|
ное. Это важно для дальнейшей подготовки к последующим соревнованиям. Такие сведения нужны тренерам и руководителям команд с целью создания необходимых для конкретного спортсмена условий в день соревнований, в особенности для актуализации психологических возможностей спортсменов.
Нами составлена специальная анкета-опросник, в которой представлен набор суждений, отражающих в той или иной степени условия и ситуацию в день соревнований, а также некоторые особенности психологической подготовки к ним. Спортсмен отвечает на вопросы после соревнований — успешных и неуспешных. Тренеру совместно с учеником следует сделать качественный анализ полученных ответов, чтобы иметь ясное представление об особенностях успешного и неуспешного выступления ученика в соревновании, а также установить влияние некоторых психологических, педагогических и организационных факторов в день соревнований.
Набрав серию ответов на анкету по каждому спортсмену и тщательно проанализировав их, можно составить объективную картину предстартового состояния конькобежца. После этого следует разработать программу конкретных мероприятий для устранения отрицательных факторов и усиления роли положительных моментов в период непосредственной подготовки спортсмена к выступлению в соревнованиях. Приводим текст анкеты-опросника:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Соревновательная дистанция, лучший и планируемый результат в соревновании.
3. Значимость соревнований:
а) основные соревнования;
б) очень значимые;
в) значимые;
г) незначимые.
4. Оценка готовности к соревнованиям:
а) хорошо готов;
б) готов;
в) не совсем готов;
г) плохо готов.
5. Возникает ли чувство волнения и когда:
а) за много дней;
б) за один день;
в) в день соревнований (перед разминкой или после)..
6. Было ли желание участвовать в соревновании после разминки?
Если да, то какое:
а) сильное;
б) среднее;
в) слабое.
7. Чем были заполнены последние 3 — 4 часа перед разминкой?
8. Какова длительность (в мин.) разминки без коньков? Какова интенсивность:
а) большая;
б) средняя;
|
|
в) малая.
9. Какова длительность (в мин.), объем и интенсивность разминки на коньках?
10. Пробегаете ли отрезки на скорость и какие?
11. Чем предпочитаете заниматься после разминки?
12. Каково содержание мыслей перед стартом (вспоминаете ли прошлые удачи или неудачи и влияют ли они на данный старт)?
13. Предпочитаете ли находиться перед стартом в одиночестве или в обществе товарищей?
14. Если предпочитаете находиться в обществе товарищей, то вступаете ли с ними в контакты, поддерживая разговор, и пр.?
15. Обсуждаете ли после разминки с товарищами и тренером предстоящий забег или избегаете говорить на эту тему?
16. Вступаете ли в контакт с соперником по забегу?
17. Фиксируете ли свое внимание на определенных моментах действий в соревнованиях?
18. Сосредоточиваете ли свое внимание на: а) желаемой победе, б) сильной стороне соперника, в) лучшем своем результате, г) слабой стороне соперника, д) худшем своем результате, е) избегании неудачи?
19. Нуждаетесь ли в особом одобрении и поддержке со стороны тренера, товарищей, знакомых в день соревнований?
20. Как относитесь к незнакомому месту проведения соревнований:
а) положительно,
б) отрицательно,
в) нейтрально.
21. Составляете ли тактический план выступлений на соревнованиях?
Когда:
а) за несколько дней,
б) за один день,
в) перед разминкой,
г) после разминки.
22. Как реагируете на состав и реакцию зрителей:
а) положительно,
б) отрицательно,
в) нейтрально.
23. В какое время суток чувствуете, что субъективно способны показать лучший результат:
а) в 8 — 12 час, б) в 12 — 17 час, в) в 17 — 21 час?
24. Придает ли вам запас сил участие в вашем забеге:
а) более сильного соперника,
б) более слабого соперника,
в) равного по силе соперника,
г) высокий результат вашего соперника в предыдущем забеге,
д) высокий результат вашего товарища по команде,
|
|