Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица 6

Примерные основные параметры тренировочной нагрузки для юношей и девушек
17 — 18 лет (кмс, мс)

Основные параметры тренировочных нагрузок

Юноши

Девушки

Количество тренировочных дней .............................................................

290 — 310

280 — 300

Количество занятий на льду ......................................................................

90 — 100

90 — 100

Общее время, затраченное на тренировочные занятия (час.) .................

800 — 900

650 — 700

Общее время, затраченное на специальную физическую
подготовку (час.) .........................................................................................

280 — 300

250 — 260

Общий километраж в беге на коньках ......................................................

2000 — 2800

1600 — 2000

Общий километраж в беге на роликах ......................................................

180 — 200

100 — 120

Прыжки и прыжковые упражнения (час.) ................................................

50 — 70

45 — 60

Имитация техническая (час.) .....................................................................

7 — 10

4 — 5

Имитация прыжковая (час.) .......................................................................

3 — 4

2 — 3

Работа на тренажерах (час.) .......................................................................

10 — 15

6 — 8

Пригибная ходьба (час.) .............................................................................

30 — 35

20 — 25

Кроссовый бег (час.) ..................................................................................

100 — 120

70 — 90

В том числе бег высокой интенсивности (час.) ......................................

15 — 20

10 — 15

Езда на велосипеде (км) .............................................................................

2000 — 3000

1000 — 1500

Темповый бег (км) ......................................................................................

80 — 100

45 — 60

Силовая подготовка (час.) ..........................................................................

35 — 40

20 — 25

Гребля, плавание и другие средства ОФП (час.) .....................................

18 — 25

18 — 25

Количество прикидок, контрольных соревнований по ОФП ................

6 — 8

6 — 8

Количество дней соревнований по конькам ...........................................

30 — 32

30 — 32

В том числе количество дней соревнований в многоборье ....................

10 — 12

10 — 12

 

 

чаев завышенными или, наоборот, заниженными для юных спортсменов. Творчество тренеров, направленное на развитие потенциальных возможностей организма молодых спортсменов, в данном случае всегда будет уместным. Видимо, в тех ДЮСШ, где юные конькобежцы имеют возможность тренироваться на катке с искусственным льдом, объем тренировочных занятий на льду будет значительно больше. Там, где такой возможности нет, целесообразно этот пробел восполнить катанием на роликовых коньках.

Для детей 10 — 12 лет, например, необходимо изыскивать возможности проведения занятий в игровой форме, чаще практиковать проведение тренировок на хоккейных кортах с использованием хоккейных коньков.

 

В возрасте 13 — 14 лет подростки должны в совершенстве владеть техникой бега на коньках, с тем чтобы в 15 — 16 лет у них появлялась реальная возможность тренироваться, применяя большие объемы физических нагрузок, не затрачивая времени на ломку создавшегося двигательного стереотипа. По нашему мнению, для детей 10 — 12 лет целесообразно ограничить высокоинтенсивные тренировочные нагрузки (пульс 190 уд/мин и выше) 2% от всего объема времени, затрачиваемого на тренировки в течение года, для подростков 13 — 14 лет — 3%, для юношей 15 — 16 лет — 4% и, наконец, для юношей 17 — 19 лет — 6% от общего времени тренировок.

 

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ


СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СПРИНТЕРОВ

   
В. А. Коваленко, В. А. Муратов
 

Конькобежцы-спринтеры соревнуются в беге на двух дистанциях: 500 и 1000 м. Поэтому каждому спортсмену необходимо уделять боль-

 

шое внимание прежде всего развитию тех факторов физической, технической и функциональной подготовленности, которые лимитируют

Library   14   Up


Contents

 

Home
 

результативность в беге на эти дистанции. Известно, что результаты в спринтерском беге во многом завсят от уровня развития скоростно-силовых качеств конькобежцев.

По мнению Ю. В. Верхошанского, способность к скоростносиловым проявлениям следует понимать не как производное от силы и быстроты, а как самостоятельное качество, которое должно быть поставлено в один ряд с быстротой, силой, выносливостью и развитие которого требует адекватных, присущих только ему средств и методов тренировки.

Исследования В. В. Кузнецова, Ю. В. Верхошанского, В. М. Дьячкова показывают, что в процессе воспитания специальных скоростно-силовых качеств необходимо решать две задачи: повышение скоростно-силового потенциала основных мышечных групп и увеличение степени его использования при выполнении основного упражнения, т. е. в беге на коньках. Для решения этих задач, а также с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо постоянно контролировать уровень развития скоростно-силовых качеств конькобежцев.

Для осуществления такого контроля используется определение прыгучести спортсменов (выпрыгивание вверх с помощью рук из положения, характерного для посадки конькобежца). Под прыгучестью в спортивной практике понимается способность человека выполнять мощное отталкивание, т. е. проявлять значительную по величине силу за короткое время. Прыгучесть в существенной мере отражает уровень скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Мы измеряли прыгучесть при отталкивании двумя ногами и одной ногой.

При проведении теста испытуемый находился на резиновом коврике, имеющем специальное контактное устройство. При отрыве ног от коврика включался миллисекундомер Ф-209, при приземлении на коврик он останавливался. Каждый спортсмен выполнял 3 попытки, а для анализа брался лучший результат.

Данные первого года наблюдений показали, что в подготовительном периоде наибольшая величина времени полета при отталкивании двумя ногами (от момента отрыва ног от опоры и до приземления на опору) была зафиксирована в октябре, а наименьшая — в сентябре. В .соревновательном периоде время выпрыгивания как с двух ног, так и с одной ноги, оказалось ниже, чем в подготовительном периоде. Анализ выполненной тренировочной нагрузки в соревновательном периоде показал, что снижение общего уровня скоростно-силовых качеств спринтеров, зарегистрированного по уменьшению времени выпрыгивания, было связано с отсутствием в необходимом объеме специальных скоростно-силовых упражнений, выполняемых как на льду, так и во время общефизической подготовки.

 

В связи с этим мы поставили задачу — продолжить скоростно-силовую подготовку и в соревновательном периоде. При этом целью тренировки было не дальнейшее развитие скоростно-силовых качеств, а их удержание на уровне, достигнутом в подготовительном периоде. Упражнения в соревновательном периоде носили динамический характер. Часто использовались отягощения (жилеты, пояса, мешки с песком и др.). Применение различных отягощений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств (силового или скоростного).

Для управления тренировочным процессом спринтеров на втором году экспериментальной работы мы проводили педагогическое тестирование. Спортсмены выполняли такие упражнения, как многоскоки, тройной прыжок с места, прыжки через барьер на время (высота барьера 93 см, регистрировалось время 30 прыжков), приседания со штангой на плечах со средним и максимальным весом. Значительную информацию о силовой подготовке спортсменов мы получили от измерения абсолютной и относительной силы мышц ног при помощи специально оборудованных станков.

В период летней подготовки широко применялось выполнение упражнений с небольшими отягощениями (пояс, жилет), бег в гору, прыжковая имитация на подъеме в гору (15 — 20°), бег по песку. С целью облегчения сопротивления и увеличения быстроты движений выполнялись упражнения (бег, прыжки) на небольшом спуске с горы (3 — 4°).

При выполнении специально-вспомогательных упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц и мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% от максимума.

Необходимо особо остановиться на интенсивности выполнения специальных упражнений с утяжеленными и облегченными сопротивлениями. В данном случае, как показали многочисленные экспериментальные исследования на квалифицированных спортсменах, целесообразно применять в основном около предельную интенсивность. Объясняется это тем, что при преодолении сопротивлений, величина которых больше или меньше соревновательной, с околопредельной интенсивностью создаются наиболее оптимальные условия для стимулирования развития скоростно-силовых качеств.

При выполнении статических упражнении интенсивность напряжения может быть предельной (100%) и субпредельной (90 — 95%). Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе,, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может возрастать.

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнялось то или иное упражнение в начале тренировочного занятия.

В ходе круглогодичной тренировки конькобежцев-спринтеров может наступить и такой момент, когда спортсмен уже достиг высокого уровня скоростно-силовой подготовленности, дальнейшее развитие «взрывной» силы прекращается. Однако впереди могут быть еще главные соревнования. В этом случае необходимо

 

выполнять упражнения скоростно-силового характера для удержания достигнутого уровня развития «взрывной» силы.

При направленном круглогодичном применении специальных скоростно-силовых упражнений в тренировке спринтеров создаются условия для неуклонного повышения скоростно-силовых качеств в подготовительном периоде и удержания его на достигнутом уровне в соревновательном периоде. Это позволяет конькобежцам стабильно выступать на всех основных соревнованиях зимнего спортивного сезона, добиваясь высоких результатов.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ТРЕНИРОВКЕ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
П. В. Смирнова, кандидат педагогических наук; В.
С. Воеводкина, заслуженный тренер РСФСР; В. И. Гиряев
 

Спортивная практика показывает, что уровень подготовленности конькобежцев с каждым годом становится все выше. В теории и практике спортивной тренировки в последние годы стала особенно актуальна проблема управления тренировочным процессом. При этом важно непрерывно получать информацию о состоянии тренированности спортсмена. Кроме лабораторной оценки функционального состояния человека при динамической работе большое значение имеет оценка состояния специальной тренированности в том или ином виде спорта.

В скоростном беге на коньках только в последнем десятилетии исследованию этой проблемы посвящены многие работы (В. А. Орлов, Г. Н. Панов, В. С. Иванов, Г. К. Подарь и др.). Были выявлены факторы, лимитирующие результативность в конькобежном многоборье, рекомендованы четыре группы тестов для определения специальной подготовленности конькобежцев, разработана программа соревнований пo общефизической подготовке детей разного возраста, введены критерии оценки специальной работоспособности по критической мощности и физической работоспособности, по скорости бега при пульсе 170 уд/мин. О. Б. Добровольским предложен специфический тест физической готовности (ТФГ) конькобежца, показатель которого определяется по ответной реакции (пульсу) организма на дозированную нагрузку (сб. «Конькобежный спорт», 1977, вып. 1).

В нашем исследовании решались следующие задачи: а) определить уровень физической готовности конькобежцев ОГИФКа на этапах подготовительного периода; б) исследовать динамику данного показателя; в) выявить взаимосвязь показателя теста физической готовнос-

 

ти с направленностью тренировочных нагрузок.

Для решения поставленных задач определялись величины данного теста на занятиях по повышению спортивного мастерства (после дня отдыха) 7 апреля, 6 мая, 16 июня, 20 сентября 1978 года. Кроме того, данные показатели определялись в течение двадцати дней (с 10 по 31 мая) на каждом тренировочном занятии после 20-минутной разминки общеразвивающего характера. Обследовалось 46 студентов ОГИФКа, в том числе 6 мастеров спорта, 12 кандидатов в мастера спорта, 24 конькобежца I разряда и 4 конькобежца II разряда.

Средний показатель данного теста увеличивался с апреля по сентябрь (табл. 1), т. е. физическая готовность конькобежцев улучшилась. При этом замечено, что на всех этапах обследования уровень физической готовности конькобежцев-мужчин выше, чем конькобежцев-женщин.

Таблица 1

Динамика результатов (усл. ед.) теста физической готовности конькобежцев ОГИФКа (средние величины) на этапах подготовительного периода

Этапы обследования (месяц)

Статистические данные (М+m)

Мужчины

Женщины

Апрель ............

Май .................

Июнь ...............

Сентябрь .........

84,0±2,09

91,2±1,64

97,6±2,20

108,4±2,17

79,3±2,12

88,6±1,41

93,8±1,64

105,4±2,05

Library   16   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало