Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Рис. 2

Рис. 3

льда и воздуха. Этот принцип и был заложен б основу механизма: разогнав маховик в начале выполнения упражнения, конькобежец в дальнейшем тратит усилия только на поддержание скорости его вращения.

Механизм дополнительного сопротивления (рис. 2) представляет собой решетку 1, на которой прикреплена ось 2 с маховиком 3. Вес маховика 15 килограммов, диаметр — 450 мм. По всей окружности маховика протянут ленточный тормоз 4, который с одной стороны прикреплен к тензокольцу 5, позволяющему точно дозировать нагрузку, а с другой стороны- — к пружинному механизму, позволяющему достигать различной степени прижатия ленточного

 

тормоза к окружности маховика и тем самым создавать дополнительное сопротивление. О степени прижатия можно судить по показаниям динамометра.

Проведенное предварительное исследование показало, что при дополнительном сопротивлении от 1,5 кг до 0,25 кг время работы на тренажере составляет от 30 сек. до 20 мин.

По обе стороны от маховика присоединены храповик 6, барабан для намотки гибкой тяги 7 и механизм возврата 8. Барабаны, в свою очередь, соединены гибкой тягой с каретками через блоки-ролики. Храповики расположены таким образом, чтобы конькобежец, выполняя упражнение, мог поддерживать скорость вращения маховика. Механизм возврата представляет собой полый цилиндр, в котором размещена ленточная пружина. Один конец пружины прикреплен к основанию цилиндра, а другой (через соединительную муфту) — к барабану. Выполняя упражнение, конькобежец раскручивает гибкую тягу с барабана и одновременно скручивает пружину в механизме возврата. К оси также прикреплен счетчик оборотов 9, который позволяет рассчитать работу, выполненную спортсменом.

Тренажер сделан так, чтобы при выполнении движения одной ногой каретка, на которой в это время находится вторая нога, была застопорена. Эту функцию выполняет переключатель кареток (рис. 3). Переключение происходит следующим образом: каретка, возвращаясь, ударяет по переключателю, имеющему с каждой стороны по зубцу. После удара переключатель вращается вокруг своей оси, освобождая застопоренную каретку и застопоривая каретку, возвращающуюся в исходное положение. К кареткам привинчиваются конькобежные ботинки (индивидуально для каждого спортсмена).

Конькобежец становится обеими ногами на каретки, при этом одна каретка застопорена, другая свободна. Двигая каретки по направляющим рельсам (назад-в сторону), спортсмен сможет развивать на тренажере при различном сопротивлении разные усилия. Задавая ту или иную величину сопротивления, мы можем направлять тренировочный процесс на развитие определенной стороны силовой подготовленности конькобежцев.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ В ФАЗЕ СВОБОДНОГО СКОЛЬЖЕНИЯ

   
Ю. А. Павловский, заслуженный тренер РСФСР; Ю. М. Чистяков, заслуженный тренер СССР, Ленинград
 

Общеизвестно, что одна из первостепенных задач спортивной тренировки — повышение технического мастерства. Как принято считать,

 

техническое мастерство конькобежца оценивается по трем основным критериям: эффективности, надежности и экономичности. В связи с

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

тем, что первым двум показателям в печати, на конференциях и на семинарах уделяется достаточно много внимания, мы попытаемся более подробно рассмотреть третий критерий — критерий экономичности. «Движение тела тем экономичнее, а следовательно, рациональнее, чем в большей мере организм использует для его выполнения реактивные и внешние силы и чем меньше ему приходится привносить активных мышечных добавок» (Н. А. Бернштейн, 1966 г.). Естественно, большей экономичности, лучшего расслабления мышц и более эффективной подготовки к отталкиванию в беге на коньках можно добиться в фазе свободного скольжения.

Многие специалисты согласны с тем. что после окончания активного разгибания голеностопного сустава большая часть мышц должна максимально расслабиться. В то же время некоторые тренеры до сих пор считают, что подтягивание свободной ноги не является следствием определенным образом выполненного отталкивания, а составляет самостоятельное движение. Нам нередко приходилось наблюдать, как во время тренировочных занятий тренеры юношеских групп изучали эту фазу в имитационных упражнениях отдельно, то есть вне бега. Из-за отсутствия разницы в скорости отдельных частей тела и продвижения вперед в работу, естественно, включались определенные группы мышц, которые в этой фазе при беге на коньках должны быть абсолютно расслаблены. А так как ритмика бега на коньках обусловлена взаимосвязью фаз, то происходило нарушение последующей фазы движения.

Несомненно, подведение свободной ноги — один из важных элементов бега, но это не значит, что направление движения свободной ноги, так называемую петлю, необходимо изучать отдельно как самостоятельный элемент, следить за ее выполнением независимо от отталкивания.

В практической работе тренеры мало внимания уделяют правильному выполнению второй половины фазы свободного скольжения, т. е. моменту группировки. Увлечение чрезмерным смещением, стремление как можно быстрее свалиться с плоскости полоза на внутреннее ребро и выполнять одноопорное скольжение только в упоре на внутреннем ребре, на наш взгляд, смазывает фазу свободного скольжения. Целесообразно ли это? Не гасим ли мы очень выгодный для экономии сил момент инерционного скольжения? Результаты испытаний, проведенные доцентами Ф. Л. Доленко и В. Н. Кисловым (1976) показали, что при переходе с плоскости лезвия конька на ребро условия скольжения существенно ухудшаются. Поэтому рекомендации об акцентировании внимания спортсменов и тренеров на быстром переводе конька с наружного ребра на внутреннее нецелесообразны. Многократная чемпионка мира

 

А. Кейлен-Дейлстра уже в момент постановки конька на лед при беге на 1500 м и более длинные дистанции располагала его на плоскости лезвия и сохраняла его в таком положении до начала маха свободной ногой или даже до момента группировки. В результате увеличивалось время скольжения в оптимальных условиях, улучшалось «генеральное ускорение», столь эффективно используемое ведущими скороходами мира.

Наши наблюдения показали, что совершенствовать указанные элементы техники движений можно не только на льду, но и на специальных тренажерах в летнее время. К сожалению, многие современные тренажеры, приспособления рассчитаны в основном на развитие силовых качеств (как общих, так и специальных) и мало способствуют развитию и шлифовке технического мастерства. Не все и не всегда наши ученики осмысленно выполняют то или иное движение, а это, как правило, приводит к излишнему накачиванию мышечных групп, пассивно участвующих непосредственно в беге на коньках.

Наряду с положительными качествами многие применяемые летом упражнения привносят серьезные погрешности в технику бега, притупляют у спортсмена «чувство льда», приобретенное зимой. Избавиться же от приобретенных за лето ошибок в кратковременный ледовый период тренировки не хватает времени. В связи с этим мы хотим предложить амортизационное устройство (см. рисунок), которое, на наш взгляд, позволит спортсменам и тренерам в короткий срок (при условии многократных повторений) освоить следующие необходимые движения: максимальное своевременное расслабление мышц; оптимальную группировку (своевременный приход на опору); ограничение выхода голени (конька) свободной ноги вперед. Такой выход должен следовать за перемещением общего центра массы (ОЦМ) тела; ограничением разгибания в коленном суставе, что даст возможность прочувствовать раннее полноценное разгибание и использовать при отталкивании тазобедренный сустав.

Попробуем разобраться в этом подробнее. Как известно, фаза свободного проката начинается с прекращения контакта конька со льдом. Отталкивание завершается эффективным разгибанием ноги в голеностопном суставе, активным выведением вперед ОЦМ тела скорохода с касанием льда внешней стороной полоза конька и последующей постановкой конька на плоскость. Выработанные навыки движения на тренажере не позволят медленно подводить ногу (рисовать петлю) к опоре, искусственно отводить ее назад за счет мышечных усилий. При соответствующем навыке четче выразится фаза отдыха, в результате чего повысится работоспособность мышц. Конькобежец быстрее придет в наиболее оптимальное

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

Амортизационное устройство для освоения необходимых движений.

положение равномерного распределения веса тела на опоре в фазе скольжения в динамическом равновесии и тем самым сможет начинать отталкивание в более выгодных условиях. Будет обеспечена правильная постановка свободной ноги на лед в направлениях движения ОЦМ, что позволит скороходу оптимально приблизить к опоре ОЦМ тела, а следовательно, и отдельные части его. Амортизаторное устройство не дает вышагивать, выкатывать конек до начала отталкивания, создает неудобства для уведения плеч в сторону и удаления ОЦМ тела от опоры до начала отталкивания.

Тренажер не только активизирует приведе-

 

ние свободной ноги в оптимальное положение (что позволяет максимально расслабить мышцы ноги и удлинить фазу отдыха), но и приводит к оптимальному положению скорохода для максимального увеличения инерционной силы. Некоторое натяжение амортизатора после постановки свободной ноги выведения ОЦМ тела будет сдерживать преждевременное разгибание ноги в коленном суставе.

Тренажер опробован сильнейшими скороходами Ленинграда. Его изготовление доступно самим спортсменам и тренерам. Амортизационное устройство можно использовать для работы в лесу, спортивном зале, на стадионе, в беге на роликовых и беговых коньках. Лучше всего работу на нем сочетать с имитацией бега на доске со скользящей поверхностью, которая имеет небольшой прогиб (ширина доски 2X2,5 м). К тренажеру легко приспособить сумку для свинцовых разновесов и съемный тормозящий щиток для работы на льду, изготовленный из оргстекла (500X Х600 мм) и установленный перпендикуляр к плоскости льда (предложение М.У. Хвана).

Мы уверены, что предложенное нами устройство поможет скороходам устранить многие погрешности, столь мешающие достижению современного уровня технического мастерства, сделать бег более экономичным, динамичным, добиться более естественных, свободных движений и в результате увеличить скорость бега.

 

 

КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

     

Чайкин В. В. «Экспериментально-педагогическое обоснование методики подготовки юных конькобежцев (10 — 12 лет) при обучении в специализированном классе общеобразовательной школы». Москва, 1978 г. Работа выполнена на кафедре теоретических основ физического воспитания Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской под руководством научного руководителя тов. Коваленко В. К. и научного консультанта тов. Панова Г. М.

Основная цель научно-исследовательской работы, выполненной автором, состояла в том, чтобы обосновать систему подготовки конькобежцев 10 — 12 лет при их обучении в специализированных классах общеобразовательной школы. В процессе исследования решались следующие задачи: изучение физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности юных конькобежцев 10 — 12 лет; разработка и экспериментальное обоснование плана учебно-тренировочного процесса для начинающих конькобежцев, обучающихся в спецклассах общеобразовательных школ; исследование эффективности занятий в специализированных классах по разработанной

 

автором методике; разработка научно-методических рекомендаций по работе с начинающими конькобежцами. Для решения указанных задач автор использовал современные педагогические и медико-биологические методы научного исследования. Педагогический эксперимент проводился в общеобразовательных школах г. Кирова. Выполненная работа позволила сделать следующие основные выводы:

1. Увеличение объема тренировочной нагрузки в занятиях с начинающими конькобежцами на 34% по сравнению с нормами, рекомендуемыми для учащихся ДЮСШ, при тех же соотношениях упражнений различной интенсивности возможно и целесообразно в условиях спецклассов общеобразовательной школы.

2. Наиболее рациональным режимом учебного дня в спецклассе по конькобежному спорту является такой, при котором соблюдается следующая последовательность действий: легкий завтрак; тренировка продолжительностью 60 — 80 мин. или урок физкультуры в школе; второй завтрак; учеба в школе; обед; отдых (прогулки, спокойные игры, сон), приготовление уроков в группе продленного дня и, в отдельные дни, вторая тренировка (90 — 120 мин.).

Library   54   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало