В данной статье нас интересуют только принципы отбора на самых ранних этапах. Разговор главным образом пойдет не о средствах и критериях отбора (тестах, испытаниях, обследованиях и т. д.), а об общей его организации.
Изучение работы большого числа спортшкол показало, что тренеры хорошо знают и используют средства и критерии отбора и значительно хуже знают принципы общей организации его.
Сравнительный анализ систем отбора в нашей стране и у наших основных соперников также подтверждает, что у нас отстает организация дела, и именно здесь, на наш взгляд, и надо искать резервы для дальнейшего развития отечественного спорта. Приводим девять обязательных принципов организации начального отбора юных спортсменов в спортшколы:
1. Культивируемый вид спорта должен быть популярен в зоне, на которую распространяется влияние спортшколы.
2. В спортшколе должен быть один или не^ сколько специалистов, занимающихся только отбором способных ребят.
3. В общеобразовательных школах, попадающих в зону влияния спортшколы, должны быть учителя физкультуры, которые направляют в спортшколу способных детей или информируют о них тренера.
4. Необходима особая служба медицинского контроля.
5. Должен быть организован испытательный срок для оценки способностей у предварительно отобранных ребят.
6. Необходимо иметь условия для выдвижения наиболее способных спортсменов в команды высших рангов после прохождения ими начальной подготовки в спортшколе.
7. Должны быть созданы условия для того, чтобы тренер мог продолжать подготовку спортсменов, даже если его команда в целом не занимает призовых мест на соревнованиях при условии, что он поставляет способных спортсменов в команды высших рангов.
8. Должны быть выработаны формы корректного отчисления неперспективных спортсменов.
9. Требуются условия для обеспечения успешной учебы в школе.
Кроме этого, необходимы материально-техническая база (инвентарь, оборудование, специальная литература и т. п.), условия для по-
|
|
вышения квалификации работающих специалистов и т. п., но это относится к организации всей системы спортивной подготовки и поэтому в настоящей работе затрагиваться не будут. Когда мы говорим о том, что вид спорта должен быть популярным, в первую очередь имеется в виду его популярность там, где он культивируется. Популярность и престиж вида спорта необходимы для обеспечения контингента людей, желающих включиться и проходить спортивную работу. Это требуется не только для того, чтобы при объявлении конкурсного набора в спортшколы было достаточно много кандидатов, но и для того, чтобы легче было работать специалисту по отбору. Если такой специалист сам или с помощью учителей физкультуры в школах отбирает определенных кандидатов, то эти кандидаты должны находиться в состоянии, в котором их можно убедить заняться конкретным видом.
Средства повышения популярности вида спорта известны: телевидение, радио, газеты, литература, лекции, встречи с выдающимися спортсменами, показательные выступления и т. д.
Особое внимание следует обратить на то, чтобы в одном крупном районе (городе) была соорганизована работа по культивируемым видам спорта. Агитация должна быть так построена, чтобы не создавалась ненужная конкуренция между видами спорта. Вместе с тем необходимо специально продумывать, какие виды следует культивировать в данном районе, особое внимание обратить на преемственность между видами и создать условия, чтобы юные спортсмены, признанные неспособными в одном виде, могли перейти в другие виды.
В последние десятилетия в спорте наблюдается процесс усиления узкой специализации. Это относится как к целым организациям (институтам, отделам, спортшколам, командам и т. д.), так и к отдельным специалистам, работающим со спортсменами или занимающимся оргработой. Уже кажется совершенно естественным, что существуют тренеры детских, юношеских, юниорских команд и группы подготовки, тренеры-организаторы и «тренирующие» тренеры, тренеры по отдельным номерам программы, тренеры, отвечающие за один вид подготовки (например, физическую или психологическую). А ведь совсем недавно все это были функции одного тренера. |