p52-54.htm
Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Амортизационное устройство для освоения необходимых движений.

положение равномерного распределения веса тела на опоре в фазе скольжения в динамическом равновесии и тем самым сможет начинать отталкивание в более выгодных условиях. Будет обеспечена правильная постановка свободной ноги на лед в направлениях движения ОЦМ, что позволит скороходу оптимально приблизить к опоре ОЦМ тела, а следовательно, и отдельные части его. Амортизаторное устройство не дает вышагивать, выкатывать конек до начала отталкивания, создает неудобства для уведения плеч в сторону и удаления ОЦМ тела от опоры до начала отталкивания.

Тренажер не только активизирует приведе-

 

ние свободной ноги в оптимальное положение (что позволяет максимально расслабить мышцы ноги и удлинить фазу отдыха), но и приводит к оптимальному положению скорохода для максимального увеличения инерционной силы. Некоторое натяжение амортизатора после постановки свободной ноги выведения ОЦМ тела будет сдерживать преждевременное разгибание ноги в коленном суставе.

Тренажер опробован сильнейшими скороходами Ленинграда. Его изготовление доступно самим спортсменам и тренерам. Амортизационное устройство можно использовать для работы в лесу, спортивном зале, на стадионе, в беге на роликовых и беговых коньках. Лучше всего работу на нем сочетать с имитацией бега на доске со скользящей поверхностью, которая имеет небольшой прогиб (ширина доски 2X2,5 м). К тренажеру легко приспособить сумку для свинцовых разновесов и съемный тормозящий щиток для работы на льду, изготовленный из оргстекла (500X Х600 мм) и установленный перпендикуляр к плоскости льда (предложение М.У. Хвана).

Мы уверены, что предложенное нами устройство поможет скороходам устранить многие погрешности, столь мешающие достижению современного уровня технического мастерства, сделать бег более экономичным, динамичным, добиться более естественных, свободных движений и в результате увеличить скорость бега.

 

 

КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

     

Чайкин В. В. «Экспериментально-педагогическое обоснование методики подготовки юных конькобежцев (10 — 12 лет) при обучении в специализированном классе общеобразовательной школы». Москва, 1978 г. Работа выполнена на кафедре теоретических основ физического воспитания Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской под руководством научного руководителя тов. Коваленко В. К. и научного консультанта тов. Панова Г. М.

Основная цель научно-исследовательской работы, выполненной автором, состояла в том, чтобы обосновать систему подготовки конькобежцев 10 — 12 лет при их обучении в специализированных классах общеобразовательной школы. В процессе исследования решались следующие задачи: изучение физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности юных конькобежцев 10 — 12 лет; разработка и экспериментальное обоснование плана учебно-тренировочного процесса для начинающих конькобежцев, обучающихся в спецклассах общеобразовательных школ; исследование эффективности занятий в специализированных классах по разработанной

 

автором методике; разработка научно-методических рекомендаций по работе с начинающими конькобежцами. Для решения указанных задач автор использовал современные педагогические и медико-биологические методы научного исследования. Педагогический эксперимент проводился в общеобразовательных школах г. Кирова. Выполненная работа позволила сделать следующие основные выводы:

1. Увеличение объема тренировочной нагрузки в занятиях с начинающими конькобежцами на 34% по сравнению с нормами, рекомендуемыми для учащихся ДЮСШ, при тех же соотношениях упражнений различной интенсивности возможно и целесообразно в условиях спецклассов общеобразовательной школы.

2. Наиболее рациональным режимом учебного дня в спецклассе по конькобежному спорту является такой, при котором соблюдается следующая последовательность действий: легкий завтрак; тренировка продолжительностью 60 — 80 мин. или урок физкультуры в школе; второй завтрак; учеба в школе; обед; отдых (прогулки, спокойные игры, сон), приготовление уроков в группе продленного дня и, в отдельные дни, вторая тренировка (90 — 120 мин.).

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

3. В занятиях с юными конькобежцами до 80 — 90% от общего объема нагрузки в подготовительном периоде и до 40 — 45% — в соревновательном должна занимать общая физическая подготовка. Она позволяет создать достаточную базу для последующего использования повышенных объемов и интенсивности специальных средств тренировки при сохранении интереса к занятиям у юных спортсменов. В первый год занятий общее число тренировок должно составлять 260 — 270 (455 — 465 час), во второй — 270 — 280 (515 — 525 час). Количество тренировок на льду должно быть соответственно 75 — 85 (135 — 140 час.) и 85 — 90 (140 — 150 час). Целесообразно наибольшее число занятий в месяц планировать на зиму (по 25 — 30), а наименьшее — в один-два весенних или летних месяца (по 15 — 17).

4. В тренировках начинающих конькобежцев необходимо использовать следующие упражнения: ходьба (до 100 км в первый год и до 150 км — во второй); легкоатлетический бег различной интенсивности и длительности (240 и 260 км); общеразвивающие упражнения (2000 и 2500 мин.); приседания на двух ногах (3000 и 3100 движений); различные прыжки (2600 и 4000 отталкиваний); спортивные и подвижные игры (3300 и 4100 мин.); бег на коньках (600 и 650 км). Выполнение указанного объема тренировочной нагрузки как в первый, так и во второй год подготовки обеспечивает достижение необходимого уровня физической подготовленности.

5. Экспериментально подтверждена необходимость еженедельного участия начинающих конькобежцев во внутриклассных или внутри-школьных однодневных соревнованиях, проводимых на укороченных (250 — 300 м) конькобежных дорожках с уменьшенными радиусами поворотов (16 и 19 м). В ноябре — январе целесообразно стартовать на дистанциях 250 — 500 м, в феврале — марте — на одну из дистанций до 1500 м или две — от 300 до 1000 м. Общее число соревнований в первый год занятий должно быть в пределах от 15 до 20 (20 — 25 стартов); во второй год обучения — от 20 до 25 (25 — 30 стартов). Суммарное расстояние, пробегаемое в соревнованиях, должно составлять в первый год 8 — 10 км и во второй год 12 — 14 км.

6. Данные педагогического эксперимента показывают, что подготовка юных конькобежцев в летнем пионерском лагере эффективна только в том случае, если в первый год занятий ежедневно проводятся тренировки продолжительностью по 45 — 90 мин., а во второй год — по 60 — 120 мин. При этом общая продолжительность тренировочных занятий в неделю с учетом ежедневных 30-минутных утренних зарядок должна соответственно составлять 11 — 12 и 15 — 17 час. Из них общефизическая подготовка в первый год должна занимать 90 —

 

95% от общего объема нагрузки, во второй год — 75 — 80% от общего объема запланированной нагрузки.

7. Занятия по предложенной методике, в частности использование специальных упражнений, направленных на совершенствование отталкивания при беге на коньках, способствуют более значительным (по сравнению с контрольными группами) и достоверным сдвигам в общей и специальной физической подготовленности юных конькобежцев. Так, относительный показатель физической работоспособности по тесту Р\УСш у мальчиков в экспериментальной группе улучшился на 11,3%, в контрольной — на 4,6%; У девочек прирост составил соответственно 5,9 и 1,4%. Время пробегания на коньках дистанции 300 м уменьшилось: в экспериментальной группе мальчиков на 28,4%, девочек — на 32,4%; в контрольных группах — соответственно на 20,3 и 24,5%.

8. Выполнение учащимися спецкласса повышенного объема тренировочной работы не оказало отрицательного воздействия на состояние здоровья, успеваемость в школе, устойчивость и интенсивность внимания на уроках. Средние годовые оценки находились в пределах 3,75 — 3,99 у учащихся спецкласса и 3,78 — 3,98 у детей, обучающихся в обычном классе; общее число человеко-дней, пропущенных по болезни, составляло соответственно 13,82 и 21,51. Анкетный опрос показал, что у 96,9% занимающихся отмечалось повышение интереса к занятиям конькобежным спортом.

9. При отборе юных конькобежцев в ДЮСШ (возраст 10 — 11 лет) целесообразно проводить тесты: легкоатлетический бег на 30 и 500 м; «змейка на коньках»; четырех минутный бег на коньках; замер угла между выпрямленной ногой и полом при продольном шпагате. Выявлена достоверная корреляция (в пределах ±0,51 — 0,69) между указанными тестами, проведенными в начале эксперимента, и лучшими результатами второго года в беге на коньках.

Для проверки готовности юных конькобежцев к зимнему спортивному сезону во второй год занятий (возраст 11 — 12 лет) можно применять следующие тесты: легкоатлетический бег на 30 м, прыжки в длину с места, «восьмерка в квадрате», «змейка на коньках», четырехминутный бег на коньках. Эти тесты имеют высокую взаимосвязь (±0,66 — 0,80) с результатами в соревнованиях второго года обучения.

Чернов И. П. «Исследование структуры и содержания тренировки конькобежцев-юниоров на этапе специальной подготовки». Москва, 1979 г. Работа выполнена в Челябинском государственном педагогическом институте. Научные руководители Панов Г. М., Волков В. Н.

Учитывая актуальность вопросов оптимизации тренировочного процесса конькобежцев-юниоров (особенно на этапе специальной подготовки на льду) в данном исследовании, автор

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

решал следующие задачи: на основании данных многолетних врачебно-физиологических исследований и собственных педагогических наблюдений разработать структуру тренировочных микроциклов подготовки конькобежцев юниорского возраста (19 — 20 лет); изучить динамику восстановления работоспособности юниоров после модельных тренировочных занятий, направленных на воспитание специальной выносливости конькобежцев в беге на короткие, средние и длинные дистанции; исследовать динамику функционального состояния организма конькобежцев в отдельных микроциклах подготовки при различном сочетании средств и методов тренировки, активного и пассивного отдыха; изучить динамику спортивной работоспособности и функционального состояния организма конькобежцев-юниоров на наиболее важном этапе специальной подготовки на льду. Практическая ценность проведенных исследований состоит в том, что автор разработал структуру микро- и мезоциклов подготовки молодых конькобежцев, способствующих оптимизации тренировочного процесса и осуществлению преемственности в тренировке юных, молодых и взрослых квалифицированных спортсменов. Выполненная работа позволила повысить объем интенсивной тренировочной нагрузки и улучшить качество тренировки. Автором сделаны следующие основные выводы:

1. Исследование динамики восстановления функций сердечно-сосудистой системы организма и работоспособности конькобежцев-юниоров после напряженных тренировочных занятий различной направленности показало, что после тренировочных занятий по подготовке к бегу на короткие дистанции время восстановления не превышает 16 — 20 час, тогда как после тренировочных занятий на развитие специальной выносливости в беге на средние дистанции (1000 и 1500 м) оно увеличивается до 40 — 46 час, а после тренировочных занятий на развитие специальной выносливости в беге на длинные дистанции (3000 и 5000 м) составляет 46 — 48 час.

2. На основании врачебно-физиологических исследований и педагогических наблюдений было установлено, что построение микроциклов необходимо осуществлять с учетом сроков восстановления работоспособности спортсменов. Нагрузки большой и субмаксимальной мощности необходимо повторять с интервалами 40 — 46 час. Между основными, «ключевыми», тренировочными днями (на фоне недовосстановленной работоспособности) необходимо проводить компенсационные тренировки, назначение которых состоит в том, чтобы ускорить восстановительные процессы в организме спортсменов, повысить их техническое мастерство и настроить нервно-мышечную систему к работе на следующий день.

3. Исследование показало, что построение

 

тренировочного процесса с постоянным использованием недельных микроциклов, проведением напряженных тренировочных занятий в течение 3 — 6 дней подряд без соответствующего варьирования направленности и мощности тренировочных нагрузок, при отсутствии компенсационных тренировок и восстановительных микроциклов является нерациональным, так как относительно быстро (один-два месяца) приводит к значительному утомлению и снижению работоспособности конькобежцев.

4. Включение в микроцикл компенсационных тренировок, в мезоцикл — восстановительного микроцикла, а в конце этапа подготовки — восстановительно-поддерживающего мезоцикла позволяет реализовать ближайший отставленный и кумулятивный тренировочный эффекты и управлять развитием тренированности спортсменов, постоянно повышая их спортивное мастерство.

5. Исследование показало, что наиболее эффективны 12-дневные микроциклы, которые вместе с восстановительными микроциклами составляют четыре самостоятельных мезоцикла на этапе специальной подготовки на льду (втягивающий, развивающий, базовый и контрольно-подготовительный) и обеспечивают подготовку спортсмена к ответственным соревнованиям.

6. В первом 12-дневном микроцикле тренировочные занятия по совершенствованию техники бега на коньках (небольшой объем и умеренная интенсивность) проводятся в 1, 3, 5, 7, 9 и 11-й дни микроцикла. Занятия по развитию специальной выносливости в беге на длинные дистанции (большой объем и средняя интенсивность) проводятся во 2, 4, 6, 8, 10 и 12-й дни. Общефизические тренировки, направленные на поддержание достигнутого уровня функциональной подготовленности и ускорение восстановительных процессов, проводятся в 3, 6, 9 и 12-й дни вторым занятием в день. Общефизические занятия, направленные на развитие выносливости (умеренный объем и высокая интенсивность), проводятся в 4-й и 8-й дни микроцикла второй тренировкой в день.

7. Во втором мезоцикле построение 12-дневного микроцикла следующее: совершенствование техники бега (средний объем нагрузки и умеренная интенсивность) и компенсационно-восстанавливающие тренировки проводятся в 1, 3, 5, 7, 9 и 11-й дни; развитие специальной выносливости в беге на короткие и средние дистанции осуществляется в 4, 8 и 12-й дни; специальная выносливость в беге на длинные дистанции совершенствуется в тренировочных занятиях во 2, 4, 6, 8, 10 и 12-й дни; общефизические занятия, направленные на поддержание достигнутого уровня функциональной .подготовленности и ускорение восстановительных процессов, проводятся в 3, 6, 9 и 12-й дни.

8. В третьем мезоцикле структура и содержание 12-дневного тренировочного микроцик-

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

ла аналогичны микроциклу во втором мезоцикле. Однако общий объем и интенсивность тренировочной нагрузки должны быть несколько выше. Основная нагрузка выполняется с интенсивностью, близкой к соревновательной.

9. В четвертом мезоцикле 12-дневный микроцикл тренировок проводится по следующему принципу: тренировки на развитие быстроты и специальной выносливости в беге на короткие дистанции проводятся во 2, 5, 8 и 11-й дни; тренировки на развитие специальной выносливости в беге на средние дистанции — в 3, 6, 9 и 12-й дни; тренировки на развитие специальной выносливости в беге на длинные дистанции — в 3, 6, 9 и 12-й дни (вторая тренировка в день); общефизическая подготовка, направленная на поддержание достигнутого уровня функциональной подготовленности и ускорение восстановительных процессов, проводится в 1, 4, 7 и 10-й дни микроцикла.

Фомина Е. А. «Изменение морфофункциональных показателей и спортивных результатов у конькобежцев 11 — 15 лет различного биологического возраста в процессе обучения и тренировки». Москва, 1978. Работа выполнена на кафедре конькобежного спорта ГЦОЛИФК и СГИФК и на кафедре спортивной медицины СГИФК. Научные руководители Бахрах И. И., Подарь Г. К.

Исследование проблемы отбора, регламентации тренировочных и соревновательных нагрузок у юных конькобежцев в зависимости от их паспортного и особенно биологического возраста, отражающего индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости организма, весьма актуально для теории и практики конькобежного спорта. Поэтому в своей научной работе автор решала следующие основные задачи: изучение физического развития, уровня проявления двигательных качеств и показателей поликардиограммы у начинающих юных конькобежцев 11 — 15 лет в зависимости от их паспортного и биологического возраста; исследование динамики физического развития, двигательных качеств и показателей поликардиограммы в течение двухлетней тренировки юных конькобежцев различного биологического возраста; изучение некоторых вопросов отбора и методики тренировки юных конькобежцев 11 — 15 лет в зависимости от их паспортного, биологического возраста и физической подготовленности. Результаты выполненной научно-исследовательской работы позволили автору сделать следующие основные выводы:

1. Физическое развитие, изменение уровня проявления силы, быстроты, выносливости и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у юных конькобежцев (11 — 15 лет) подчинены общим закономерностям роста и формирования организма, характерным для рассматриваемого этапа онтогенеза.

2. Индивидуальные особенности полового

 

созревания оказывают существенное влияние на физическое развитие юных конькобежцев пубертатного возраста. Юные конькобежцы, опережающие сверстников по степени полового созревания, имеют, как правило, более высокие показатели физического развития. Динамические наблюдения показали, что у конькобежцев, отличающихся относительно быстрыми темпами полового созревания (акцелерированный тип развития), изученные показатели физического развития увеличились за время педагогического эксперимента в большей степени, чем у их сверстников с относительно медленными темпами полового созревания (ретардированный тип развития).

3. Результаты в контрольных тестах в большей степени связаны с биологическим, нежели с паспортным возрастом. Юные конькобежцы, опережающие сверстников по степени полового созревания, имеют, как правило, и лучшие результаты при выполнении контрольных тестов. Прирост результатов в тестах и в беге на коньках связан кроме паспортного возраста с индивидуальными темпами полового созревания. У спортсменов, развивающихся по акцелерированному типу, прирост результатов оказался значительно большим, чем у развивающихся по ретардированному типу.

4. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы зависят не только от паспортного, но и от биологического возрасста. Это проявилось не только в покое, но и после выполнения велоэргометрических тестов скоростного типа и на выносливость.

5. Регулярные тренировки в течение двух лет оказали положительное влияние на физическое развитие, уровень быстроты, силы, выносливости, на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и результаты в беге на коньках. По данным поликардиографии, на заключительном этапе педагогического эксперимента у большинства обследованных лиц наблюдалась отчетливая тенденция к формированию фазового синдрома регулируемой гиподинамии. После выполнения тестов на велоэргометре уменьшилось число неадекватных реакций, сдвиги в кардиодинамике были более эффективными.

6. При планировании многолетнего учебно-тренировочного процесса юных конькобежцев необходимо учитывать их возрастные морфофункциональные особенности. При этом необходимо учитывать не только паспортный, но и биологический возраст. Степень и темпы полового созревания — существенные критерии управления тренировочным процессом юных конькобежцев пубертатного возраста.

7. В ходе педагогического эксперимента с конькобежцами 11 — 12 лет нагрузки были на 41% больше по объему, чем предусмотренные программой ДЮСШ. Однако состояние здоровья у спортсменов было хорошим. Это сви-

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

детельствует о возможности существенного увеличения объема нагрузки, направленной на развитие выносливости у юных конькобежцев.

8. При организации и построении учебно-тренировочного процесса юных конькобежцев пубертатного возраста следует строго индивидуализировать объем и интенсивность приме-

 

няемых физических нагрузок, основываясь на оценке биологического возраста. Необходим тщательный врачебный контроль, позволяющий диагностировать изменения физического развития, состояния здоровья и функциональных возможностей юных конькобежцев.

 

 

В БИБЛИОТЕКУ ТРЕНЕРА И СПОРТСМЕНА

     

В настоящее время рост спортивных достижений в скоростном беге на коньках в значительной мере определяется уровнем специальной скоростно-силовой подготовленности. В связи с этим мы рекомендуем тренерам и спортсменам познакомиться с рядом научно-методических работ по силовой подготовке, опубликованных в отечественной и зарубежной литературе.

1. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. М., ФиС, 1970. В книге подробно рассматривается методика воспитания силы: зависимость проявляемой силы от условий выполнения движений; физические механизмы регуляции мышечной силы; выбор величины сопротивления при воспитании силы; методы воспитания силы; характеристика метода повторных усилий; метод максимальных усилий; виды силовых упражнений и их методические особенности; статические (изометрические) силовые упражнения; оптимальный темп выполнения упражнений; зависимость величины силы от положения тела; аналитическое воспитание силы отдельных мышечных групп, силовые упражнения в процессе физического воспитания.

2. Шолих М. Круговая тренировка. М., ФиС, 1966. В данной книге подробно рассматриваются теоретические основы развития физических качеств спортсменов с помощью круговой тренировки. Даны практические рекомендации по ее построению и проведению на тренировочных занятиях, направленных на повышение уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Подробно описана круговая тренировка по методу длительной работы, по методу экстенсивной и интенсивной интервальной работы, по методу повторной работы. Представлен широкий круг разнообразных физических упражнений для круговой тренировки.

3. Воробьев А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. М., ФиС, 1971. В книге рассматриваются вопросы силовой подготовки спортсменов: сила как двигательное качество, как физиологический параметр и факторы, ее определяющие; методы развития силы мышц; силовая тренировка.

4. Кузнецов В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М., ФиС, 1970. В монографии автора рассматриваются акту-

 

альные вопросы скоростно-силовой подготовки спортсменов высокой квалификации. Подробно изложены следующие вопросы силовой подготовки: мышечная сила и разновидности ее проявления в процессе двигательной деятельности спортсмена; направленность и значение силовой подготовки для роста спортивного мастерства; основные компоненты методики силовой подготовки спортсменов высших разрядов; методика силовой подготовки в системе круглогодичной тренировки; контроль за силовой подготовленностью спортсменов.

5. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М., ФиС, 1970. В книге рассматриваются методологические предпосылки проблемы специальной силовой подготовки в спорте, закономерности роста спортивного мастерства. Дается общая характеристика: двигательного аппарата как рабочего механизма; зависимости эффекта силы мышц человека от условий ее проявления, факторов, способствующих повышению рабочего эффекта силы мышц. Излагаются принципы подбора средств специальной силовой подготовки и основы современной методики развития силы в процессе тренировки.

6. Кузнецов В. В. Специальная силовая подготовка спортсмена. М., «Советская Россия», 1975. Автор на основании многолетних теоретических и экспериментальных исследований раскрывает современные теоретические и методические основы специальной скоростно-силовой подготовки спортсменов. Показано, что методика воспитания силы включает в себя следующие методические компоненты: средства, методы режима работы мышц, величину преодолеваемого сопротивления, интенсивность выполнения упражнения, максимальное число повторений упражнения в одном подходе, характер и длительность отдыха между подходами. Рассматриваются проблемы развития мышечной силы, удержания определенного ее уровня развития и методики восстановления силы в процессе воспитания специальных силовых качеств у квалифицированных спортсменов в разных видах спорта.

7. «Физиологическая и биохимическая характеристика скоростно-силовых и сложно-координационных спортивных упражнений». М., Комитет по физической культуре и спорту при

Library   58   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало