Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

детельствует о возможности существенного увеличения объема нагрузки, направленной на развитие выносливости у юных конькобежцев.

8. При организации и построении учебно-тренировочного процесса юных конькобежцев пубертатного возраста следует строго индивидуализировать объем и интенсивность приме-

 

няемых физических нагрузок, основываясь на оценке биологического возраста. Необходим тщательный врачебный контроль, позволяющий диагностировать изменения физического развития, состояния здоровья и функциональных возможностей юных конькобежцев.

 

 

В БИБЛИОТЕКУ ТРЕНЕРА И СПОРТСМЕНА

     

В настоящее время рост спортивных достижений в скоростном беге на коньках в значительной мере определяется уровнем специальной скоростно-силовой подготовленности. В связи с этим мы рекомендуем тренерам и спортсменам познакомиться с рядом научно-методических работ по силовой подготовке, опубликованных в отечественной и зарубежной литературе.

1. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. М., ФиС, 1970. В книге подробно рассматривается методика воспитания силы: зависимость проявляемой силы от условий выполнения движений; физические механизмы регуляции мышечной силы; выбор величины сопротивления при воспитании силы; методы воспитания силы; характеристика метода повторных усилий; метод максимальных усилий; виды силовых упражнений и их методические особенности; статические (изометрические) силовые упражнения; оптимальный темп выполнения упражнений; зависимость величины силы от положения тела; аналитическое воспитание силы отдельных мышечных групп, силовые упражнения в процессе физического воспитания.

2. Шолих М. Круговая тренировка. М., ФиС, 1966. В данной книге подробно рассматриваются теоретические основы развития физических качеств спортсменов с помощью круговой тренировки. Даны практические рекомендации по ее построению и проведению на тренировочных занятиях, направленных на повышение уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Подробно описана круговая тренировка по методу длительной работы, по методу экстенсивной и интенсивной интервальной работы, по методу повторной работы. Представлен широкий круг разнообразных физических упражнений для круговой тренировки.

3. Воробьев А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. М., ФиС, 1971. В книге рассматриваются вопросы силовой подготовки спортсменов: сила как двигательное качество, как физиологический параметр и факторы, ее определяющие; методы развития силы мышц; силовая тренировка.

4. Кузнецов В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М., ФиС, 1970. В монографии автора рассматриваются акту-

 

альные вопросы скоростно-силовой подготовки спортсменов высокой квалификации. Подробно изложены следующие вопросы силовой подготовки: мышечная сила и разновидности ее проявления в процессе двигательной деятельности спортсмена; направленность и значение силовой подготовки для роста спортивного мастерства; основные компоненты методики силовой подготовки спортсменов высших разрядов; методика силовой подготовки в системе круглогодичной тренировки; контроль за силовой подготовленностью спортсменов.

5. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М., ФиС, 1970. В книге рассматриваются методологические предпосылки проблемы специальной силовой подготовки в спорте, закономерности роста спортивного мастерства. Дается общая характеристика: двигательного аппарата как рабочего механизма; зависимости эффекта силы мышц человека от условий ее проявления, факторов, способствующих повышению рабочего эффекта силы мышц. Излагаются принципы подбора средств специальной силовой подготовки и основы современной методики развития силы в процессе тренировки.

6. Кузнецов В. В. Специальная силовая подготовка спортсмена. М., «Советская Россия», 1975. Автор на основании многолетних теоретических и экспериментальных исследований раскрывает современные теоретические и методические основы специальной скоростно-силовой подготовки спортсменов. Показано, что методика воспитания силы включает в себя следующие методические компоненты: средства, методы режима работы мышц, величину преодолеваемого сопротивления, интенсивность выполнения упражнения, максимальное число повторений упражнения в одном подходе, характер и длительность отдыха между подходами. Рассматриваются проблемы развития мышечной силы, удержания определенного ее уровня развития и методики восстановления силы в процессе воспитания специальных силовых качеств у квалифицированных спортсменов в разных видах спорта.

7. «Физиологическая и биохимическая характеристика скоростно-силовых и сложно-координационных спортивных упражнений». М., Комитет по физической культуре и спорту при

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

Совете Министров СССР, ВНИИФК, 1976. В книге представлены тезисы докладов XIV Всесоюзной конференции по физиологии и биохимии спорта, которая состоялась 5 — 7 октября 1976 г. в Ереване. Они посвящены следующим основным проблемам скоростно-силовой подготовки спортсменов: комплексное исследование физиологических особенностей скоростно-силовых и сложнокоординационных упражнений; изменение вегетативных функций при выполнении скоростно-силовых упражнений; механизмы координации и структура движений при скоростно-силовых видах спортивной деятельности; биохимические изменения и реакции внутренней среды в ответ на нагрузку скоростно-силового характера.

8. Гуревич И. А. 1500 упражнений для круговой тренировки. Минск, «Высшая школа», 1976. Рассматриваются вопросы: методика воспитания физических качеств посредством круговой тренировки; организация круговой тренировки; разновидности круговой тренировки; особенности упражнений, используемых в комплексах круговой тренировки; планирование круговой тренировки. Далее дается описание 1500 упражнений для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.

9. Спасов А. Интервальный метод для тренировки силы. «Спорт за рубежом», 1975, № 17, стр. 10 — 11. Болгарский специалист по тяжелой атлетике дает описание исследований интерзального метода для развития силы мышц спортсменов. Отмечается, что максимальной тренировочной нагрузки можно достичь не только путем подъема предельных отягощений, но и за счет увеличения числа повторений. В этом случае наибольшую ценность представляют последние повторения в подходе, выполняемые на фоне наступившего утомления. Ре­ зультаты исследования показали высокую эффективность интервального метода развития силы спортсменов.

10. Добровольский И., Мирошниченко В., Нигерии А., Щуплецов С. Тренажеры сегодня. «Легкая атлетика», 1975, № 12, стр. 18. Авторы рассматривают теоретические и практические вопросы применения тренажеров для скоростно-силовой подготовки легкоатлетов. Дается кх\ описание и основные принципы тренировки.

11. Силовая тренировка юношей. «Легкая атлетика», 1976, № 4, стр. 31 — 32. В статье представлен обзор зарубежной печати по силовой подготовке юных спортсменов. Отмечается, что в возрасте от 14 до 17 лет имеются благоприятные нервно-мышечные условия для развития силы. В силовой тренировке юных спортсменов необходимо прежде всего ориентироваться на технически правильное выполнение движений. В силовой тренировке необходимо развивать силовую выносливость, эластичность и максимальную силу мышц. Высокая нагрузка

 

в силовой подготовке требует хорошей общей и специальной разминки, чтобы избежать травм мышц, сухожилий и связок. После окончания силовой тренировки необходимо выполнить серию упражнений на гибкость и расслабление мышц, а также сделать небольшую пробежку в спокойном темпе.

12. Крысанов В., Конников А. Некоторые экспериментальные данные по использованию специального тренажера в тренировке юных легкоатлетов. «Легкая атлетика», 1976, № 9, стр. 23. Дано описание специального тренажера для скоростно-силовой подготовки и различных методик тренировки с его применением.

13. Смирнов Н. «Манжеты» легкоатлета. «Легкая атлетика», 1976, № 9, стр. 21. Автор излагает результаты экспериментального исследования влияния выполнения специальных упражнений с небольшими отягощениями (манжеты на голени) на результаты в прыжках в длину, в тройном прыжке и в спринтерском беге, которые показывают, что применение таких отягощений положительно сказывается на росте спортивных результатов. Бег и прыжки с оптимальным отягощением голени являются эффективным средством для повышения уровня специальной физической подготовленности спортсменов. Путем изменения количественного сочетания упражнений с весом и в обычных условиях можно управлять тренировочным процессом с целью преимущественного повышения специальной физической или технической подготовленности.

14. Черкесов Ю. Развитие скоростно-силовых качеств мышц под влиянием внешней среды с уступающим сопротивлением. «Легкая атлетика», 1976, № 9, стр. 22. Автор описывает специальный тренажер для скоростно-силовой тренировки и методику вариативного воздействия, суть которой заключается в количественном чередовании облегченных, соревновательных и утяжеленных сопротивлений. Тренировка на тренажере позволяет управлять развитием силы с учетом ее проявления в скорости движения и вносить коррективы в случае несоответствия развития одного из двигательных качеств скорости или силы).

15. Попов Ю., Журбина А. Силовая подготовка спортсменок. «Легкая атлетика», 1977, № 3, стр. 24. Отмечается, что в росте достижений в беге на средние дистанции наряду с повышением уровня выносливости все большую роль начинает играть сила мышц ног. Результаты исследования показали, что с ростом спортивного мастерства в приросте спортивных результатов повышается роль относительной силы и силовой выносливости. Более длинные дистанции (800 — 3000 м) предъявляют более высокие требования к уровню развития специальной динамической силовой выносливости. Показатели абсолютной силы имеют достовер-

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

но значимую связь со спортивным результатом только на дистанции 400 м.

16. Коробов А. Статика: упражнения для девочек. «Легкая атлетика», 1977, № 3, стр. 18. Автор изучал эффективность специальных статических упражнений для развития быстроты в период интенсивной тренировки на выносливость у девочек. Было установлено, что изометрические упражнения в ряде случаев приносят большую пользу, чем скоростно-силовые упражнения изотонического характера. Выполнение статических упражнений не требует значительного бега. Это позволяет более рационально использовать силы спортсмена и повысить эффективность занятий. Кроме того, опорно-связочный аппарат детей и подростков не подготовлен к выполнению мощных спринтерских и прыжковых упражнений на фоне большого объема бега на выносливость. Поэтому в ряде случаев бывают полезными статические упражнения.

17. Крысанов В., Конников А., Дубогреев И. Тренажеры. «Легкая атлетика», 1977, № 5, стр. 19. Дано описание нескольких тренажеров для скоростно-силовой подготовки спортсменов и методики их применения в тренировочном процессе.

18. Добровольский Н., Чигерин А., Щуплецов С. Тренажеры для развития скоростно-силовых качеств. «Легкая атлетика», 1977, № 8, стр. 20. Дано описание тренажеров для выполнения уступающего режима мышечной деятельности с помощью электромеханической тяги, по величине в 1,5 — 2,0 раза превышающей силовые возможности квалифицированных спортсменов (450 кг). Уступающая работа резко сменяется преодолевающей, где величина сопротивления не превышает 20 — 30% от максимальной силы спортсменов.

19. Терехов В. Скоростно-силовые упражнения бегунов. «Легкая атлетика», 1977, № 12, стр. 12. Автор дает описание четырех комплексов скоростно-силовых упражнений бегунов, которые необходимо применять в многолетнем тренировочном процессе. Представлены схемы построения тренировки по годам.

20. Кялле У., Журбина А. Силовая подготовка. «Легкая атлетика», 1977, № 9, стр. 6 — 7. Излагаются результаты исследования наиболее эффективного распределения тренировочных средств, направленных на развитие и совершенствование силовых качеств спортсменок, тренирующихся в беге на средние дистанции, в структуре годичного цикла подготовки. Делается вывод о том, что равномерное распределение средств в течение всего года обеспечивает спортсменкам необходимый уровень развития силы и силовой выносливости для достижения высоких результатов в беге.

21. Иванова Л., Круглый В., Зинченко В. Развивать силу с учетом свойств мышц. «Легкая атлетика», 1977, № 11, стр. 12 — 13. В ре-

 

зультате педагогического эксперимента было показано, что наиболее эффективное воздействие на рост силовых показателей, а также на скоростно-силовые тренировочные и соревновательные результаты оказал вариативный метод силовой подготовки, предусматривавший изменение нагрузки каждые две недели. Наиболее адекватной основным свойствам мышц плечевого пояса я рук оказалась тренировка с большими весами штанги, а для мышц ног — с умеренными весами. Этот вариант обеспечивает не только более высокий прирост силовых показателей, но и сокращение времени выполнения подходов и повторений упражнений.

22. Скрипко А. Тренажеры для развития качеств и навыков. «Легкая атлетика», 1978, № 12, стр. 14 — 15. В статье дается описание двух тренажерных устройств и комплексов упражнений к ним, которые по структуре движений идентичны специальным упражнениям с партнером, без отягощений и с отягощениями, в усложненных условиях и т. д.

23. Накутный И. Тренажер для спринтеров. «Легкая атлетика», 1978, № 10, стр. 18. Представлено описание тренажера для повышения уровня скоростно-силовых качеств спринтеров, формирования двигательных навыков без нарушения структуры движений.

24. Трубников В., Ярошенко В., Попов В. Тренажеры. «Легкая атлетика», 1978, № 6, стр. 11. В статье дано описание тренажеров для силовой подготовки спортсменов, применение которых даже в кратковременном эксперименте в течение шести недель позволило улучшить скоростно-силовую подготовленность.

25. Попов Ю., Степанченко О. Спринт: упражнения со штангой. «Легкая атлетика», 1978, № 3, стр. 20 — 21. Авторы описывают специальные силовые упражнения для спортсменов: дают методику проведения силовой тренировки с применением различных отягощений. Для развития специальных силовых качеств используются методы: повторный, круговой, кратковременных усилий, вариативного воздействия. Предложены схемы построения тренировочных .нагрузок в подготовительном периоде тренировки годичного цикла и основные направления в силовой подготовке в соревновательном периоде.

26. Верхошанский Ю. В. Специальная силовая подготовка. «Легкая атлетика», 1978, № 1, стр. 6 — 7. Автор рассматривает теоретические основы специальной скоростно-силовой подготовки спортсменов и дает практические рекомендации по ее планированию на различных этапах годичного цикла с применением нескольких вариантов построения тренировочного процесса.

27. Мид Т. Эффективный метод силовой тренировки. «Спорт за рубежом», 1978, № 2, стр. 12 — 14. Дается описание изокинетической

 
Library   60   Up


Contents

 

Home
 

силовой тренировки с помощью специально сконструированных тренажеров.

28. Дурсенев Л. И., Раевский Л. Г. О силовой подготовке прыгунов с разбега. «Теория и практика физической культуры», 1978, № 10, стр. 62 — 64. Результаты экспериментального исследования показали, что физические упражнения типа прыжков в глубину, в которых мышцы человека выполняют уступающую работу, проявляя при этом предельные напряжения за кратчайший промежуток времени, способствуют наибольшему приросту силы этих мышц при движениях в обоих динамических режимах — как в уступающем, так и в преобладающем.

29. Верхошанский Ю. В. Методика оценки скоростно-силовых способностей спортсмена. «Теория и практика физической культуры», 1979, № 2, стр. 7 — 11. Автор описывает инструментальную методику для объективной оценки уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменов, с помощью которой можно выявить ряд особенностей структуры и тенденций в динамике уровня скоростно-силовой подготовленности, имеющих важное значение для рационализации методики специальной силовой подготовки. Установлена исключительная ценность систематической регистрации уровня скоростно-силовых способностей спортсменов для реализации идеи оптимального управления тренировочным процессом.

30. Пааво В. (Финляндия) «Факторы мышечной силы и принципы силовой тренировки». (Перевод сектора зарубежного спорта ВНИИФК). М., 1978. В данной статье автор, директор института мышечных исследований при университете Ювескюля, рассматривает некоторые факторы проявления силы мышц человека, функциональные механизмы сокращения мышц при различных видах работы. Интересно, что в качестве основной задачи дальнейших исследований методики тренировки силы автор называет прежде всего изучение мышечных клеток и эластических компонентов мышц.

Автор отмечает, что проявление силы зависит от костных рычагов, с помощью которых осуществляется то или иное движение. Мышечная сила зависит от поперечника мышцы, а величина мышечной силы, отнесенной на единицу поперечника, зависит также от того, как расположены мышечные волокна. В перистых мышцах (прямая мышца- бедра) волокна расположены наискосок к направлению длины мышц. В этом случае производительная мощность мышцы уменьшается (приблизительно на 10%), но мышечная сила почти удваивается по сравнению с мышцей, у которой направление волокон соответствует функциональному направлению мышцы.

Мышцы по их сократительной механической способности делятся на два основных типа:

 

быстрые (большая скорость сокращения; основным источником для сокращения служат анаэробные энергетические механизмы) и медленные (скорость их сокращения и возможность реализации силы выражены слабее, чем у быстрых мышц; основную часть энергии для сокращения они получают за счет аэробных механизмов). Установлено, что в мышцах спортсменов, тренирующихся на выносливость, больше медленных волокон, а у спринтеров или прыгунов — больше быстрых волокон. Исследования показывают, что для повышения уровня силы прежде всего имеет значение нагрузка быстрых мышечных волокон.

С точки зрения тренировки силы и быстроты, наибольшее значение среди механических свойств мышц имеет так называемая связь сила — скорость. Установлено, что предварительно растянутая мышца при последующей активной фазе сокращения может выполнить большую работу, т. е. проявить большую силу. При этом существенное значение в проявлении силы играет эластический компонент мышцы.

Тренировочная адаптация мышцы зависит от того, какому виду нагрузки подвергается мышца. При тренировке на выносливость и силовую выносливость в мышцах наблюдается саркоплазматическая гипертрофия. Чистая силовая тренировка вызывает актомиозиновую гипертрофию мышечных белков. При этом гипертрофия в том и другом случае означает улучшение работоспособности мышц, которая может произойти и без изменения общего объема мышц. Установлено, что прирост силы не обязательно должен быть связан с увеличением размеров мышцы.

Силовая тренировка должна быть направлена на те группы мышц, которые в наибольшей мере участвуют в том или ином виде спорта. Интенсивность нагрузки мышц при силовой тренировке должна соответствовать параметрам, наблюдаемым при выполнении основного спортивного движения в соревновательных условиях (по силе и быстроте). Тренировка силы и быстроты должна осуществляться в единстве с совершенствованием техники движения в том или ином виде спорта. Чем больше интенсивность тренировочной нагрузки, тем больше увеличиваются силовые возможности мышцы. При тренировке мышечной силы необходимо соблюдать так называемый принцип сверхнагрузки. Не следует забывать, что даже ежедневные мышечные напряжения, без применения максимальной нагрузки, достаточно быстро приводят к снижению силы мышц. Для развития скоростного компонента мышечной деятельности необходимо силовые упражнения выполнять с предельной скоростью, т. е. надо делать упор на скорость выполнения упражнения,

31. Гроплер X., Тисе Г. «О влиянии скоростной силы на развитие спортивных навыков»,

 
Library   61   Up


Contents

 

Home
 

«Теория и практика физической культуры» (ГДР), 1977, № 3, стр. 212 — 214. Скоростно-силовые качества являются важной основой проявления спортивных навыков и достигаемых результатов во многих видах спорта. Повышение уровня развития скоростно-силовых качеств способствует проявлению физического качества выносливости человека, повышению экономичности выполняемой спортивной нагрузки. Факторный анализ физической работоспособности показал, что она в значительной мере зависит от скоростно-силовых возможностей. Повышение уровня работоспособности, быстрое и стабильное достижение высоких спортивных результатов в первую очередь зависит от формирования необходимой техники движения и развития скоростно-силовых качеств. Усиленное совершенствование скоростно-силовых качеств, особенно в процессе начальной физической подготовки и спортивной тренировки, крайне необходимо для быстрого повышения уровня общефизического развития и роста спортивных результатов.

32. Дик Ф. Нагрузка и адаптация, жури. "Atletics Weekly" (Англия), 1975, т. 29, № 33. (Перевод сектора зарубежного спорта ВНИИФК). Адаптация есть увеличение работоспособности спортсменов при повышенных нагрузках. Между объемом нагрузки и уровнем адаптации существует прямая зависимость. При этом тренировочная нагрузка должна подбираться в зависимости от вида спорта, длины дистанции и индивидуальных особенностей спортсмена. Величина и интенсивность нагрузки должны соответствовать степени подготовленности спортсмена. Отмечается, что адаптация не достигается ни при повышении объема нагрузки без необходимого максимального увеличения ее интенсивности, ни при повышении интенсивности, не подкрепленной ростом объема нагрузки. Интенсивные, близкие к оптимальным, нагрузки дают быстрый рост спортивных показателей лишь в молодом возрасте. У взрослых высокотренированных спортсменов рост достижений происходит в результате кумулятивного (накопительного) эффекта тренировок. Увеличение объема нагрузки должно осуществляться постепенно и систематически. Снижение объема нагрузки замедляет адаптацию, а слишком длительные интервалы между тренировками сводят на нет достигнутый эффект воздействия нагрузок.

Максимальные нагрузки при пониженной или средней интенсивности способствуют в первую очередь развитию выносливости, тогда как уменьшение объема нагрузок при одновременном увеличении их интенсивности до максимального уровня ведет к преимущественному увеличению силы и быстроты.

Автор предлагает следующую шкалу интенсивности тренировочных нагрузок: слабая — 30 — 50% от максимальной интенсивнос-

 

ти, легкая 50 — 65%, средняя — 65 — 75% повышенная — 75 — 85%, высокая — 85 — 95%, максимальная — 95 — 100% от максимальной интенсивности. Исходя из вышеизложенных основных положений планирования тренировки предлагаются следующие формы силовой подготовки спортсменов:

а) развитие максимальной силы: интенсивность нагрузки в упражнениях преодолевающего характера — 85 — 100%, в упражнениях уступающего характера — 105 — 175%, число повторений в одном подходе — 1 — 5 раз; количество подходов — 5 — 8 для квалифицированных спортсменов и 2 — 4 — для начинающих; паузы отдыха — до 4 — 5 мин.;

б) развитие максимальной силы в видах спорта, где требуется ее многократное проявление (спринтерский бег): интенсивность нагрузки — 70 — 85%; количество повторений — 5 — 10 раз в одном подходе; количество подходов — 2 — 5; паузы отдыха — по 2 — 4 мин.;

в) развитие эластической силы (в видах спорта, требующих взрывной силы): интенсивность нагрузки — 30 — 50%, 55 — 65% или 3 — 5% (для упражнений на преодоление собственного веса спортсмена); количество повторений упражнения в одном подходе — 6 — 10 раз; количество подходов — 4 — 6; интервалы отдыха — по 3 — 5 минут; для одновременного развития максимальной и эластической силы интенсивность нагрузки при идентичных остальных параметрах должна составлять 75% от максимума в силовых упражнениях с отягощениями и 3 — 5% — для упражнений с преодолением собственного веса тела спортсмена (прыжки);

г) развитие силовой выносливости: интенсивность нагрузки — 30 — 40%; количество повторений в одном подходе — 25 — 50 раз; количество подходов — 4 — 6; отдых — по самочувствию — 2 — 3 мин.;

д) развитие силовой выносливости в видах спорта с повышенной требовательностью к этому компоненту: интенсивность нагрузки — 40, — 60%; количество повторений в одном подходе — 50 — 75 раз; количество подходов — 3 — 5; интервалы отдыха между подходами — 30 — 45 сек.

Продолжительность действия нагрузки в процессе развития максимальной силы, эластической силы и быстроты должна быть рассчитана так, чтобы в паузах отдыха относительно полно снималось утомление и нервное напряжение.

33. Ольшлагель X., Виттекопф Г. Физиологические основы спортивной работоспособности в младшем школьном возрасте. «Теория и практика физической культуры» (ГДР), 1976, № 8, стр. 596 — 601. Авторы отмечают, что развитие мускулатуры и силы мышц в значительной степени зависит от физической активности детей и получаемой ими скоростно-силовой нагрузки. Развитие мышечной силы у мальчиков и дево-

 
Library   62   Up


Contents

 

Home
 

чек происходит до 10-летнего возраста параллельно, особенно в показателях, отнесенных на килограмм веса тела. С И лет эти показатели у девочек становятся больше, чем у мальчиков, а с 15 — 16 лет мальчики начинают обгонять девочек по уровню мышечной силы. Установлена зависимость физической работоспособности юных спортсменов от уровня развития силы мышц. Способность к накоплению лактата увеличивается параллельно с ростом мышечной массы и повышением силы мышц.

34. Асмуссен Э. Развитие мышечной силы и мощности. В кн.: Phys. Activ. Human Growth and Develop, 1973, стр. 60 — 79. Мышечная мощность — это «взрывная сила», т. е. способность продуцировать максимальную силу за очень короткий промежуток времени. Мышечная сила и мощность — это интегрированное выражение того, что может выполнить нервно-мышечная система в конкретных условиях деятельности спортсмена. Сила мышц зависит от нервной регуляции и состояния центральной нервной системы. Способность проявлять максимальную силу сразу же в начале движения зависит от нервной регуляции. Совершенствование этой регуляции и поддается тренировке. Сила мышцы зависит от ее эластичности. После предварительного растягивания мышцы (уступающая работа) в осуществление мышечного сокращения (при преодолевающей работе) включаются эластические элементы мышц, что обеспечивает с самого начала движения проявление максимальной силы. Сила мышц зависит не только от их размеров, но и от типа мышечных волокон. Проявление силы мышц при выполнении того или иного спортивного движения зависит от степени технического мастерства и правильности структуры техники движения. Поэтому для повышения спортивного результата необходимо не только развивать силу мышц, но и большое внимание уделять совершенствованию техники движения и умению приложить имеющуюся силу в процессе движения. Это особенно важно при выполнении сложных в координационном отношении упражнений. В статье подробно рассматриваются возрастные особенности в развитии силы мышц.

35. Дзанон С. К вопросу об оптимизации специфической ациклической скоростной силы. «Ляйхтатлетик» (ФРГ), 1973, № 7, 8. В данной статье автор подробно рассматривает теоретические основы скоростно-силовой подготовки спортсменов. Подчеркнуто, что максимальная работоспособность мышцы достигается при преодолении отягощений, требующих приложения силы около 25% от максимальной. Для повышения скорости движений необходимо увеличивать силу мышц, но при этом решающее значение для быстроты выполнения движений имеет формирование специфического нейромышечного механизма, связанного со структурой

 

техники выполнения того или иного спортивного упражнения. Поэтому следует постоянно обращать внимание на то, чтобы повышение уровня максимальной силы в процессе тренировки правильно трансформировалось в скорость движения, т. е. в специфическую скоростную силу. Далее автор рассматривает методы скоростно-силовой подготовки в годичном тренировочном цикле.

36. Дзанон С. О специальной силовой подготовке: сознательное использование мышечного растягивания. «Ляйхтатлетик» (ФРГ) 1973, № 44. Автор отмечает, что рост мировых рекордов требует дальнейшего совершенствования методики скоростно-силовой подготовки спортсменов. Известны восемь основных видов мышечного напряжения и с учетом этого разработаны соответствующие методы силовой тренировки. В статье рассматривается методика развития «взрывно-реактивно-баллистического» напряжения мышц. При выполнении силовых упражнений необходимо предварительно растянуть Мышцу, что позволяет накопить кинетическую энергию, а затем осуществить основное преодолевающее движение с проявлением большого усилия. Амортизационная фаза должна выполняться в наикратчайшее время, без изменения основной схемы движения, что обеспечивает во второй фазе наибольшее развитие силы, ускоряющей движение. Такие упражнения выполняются по 5 — 8 раз в одном подходе, 6 — 10 серий. Отдых между сериями составляет 10 — 15 мин. Во время отдыха выполняются упражнения на расслабление и гибкость.

37. Динтимен Д. Факторы, определяющие скорость бега спринтера. «Трек текник» (США), 1974, № 58. Автор отмечает, что увеличить скорость бега спринтера можно за счет совершенствования следующих факторов: увеличить длину шага, усовершенствовать технику

старта, как можно быстрее набрать максимальную скорость бега, повысить темп бега, улучшить технику бега, повысить уровень физической подготовленности. Установлена тесная взаимосвязь ловкости, координации движений со скоростью бега. Важными факторами увеличения скорости является уровень развития гибкости, „взрывной" силы, времени двигательной реакции.

38. Динтимен Д. Факторы, определяющие скорость бега спринтера. «Трек текник» (США), 1975, № 59. Автор рекомендует спринтерам постоянно выполнять упражнения на развитие силы мышц и повышение частоты движений. Рекомендуются следующие упражнения: бег вверх по наклонной плоскости, бег с отягощениями, бег под уклон, бег с тягой, бег на тредбане. Подробно рассматривается методика применения этих упражнений. Для спринтеров большое значение имеют силовые тренировки, которые позволяют развивать спо-

 
Library   63   Up


Contents

 

Home
 

собность к ускорению и «взрывную силу», В результате интенсивной работы с отягощениями наблюдается «укорочение» мышц, поэтому занятие на развитие силы должно заканчиваться серией упражнений на их растягивание и гибкость. Силовая тренировка долж-

 

на сочетаться с тренировкой в спринтерском беге. В силовой подготовке основное внимание необходимо уделять развитию силы тех мышечных групп, которые обеспечивают структуру основного двигательного навыка в том или ином виде спорта.

 

 

ХРОНИКА


ИТОГИ ЗИМНЕГО СПОРТИВНОГО СЕЗОНА 1978/79 г.

   
В. А. Фечин, тренер Спорткомитета СССР
 

Ежегодно конькобежцам спортивных организаций страны приходится выступать в большом количестве всесоюзных и международных соревнований в различных возрастных группах. В одних соревнованиях успешно выступают команды одних спортивных организаций, в других стартах — другие. Поэтому для того, чтобы оценить выступление конькобежцев ДСО и физкультурных организаций ведомств, союзных республик и городов как в отдельном соревновании, так и в целом за зимний спортивный сезон, была разработана специальная система начисления очков за результаты, показанные спортсменами. Очки начисляются за первые 16 результатов в многоборье и на отдельных дистанциях каждого оцениваемого соревнования. При этом для стимулирования роста высшего спортивного мастерства каждому спортсмену, вошедшему в число шестнадцати лучших, начисляются дополнительные очки: при выполнении норматива мастера спорта СССР международного класса — 10 очков, при выполнении норматива мастера спорта СССР — 3 очка. Кроме того, дополнительные очки начисляются за спортивные результаты, превышающие рекорды мира, СССР и всесоюзные достижения.

На каждом соревновании количество очков, начисляемых за первые 16 мест, различно. Все зависит от ранга данного соревнования. Наиболее высоко оцениваются чемпионаты мира и Европы, далее идет группа ответственных международных соревнований, затем чемпионаты СССР и всесоюзные соревнования. Наименьшее количество очков дается за спортивные результаты на первенствах СССР среди юношей и девушек.

Такая система подведения итогов зимнего спортивного сезона позволяет объективно оценивать работу спортивных организаций страны по развитию высшего спортивного мастерства, их вклад в результаты выступлений на чемпионатах мира, Европы и крупнейших международных соревнованиях. Она позволяет оценить

 

работу спортивных организаций по подготовке олимпийского резерва, развитию спортивного мастерства в СДЮШОР и ДЮСШ.

В табл. 1 представлены итоги выступления конькобежцев ДСО и физкультурных организаций ведомств в соревнованиях зимнего спортивного сезона 1978/79 г. Для более наглядного определения и оценки работы команд конькобежцев мы сделали сравнение с результатами сезона 1977/78 г.

Как видно из таблицы, ЦС ДСО «Буревестник» по-прежнему в общекомандном зачете занимает первое место. Причем впервые за последние годы как мужчины, так и женщины набрали по своим группам наибольшее количество очков и вышли на первые места, тогда как в 1977/78 г. мужчины в командном зачете занимали третье место, а женщины — второе. Это несомненное продвижение вперед конькобежцев студенческого ДСО.

Всего в сезоне 1978/79 г. оценивалось по таблице очков 46 соревнований. В 38 из них конькобежцы ЦС ДСО «Буревестника» получили зачетные очки. Это лучший показатель из всех ДСО и физкультурных организаций ведомств. Так, ЦС ДСО «Зенит» набрал зачетные очки только в 30 соревнованиях из 46, ЦС ВФСО «Динамо» — в 33, ЦС ДСО «Труд» — в 35, а такие отстающие ДСО, как «Локомотив», «ФиС», «Водник», ВДСО «Трудовые резервы», получили зачетные очки лишь (соответственно) в 15, 12, 5 и 7 соревнованиях.

Спортсмены ЦС ДСО «Буревестник» заняли первые командные места по итогам выступлений на всех чемпионатах мира и Европы среди мужчин, женщин и юниоров, а также по группе международных соревнований среди взрослых и на чемпионатах СССР и всесоюзных соревнованиях среди мужчин и женщин. Однако третьи командные места по группе международных соревнований среди юниоров и юношей и на первенствах СССР среди юниоров, юношей и девушек свидетельствуют о недостатках в работе ЦС ДСО «Буревестник» по

Library   64   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало