Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ратура поверхности льда меньше температуры плавления (v0 < ТПЛ2).

Оплавление льда под коньком начинает происходить в точке С, находящейся на некотором расстоянии (l1 = Vtm) от передней точки А контакта (рис. 2).

В рассматриваемом случае на линии АС конька наблюдается контакт лезвия с твердым льдом, а на линии СВ конька поверхность контакта конек — лед разделена прослойкой воды.

Случай 3 (tm > l/v )

Этот случай соответствует процессу скольжения конька по льду при очень низкой температуре, когда оплавления льда под коньком не происходит.

Наибольшее значение температуры, при которой на границе контакта конек — лед оплавления наблюдаться не будет, можно определить из выражения:

.                    (6)

При скольжении конька по льду по мере оплавления льда в области контакта происходит погружение задней части лезвия конька в воду, так как несущей способностью обладает лишь пленка воды толщиной в десятые доли микрона.

Анализ полученных результатов показывает, что процессы оплавления льда под коньком, а следовательно, и значение сил сопротивления, возникающих на границе контакта конек — лед при скольжении, можно заранее прогнозировать. Иными словами, для каждого конкретного случая скольжения конька по льду можно создавать оптимальные (с точки зрения наименьшего сопротивления скольжению) условия оплавления льда под коньком. Конечным результатом будет достижение более высокой скорости скольжения на определенной дистанции и уменьшение времени забега.

Процессы оплавления льда под коньком зависят от:

1) интенсивности теплообразования (q);

2) распределения тепла на границе контакта конек — лед (в частности, от теплового потока q2, направленного в лед);

   

Рис. 1

 

Рис. 2

 

3) начальной температуры льда (v0) и его теплофизических характеристик (2 , С2, 2);

4) состояния поверхности,льда;

5) длины контактной зоны конька (l).

Таким образом, исходными данными для выбора оптимального лезвия конька являются начальная температура и состояние поверхности льда, а также вес и средняя скорость скольжения спортсмена на определенной дистанции. Управляемые факторы: длина контактной зоны и ширина лезвия конька, марка материала лезвия конька с заданным комплексом теплофизических свойств, теплоизоляция боковых поверхностей лезвия.

Для построения соответствующих номограмм необходимо организовать широкие исследования зависимостей коэффициента трения от скорости, удельного давления, начальной температуры и состояния поверхности льда на установке, имитирующей близкие к реальным условия скольжения.

 

 

АНКЕТА-ОПРОСНИК ПО СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

   
И. А. Юров, ГДОИФК. им. П. Ф. Лесгафта, Ленинград
 

В практике спорта очень важно учитывать различные параметры педагогического, психологического и организационного характера, влияющие на достижение результата в день

 

соревнований. Спортсменам необходимо объективизировать те соревновательные ситуации, в которых был достигнут высокий результат и в которых выступление признано как неудач-

Library   49   Up


Contents

 

Home
 

ное. Это важно для дальнейшей подготовки к последующим соревнованиям. Такие сведения нужны тренерам и руководителям команд с целью создания необходимых для конкретного спортсмена условий в день соревнований, в особенности для актуализации психологических возможностей спортсменов.

Нами составлена специальная анкета-опросник, в которой представлен набор суждений, отражающих в той или иной степени условия и ситуацию в день соревнований, а также некоторые особенности психологической подготовки к ним. Спортсмен отвечает на вопросы после соревнований — успешных и неуспешных. Тренеру совместно с учеником следует сделать качественный анализ полученных ответов, чтобы иметь ясное представление об особенностях успешного и неуспешного выступления ученика в соревновании, а также установить влияние некоторых психологических, педагогических и организационных факторов в день соревнований.

Набрав серию ответов на анкету по каждому спортсмену и тщательно проанализировав их, можно составить объективную картину предстартового состояния конькобежца. После этого следует разработать программу конкретных мероприятий для устранения отрицательных факторов и усиления роли положительных моментов в период непосредственной подготовки спортсмена к выступлению в соревнованиях. Приводим текст анкеты-опросника:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Соревновательная дистанция, лучший и планируемый результат в соревновании.

3. Значимость соревнований:

а) основные соревнования;

б) очень значимые;

в) значимые;

г) незначимые.

4. Оценка готовности к соревнованиям:

а) хорошо готов;

б) готов;

в) не совсем готов;

г) плохо готов.

5. Возникает ли чувство волнения и когда:

а) за много дней;

б) за один день;

в) в день соревнований (перед разминкой или после)..

6. Было ли желание участвовать в соревновании после разминки?

Если да, то какое:

а) сильное;

б) среднее;

в) слабое.

7. Чем были заполнены последние 3 — 4 часа перед разминкой?

8. Какова длительность (в мин.) разминки без коньков? Какова интенсивность:

а) большая;

б) средняя;

 

в) малая.

9. Какова длительность (в мин.), объем и интенсивность разминки на коньках?

10. Пробегаете ли отрезки на скорость и какие?

11. Чем предпочитаете заниматься после разминки?

12. Каково содержание мыслей перед стартом (вспоминаете ли прошлые удачи или неудачи и влияют ли они на данный старт)?

13. Предпочитаете ли находиться перед стартом в одиночестве или в обществе товарищей?

14. Если предпочитаете находиться в обществе товарищей, то вступаете ли с ними в контакты, поддерживая разговор, и пр.?

15. Обсуждаете ли после разминки с товарищами и тренером предстоящий забег или избегаете говорить на эту тему?

16. Вступаете ли в контакт с соперником по забегу?

17. Фиксируете ли свое внимание на определенных моментах действий в соревнованиях?

18. Сосредоточиваете ли свое внимание на: а) желаемой победе, б) сильной стороне соперника, в) лучшем своем результате, г) слабой стороне соперника, д) худшем своем результате, е) избегании неудачи?

19. Нуждаетесь ли в особом одобрении и поддержке со стороны тренера, товарищей, знакомых в день соревнований?

20. Как относитесь к незнакомому месту проведения соревнований:

а) положительно,

б) отрицательно,

в) нейтрально.

21. Составляете ли тактический план выступлений на соревнованиях?

Когда:

а) за несколько дней,

б) за один день,

в) перед разминкой,

г) после разминки.

22. Как реагируете на состав и реакцию зрителей:

а) положительно,

б) отрицательно,

в) нейтрально.

23. В какое время суток чувствуете, что субъективно способны показать лучший результат:

а) в 8 — 12 час, б) в 12 — 17 час, в) в 17 — 21 час?

24. Придает ли вам запас сил участие в вашем забеге:

а) более сильного соперника,

б) более слабого соперника,

в) равного по силе соперника,

г) высокий результат вашего соперника в предыдущем забеге,

д) высокий результат вашего товарища по команде,

 
Library   50   Up


Contents

 

Home
 

е) слабый результат вашего соперника в предыдущем забеге,

ж) слабый результат вашего товарища по команде?

25. Какова самая удобная (целесообразная) для вас длительность времени от разминки до момента старта?

26. Обнаруживаете ли Вы у себя перед стартом состояние внутреннего конфликта, т. е. не возникают ли такие мысли, как: «А вдруг выступлю плохо, что тогда?»

27. Делаете ли вы легкие гимнастические упражнения и гипервентиляцию легких перед стартом?

28. Как относитесь к срыву старта своего, чужого:

 

а) отрицательно, б) положительно, в) нейтрально?

29. Последняя четкая мысль перед стартом?

30. Используете ли вы во время забега приемы самоорганизации и самомобилизации волевых усилий? Если да, то какие чаще всего из перечисленных:

а) сосредоточение на «технике» движения,

б) контроль за расслаблением мышц,

в) отвлечение на эмоционально-привлекательные объекты, мысли и представления,

г) самоубеждение,

д) самоободрение,

е) самоприказ.

 

 

В ПОМОЩЬ ТРЕНЕРУ И СПОРТСМЕНУ


ТРЕНАЖЕР ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ

   
В. А. Инкин, аспирант ГЦОЛИФК
 

Специфическая поза конькобежца, в которой он выполняет бег, вызывает затруднения в адекватном кровоснабжении мышц. В число лимитирующих факторов входят не только аэробные энергетические возможности (Г. М. Панов, 1970; В. С. Иванов, 1970; Н. И. Волков, 1970), но и способность работать длительное время при недостаточном снабжении мышц кислородом. Известно, что спортсмены, обладающие высоким уровнем аэробных функций и добивающиеся высоких результатов в легкоатлетическом беге, в езде на велосипеде, очень часто не могут добиться хороших результатов на коньках из-за недостаточного развития местной (локальной) мышечной выносливости.

Большое внимание при обучении конькобежцев уделяется силовой подготовке. Это связано с тем, что предъявляются большие требования к силе отталкивания, которую требуется поддерживать длительное время. Все это и послужило предпосылкой для создания специального тренажера-эргометра. С его помощью можно следить за уровнем повышения работоспособности в специфической для конькобежца позе-посадке, объективно управлять тренировочным процессом, проводить специальную силовую подготовку. При создании тренажера были использованы следующие критерии динамического соответствия средств силовой подготовки специализированному упражнению: 1) по амплитуде, и направлению движения; 2) по акцентируемому участку рабочей амплитуды

 

движения; 3) по величине динамического усилия; 4) по режиму мышечной деятельности.

Тренажерное устройство (рис. 1) состоит из механизма дополнительного сопротивления 1, направляющих рельс 2 и двух кареток 3.

Рис. 1

Идея создания такого типа механизма дополнительного сопротивления принадлежит старшему преподавателю ГЦОЛИФК С. М. Гордону. Он был и консультантом при создании этого тренажера. Особенность применения имени» такого механизма в тренажере для силовой подготовки конькобежцев заключалась в следующем: при беге на коньках спортсмен, разогнавшись, прикладывает силу для поддержания своей скорости при движении по инерции во время свободного скольжения. Скорость конькобежца частично падает из-за сопротивления

Library   51   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало