Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

НОРМИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ДЛЯ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

   
В. Г. Половцев, кандидат биологических наук, Белорусский государственный институт физической культуры, Минск
 

Рационализация тренировочных нагрузок для юных конькобежцев с каждым годом приобретает все большее значение. Это вызвано тем, что тренировки большого объема и интенсивности пока еще не оправдали себя в отечественной системе подготовки резерва для большого спорта. Юные рекордсмены никогда не становились лидерами сборной команды страны, хотя и поражали своей результативностью.

И тем не менее опыт работы в ГДР и некоторых других странах свидетельствует о том, что для некоторых юных конькобежцев, находящихся под неослабным врачебно-педагогическим контролем, повышение объема и интенсивности нагрузок оправдано. Юные спортсмены, относящиеся к этой категории и прошедшие тщательный отбор, успешно конкурируют с ведущими взрослыми конькобежцами Европы и мира на всех крупнейших соревнованиях. Видимо, при условии квалифицированной медико-биологической и педагогической опеки такая практика может быть использована в определенных конькобежных центрах. Разумеется, слепое копирование подобных методов тренировки может нанести непоправимый вред развитию конькобежного спорта в стране.

Мы предприняли попытку проанализировать функциональные возможности организма детей, подростков и юношей при выполнении ими различных нагрузочных режимов и дать свои практические рекомендации тренерам ДЮСШ. Для выявления физической работоспособности юных конькобежцев использовался электровелоэргометр. Для каждого испытуемого опытным путем подбиралась величина сопротивления в процессе 15-минутного педалирования.

Полученные данные свидетельствуют о том, что физическая работоспособность детей 10 — 12 лет при ЧСС, равной 150 — 160 уд/мин, в 9 раз меньше, чем работоспособность взрослых (19 лет и старше) квалифицированных спортсменов. Для поддержания ЧСС в диапазоне 153,2±4,32 уд/мин детям вполне достаточна нагрузка 100 кГм. Взрослым же для этого необходима нагрузка 900 кГм. Характерно, что динамика прироста мощности работы при заданной ЧСС осуществлялась не по линейным законам и подвергалась определенной вариативности в зависимости от возраста и квалификации испытуемых: 13 — 14 лет — 300 кГм; 15 — 16 лет — 600 кГм; 17 — 18 лет — 850 кГм.

Не придавая решающего значения подобного рода исследованиям, все же можно наме-

 

тить ориентировочные модели нагрузочных режимов для юных конькобежцев. Объем только умеренной работы для детей 11 — 12 лет должен быть примерно в 6 раз меньше, чем для юношей 15 — 16 лет, и в 8 — 9 раз больше, чем для юношей старшего возраста.

При анализе пульсовых реакций на дозированную мышечную работу некоторые исследователи отмечали, что абсолютный и относительный прирост ЧСС тем значительнее, чем более выражена брадикардия у спортсменов. По мнению В. В. Розенблата, ошибочно оценивать величину пульсовых реакций по отношению к исходным величинам. Поэтому при выполнении предельных физических нагрузок, дозируемых по времени, пульсовая стоимость может быть тем значительнее, чем реже исходная ЧСС у спортсмена. Это обстоятельство уже заранее предопределяет возможность ошибки в расчетах в пользу взрослых высококвалифицированных спортсменов. Поэтому при определении пульсовой стоимости работы и восстановления мы использовали показатели тренировочных нагрузок, выраженных как в секундах, так и в метрах.

Из табл. 1 видно, что одинаково дозированная тренировочная нагрузка, выраженная в метрах, предъявляет к сердечно-сосудистой системе молодых конькобежцев и особенно новичков более серьезные требования, чем к сердечно-сосудистой системе взрослых спортсменов. Например, пульсовая стоимость легкоатлетического бега на 400 м составляет у новичков 11 — 12 лет 121,1 удара, у 15 — 16-летних конькобежцев-разрядников — 116,3 и у взрослых спортсменов — 103,6 удара. Аналогичные различия получены в беге на роликах (200 м) и коньках (400, 800, 1200 м), а также в пригибной ходьбе на 200 м. Более высокая пульсовая стоимость прыжковой имитации у квалифицированных взрослых спортсменов, по-видимому, обусловлена наиболее полной мобилизацией возможностей сердечно-сосудистой системы и нервно-мышечного аппарата. Конькобежцы-разрядники выполняют привычные им упражнения с большой амплитудой движений и мощным отталкиванием. Начинающие юные конькобежцы воспроизводят эти упражнения, переступая с ноги на ногу, хотя и в том и другом случае ЧСС достигает предельных величин.

Принимая во внимание более высокую степень пульсовой стоимости восстановления у детей и подростков, которая может быть в 1,5 — 2 раза выше, чем у взрослых, можно себе пред-

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

ставить тяжесть тренировочных нагрузок, рекомендуемых программными документами для начинающих спортсменов. Несложный арифметический подсчет показывает, что предлагаемый методическими пособиями годовой объем бега на коньках (620 км) для 11 — 12-летних детей по своему физиологическому воздействию на сердечно-сосудистую систему значительно больше того, который предусмотрен нормативными требованиями для 15 — 16-летних разрядников (1180 км) и особенно для взрослых спортсменов. Это, естественно, противоречит идее возрастания нагрузочных режимов с возрастом и ростом квалификации спортсменов.

По данным С. К. Макурина и В. Г. Половцева, максимальные аэробные возможности у

 

юных конькобежцев значительно меньше, чем аналогичные показатели у взрослых спортсменов. Однако тренировочные занятия в беге на коньках в большей степени являются нагрузочными для молодых малоквалифицированных конькобежцев, в результате которых сердечнососудистая и дыхательная системы эксплуатируются тем значительнее, чем меньше возраст испытуемых. Так, во время обычных тренировочных занятий потребление кислорода у детей 10 — 12 лет составляет в среднем.64% от МПК, у 13 — 14-летних подростков — 59%, у юношей 15 — 16лет — 54% и у спортсменов 17 — 18 лет — 52%, что не отвечает требованиям перспективной подготовки молодых и особенно начинающих конькобежцев.

 

Таблица 1

Пульсовая стоимость тренировочных упражнений, выполняемых взрослыми я юными конькобежцами

Наименование упражнений

Статистические показатели

Пульсовая стоимость работы

11 — 12 лет(n=8)

15 — 16 лет (n=12)

19 лет и старше (n=10)

р

Гимнастические упражнения (5 мин.)

_
М

±S


289,6
10,24


300,7
11,33


275,6
12,14

>0,05

Легкоатлетический бег на 400 м (быстро)

_
М

±S
 t


121,1
3,32
95 — 100


116,3
4,11
60 — 66


103,6
2,31
54 — 60

<0,05

Бег на роликовых коньках на 200 м (быстро)

_
М

±S
 t


73,4
1,32
45 — 52


63,2
1,09
30 — 35


55,3
1,14
27 — 33

<0,05

Бег на коньках на 800 м (разминка)

_
М

±S
 t


175,9
2,33
140 — 160


131,0
2,09
90 — 98


124,3
1,08
86 — 92

<0,05

Бег на коньках на 400 м (сильно

_
М

±S
 t


113,3
2,33
59 — 68


79,8
1,77
36 — 40


70,3
1,18
34 — 37

<0,05

Катание на коньках

М

±S
 t


269,8
2,01
190 — 210


180,8
1,24
112 — 122


163,3
1,02
102 — 106

<0,05

Имитация прыжками в течение 1 мин. (темп 75 шагов в минуту)

_
М

±S


108,7
1,24


114,2
1,09


122,3
1,11

<0,05

Имитация техническая в течение 2 мин. (темп 54 шага в минуту)

_
М

±S


186,5
1,06


170,8
0,70


164,9
1,04

<0,05

Пригибная ходьба 200 м (темп 45 шагов в минуту)

_
М

±S
 t


139,6
2,14
69 — 75


116,4
1,62
59 — 66


112,8
2,19
58 — 62

<0,05

Примечание: t — время работы, выраженное в сек.

Library   11   Up


Contents

 

Home
 

Объем и интенсивность тренировочных нагрузок для общей массы юных конькобежцев должны в какой-то мере отражать действительные функциональные возможности их организма, а не строиться на эмпирических началах, внешних впечатлениях, сомнительных данных о чрезвычайно высоких свойствах детского и подросткового организма (на примере выдающих-

 

ся юных спортсменов). Да, есть, конечно, и будут появляться, молодые, одаренные в физическом отношении спортсмены. Но ведь никому еще не приходило в голову усложнять школьные программы для всей массы школьников, подстраивая их под вундеркиндов.

Вполне возможно, что представляемые нами ниже рекомендации окажутся в ряде слу-

 

Таблица 2

Примерное количество тренировочных дней и продолжительность одноразовых занятий (мин.) для юных конькобежцев в течение года

Месяцы

Возраст конькобежцев

10 — 12 лет

13 — 14 лет

15 — 16 лет

17 — 18 лет

Тренировочных дней

Минут

Тренировочных дней

Минут

Тренировочных дней

Минут

Тренировочных

дней

Минут

Май ..............

16

60

16

90

20

120

24

130

Июнь ............

16

90

18

100

20

120

26

140

Июль ............

16

90

18

120

20

140

26

180

Август ..........

16

90

20

120

24

140

26

180

Сентябрь .....

16

90

20

120

24

140

26

160

Октябрь .......

18

90

20

120

24

140

26

160

Ноябрь .........

20

90

20

120

24

140

26

160

Декабрь .......

20

90

20

120

24

140

26

160

Январь .........

20

90

20

120

24

140

26

150

Февраль ......

20

90

20

120

24

120

24

140

Март ............

16

90

16

120

20

120

22

140

Апрель ........

16

60

16

100

16

110

18

120

Таблица 3

Примерные основные параметры тренировочной нагрузки для детей 10 — 12 лет
(новички — I юношеский разряд)

Основные параметры тренировочных нагрузок

Мальчики

Девочки

Количество тренировочных дней ...............................................................

200 — 220

190 — 210

Количество занятий на льду .........................................................................

70 — 80

70 — 80

Общее время, затраченное на тренировочные занятия (час.) ...................

280 — 320

380 — 320

Общее время, затраченное на специальную подготовку (час.) .................

70 — 80

70 — 80

Общий километраж в беге на коньках .........................................................

250 — 300

200 — 280

Из них в хоккейном корте (км) .....................................................................

80 — 100

70 — 90

Общий километраж в беге на роликах ........................................................

25 — 45

30 — 40

Прыжки и прыжковые упражнения (часы) ................................................

30 — 40

30 — 40

Бег равномерный, повторный в умеренном темпе (час.) ..........................

18 — 25

16 — 20

Кроссовый бег (час.) .....................................................................................

18 — 22

16 — 20

Бег средней и высокой интенсивности (час.) ............................................

2 — 3

2 — 3

Силовые упражнения (час.) .........................................................................

10 — 15

5 — 10

Специальные упражнения — имитация, пригибная ходьба и т. п. (час)

6 — 8

5 — 7

Игры, эстафеты (час.) ...................................................................................

25 — 30

25 — 30

Турпоходы, пешие прогулки и т. п. (час.) ...................................................

30 — 40

30 — 40

Плавание и другие средства ОФП (час.) ....................................................

10 — 12

10 — 12

Количество контрольных соревнований по ОФП ....................................

3 — 4

3 — 4

Количество дней соревнований по конькам ..............................................

12 — 16

12 — 16

 

Library   12   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 4

Примерные основные параметры тренировочной нагрузки для юношей и девушек
13 — 14 лет
(I юношеский разряд, II разряд)

Основные параметры тренировочных нагрузок

Юноши

Девушки

Количество тренировочных дней ...............................................................

220 — 240

210 — 280

Количество занятий на льду ........................................................................

75 — 80

75 — 80

Общее время, затраченное на тренировочные занятия (час.) ...................

400 — 480

400 — 480

Общее время, затраченное на специальную подготовку (час.) .................

130 — 160

130 — 160

Общий километраж в беге на коньках ........................................................

500 — 600

400 — 500

Общий километраж в беге на роликах .......................................................

60 — 85

50 — 65

Прыжки и прыжковые упражнения (час.) ..................................................

40 — 50

40 — 50

Кроссовый бег (час.) .....................................................................................

25 — 30

20 — 25

Езда на велосипеде (км) ...............................................................................

700 — 1000

400 — 600

Темповый бег (км) ........................................................................................

25 — 30

18 — 20

Силовая подготовка. Упражнения со штангой, силовые
упражнения (час.) .........................................................................................

20 — 25

14 — 17

Специальные упражнения — имитация, пригибная ходьба
и т. п. (час.) ....................................................................................................

10 — 15

10 — 12

Турпоходы, маршброски и т. п. (час.) .........................................................

20 — 30

20 — 30

Плавание и другие средства ОФП ...............................................................

15 — 25

15 — 25

Игры, эстафеты, подвижные игры ...............................................................

15 — 35

25 — 30

Количество прикидок и контрольных соревнований по ОФП ................

4 — 6

4 — 6

Количество дней соревнований по конькам ..............................................

18 — 20

18 — 20

Таблица 5

Примерные основные параметры тренировочной нагрузки для юношей и девушек
15 — 16 лет
(I — II разряд)

Основные параметры тренировочных нагрузок

Юноши

Девушки

Количество тренировочных дней ..............................................................

250 — 280

240 — 260

Количество занятий на льду .......................................................................

90 — 95

85 — 90

Общее время, затраченное на тренировочные занятия (час.) .................

550 — 650

500 — 550

Общее время, затраченное на специальную подготовку (час.) ...............

220 — 230

200 — 210

Общий километраж в беге на коньках .......................................................

1300 — 1500

1000 — 1100

Общий километраж в беге на роликах ......................................................

100 — 160

80 — 100

Прыжки и прыжковые упражнения (час.) ................................................

45 — 60

45 — 50

Имитация техническая (час.) ......................................................................

6 — 8

3 — 4

Имитация прыжковая (час.) ........................................................................

2 — 3

1,5 — 2

Пригибная ходьба (час.) ..............................................................................

20 — 25

10 — 12

Кроссовый бег (час.) ...................................................................................

70 — 80

60 — 70

В том числе бег высокой интенсивности (час.) .......................................

10 — 12

6 — 8

Езда на велосипеде (км) ..............................................................................

1500 — 2000

800 — 1000

Темповый бег (км) .......................................................................................

50 — 60

30 — 40

Силовая подготовка (штанга, силовые упражнения) (час.) .....................

30 — 40

20 — 25

Плавание, гребля и другие средства ОФП (час.) ......................................

18 — 25

18 — 25

Спортивные игры, эстафеты (час.) ............................................................

25 — 35

15 — 20

Количество прикидок и контрольных соревнований по ОФП ..............

4 — 6

4 — 6

Количество дней соревнований по конькам ............................................

26 — 28

26 — 28

В том числе количество дней соревнований в многоборье ....................

8 — 10

8 — 10

 

 
Library   13   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 6

Примерные основные параметры тренировочной нагрузки для юношей и девушек
17 — 18 лет (кмс, мс)

Основные параметры тренировочных нагрузок

Юноши

Девушки

Количество тренировочных дней .............................................................

290 — 310

280 — 300

Количество занятий на льду ......................................................................

90 — 100

90 — 100

Общее время, затраченное на тренировочные занятия (час.) .................

800 — 900

650 — 700

Общее время, затраченное на специальную физическую
подготовку (час.) .........................................................................................

280 — 300

250 — 260

Общий километраж в беге на коньках ......................................................

2000 — 2800

1600 — 2000

Общий километраж в беге на роликах ......................................................

180 — 200

100 — 120

Прыжки и прыжковые упражнения (час.) ................................................

50 — 70

45 — 60

Имитация техническая (час.) .....................................................................

7 — 10

4 — 5

Имитация прыжковая (час.) .......................................................................

3 — 4

2 — 3

Работа на тренажерах (час.) .......................................................................

10 — 15

6 — 8

Пригибная ходьба (час.) .............................................................................

30 — 35

20 — 25

Кроссовый бег (час.) ..................................................................................

100 — 120

70 — 90

В том числе бег высокой интенсивности (час.) ......................................

15 — 20

10 — 15

Езда на велосипеде (км) .............................................................................

2000 — 3000

1000 — 1500

Темповый бег (км) ......................................................................................

80 — 100

45 — 60

Силовая подготовка (час.) ..........................................................................

35 — 40

20 — 25

Гребля, плавание и другие средства ОФП (час.) .....................................

18 — 25

18 — 25

Количество прикидок, контрольных соревнований по ОФП ................

6 — 8

6 — 8

Количество дней соревнований по конькам ...........................................

30 — 32

30 — 32

В том числе количество дней соревнований в многоборье ....................

10 — 12

10 — 12

 

 

чаев завышенными или, наоборот, заниженными для юных спортсменов. Творчество тренеров, направленное на развитие потенциальных возможностей организма молодых спортсменов, в данном случае всегда будет уместным. Видимо, в тех ДЮСШ, где юные конькобежцы имеют возможность тренироваться на катке с искусственным льдом, объем тренировочных занятий на льду будет значительно больше. Там, где такой возможности нет, целесообразно этот пробел восполнить катанием на роликовых коньках.

Для детей 10 — 12 лет, например, необходимо изыскивать возможности проведения занятий в игровой форме, чаще практиковать проведение тренировок на хоккейных кортах с использованием хоккейных коньков.

 

В возрасте 13 — 14 лет подростки должны в совершенстве владеть техникой бега на коньках, с тем чтобы в 15 — 16 лет у них появлялась реальная возможность тренироваться, применяя большие объемы физических нагрузок, не затрачивая времени на ломку создавшегося двигательного стереотипа. По нашему мнению, для детей 10 — 12 лет целесообразно ограничить высокоинтенсивные тренировочные нагрузки (пульс 190 уд/мин и выше) 2% от всего объема времени, затрачиваемого на тренировки в течение года, для подростков 13 — 14 лет — 3%, для юношей 15 — 16 лет — 4% и, наконец, для юношей 17 — 19 лет — 6% от общего времени тренировок.

 

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ


СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СПРИНТЕРОВ

   
В. А. Коваленко, В. А. Муратов
 

Конькобежцы-спринтеры соревнуются в беге на двух дистанциях: 500 и 1000 м. Поэтому каждому спортсмену необходимо уделять боль-

 

шое внимание прежде всего развитию тех факторов физической, технической и функциональной подготовленности, которые лимитируют

Library   14   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало