детей или информируют о них тренера.

4.  Необходима особая служба медицинского контроля.

5.  Должен быть организован испытательный срок для оценки способностей у предварительно отобранных ребят.

6.  Необходимо иметь условия для выдвижения наиболее способных спортсменов в команды высших рангов после прохождения ими начальной подготовки в спортшколе.

7.  Должны быть созданы условия для того, чтобы тренер мог продолжать подготовку спортсменов, даже если его команда в целом не занимает призовых мест на соревнованиях при условии, что он поставляет способных спортсменов в команды высших рангов.

8.  Должны быть выработаны формы корректного отчисления неперспективных спортсменов.

9.  Требуются условия для обеспечения успешной учебы в школе.

Кроме этого, необходимы материально-техническая база (инвентарь, оборудование, специальная литература и т. п.), условия для по-

 

вышения квалификации работающих специалистов и т. п., но это относится к организации всей системы спортивной подготовки и поэтому в настоящей работе затрагиваться не будут.

Когда мы говорим о том, что вид спорта должен быть популярным, в первую очередь имеется в виду его популярность там, где он культивируется. Популярность и престиж вида спорта необходимы для обеспечения контингента людей, желающих включиться и проходить спортивную работу. Это требуется не только для того, чтобы при объявлении конкурсного набора в спортшколы было достаточно много кандидатов, но и для того, чтобы легче было работать специалисту по отбору. Если такой специалист сам или с помощью учителей физкультуры в школах отбирает определенных кандидатов, то эти кандидаты должны находиться в состоянии, в котором их можно убедить заняться конкретным видом.

Средства повышения популярности вида спорта известны: телевидение, радио, газеты, литература, лекции, встречи с выдающимися спортсменами, показательные выступления и т. д.

Особое внимание следует обратить на то, чтобы в одном крупном районе (городе) была соорганизована работа по культивируемым видам спорта. Агитация должна быть так построена, чтобы не создавалась ненужная конкуренция между видами спорта. Вместе с тем необходимо специально продумывать, какие виды следует культивировать в данном районе, особое внимание обратить на преемственность между видами и создать условия, чтобы юные спортсмены, признанные неспособными в одном виде, могли перейти в другие виды.

В последние десятилетия в спорте наблюдается процесс усиления узкой специализации. Это относится как к целым организациям (институтам, отделам, спортшколам, командам и т. д.), так и к отдельным специалистам, работающим со спортсменами или занимающимся оргработой. Уже кажется совершенно естественным, что существуют тренеры детских, юношеских, юниорских команд и группы подготовки, тренеры-организаторы и «тренирующие» тренеры, тренеры по отдельным номерам программы, тренеры, отвечающие за один вид подготовки (например, физическую или психологическую). А ведь совсем недавно все это были функции одного тренера.

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

В настоящее время четко обозначилась потребность в автоматизации еще одной функции тренера — функции по отбору спортсменов. Должен быть введен специалист по отбору спортсменов. Следует отметить, что в ряде видов спорта такие специалисты уже существуют (в волейболе, баскетболе, футболе, хоккее).

Цель всей работы специалиста по отбору на начальном этапе — отобрать среди контингента желающих наиболее способных. На основе цели должна быть разработана задача: составить полную модель спортсмена, которая отвечает требованиям вида спорта. Полная модель спортсмена — это описание того, какими должны быть спортсмены высшей квалификации и какими должны быть спортсмены на более ранних этапах подготовки, чтобы они могли в будущем достичь высоких результатов. Последние годы ведется усиленная работа по созданию таких полных моделей (спортограмм) во многих видах спорта.

В моделях спортсменов должны быть указаны характеристики, их показатели и конкретные значения, на которые специалист по отбору будет ориентироваться. Характеристики могут быть самые разнообразные: медицинские, антропометрические, физиологические, психологические, педагогические и даже социологические. В ряде случаев целесообразно учитывать и родословную спортсменов (характеристики его родителей).

Все характеристики, их показатели и значения должны быть объединены- в пять групп:

1.  Недопустимые — такие характеристики, их показатели и значения, наличие которых не позволит спортсмену достичь нужного спортивного результата.

2.  Нежелательные — присутствие которых нежелательно, хотя и допустимо.

3.  Необходимые — без достижения которых невозможно достичь определенного результата.

4.  Желательные — наличие которых благоприятно сказывается на спортивном мастерстве спортсменов.

5.  Достаточные — наличие которых гарантирует достижение определенного результата.

Особо необходимо подчеркнуть, что при отборе спортсменов для большого спорта надо учитывать не только характеристики и их значения, наличие которых позволит успешно выполнять соревновательную деятельность, но и те, которые позволяют успешно пройти спортивную подготовку. В современном спорте тренироваться стало ни чуть не легче, чем соревноваться.

Модели спортсменов могут существовать в различной форме — от детальных, созданных на основе научных и методических работ, до приближенных, существующих как определенные эталоны в сознании тренера или специалиста по отбору.

 

Создание моделей спортсменов является самым сложным делом в работе специалиста но отбору или тренера, выполняющего эту функцию.

После создания моделей должны быть подобраны средства, с помощью которых будут определяться показатели для сравнения с модельными характеристиками.

Имеется пять основных групп таких средств: соревнования, тренировка, испытания (тесты) обследования и формальные ограничения.

Почти во всех видах спорта провести эффективный начальный отбор в спортшколу в течение короткого периода (в пределах нескольких дней) практически невозможно. Для того чтобы осуществить начальный отбор, необходимо иметь модели спортсменов очень высокой информативности. Иначе говоря, значения показателей модельных характеристик должны позволять определить с большой вероятностью спортсменов, способных достичь высших квалификаций. Такое в большинстве случаев сегодня невозможно и, судя по семидесятилетнему опыту отбора в различных видах деятельности, вряд ли возможно в принципе. Объясняется это тем, что у человека сильно развиты компенсаторные механизмы — всегда есть условия для компенсации одних слабых качеств другими. Хотя надо здесь заметить, что в видах спорта, где при начальном отборе может использоваться соревновательная деятельность (например, бег, в меньшей степени прыжки, штанга, велосипед и т. п.), всегда можно ожидать появления новичков-вундеркиндов, которые сразу покажут для своего возраста выдающиеся результаты и тем самым могут быть оценены как особо способные спортсмены. Но это исключение возможно только в видах, где соревновательную деятельность можно осуществлять практически без предварительной подготовки. Организация системы отбора не может быть ориентирована на эти исключения и поэтому должна строиться из расчета, что для получения достоверной оценки способностей необходимо достаточно долгое наблюдение за человеком.

Есть два способа работы в данной ситуации. Первый способ заключается в том, что организуются краткосрочные конкурсные экзамены для большого числа кандидатов. Затем по результатам испытаний и обследований отбирается значительное число лиц, зачисляемых в спортшколу на определенный, например полугодовой, испытательный срок. Количество зачисленных должно в несколько раз превышать количество спортсменов, которые смогут в дальнейшем остаться в спортшколе. После испытательного срока менее способные отчисляются, а способные продолжают подготовку.

Другой способ (с нашей точки зрения, более удобный и эффективный) отличается от предыдущего главным образом мероприятиями, про-

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

водимыми до зачисления кандидатов на испытательный срок.

Специалист по отбору договаривается с учителями физкультуры общеобразовательных школ, находящихся в районе спортшколы, о том, что они будут информировать его о наличии способных в спортивном отношении детей. Учитель физкультуры обычно достаточно хорошо знает способности своих учеников, так как работает с ними несколько лет по разнообразной программе. При этом специалист по отбору может рекомендовать учителю проводить специальные испытания и обследования учеников, что позволит сравнивать контингент разных школ и лучше наблюдать за развитием детей. Учитель может дать подробные сведения об интересах кандидатов, их личностных качествах (трудолюбие, контактность и т. п.).

Учителям физкультуры можно рекомендовать усилить определенные разделы школьной программы, в результате учащиеся будут получать предварительную подготовку, пусть даже не по основному виду, а по близким, вспомогательным.

На основе информации, которую специалист по отбору получит от учителя физкультуры, а также на основе собственных наблюдений, испытаний и обследований можно наиболее способных детей приглашать в спортшколу.

Эти предварительные мероприятия не исключают того, что должен быть организован испытательный срок с последующим отчислением части неспособных.

Второй способ имеет перед первым ряд преимуществ:

оценка способностей кандидатов осуществ-

 

ляется на основе многолетних наблюдений за ними и поэтому более достоверна;

учителя физкультуры будут проводить полезную для спортшколы работу, кроме оценки способностей учеников (агитация, усиленная подготовка);

отпадает необходимость проводить громоздкие и трудоемкие для спортшколы (время, кадры, средства) и далеко не безобидные для кандидатов конкурсные экзамены, информативность которых значительно уступает оценке учителя физкультуры;

значительно уменьшается группа, проходящая испытательный срок (освободятся кадры, средства, инвентарь, базы);

появляется возможность применять большее число испытаний и обследований, в том числе сложных и трудоемких, как до набора, так и в течение испытательного срока;

отбор принимает более желательную в этическом плане форму (отсев заменяется выбором).

При проведении отбора спортсменов на всех этапах спортивной подготовки, особенно при отборе новичков, должны проводиться контроль по формальным ограничениям и медицинское обследование. Как правило, для большинства видов спорта кандидаты должны быть практически здоровыми. Лишь в отдельных случаях, учитывая специфику вида, допускаются некоторые отклонения. Медицинское обследование должно быть всесторонним и проводиться квалифицированным врачом. Такое обследование необходимо повторить в конце испытательного срока. Очень желательно, чтобы врач дал оценку соответствия биологического и паспортного возраста каждого кандидата.

 

 

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНИОРОВ

   
Б. М. Васильковский, старший тренер молодежной сборной СССР
 
Планирование объемов и интенсивности нагрузки

 

При составлении тренировочной программы следует выбрать единую меру объема тренировочных нагрузок. Этой мерой может быть время, затраченное на выполнение того или иного упражнения. Однако физиологическое воздействие на организм происходит не только во время выполнения упражнения, но и в периоды

 

отдыха. Поэтому общее время воздействия нагрузки складывается из суммы времени, затраченного на выполнение упражнения и на отдых между упражнениями. Причем чем интенсивнее тренировочные нагрузки, тем большую часть этой суммы составляет время отдыха.

При планировании тренировки необходимо правильно выбрать интенсивность выполняемых упражнений. Мерой интенсивности подготовки

Library   26   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало